Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур

Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, кото­рая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется “считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта”. Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Каждый вид человеческой деятельности содержит специфические куль­турные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.

В современной социологии выделяют два уровня культуры:

• ее социальную оболочку, составленную из традиций и привычек, вырастающих из быта, из повседневной жизни, систему гласных и негласных, осознанных и неосознанных норм, обрядов, правил, ритуальных процедур, порожденных сложившимися социальными отношениями. Изменения в этой сфере следуют за изменениями в социальной сфере – новый социальный порядок рождает новую социальную оболочку, новые ценностные нормы и правила;

• сферу культурного моделирования – консервативную, обладающую стойкой генетической памятью.

Двухслойная модель культуры повторяет универсальную модель любой развивающейся системы, всегда эволюционирующей под влиянием двух групп факторов – внутренних, генетически обусловленных, и внешних – воздействия среды. Генетические факторы, обеспечивающие самоидентичность и устойчивость системы во времени, – это уровень культурного моделирования. Эти факторы консервативны и слабо связаны со средой, но испытывают с ее стороны давление. Причем диапазон влияния среды на генетические факторы может располагаться между полюсом благоприятствования реализации генетических задатков и возможностей – до их деформации, приводящей к гибели системы. Под средой системы «культура» можно понимать реалии общего уровня. Любая культура есть подсистема культуры более общего характера.

Различают культуры:

По охвату территории:

1. цивилизационные (относящиеся к метаобществам, породив­шим в определенные периоды своего развития своеобразные куль­турные русла, или парадигмы, развития многих этнических и национальных культур);

2. региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обще­ствам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания);

3. национальные (относящиеся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития);

4. групповые (относящиеся к определенным социальным стра­там и субстратам, т.е. общностям и подобщностям в структуре общества);

5. семейные (относящиеся к разным типам семьи).

По характеру ценностей:

1. материальная

2. духовная

По способу создания ценностей:

1. массовая

2. элитарная

3. народная

По соотношению с доминирующей культурой:

1. субкультура

2. контркультура

По содержанию:

1. религиозная

2. профессиональная,

3. национальная…

Все эти культуры имеют не только классификационный отте­нок, но и характер реального существования, сложного иерархи­ческого и горизонтального взаимодействия. Они приводят к взаи­мопроникновению, сосуществованию или к разнообразным дра­мам отторжения на всех уровнях: от межсемейного (Монтекки и Капулетти) до межнационального и цивилизационного (американизация).

Субкультуры и контркультуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет совокупность культурных образ­цов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплек­сы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существо­вании таких систем комплексов, как “культура предприятия”, “культура школы”, “культура управления”. Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как “армейская жизнь”, “богема”, “жизнь в коммуналке”, отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий.

Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определя­ются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми.

Читайте также:  Каким общим свойством обладают все источники

Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоя­тельств субкультура может культивировать образцы поведения, проти­воположные доминирующей культуре. Тер­мин “контркультура” приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

СВОЙСТВА КУЛЬТУР

У всех культур есть общие свойства, независимо от того, в какое время и в каком регионе возникает культура, независимо от того, является ли она культурой от­дельной личности или культурой общества.

Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабиль­ность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологиче­ский комфорт.

Следующей парой свойств является толерантность и интолерантность. Толерантность оз­начает терпимость; она признает право на существование других культур.

Следующие два противоположных свойства культуры — от­крытость и замкнутость. Открытостью называется готовность дан­ной культуры к контакту с другими культурами.

Сложную проблему представляет собой соотношение та­ких свойств культуры, как демократизм и элитарность. Демокра­тическая культура рассчитана на самые широкие слои общества. Она либо является порождением этих кругов (фольклор), либо создается культурными верхами в расчете на восприятие любым, даже специально неподготовленным.

Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создают­ся, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культур­ных знаний и навыков, которые не приходят сами собой.

Последние три свойства культуры — прогрессивность, регрессивность и консервативность. Это разные качества культуры, означающие ориентацию на разные системы ценностей. Названные категории харак­теризуют в основном культуру общества, а не отдельной лично­сти, хотя есть и исключения.

Под прогрессивностью будем понимать стремление культуры развиваться, то есть находить или вырабатывать новые культур­ные ценности. Противоположным свойством культуры является регрессив­ность, которая означает стремление перенести в настоящее и бу­дущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых цен­ностей, если они отличаются от традиционных. Регрессивная культура ценна тем, что она бережет и охраняет устоявшиеся, традиционные ценности; ей не грозит ут­рата исторической памяти. Консерватизм как свойство культуры стоит ближе к регрессив­ности, чем к прогрессивности, прежде всего потому, что скепти­чески относится к новым ценностям и склонен скорее идти про­торенными путями, нежели искать новые дороги. Сущность консерватизма состоит в активном стремлении сохранить суще­ствующую культуру в неприкосновенности.

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Для
характеристики культуры и более глубокого
понимания выделим некоторые ее
специфические свойства.

1.
Культура – ненаследуемая биологически
информация, это мир искусственно
созданных людьми явлений. Специфичность
культуры состоит в том, что она
характеризует только существование
человека. Человек является единственным
в мире культурным существом. Другие
творения природы, какими бы высокоразвитыми
они ни были, не могут быть охарактеризованы
как культурные. К примеру, поведение
животных, которые живут сообществами
или стадным образом, подчас основывается
на строгом разделении функций между
отдельными особями, обеспечивающем
выживание вида. Они также способны
создавать сложные жилища, воспроизводить
сложные взаимоотношения и т. д., но здесь
не может быть и речи о культуре как
целенаправленной и осмысленной
деятельности, поскольку действия всех
существ в животном мире являются
результатом их биологического
приспособления.

2.
Культура содержит образцы человеческих
отношений: способы восприятия,
чувствования, мышления, поведения,
выраженные в символической форме. Вот
почему культура – это не просто набор
вещей, созданных в те или иные эпохи.
Эти вещи несут в себе отпечаток духовного
мира их создателей. Соответственно,
любой предмет, созданный руками человека,
может рассказать нам о многом. Поэтому
есть все основания рассматривать
культуру как творчество.

Читайте также:  Какое свойство присуще только газу при комнатной температуре

3.
Культурная деятельность характеризуется
свободой.Это не слепой,
подчиняющийся жесткой необходимости,
а целенаправленный, сознательный и
свободно ориентированный процесс,
предполагающий столь же свободный выбор
средств своего осуществления. Вне
свободы нет культурного творчества, в
этом смысле она является сущностной
характеристикой культуры. В животном
мире, детерминированном инстинктами,
степень свободы намного ниже.

4.
Еще одна важная особенность культурной
деятельности заключается в том, что она
предметнапо своей
сути, т. е. направлена на создание
предметов. В противном случае она имела
бы эфемерный характер или попросту была
бы невозможной. Даже сугубо духовные
образования (искусство, право и т. д.)
имеют свое материальное выражение.

5.
Культура незаменима. Нельзя разрушить
памятник культуры под предлогом того,
что на его месте построим другой, еще
лучше прежнего. Это будет уже совсем
другой памятник.

6.
Культура прежних эпох сохраняется в
последующих периодах и может как бы
оживать. Например, колдовство, ожившее
в наше время, пришло из первобытной
культуры.

3. Ценности культуры

В
американской культурологической школе
культуру структурируют следующим
образом (У. Гуденау):

1.
Понятия и
ощущения

содержатся главным образом в языке и
помогают людям организовать и упорядочить
свой опыт для ориентировки в окружающем
мире. Язык является основным средством
передачи культуры.

2.
Отношения.
Культура не только отвечает на вопрос
«что есть», т. е. описывает с помощью
понятий то, из чего состоит мир, но и
указывает на связь друг с другом в
пространстве и времени различных
явлений.

3.
Ценности
разделяемые большинством убеждения
относительно целей, к которым следует
стремиться. Ценности могут быть разными
в разное историческое время и при разном
социальном устройстве. Они дают критерии
оценки действий, предметов, идей, мнений
и составляют главное в культуре.

4.
Нормы
– правила, определяющие, как должен
вести себя человек, чтобы соответствовать
ценностям культуры своего общества.
Нормы, стандарты, правила поведения
обосновываются ценностями.

О
ценностях и нормах культуры далее и
пойдет речь. Именно ценности и нормы
выступают культурной формой регуляции
поведения человека.

Ценность
– это фиксированная в сознании человека
характеристика его отношения
к объекту. Ценность для человека имеют
предметы, которые доставляют ему
положительные эмоции: удовольствие,
радость, наслаждение и т.п. Поэтому он
желает их и стремится к ним. Ценностью
могут обладать как материальные вещи
или процессы, так и духовные явления
(знания, представления, идеи и т. д.).

Предметы
могут иметь ценность, но они сами по
себе не являются ценностями. Ценность
– не предмет, а особый вид смысла, который
усматривает в нем человек. Особенность
смысла другого вида (ценностного смысла)
в том и состоит, что он выражается в
отношении человека к предмету – в
положительных эмоциях (это отличает
его от знания, которое представляет
собой другой вид смысла – информацию
о свойствах предмета). Ценностный смысл
существует в голове человека, но он как
бы выносится вовне ее, «объективируется»
и принимает вид особого духовного
образования – ценности как некоей
сущности, заключенной в предмете.

Ценность объекта
в большей или меньшей мере зависит от
его свойств. Но определяется она не
столько его собственными свойствами,
сколько отношением к нему человека.
Решающее значение при этом имеют
сложившиеся в культуре представления
об объектах и о том, как и какими средствами
люди должны удовлетворять свои желания
и потребности, а также то, в какой мере
личность, воспринимающая предмет,
освоила эти представления и разделяет
их.

Ценность
не такое качество, которое присуще
объекту независимо от того, знает или
не знает о том человек. Когда человеку
ничего не известно о ценности объекта,
этот объект для него ценности не имеет.
Даже если объект обладает свойствами,
позволяющими удовлетворять какую-то
человеческую потребность, это еще не
значит, что он обладает ценностью, –
необходимо, чтобы человек осознавал
наличие в нем таких свойств.

Понятие
«ценность» в культурологии не следует
путать с экономическим понятием
стоимости. Стоимость является лишь
денежным выражением ценности, при этом
величина стоимости совсем не обязательно
соответствует ценности объекта. Для
человека могут представлять большую
ценность какой-нибудь грошовый памятный
сувенир или старая фотография, хотя их
денежная стоимость равна нулю.

Ценность
надо отличать от полезности. Ценная
вещь может быть совершенно бесполезной,
а полезная – не иметь ценности (например,
утренняя зарядка).

Читайте также:  Каким из названных свойств географическая оболочка не обладает

Виды
ценностей
.
Мир ценностей сложен и трудноописуем.
Ценности разнообразны и неоднородны.
В аксиологии (учении о ценностях)
предложены различные варианты их
классификации.

Г. Риккерт, один
из родоначальников аксиологии, разделял
все ценности на шесть классов: логические
(в научных достижениях), эстетические
(в произведениях искусства), мистические
(в культах), религиозные, нравственные,
личностные.

Философ
и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в.
предложил различать два типа ценностей
– жизненные (например, любовь, счастье)
и культурные (например, поэзию, музыку),
а в каждом из этих типов – логические,
эстетические, этические и метафизические
ценности

Один
из видных немецких философов XX в. М.
Шелер выстраивал ценности в иерархию:
на низшей ее ступени находились ценности
чувственные («приятное»), над ними –
жизненные, или витальные («благородное»),
еще выше – духовные, в том числе
эстетические («прекрасное»),
морально-правовые («справедливое»),
гносеологические («истинное»), а на
верхней ступени – религиозные («святое»).

В
современной отечественной литературе
по культурологии свой вариант классификации
ценностей предлагает Б. Ерасов: 1)
витальные – жизнь, здоровье, безопасность,
благосостояние и т. д.; 2) социальные –
семья, дисциплина, трудолюбие,
предприимчивость, богатство, равенство,
патриотизм и пр.; 3) политические –
гражданские свободы, законность,
конституция, мир и др.; 4) моральные –
добро, любовь, честь, порядочность,
уважение к старшим, любовь к детям и т.
п. 5) религиозные – Бог, Священное Писание,
вера и пр.; 6) эстетические – красота,
стиль, гармония и др.

У
каждого человека начиная с детства
образуются личные ценностные
ориентации,

т.е. ценностные представления, с помощью
которых он ориентируется в мире ценностей
и определяет, какие из ценностей являются
для него более значимыми, а какие менее.
Сознательно или бессознательно люди
стремятся как-то организовать свои
ценностные ориентации, привести их в
более или менее логически упорядоченную
иерархическую систему. В системе
ценностных ориентаций личности следует
различать финальные,
инструментальные
и производные
ценности.

Финальные
ценности – это высшие ценности и идеалы,
важнее и значимее которых нет ничего.
Они являются конечными целями человеческих
устремлений, главными жизненными
ориентирами; направленность на такие
ценности определяет ведущие интересы
личности и смысл всей ее жизни. Это
самоценности,
которые ценны сами по себе, а не потому,
что служат средством для достижения
каких-либо иных ценностей. Стремление
к ним не нуждается ни в каких обоснованиях
– наоборот, стремление к другим ценностям
обосновывается тем, что они позволяют
приблизиться к финальным ценностям:
это, например, человеческая жизнь,
свобода, справедливость, красота,
счастье, любовь, дружба, честь и достоинство
личности, законность, гуманизм.
Относительно таких ценностей бессмысленно
спрашивать: зачем или для чего они нужны?
Они необходимы сами по себе.

Инструментальные
ценности представляют собой средства
и условия, необходимые в конечном счете
для достижения и сохранения финальных
ценностей. Так, красивые безделушки,
изящная одежда, художественные изделия,
которыми люди украшают свое жилье, могут
иметь инструментальную ценность как
средства, позволяющие наслаждаться
красотой; занятия спортом могут обладать
инструментальной ценностью как условие
сохранения и укрепления здоровья –
финальной ценности; продвижение по
службе может рассматриваться человеком
в качестве инструментальной ценности,
по отношению к которой финальной
ценностью является возможность реализации
его личностных возможностей или
творческих замыслов, а то и просто
власть, обеспечиваемая начальственной
должностью. В качестве инструментальных
ценностей могут выступать комфортные
условия жизни, поскольку они доставляют
человеку радость; материальные блага,
позволяющие наслаждаться комфортом;
деньги, необходимые для приобретения
материальных благ; высокооплачиваемая
работа; диплом, дающий право занять
высокооплачиваемую должность, и т. д.

Инструментальные
ценности имеют утилитарный характер,
определяемый пользой.
Они ценны, поскольку полезны для
достижения какой-то цели (которая в свою
очередь тоже может быть лишь инструментальной
ценностью, обеспечивающей движение к
другой цели, и т.д.).

Производные
ценности – это следствия или выражения
других ценностей, имеющие значимость
лишь как признаки и символы последних.
Например, подарок – производная ценность,
знак любви, дружбы, уважения. Производной
ценностью являются медаль или грамота,
символизирующие заслуги, которыми
человек гордится. Можно относиться как
к ценности к какой-то реликвии – старой
вещи, фотографии, записке, потому что
она напоминает о дорогих душе переживаниях.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник