Какое свойство материала цвет
Пытаясь достичь какого-то равновесия между ребёнком, работой и (не)здоровьем, я на какое-то время забросила проект “рациональный гардероб”. Но я скучаю, так что вот кое-что, обещанное давным-давно 🙂
Свойства цвета
Прежде всего можно разделить все колористическое многообразие на две большие группы: хроматические и ахроматические цвета. Хроматические («цветные») – содержащиеся в спектре и производные от них – цвета от красного до фиолетового и их высветленные или затемнённые вариации. Ахроматические («нецветные») – отсутствующие в спектре, образующиеся при отражении или поглощении всего спектра в равной степени – черный, белый и производный от них серый. Свойства этих групп цветов будут неодинаковы в силу различия в их природе. Но “хроматические-ахроматические” – пока ещё не свойства, это некие общие принципы.
Свойства цвета можно разделить на объективные и субъективные. Объективные свойства проистекают из понимания цвета как физического явления, пучка электромагнитных волн определённой длины/потока частиц определённой плотности. Субъективные факторы – это особенности человеческого зрения и восприятия, влияние цвета на психику человека, иллюзии цветового зрения.
Другими словами, есть световые волны разной длины, взаимодействующие друг с другом, поглощаемые поверхностями предметов и отражающиеся от них – и есть наблюдатель, глаз которого улавливает эти волны и предает сигнал мозгу, который преображает полученный сигнал в цветовое ощущение. Световые волны существуют сами по себе, помимо человека, они обладают свойствами, которые могут быть измерены при помощи колориметрических приборов, а затем могут быть выражены количественно. Эти свойства цвета называют основными (=объективными).
Но человек – не прибор, он не измеряет цвета, а реагирует на них эмоционально, присваивает оттенкам качества, которыми они на самом деле не обладают (например, холод, тяжесть и т.д.). Так появляются свойства цвета, обусловленные восприятием (=субъективные) (рисунок 1).
Рисунок 1
Основные свойства цвета
Основные свойства цветов могут быть выражены в числах, поддаются измерению при помощи специальных приборов. Возможность точного измерения и численного выражения цвета имеет большое значение при подборе цвета в полиграфии, колорировании, дизайне. Из-за принципиальной возможности измерения и количественного выражения основные цвета могут быть смоделированы на компьютере (цветовые модели HSL и HSB). Цвета можно точно сравнивать между собой по основным свойствам. К основным свойствам цвета относятся цветовой тон, светлота (яркость) и насыщенность (рисунок 2).
Рисунок 2
* Цветовой тон (цветность) – собственно цветовое ощущение, название цвета и его оттенков: желтый, синий, красный, лимонный, коричневый, хаки и т.д. (рисунок 2а). Цветовой тон обусловлен длиной волны светового излучения.
Цветовой тон – первичный элемент цветовой композиции. Он служит исходным материалом для дальнейших преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности. Даже собственно цветовой тон обладает богатыми композиционными возможностями. Иногда только изменением оттенков тона можно влиять на эмоциональную выразительность композиции.
Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр солнечного света, в котором различают около 130 тонов. Однако на практике используют атласы цвета – эталонные наборы цветовых измерений, включающие таблицы цветовых рядов с систематизированными характеристиками каждого образца цвета (например, каталоги PANTONE, атлас Манселла и т. д.). Профессиональные направления моды дают номера модных цветов по каталогам.
* Светлота (яркость) – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному (рисунок 2б). С точки зрения физики, это величина, характеризующая плотность светового потока, отражённого окрашенным предметом в направлении наблюдателя. Чем больше света отразилось – тем светлее цвет поверхности.
Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов. Максимальную светлоту из всех возможных имеет идеально белая поверхность, минимальную – идеально черная.
По светлоте можно сравнивать любые цвета – ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими, ахроматические с хроматическими. По светлоте различаются даже спектральные тона (рисунок 3, я его уже когда-то показывала). Самые светлые – желтые, самые темные – синие и фиолетовые.
Рисунок 3
Шкала светлот – это равноступенный ахроматический ряд от белого до черного с различным количеством серых оттенков между ними. Человеческий глаз различает около 300 градаций светлоты. Шкала, применяемая в компьютерной графике – 256 тонов.
* Насыщенность – степень выраженности цветового тона (рисунок 2в). Грубо говоря, это количество колера в краске, чем больше сыпануть колера, тем насыщеннее цвет. Насыщенность является показателем силы и чистоты цвета. Наиболее насыщенные цвета, как правило, используются для выделения акцентов.
Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, чёрного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота, при добавлении равного серого уменьшается насыщенность. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Поэтому чем больше ваш набор красок, тем большими возможностями к воспроизведению сильных тонов вы обладаете (привет тем, кто считает, что из трёх основных цветов можно получить весь спектр. нельзя).
Насыщенность не следует путать с интенсивностью. Наиболее интенсивны чистые (=спектральные) тона. Очень светлые и тёмные тона выглядят не слишком интенсивными даже при высокой насыщенности.
Понятие, близкое к насыщенности – чистота цвета. Чистота – это близость цвета к спектральному. Чистота спектральных цветов принимается за единицу.
Типичная ошибка, связанная с основными свойствами цвета: путают тон и светлоту (“на полтона светлее/темнее”). Если спросить, сколько это – полтона, никто не ответит вам внятно. Такой единицы (общепринятой и измеряемой количественно) нет. И каждый понимает её в меру собственного измышления и чувствительности к светлотным градациям.
Про субъективные свойства – отдельным постом. Если интересно 😉
Источник
2. СВОЙСТВА ЦВЕТА
Когда мы говорим: «Эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных.
Иоханнес Иттен
В данной главе Вы узнаете правила смешения цветов, но прежде чем говорить о них, определим, что такое ахроматические и хроматические цвета, а также поговорим об основных характеристиках цвета.
2.1. Ахроматические и хроматические цвета
Все цвета, существующие в природе, разделяются на хроматические и ахроматические.
Ахроматические цвета. К ним относятся черный, белый и вся шкала серых. Они не имеют тона. Черный цвет — это отсутствие цвета, белый цвет — это смешение всех цветов. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют, так как они бесцветны. Тела и среды, отражающие или пропускающие свет не избирательно, т.е. одинаково на всех участках спектра, имеют ахроматический цвет при освещении дневным светом. Все серые цвета могут быть получены смешением черного и белого цветов, взятых в разных пропорциях.
Среди существующих материалов наиболее белым является окись магния, которая отражает 96% падающего на нее светового потока. Наиболее черным материалом является черный бархат, он отражает 0.3% падающего на него света, а остальной свет поглощает.
Ахроматических цветов имеется бесчисленное количество, но человеческий глаз различает только около 300.
Хроматические цвета. К хроматическим относятся цвета, имеющие цветовой тон — все спектральные цвета, то есть те цвета, которые имеют явно выраженный пик отражения в том или ином диапазоне.
2.2. Синтез цвета
В нашей профессиональной деятельности необходимо уметь рассчитывать результаты смешения красок под заданным источником освещения, для этого необходимо разбираться в физической сущности образования цветов.
Процесс образования цвета различных тел называется синтез (смешение) цветов.
Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: аддитивный (слагательный) и субтрактивный (вычитательный).
Аддитивным синтезом цветов называется процесс, в котором образование цветов происходит в результате смешения двух или нескольких световых потоков.
Основные цвета при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. Из них можно получить все цвета цветового круга.
Результаты аддитивного синтеза цвета следующие:
Красный + зеленый = желтый; Синий + зеленый = голубой; Красный + синий = пурпурный; Красный + зеленый + синий = белый.
Например, взяв красный и зеленый цвета в различных соотношениях, можно получить красно-оранжевые, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, то есть все цвета, расположенные на окружности между красным и зеленым. Примером аддитивного способа получения цветов является воспроизведение цветов дисплеем монитора. Мониторы и телевизоры воспроизводят цвет путем излучения электромагнитных волн на люминесцентное покрытие экрана, которые соответствуют красному, зеленому и синему цветам.
В основе субтрактивного метода лежит следующее определение: всякое хроматическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному цвету. Основные цвета при вычитательном смешении — красный, желтый, синий. Если посмотреть через светофильтр, например, желтого цвета на светящуюся нить лампы накаливания, то увидим ее желтого цвета. Это значит, что из смеси всех цветов спектра желтый светофильтр поглотит (вычтет) фиолетовые и синие излучения, пропустив красные и зеленые, которые в совокупности дадут ощущение желтого цвета (Рис. 32а).
Голубой светофильтр поглощает из состава белого красные и оранжевые излучения, пропустив зеленые и синие, которые в совокупности создают ощущение голубого цвета (Рис. 32б).
Пурпурный светофильтр поглощает зеленое излучение и пропускает красные и синие излучения, которые в совокупности дают ощущение пурпурного цвета (Рис. 32в).
Если сложить вместе желтый и голубой светофильтры и пропустить через них световой поток мощной лампы накаливания (Рис. 33а), то желтый светофильтр поглотит из состава белого света фиолетовые и синие излучения, но через него пройдут красные, оранжевые, желтые и зеленые излучения. Голубой светофильтр поглотит из основного состава красные, оранжевые и желтые излучения. Таким образом, сквозь оба светофильтра пройдут лишь зеленые излучения. Складывая желтый и пурпурный светофильтры, получаем красный цвет (Рис. 33б), а комбинируя пурпурный и голубой светофильтры — синий цвет (Рис. 33в).
При прохождении белого света последовательно через желтый, пурпурный и голубой светофильтры происходит поглощение лучей всех трех зон (К, З, С), и результирующий цвет будет черным (Рис. 33г).
2.3. Основные характеристики цвета
При воздействии света на глаз возникает раздражение сетчатки. От сетчатки возбуждение передается в зрительный нерв и далее в мозг, вызывая ощущение цвета. Световое раздражение определяется объективными физическими величинами — яркостью, длиной волны света, чистотой цвета. Ощущение цвета, вызываемое световым раздражением, характеризуется субъективными (психофизическими) характеристиками — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
2.3.1. Цветовой тон
Рассмотрим эту характеристику для излучений двух видов: монохроматического (однородного по составу) и хроматического (сложного по составу). Если возьмем ряд спектральных цветов и перечислим их по порядку, то получим: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Свойство зрительного ощущения, обозначаемое этим рядом, называют цветовым тоном. Цветовой тон определяет место цвета в спектре (красный-зеленый-желтый-синий) и является главной характеристикой цвета.
Условно объединим первичные цвета в группы в виде круга. Условимся, что группы — это четыре направления, как на циферблате компаса: Желтый на севере, Синий на юге, Красный на востоке и Зеленый на западе.
При таком расположении цветов любое движение по окружности дает некоторое изменение цветового тона. Но такое визуальное представление не может объяснить разницу, например, между темно-синим и небесно-голубым.
Вывод: при наличии двух цветов одной группы для описания разницы между ними необходимы дополнительные свойства (см. 2.3.2. «Насыщенность= Чистота=Хроматичность»).
2.3.2. Насыщенность = Чистота = Хроматичность
Если взять излучение какого-нибудь цветового тона и смешать его с белым в различных пропорциях, то получим новые цвета. Однако все они будут одного цветового тона. Их отличие принято характеризовать чистотой цвета. Чистотой цвета называется доля яркости чистого спектрального цвета в общей яркости данного цвета. Самые чистые тона — спектральные. В них нет белого цвета, поэтому их чистота равна 100%. Свойство зрительного восприятия, позволяющего оценивать пропорцию чистого хроматического цвета в полном цветовом ощущении, называется насыщенностью цвета.
Рассмотрим на примере двух синих цветов одного тона и светлоты, которые различаются по своей насыщенности (Рис. 3б). Цвет (L45/N) имеет низкую насыщенность и выглядит безжизненным, практически серым. Цвет (L45/B4) выглядит живее, чище благодаря более высокой насыщенности. Дополним нашу модель цветового пространства насыщенностью. Это позволит нам точнее описывать цвет.
На рисунке 37 мы видим, как изменение одного из свойств цвета (тона, светлоты, насыщенности) меняет зрительное восприятие данного цвета. Тем не менее, существуют прочие факторы, влияющие на цветовое восприятие. О них мы говорили в разделе 1.2. «Факторы, влияющие на цвет».
P.S. При разработке цвета не рекомендуется смешивать компоненты противоположного цветового тона, так как результирующий цвет будет иметь слишком низкую насыщенность. Концепция цветоразработки DuPont допускает смешивание компонентов противоположного тона лишь в крайних случаях, когда иными способами получить искомую цветовую позицию невозможно.
2.3.3. Светлота
Свойство зрительного ощущения, согласно которому предметы кажутся испускающими больше или меньше света, называется светлотой. Иными словами, светлота показывает, какой из цветов темнее или светлее. Светлота представляется в виде шкалы от черного к белому. Например, цвета зеленой группы будут изменяться по шкале светлоты от почти белого через светло-зеленый к почти черному темно-зеленому (Рис. 39).
Совместив цветовой круг со шкалой светлоты, мы получим цилиндр. Двигаясь по поверхности цилиндра вертикально, заметим, что цветовая группа остается неизменной, но значение светлоты будет меняться. Цвета, расположенные ниже, будут темнее, а по мере движения вверх они будут становиться все более светлыми.
Цветовой тон, чистота цвета и светлота являются основными характеристиками цвета. Малейшее отклонение хотя бы одной из этих характеристик влечет за собой изменение в цвете.
Источник
Цвет— это первая информация, которую мы получаем о предмете, а как вы знаете, первое впечатление — самое важное. Психологи отметили, что люди зачастую делают выбор основываясь на цвете. Люди определяют, нравится ли им Ваше произведение в зависимости от цветов, которые они видят. Именно поэтому цветовая гармония является нашей целью.
Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.
Цвет — это свойство тел вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого, или видимого излучения. Цвет как явление изучается целым рядом наук.
Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.
Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.
В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.
Световые волны солнечного света различны по длине и цвету. В зависимости от длины волн световых лучей, воздействующих на наш глаз, мы ощущаем тот или иной цвет.
Цвета, входящие в солнечный спектр, и соответствующая им длина световых волн следующие (в ммк):
Фиолетовый 400-430
Синий 430-470
Голубой 470-500
Зеленый 500-535
Желтый 535-595
Оранжевый 595-620
Красный 620-700
Глаз человека воспринимает лучистую энергию как видимый цвет с длиной волн 400-760 нанометров.
Цвета спектра, расположенные по кругу, образуют замкнутый круг с непрерывным переходом от одного цвета к другому. Основные и наиболее яркие цвета в цветовом круге — желтый, красный и синий. В цветовом круге они расположены на вершинах вписанного в него равнобедренного треугольника; Между каждыми двумя основными цветами расположены дополнительные цвета.
Наблюдаемые цвета
Цвет любого тела воспринимается нами благодаря тому, что тела пропускают или отражают часть световых лучей, падающих на них.
Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, так что мы видны цвет тела таким, который соответствует суммарному эффекту смешения между собой отдельных лучей, входящих в спектр.
Например:
- когда от поверхности тела отражаются только зеленые или красные лучи, а остальные поглощаются, мы видим тело желтым.
- когда от поверхности тела отражаются главным образом красные лучи а в меньшей степени оранжевые и желтые, мы видим тело красным.
- при полном отражении лучей тело воспринимается белым
- при почти полном поглощении лучей — черным.
Цвета радуги — это спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).
Характеристика и классификация цветов
Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные к все серые).
Качественная характеристика хроматического цвета:
- цветовой тон
- светлота
- насыщенность.
Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.
Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.
Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».
Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т.д.).
Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом принеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый оттенок холоднее золотистого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
Характеризуя цвет, художники зачастую употребляют и такие термины как светосила, интенсивность, звучность, блеклость.
Видимый цвет зависит от характера освещения. Вечером при свете лампы все холодные цвета темнеют, причем голубые зеленеют, синие теряют свою насыщенность; красный цвет при электрическом освещении становится насыщеннее, оранжевый — краснеет, светло-желтый трудно отличить от белого, который желтеет. В целом искусственное освещение (в комнате) отличается от дневного красновато-желтым оттенком. Поэтому рекомендуется заниматься живописью при дневном свете.
Наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к разному цвету с изменением условий естественного освещения. Так, например, днем желтые цвета мы видим самыми светлыми. Красный и синий цвет, предположим цветок мака и василек, воспринимаются близкими по светлоте.
При наступлении сумерек мы постепенно перестаем различать цвета, начиная с красных; дольше всех мы видим синие. Поэтому в сумерках василек выглядит светлее мака, который кажется почти черным.
Этими общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Наше видение связано с бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры и индивидуальным творческим восприятием.
Приходите и попробуйте смешать цвета самостоятельно или с помощью художника на наших мастер-классах «Живопись Маслом».
Продолжение следует…
Источник