Какое свойство информации не зависит от чего либо мнения
К слову «информация» мы привыкли давно. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Информацию можно получить из телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице (на афишах, объявлениях). Т. е. каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Есть различные типы сигналов, с помощью которых мы получаем информацию: световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие.
Информация для человека — это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Сигнал называется непрерывным, если его параметр может принимать любое значение в пределах некоторого интервала (рис. (1)).
Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала (рис. (2)).
Рис. (1)
Рис. (2)
Пример:
примерами непрерывных сигналов могут быть музыка, речь, изображения, показания термометра (высота столба ртути может быть любой и представляет собой ряд непрерывных значений).
Примерами дискретных сигналов могут быть показания механических или электронных часов, тексты в книгах, показания цифровых измерительных приборов и т. д.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).
Рис. (3)
Виды информации:
- визуальная (мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
- аудиальная (воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
- вкусовая (можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный);
- обонятельная (люди воспринимают запахи);
- тактильная (человек получает информацию о температуре предмета — тёплый или холодный — о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т. д.).
Здоровый человек получает около (80)−(90) % информации при помощи органов зрения (визуально), при помощи органов слуха (аудиально) — примерно (8)−(15) %, а при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) — только (1)−(5) %.
При утрате одного из информационных каналов (зрения, слуха, вкуса, обоняния или осязания) усиливается информационная роль других каналов.
Свойства информации — это объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность и понятность.
- Объективная информация — информация, не зависящая от чьего-либо мнения, суждения.
- Достоверная информация — информация, отражающая истинное положение дел.
- Полная информация — информация, достаточная для понимания ситуации и принятия решения.
- Актуальная информация — информация, важная и существенная для настоящего времени.
- Полезная информация — информация, оцениваемая по тем задачам, которые можно решить с её помощью.
- Понятная информация — информация, выраженная на языке, доступном для получателя.
Пример:
объективная информация: Москва — столица России; необъективная информация: все ребята (7) класса отличники.
Достоверная информация: сейчас в (7) классе урок информатики; недостоверная информация: в (7) классе учатся (22) человека.
Полная информация: у мамы день рождения (20) июня; неполная информация: у мамы день рождения летом.
Актуальная информация: сегодня Саше подарят собаку; неактуальная информация: летом (2015) года Саша ходил в поход.
Полезная информация: в дождливую погоду возьмите зонт; бесполезная информация: в (1996) году были сильные дожди.
Понятная информация: пожарная сирена — сигнал к эвакуации; непонятная информация: 火灾报警信号撤离.
Источник
Информация. Свойства информации
Информация
обладает определенными свойствами. К
основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность,
полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Рис.
1 Свойства информации
Информация
достоверна,
если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может
привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное
в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках
какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел
товар, может напрасно потратить деньги.
Информация
объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию
можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение
«Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию.
Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при
исправном спидометре.
Информация
полна,
если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к
ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10
градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному
выбору человеком верхней одежды.
Информация
актуальна,
если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей,
полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая,
преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация
понятна,
если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на
испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация
доступна,
если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию
недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно
получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей
информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый
человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в
зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация
перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку
правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом
конкретном случае.
Человек
постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства,
выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе
понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека
формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных
знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей
деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному
пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания
людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Рис. 2 Виды знаний
Декларативные
знания, по
своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому
виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество,
энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я
знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с
информацией».
Процедурные
знания,
определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели.
Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить
принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения
двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать
свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего
мира.
Два подхода к
понятию “информация”.
Информация для
человека – это
сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность
знания.
Под
информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые
представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью
технических средств, в том числе и компьютера.
Таким
образом, понятие «информация» многозначно.
Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано
единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация»
может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых
он используется.
ТЕСТ
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
Презентация
Источник
«Информация и информационные процессы»
Вариант I
- Формы проявления материи: .
- Установите соответствие:
Подход | Суть подхода |
1) Атрибутистский 2) Функционалистский 3) Антропоцентристский | а) Информация — содержание сигнала, полученного системой из внешнего мира б) Информация — сведения, разъяснения, изложение в) Информация — неотъемлемый атрибут всех систем объективной реальности, является организующим началом в живой и неживой природе г) Информация — одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого, реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах д) Информация — неотъемлемый атрибут всех систем неживой природы |
3. В информатике информация определяется как …….
а) сведения, обладающие новизной
б) сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических средств
в) продукт взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных решаемой задаче
г) сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность
4. Установите соответствие:
Носитель информации | Информация |
1) Материальный предмет 2) Волна (поле) | а) Звук б) Концентрация молекул в) Температура г) Какое-либо изображение д) Бумага, дерево, камень |
5. Если носителем информации является волна или вещество, то
форма переноса информации — .
6. _____ сигнал — сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и во времени.
7. Установите соответствие.
Классификационный признак | Виды информации |
1) Способ восприятия 2) Форма представления | а) Текстовая, числовая, графическая, звуковая б) Личная, специальная, общественная в) Экономическая, географическая, г) Визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная, вкусовая д) Первичная, вторичная, обобщающая |
- Установите соответствие.
Свойство информации | Суть свойства |
Полнота Понятность Ценность | а) Оценивается по задачам, которые можно решить с помощью полученной информации б) Информация выражена на языке, доступном получателю в) Информация важна, существенна для настоящего времени г) Информация отражает истинное положение дел д) Информации достаточно для понимания и принятия решения е) Информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения |
- Если при измерении информации подсчитывают число символов в сообщении, не учитывая его содержания, то подход к измерению информации —…………. .
- Информационный объем сообщения «Оптический компакт-диск — машинный носитель информации» (без учета кавычек) составляет ……… бит.
- Количество информации, которое переносит буква «о» в сообщении
«Символ — это знак или сигнал, наполненный смыслом», равно
бит (с точностью до сотых). - Установите соответствие.
Количество информации | Численное значение в байтах |
6 Мб 640 бит 17 Кб | а) 80 „ б) 17 • 29 г) 17408 д)6-219 е) 5120 |
13. ………..— совокупность последовательных действий, производимых над информацией (в виде данных сведений, фактов, теорий и др.) для получения какого-либо результата (достижения цели).
14. Процессы, входящие в процесс сбора информации, — это ……
а) поиск и отбор
б) отбор и кодирование
в) кодирование и передача
г) передача и хранение
д) хранение и поиск
15. Установите соответствие.
Информационный процесс | Определение |
Передача Хранение Отбор | а) Распространение информации во времени. б) Изменение формы представления информации или ее содержания. в) Анализ и оценка свойств информации в соответствии с выбранным критерием г) Преобразование одного набора знаков в другой д) Распространение информации в пространстве е) Система мероприятий, направленных на охрану информационных данных |
16. Способ передачи информации при трансляции радиопередачи — …….
а) от многих к одному
б) от одного ко многим
в) от одного к одному
17. Укажите правильную последовательность.
Схема процесса передачи:
ٱ — помехи
ٱ— декодирующее устройство
ٱ — канал связи
ٱ— кодирующее устройство
ٱ — приемник
ٱ — защита от помех
ٱ — источник
18. Суть обработки информации по принципу «черного ящика» — …
а) наблюдателю доступны только входные величины, а структура и внутренние процессы неизвестны
б) наблюдателю доступны входные и выходные величины, структура и внутренние процессы
в) наблюдателю доступны входные и выходные величины, а структура и внутренние процессы неизвестны
г) наблюдателю доступны выходные величины, а структура и внутренние процессы неизвестны
- Установите соответствие.
Вид защиты | Метод защиты |
От сбоев оборудования От компьютерных вирусов | а) Шифрование б) Запрос на подтверждение действий в) Использование антивирусных программ г) Архивирование файлов д) «Электронные замки» е) Возможность отмены действия ж) Резервирование файлов |
- Конечный набор отличных друг от друга знаков, используемый для кодирования, — ……..
- Число закодированных символов при использовании кода длиной 5 знаков и алфавита, содержащего 10 знаков, равно ……
а) 10000
б) 9765625
в) 100000
22. Длина кода при использовании алфавита из 8 знаков и 253 закодированных слов равна …….
Вариант 2
1. Суть функционалистского подхода к феномену информации — ……..
а) информация — содержание сигнала, полученного системой из внешнего мира
б) информация — одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого, реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах
в) информация — неотъемлемый атрибут всех систем неживой природы
г) информация — неотъемлемый атрибут всех систем объективной реальности, является организующим началом в живой и неживой природе
2. Установите соответствие.
Научная область | Определение информации |
1) Информатика 2) Кибернетика 3) Философия | а) Часть знаний, используемая для ориентирования, активного действия, управления, т. е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы. б) Сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических средств. в) Сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность. г) Отраженное многообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов. д) Продукт взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных решаемой задаче. е) Сведения, обладающие новизной. |
3. Полная классификация носителей информации — ……..
а) материальный предмет
б) материальный предмет, волна
в) материальный предмет, волна, вещество в жидком и газообразном состояниях
г) материальный предмет, волна, вещество в жидком и газообразном состояниях, машинные носители
д) материальный предмет, волна, вещество в жидком и газообразном состояниях, машинные носители, информационно-поисковая система
4. Если носителем информации является материальный предмет с какими-либо изображениями на нем, то форма переноса информации — .
6. сигнал — сигнал, принимающий лишь конечное число значений.
6. Установите соответствие.
Форма представления | Информация |
Текстовая Числовая Графическая | а) Фотография. б) Музыка. в) Таблица умножения. г) Запах цветка. д) Сообщение, переданное по радио. |
- Установите соответствие.
Свойство информации | Суть свойства |
Объективность Актуальность Достоверность | а) Оценивается по задачам, которые можно решить с помощью полученной информации. б) Информация выражена на языке, доступном получателю. в) Информация важна, существенна для настоящего времени. г) Информация отражает истинное положение дел. д) Информации достаточно для понимания и принятия решения. е) Информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения. |
8.Если при измерении информации определяют вероятность получения сообщения о том или ином событии, то подход к измерению информации —……… .
- Информационный объем сообщения «Информационные данные — это любые сведения, сообщения, знания» (без учета кавычек) составляет ………… бит.
- Количество информации, которое переносит буква «н» в сообщении «Символ — это знак или сигнал, наполненный смыслом», равно ……… бит (с точностью до сотых).
- Установите соответствие.
Количество информации . Численное значение в битах
- 1,3 Гб а) 5048 ‘
- 631 байт б) 20,8-229
- 0,42 Мб в) 3,36 • 219
г) 17408
д) 10,4-2j9
е) 6,72-219
12. Общие информационные процессы — это …
а) сбор
б) сбор, преобразование
в) сбор, преобразование-, использование
г) сбор, преобразование, использование, хранение
13. ……………. — распространение информации во времени.
15 Установите соответствие.
Информационный процесс | Определение |
1) Защита 2) Кодирование 3) Обработка | а) Распространение информации во времени б) Изменение формы представления информации или ее содержания в) Анализ и оценка свойств информации в соответствии с выбранным критерием г) Преобразование одного набора знаков в другой д) Распространение информации в пространстве е) Система мероприятий, направленных на |
16. Способ передачи информации при чтении газетной статьи — …
а) от многих к одному
б) от одного ко многим
в) от одного к одному
19. Установите соответствие.
Вид защиты Метод защиты
- От искажения, потери а) Шифрование
информации б) Запрос на подтверждение дей- - От несанкционированного ствий
доступа в) Использование антивирусных
программ
г) Архивирование, резервирова
ние файлов
д) «Электронные замки»
е) Возможность отмены дейст
вия
- Число знаков, которое используется для представления кодируемого
символа, — . - Число закодированных символов при использовании кода длиной
7 знаков и алфавита, содержащего 6 знаков, — …
а) +279936
б) 117649
в) 184356
22. Длина кода при использовании алфавита из 12 знаков и 639 закодированных слов равна .
Ответы.
Номер вопроса | Ответ варианта 1 | Ответ варианта 2 |
1 | поле, вещество | энергетические, информационные |
2 | 1 — в, 2 — г, 3 — а | б |
3 | в | 1 – д, 2 – а, 3 – г |
4 | 1 – г, 2 – а | г |
5 | сигнал | знак |
tlllML’p lunipoca | Ответ варианта 1 | • Ответ варианта 2 |
(, | Аналоговый (непрерывный) | Дискретный (цифровой) |
7 | 1 – г, 2 – а | 1 – д, 2 – в, 3 – а |
8 | 1 – д, 2 – б, 3 – а | 1 – е, 2 – в, 3 – г |
9 | технический (объемный) | вероятностный |
10 | 432 | 488 |
11 | 3,33 | 2,75 |
12 | 1 — в, 2 — а, 3 — г | 1 – б, 2 – а, 3 – е |
13 | Информационный процесс | в |
14 | а | Хранение |
15 | 1 – д, 2 – а, 3 – в | 1 – е, 2 – г, 3 – б |
16 | б | в |
17 | 4, 6, 3, 2, 7, 5, 1 | 1 – г, 2 – в, 3 – б |
18 | в | 3,4,1,2 |
19 | 1 — г, ж; 2 — в | 1 – б, е; 2 – а, д |
20 | алфавит | длина кода |
21 | в | а |
22 | 3 | 3 |
Источник