Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов время час

Задание 1.Содержание предложения Квадрат есть равносторонний прямоугольник можно рассматривать как суждение тождества с субъектно-предикатной связью (S +связка + P), в котором S и P обладают равным объемом понятия, т.к. обозначают равнозначащие понятия. В какой науке так рассматривается данное предложение и как рассматривает данное предложение лингвистика?

Задание 2.Языковеды второй половины 19 в. выдвинули лозунг описания живых говоров и диалектов, с чем тесно было связано собирание фольклора (народного творчества: песен, сказок, былин) и изучение быта носителей того или иного языка или диалекта (жилища, утварь, одежда, орудия труда, а также верования и суеверия). Как языкознание связано с наукой, изучающей вышеуказанные явления?

Задание 3.Из беспрерывного множества звуков язык отбирает для организации своей знаковой системы сведения об акустических характеристиках последних. Какая наука помогает языкознанию в этом?

Задание 4.Какая наука, с которой связано языкознание, дает ему сведения, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями, как происходит разделение и объединение социальных общностей и т.д.?

Задание 5.Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, то ею также занимается наука, связанная с языкознанием. Какая это наука?

Задание 5. Какая наука, занимающаяся памятниками материальной культуры, которая онаружила таблички с текстом законов ассирийского царя Хаммурапи, берестяные грамоты, письменные памятники майя, связана с языкознанием?

Задание 6.Связаны ли или в чем не связаны признаки языка и расы, как заговорил первобытный человек, каково было строение его черепа и его отличие от человекоподобных животных занимается отдельная наука. Связана ли она с языкознанием и каким образом?

Задание 7.Какая наука проливает свет на локализацию тех или иных фактов в истории языка, большое количество арабских слов в турецком, татарском, персидском и таджикском языках? Чем объясняется последнее?

Задание 8.Особенности горного ландшафта на Памире и в Дагестане служат предпосылкой определенного лингвистического факта. Какая наука это изучает и о каком факте может идти речь?

Задание 9.Определить объем словника для определенного типа словаря, дать для техники связи показатели частотности употребления звуков путем статистического анализа встречаемости звуков можно применив методыопределенной науки. Какая это наука?

Задание 10.Специальные приспособления в современном мире могут осуществлять машинный перевод, не только могут помогать обучать, но и сами обучать. Какая наука, называемая «наукой об управлении», помогает это делать?

Задание 11.Ниже приведены три раздела общего языкознания. Каждый раздел имеет свои аспекты. Наполните таблицу содержанием, указав, из каких аспектов состоит каждый раздел:

Общее языкознание

Экстралингвистика Интралингвистика Компаративистика

Задание 12.Укажите, какие разделы входят во внешнюю лингвистику, а какие – во внутреннюю лингвистику. Какие дисциплины включены во внутреннюю лингвистику и какие единицы и категории они имеют.

Задание 13.Ниже приводятся примеры разноуровневых универсалий; определите их принадлежность к тому или иному уровню струк­туры языка (фонологическому, грамматическому или лекси­ческому): а) есть языки без фрикативных согласных, но не существует языков без взрывных; б) существуют языки, в которых отсутствуют слоги, начинающиеся с гласных, но нет языков, в которых отсутствовали бы слоги, начинающиеся с согласных; в) местоимения существуют во всех языках и различают при
этом три лица; г) если язык имеет категорию рода, то он обязательно имеет и категорию числа; д) метафорический перенос значения наблюдается во всех языках; е) такие семантические компоненты, как «пол», «возраст» носят универсальный характер, равно как их регулярное соединеие в таких словах, как русское мальчик, английское boy, немецкое Knabe, французское garcon и т. д.

Задание 14.Объектом сравнения являются либо слова, непосредственно сопоставимые по значению, либо те, которые обнаруживают уже известные звуковые соответствия. Так, например, твердо уста­новленные соответствия слав., греч., лат. /d/ — герм. /t/; слав., греч., лат. /о/ — герм. /а/; греч., лат. /m/ — герм. /m/ позволяют поставить вопрос о генетическом тождестве корней в слав, дом(ъ), греч. domos, лат. domus и — далее — лат. do-mare — приручать, герм, gatamjan — укрощать, др.-англ, tarn -ручной (н.-англ. tame). Если родство форм дом(ъ), domos, domus очевидно, то семантическая связь domare, gatamjan и tam требует обоснования.

Дайте такое обоснование, принимая во внимание конкретно-исторические условия употребления соответствующих слов в систе­ме упомянутых древних языков.

Задание 15.«Движение есть форма существования материи». Как про­является «движение» в языке? Какой лингвистический метод
возник в результате изучения различных состояний языка
(языков) в процессе его (их) исторического развития?

Задание 16.Сравнительно-исторический метод делает возможным срав­нение материальной формы языковых элементов — полных форм, морфем и фонем отдельных языков; наличие регулярных соответствий такого рода приводит к выводам о генетическом родстве соответствующих языков.

Пользуясь знаниями из истории английского языка, этимоло­гии его словарного состава, приведите примеры генетически родственных форм в английском и других германских и негерман­ских языках индоевропейской семьи, которые дают основание судить об их родстве.

Задание 17.Для любого языка характерно двоякое членение текста,т.е. минимальные единицы плана выражения и плана содержания не совпадают (сравните членение на фонемы слова стена: <с-т-е-н-а>и членение этого же слова на морфемы: стен-а). Что доказывает эта универсалия.

Задание 18.Что важнее для языка — быть средством общения или быть средством воплощения мысли? С первого взгляда может показаться, что важнее — это последнее (быть воплощением мысли): ведь нельзя ничего сообщить, если предварительно не воплотить сообщаемое в словах, — сообщают то, что выразили. Что вы думаете по этому поводу?

Задание 19.Какой тип мышления использует профессор, читающий лекцию в университете? Окончив лекцию, он едет домой на машине. Какой тип мышления он использует в этом случае? Вечером он идет в театр. Возвращаясь из театра, он думает о том, что было в театре. Какой тип мышления он использует, идя из театра?

Задание 20.Когда я говорю, что мой отец помог мне получить высшее образование, то образ отца мне мыслится совершенно сокращенно, так что лишь какой-то штрих из его внешнего облика, например, его характерный взгляд, оказывается достаточным для мышления. Какой это тип мышления?

Задание 21.Вербалисты, или лингвисты, рассматривающие мышление и язык как две стороны одной и той же медали и утверждающие при этом, что мышление осуществляется только на базе языка, отождествляют язык и мышление. Правы ли они?

Задание 22.Сторонники биологического взгляда на язык отожествляли язык и расу. Но можно ли отожествлять языковые и расовые признаки? Связана ли общность расы с единством и схожестью языков? Докажите, приведя примеры средиземноморской расы или население США.

Читайте также:  Какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях

Задание 23. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

Задание 24. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению звукоподражательных слов: рус. кукареку, англ. cock-a-doodle-doo, нем. kikeriki?

Задание 25. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению звукоподражательных слов: рус. гав-гав, нем. wau-wau?

Задание 26. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению слов: рус. дом, укр. будинок, англ. house, нем. Haus, фр. maison?

Задание 27. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставления совпадающих по значению слов: рус. черный, англ. black, нем. schwarz, фр. noir?

Задание 28. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. время, укр. час, англ. time, нем. Zeit, фр. temps?

Задание 29. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. часы, укр. годинник, англ. clock и watch, нем. Uhr, фр. montre, pendule, horloge?

Задание 30. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. год, укр. рiк, англ. year, нем. Jahr, фр. nee?

Задание 31.О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная), мир (‘спокойствие’) – мир (‘Вселенная’)?

Задание 32. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: ключ (‘родник’) – ключ (дверной), пол (биологический) – пол (в доме)?

Задание 33. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать анализируя корни слов: бег бежать бегу, рука – ручка?

Задание 34. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать анализируя корни слов: искать – ищут, платить – плачу?

Задание 35. Какой вывод о свойствах языкового знака можносделать анализируя корни слов: ход – хода – ходить – хожу – хождение?

Задание 36. Почему сопоставление таких словоформ, как беру и возьму, много и больше, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

Задание 37. Почему сопоставление таких словоформ, как есть и был, он и его, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

Задание 38. Почем возможны дублетные формы: галоши – калоши, уплачено – уплочено, шкаф – шкап?

Задание 39. Почему возможны дублетные формы: иначе – иначе, обуславливать – обусловливать?

Задание 40.Какие естественные знаки, свидетельствующие о недомогании пациента, могут играть роль в работе врача?

Задание 41.Приведите пример семантического треугольника, отразив все отношения, существующие между углами и сторонами последнего на примере любого слова с одним значением.

Задание 42. Что можно сказать о количестве денотатов знаков Коба, Джугашвили, Сталин, отец народов.

Задание 43.Как характеризует нижеприведенный пример-схема высказывание Ф. де Соссюра, «… в любую минуту язык есть и живая деятельность и продукт прошлого». Какая идея вытекает из этого, если рассмотреть слова fine «тонкая» и fin «тонкий» по эпохам?

Прилагательное м.р. Прилагательное ж.р.

Эпоха А fin [фин] fine [фине]

(старофранц.)

Эпоха Б

(современн.) fin [фẽ ] fine [фин]

Придумайте ваш собственный пример для иллюстрации.

Задание 44.Ниже приведена схема соотношения различных аспектов языка и речи. Поставьте стрелки, указывающие на взаимодействие аспектов и поясните взаимодействие этих аспектов.

Источник

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

предпочитают первую, а вьетнамцы – вторую. Это объясняется тем,
что во вьетнамском языке легко образуются производные «предметные»
цветообозначения (цвет лепестков лотоса, цвет банановой почки, цвет
крыльев апельсиновых пауков). Обе стратегии в равной мере хороши, од-
нако обладают и недостатками: «чисто языковая» стратегия уменьша-
ет время реакции, но уменьшает и точность, «предметно-языковая»
стратегия требует больше времени, но при этом увеличивается точ-
ность. Нет стратегии «лучше» и «хуже», выбор ее определяется свойст-
вами языка и естественно-природными и общественно-историческими
особенностями жизни народа.

Тема 6
Язык как знаковая система

Вопросы для обсуждения
1. Как Ф. де Соссюр понимал природу знака?
2. Что изучает семиотика?
3. Что такое знак? Каковы его основные признаки?
4. Что такое знаковая ситуация? Почему не может быть системы,
содержащей один знак?
5. В чем состоит своеобразие знаковой системы языка?
6. Как определяется сущность знака в билатеральной и унилате-
ральной концепции?
7. Почему нельзя отождествлять слово и знак?
8. В чем заключается принцип асимметрии языкового знака? Приве-
дите пример асимметрии между планом выражения (лексемой) слова и
планом содержания (семемой) .
9. Чем объясняется, что знаков в языке меньше, чем значений?
10. Как соотносятся лингвистика и семиотика?
11. В чем особенность слова как знака?
12. Что изучают паралингвистика и паракинесика?

Задания
1. Какое свойство языкового знака видно при сопоставлении слов:
рус. часы, укр. годинник, англ. сlock и watch, фр. montre, pendule, horloge?
2. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов:
ключ (родник) – ключ (дверной), соль (приправа) – соль (нота)?
3. Какое свойство языкового знака пытаются преодолеть дети, когда
придумывают свои варианты для существующих в языке слов: копатка
(лопатка), мазелин (вазелин), пальчатки (перчатки), улиционер (милиционер)?

11

Тема 7
Язык как система

Вопросы для обсуждения
1. Каково содержание терминов «система» и «структура»?
2. Что является элементом системы языка и почему?
3. Какие типы отношений реализуются в языковой системе?
4. В чем заключаются особенности системной организации языка?
5. Охарактеризуйте уровневую модель системы языка. Каковы ее
недостатки?
6. Каково устройство полевой модели языка?
7. Что представляет собой модель ассоциативно-вербальной сети?

Задания
1. Приведите примеры системообразующих, системоприобретенных
и системонейтральных свойств слова.
2. Приведите примеры «давления системы» языка на свои элементы.

Тема 8
Системные аспекты изучения звуковой стороны языка
Вопросы для обсуждения
1. В чём заключается системный подход к явлениям языка?
2. Что изучает фонетика и фонология?
3. Что такое фонема и аллофоны? Приведите примеры.
4. Чем определяется фонологическое содержание фонемы?
5. Охарактеризуйте основные типы оппозиций.
6. В чём заключается различие между московской и ленинградской
фонологическими школами?
7. Как определяется фонема в теории силлабофонем?
8. Назовите основные супрасегментные единицы. Охарактеризуйте:
а) ударение и его типы; б) интонацию и её функции.
Задания
1. Приведите примеры русских фонем, противопоставленных по звон-
кости-глухости, твердости-мягкости. Какой тип оппозиций они образуют?
2. Что звучит в корнях слов лук – люк – луки – люки: разные фонемы
или аллофоны одной фонемы < у>? Объясните свой ответ.
3. Какие из следующих пар фонем образуют пропорциональную оп-
позицию: б-п, б-б’, б-в, в-ф, р-л, д-т? По какому признаку образуется
здесь пропорциональная оппозиция?
4. Найдите среди следующих пар фонем
а)одномерные оппозиции: с-л, ф-п, ж-ш, д-д’,
б) равнозначные (эквиполентные): и-у, з-с, а-о, д-п.
12

Читайте также:  Какие три группы человеческих свойств

Тема 9
Системные аспекты изучения морфологической подсистемы

Вопросы для самопроверки
1. Почему в языке не удаётся выделить подсистему морфем?
2. Докажите, что морфемы – это не обязательный элемент языка.
3. Что представляет собой словообразовательная подсистема, её элемент
и группировки?
4. Что такое части речи? По каким признакам выделяются части
речи?
5. Каково системное устройство частей речи?
6. Чем грамматические категории отличаются от лексико-грамматических
разрядов?

Задания
1. Прочитайте нижеследующие описания морфологических типов
языков (корневого, агглютинативного, флективного, полисинтетического)
и определите , какой тип языка характеризуется:
а) в языках данного типа существует слово-предложение: начало его –
подлежащее, конец – сказуемое, а в середину включаются дополнения и
обстоятельства;
б) языки этого типа характеризуются отсутствием словоизменения;
слово в них равно корню, в предложении слова формально связаны друг с
другом, они как бы «изолированы»;
в) для языков данного типа характерно последовательное присоеди-
нение к неизменяемым корням или основам повторяющихся аффиксов,
каждый из которых имеет только одно грамматическое значение;
г) языки характеризуются словоизменением, многозначностью аф-
фиксов; фузией (слиянием, взаимопроникновением) соседних морфем, при
которой границы между ними трудно определить.

2. Определите вид следующих словообразовательных группировок
(гнездо, ряд, тип):
а) вдуматься, вчитаться, всмотреться; артист, тракторист,
пианист;
б) снег – снежный, снеговик, снежинка, снегоход;
в) суффиксы -изн, -от, -ев со значением «отношение предмета к при-
знаку»: белизна, желтизна, кривизна; краснота, чернота; синева.

3. На основании каких признаков можно определить части речи, к
которым принадлежат следующие слова: крыло, прошло, назло, кислы,
росла, бела.

13

Тема 10
Слово как основная единица языка

Вопросы для обсуждения
1. С чем связана трудность определения слова?
2. Какие особенности слова изучаются в разных разделах языкознания?
3. Каковы основные признаки слова?
4. Что такое лексема и семема?
5. Дайте определение слову.
6. Как образуется название предметов и явлений?
7. Что такое внутренняя форма слова? Чем отличается внутренняя
форма слова от значения слова?
8. Назовите основные мегакомпоненты значения.
9. Перечислите макрокомпоненты значения и дайте им определения.
10. Что такое микрокомпоненты значения? Охарактеризуйте их типы.

Задания
1. Определите денотативную и коннотативную часть в семемах сле-
дующих лексем.
Береза – березонька, бездарный – бездарь, убегать – удирать, со-
товарищ – соучастник , работник – работничек, идет – тащится.
2. Определите архисему в семемах следующих лексем:
март, академия, глаз, ящик, потолок, облако, квартира.
3. Определите дифференциальные семы в следующих рядах
семем:
Кружка – стакан – чашка; картина – фотография – рисунок;
войти – вбежать – въехать.
4. Каково соотношение лексем и семем в следующих рядах
слов?
1) черный карандаш – черная смородина – черный ход,
2) мех (животного) – мех (кузнечный), лихой (злой) – лихой (удалой),
есть (имеется) – есть(принимать пищу).

Тема 11
Лексическая система языка

Вопросы для обсуждения
1. Какие объективные факторы затрудняют моделирование лексиче-
ской подсистемы?
2. Назовите основные особенности лексической системности.
3. Какими отношениями объединены слова в лексической системе?

14

4. В чем проявляется системность лексики?
5. Что такое ЛСГ, ЛСП, ТГ, АГ?
6. Какова системная организация лексики в целом?

Задания
1. Определите, в какой из групп слова связаны парадигматическими
отношениями. Объясните свой выбор:
а) совесть, честность, чистая, судья, гложет, правда, должна
быть, бывает не у всех, покоя не дает;
б) совесть, стыд, ответственность, честность, нравственные
принципы, чувство вины, страдание;
в) совесть спокойная, чистая, гражданская, профессиональная; за-
говорила, проснулась, мучает, терзает, грызет.
2. Найдите в следующих группах наиболее общее по смыслу слово.
Назовите ЛСГ через её идентификатор. Докажите, что данная группа
именно ЛСГ: истолкуйте все слова через идентификатор, например, синий –
цвет, вишневый – цвет и т. п.
Платье, костюм, одежда, пальто, блузка, брюки, юбка, куртка,
пижама,
колготки, купальник.
Радоваться, печалиться, грустить, чувствовать, тосковать, жа-
леть, злиться, отчаиваться.
Директор, начальник, король, руководитель, министр, командир,
бригадир, заведующий.
3. Составьте список слов, образующих следующие тематические
группы: языкознание, времена года, город, праздник, образование.

Тема 12
Аспекты изучения синтаксической подсистемы

Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение предложения.
2. Что изучает конструктивный синтаксис и коммуникативный син-
таксис?
3. Что такое структурная схема предложения?
4. Что такое предикация и предикативность?
5. Назовите типовые значения структурных схем.
6. Что представляет собой позиционная схема?
7. Что называется пропозицией?
8. Что такое актуальное членение? Почему оно может не совпадать
со структурным (грамматическим) членением предложения?
9. В чём особенность организации синтаксической подсистемы?

15

Задания
1. Найдите предложения с одинаковой позиционной схемой.
1. На горы опускался туман. 2. Здесь весело. 3. Брат учится в ин-
ституте. 4. Он работает с утра до ночи. 5. На улице тихо, тепло, сыро.
6. Не боюсь ничего. 7. Жизнь шла по-прежнему. 8. Люблю тебя, Петра
творенье…
2. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуаль-
ное членение предложений.
1. Когда Надя приехала домой? – Надя приехала домой в полдень.
2. Куда Надя приехала в полдень? – В полдень Надя приехала домой.
3. Кто приехал домой в полдень? – В полдень домой приехала Надя.

Тема 13
Национальная специфика языковых систем

Вопросы для обсуждения
1. Чем отличаются фонетические подсистемы разных языков? При-
ведите примеры из лекции.
2. К какому типу языков по соотношению гласных и согласных зву-
ков относится ваш родной язык: консонантному или вокалическому? Как
вы это установили?
3. Какие различия есть в грамматических категориях разных языков
мира?
4. В чём состоит своеобразие состава частей речи в разных языках?
5. Какие различия в позиционных схемах предложений есть в языках
мира?
6. Назовите виды проявления национальной специфики значения
слова.
7. В чем проявляется национальная специфика лексических групп?

Читайте также:  Фиалка какие свойства от нее

Задания
1. Подберите самостоятельно примеры различия фонем по артикуля-
ции в русском и в родном языках.
2. Сопоставьте грамматические категории вашего родного и русского
языка. Найдите сходства и отличия.
3. Какова структурная схема простых предложений в вашем родном язы-
ке? Составьте структурные и позиционные схемы следующих предложений:
1. Цветы на окне. 2. На улице холодно. 3. Снег идёт. 4. Зима долгая.
5. Я учусь в университете. 6. Мы из Китая. 7. У меня хорошее настроение.
8. По вечерам мы ходим гулять.
Переведите следующие предложения на родной язык. Найдите общее и раз-
личное в структурных и позиционных схемах русского и родного языков.

16

4. Выделите из следующего списка а) безэквивалентные слова,
б) фоновую лексику:
Изба, пальто, университет, частушки, магазин, баян, театр, пере-
стройка, холодильник, балалайка, страна, тройка (лошадей), фрукты,
больница, Снегурочка, хоровод.
5. Сравните объем значения русских слов и слов родного языка:
а) нести портфель – нести ребенка – нести рюкзак; б) деревня – село;
в) серый – седой; г) учиться – заниматься – изучать.
6. Проверьте, совпадают ли переносные значения русских прилагатель-
ных и соотносительных с ними слов в вашем родном языке? Одно или разные
прилагательные используются при переводе следующих сочетаний?
Низкий забор – уровень, голос, оценка, поступок.
Острый нож – слух, ум, угол.
Легкий чемодан – человек, шум, запах, завтрак.
7. Сравните внутреннюю форму слов в русском и родном языках:
подушка (под ухо), очки (очи), ударник (удар), дедовщина (дед), взяточник
(взять).
Тема 14
Диахронический аспект изучения системы языка

Вопросы для обсуждения
1. Как И.А. Бодуэн де Куртенэ определял различие между процесса-
ми развития языка и историей языка?
2. Что предполагает изучение языка в диахроническом аспекте?
3. Что такое звуковой закон? Приведите примеры звуковых законов.
4. Охарактеризуйте типы звуковых переходов.
5. Каковы причины звуковых изменений?
6. Как формировались части речи?
7. Какие стадии развития прошло простое предложение?
8. Что характерно для построения предложения в эргативных языках?
9. Чем выражено подлежащее в языках с номинативным строем
предложения?
10. Какими способами осуществлялись связи между словами в древ-
нем предложении?
11. Что такое паратаксис и гипотаксис?
12. Как развивалось сложное предложение?

Тема 15
Язык и общество

Вопросы для обсуждения
1. Как в лингвистической литературе решается вопрос о соотноше-
нии языка и общества?
17

2. Каковы основные аспекты взаимодействия языка и общества?
3. В чем проявляется социальная дифференциация языка?
4. В каких формах существует общенародный язык? Чем формы су-
ществования языка отличаются друг от друга?
5. Каковы основные черты литературного языка как высшей формы
языка?
6. Охарактеризуйте нелитературные формы языка: территориальные
диалекты, койне, социальные диалекты.
7. Дайте определение языковой политики. Каково содержание языко-
вой политики в развитых и развивающихся странах?
8. Какие обязательные компоненты определяют языковую ситуацию?

Задание
1. На основании данной информации сделайте вывод о том, является
ли язык обязательным признаком этноса в современном мире.

На английском языке говорят англичане, американцы, канадцы, ав-
стралийцы, южноафриканцы; в 19 странах Африки английский признан
официальным (в ряде случаев наряду с каким-нибудь другим языком); он
также является вторым официальным языком Индии (после хинди). На
немецком говорят немцы и австрийцы; на португальском – в Португалии,
Бразилии; в 5 африканских государствах португальский является офици-
альным языком. В Нигерии 80 млн жителей говорят на 200 языках, рас-
пространенных и в соседних государствах, на трех главных языках стра-
ны говорит только половина населения, в религии и культуре используется
арабский язык, в художественной литературе – английский. Три южно-
славянских народа – сербы, черногорцы и боснийцы – говорят на сербско-
хорватском.

2. Как называется описанная ниже языковая ситуация?
В допетровской Руси книжно-письменным был церковнославянский
язык (по происхождению южнославянский), а в обиходном и деловом об-
щении использовался русский язык.

Тема 16
Языковые контакты

Вопросы для обсуждения
1. В каких формах могут осуществляться языковые контакты?
2. Охарактеризуйте явления субстрата, суперстрата, адстрата.
3. Как образуется языковой союз? Приведите примеры языковых
союзов.
4. Как соотносится количество языков и народов в современном мире?
5. Чем пиджин отличается от естественного языка?
18

Тема 17
Динамизм языковой системы

Вопросы для обсуждения
1. Каковы объективные и субъективные внешние факторы языкового
развития? Приведите примеры.
2. Какие общие внутренние законы действуют в системе языка? Объ-
ясните действие каждого из них на примере.
3. Назовите антиномии развития языка и охарактеризуйте их.
4. Корректно ли говорить о прогрессе в развитии языка? В чем за-
ключается такой прогресс?
5. В чем состоит совершенствование языка?

Задание
Действием каких законов или антиномий языкового развития можно
объяснить стремление говорящих произвести в речи следующие замены:
а) электропоезд – электричка, зачетная книжка – зачетка, гречневая
крупа – гречка, оборонная промышленность – оборонка, читальный зал –
читалка;
б) звонИт – звОнит, обеспЕчение – обеспечЕние, торты – торта,
200 граммов – 200 грамм, согласно приказу – согласно приказа;
в) хоккейная команда – ледовая дружина, Петербург – Северная Ве-
неция, Китай – Поднебесная империя, женщины – прекрасный пол, врачи –
люди в белых халатах.

19

Контрольные тесты
Тест 1
1. Общее языкознание изучает:
а) законы происхождения, развития, строения и функционирования
конкретного языка;
б) общие законы происхождения, развития, строения и функциони-
рования языков.

2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:
а) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолин-
гвистика;
б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.

3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:
а) социолингвистика;
б) синтаксис;
в) психолингвистика.

4. Когнитивная лингвистика изучает…
а) процессы порождения и восприятия речи;
б) взаимодействие языка и культуры;
в) процессы структурирования человеческого знания в языке.

5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в
раздел
а) интралингвистика;
б) компаративистика;
в) экстралингвистика.

6. Языкознание относится к числу…
а) гуманитарных, общественных наук;
б) естественных наук.

7. Основой для развития общей теории языкознания явилось…
а) сопоставительное языкознание;
б) сравнительно-историческое языкознание;
в) когнитивная лингвистика.

Тест 2
1. Язык по своей сущности явление…
а) биологическое;
б) социальное;
в) психическое.
20

Источник