Какое свойство имеет гранатовый браслет

Какое свойство имеет гранатовый браслет thumbnail
  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет

События в повести «Гранатовый браслет» вращаются вокруг важного атрибута, которым является полученный в подарок Верой Шееной золотой браслет со вставленными в него драгоценными гранатами. Браслет Вере подарил тайный поклонник. Господин Желтков дарит девушке браслет, который является для него семейной реликвией. Браслет носила еще прабабка Желткова, последней надевала покойная его матушка. Желтков приписывал браслету мистические свойства. По семейной легенде владелице браслета открывался дар предвидения, а мужчине, который обладал чудесным браслетом, не суждено было умереть насильственной смертью.

Вера получила в подарок браслет в красном футляре. Дутый золотой браслет овальной формы с пятью красными гранатами и одним зеленым камнем покоился на черном бархате. Именно зеленому гранату, который считался редким, и приписывались Желтковым чудесные свойства. Браслет был дутый и очень толстый, из низкопробного золота. Наружная его сторона была усыпана мелкими плохо отшлифованными гранатами. Главной его ценностью были камни, что расположены по центру. Это были отборные гранаты-кабошоны в количестве пяти штук, алого цвета. Гранаты были крупными – каждый размером с горошину. В самой середине был небольшой зеленый камень – гранат редкого сорта.

Желтков подарил Вере золотой браслет, а сам родовой браслет, который носили его предки по женской линии, был серебряным. Читателю понятно, что от самого старинного браслета были подарены лишь камни, а сама подаренная драгоценность, оправа, была заказана Желтковым для Веры индивидуально, чтобы девушка была единственной обладательницей браслета. Господин Желтков сообщил Вере, что она может не сомневаться в том, что кто-либо до нее надевал этот браслет.

На Веру браслет произвел впечатление – она любовалась им, поднося браслет к электрической лампочки. Когда свет искусственного освещения попадал на гранаты, то яйцевидная поверхность граната загоралась алыми огнями. Вся ценность этого браслета была именно в уникальных камнях, которые своим блеском завораживали Веру.

2 вариант

Впервые повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» вышла в свет в 1911 году, и сразу же получила хорошую оценку со стороны читателей и критиков. По словам Максима Горького, произведение можно считать «началом хорошей литературы и превосходной вещью»

Александр Куприн неслучайно называет повесть «Гранатовый браслет», потому что драгоценные камни, и в том числе гранат, символизируют любовь, верность и страсть. А браслет вызывает ассоциацию с вечной связью возлюбленных.

Именно с получения Верой Николаевной гранатового браслета, лежащего в красном футляре на бархатной подкладке черного цвета, начинают разворачиваться трагические события в произведении.

Александр Иванович Куприн очень подробно описывает украшение, подаренное княгине Шеиной бедным телеграфистом Желтковым.

Браслет был из золота низкой пробы, толстый и дутый. Снаружи его покрывали небольшие старинные, плохо отшлифованные гранаты. В центре украшения возвышался зеленый, очень редкий гранат, который окружали пять гранатов красного цвета с размером в горошину. Под светом электрической лампы камни загорались прелестными, густо-красными живыми огоньками.

Телеграфист Желтков уточняет, что для такого подарка, он пожертвовал реликвией семьи. Он с родового серебряного браслета, принадлежащего его бабушке и матери, снял драгоценные камни и переставил их на золотой браслет.

Зеленый цвет граната считается очень редким сортом и обладает свойством наделять даром предвидения его обладателей. От женщин камень отгоняет тяжелые и мрачные мысли, мужчин – защищает от насильственной смерти.

Таким образом, Желтков, страдающий от безответной любви, сам кличет на себя беду, даря талисман Вере Николаевне Шеиной, который женщина так и не смогла принять от незнакомого ей мужчины, потому что была замужем.

Для того, чтобы сделать такой дорогой браслет, Желтков потратил казенные деньги. Растрата и стала основной версией причины самоубийства несчастного мужчины.

После своей смерти Желтков попросил женщину, верную католичку, у которой телеграфист снимал квартиру, повесить на икону Матки Боски браслет. Он считал этот обычай очень милым и хотел, чтобы его символ любви украшал икону.

Только после смерти герой обрел спокойствие: лицо его было безмятежно, а губы улыбались. Как будто, расставаясь с жизнью, он раскрыл великую тайну и постиг смысл человеческого бытия.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Нос Гоголя 10 класс

    Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина

  • Сочинение Ростов-на-Дону – мой любимый город

    Так и есть, Ростов-на-Дону мой самый-самый любимый город. Конечно, это можно объяснить тем, что я там провожу летние каникулы – у бабушки с дедушкой! Еще там жарко, красиво, много фруктов.

  • Образ Кая в сказке Снежная королева и его характеристика сочинение

    В начале сказки Кай предстает перед нами как добрый, веселый, отзывчивый мальчик, который любит природу, уважает старших и умеет дружить.

  • Карл Великий в Песне о Роланде сочинение

    Карл Великий — центральный персонаж произведения «Песнь о Роланде». Герой является реальным историческим лицом, повелителем, который сколотил огромную империю.

  • Характеристика и образы чиновников в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс

    В комедии Ревизор образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.

Источник

Как известно, писатель Александр Иванович Куприн был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью А. И. Куприна стал “Гранатовый браслет” — прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
В рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.
“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря” — начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле”. Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.
Символичен и образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей, “святой” любви.
Немалое значение придает А. И. Куприн образу “тучного, высокого, серебряного старца” — генерала Аносова. Именно ему “поручено” заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверяет ему сделать один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Еще один символ – главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на именины серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой – недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне – гранатовый браслет. Кстати, а почему гранатовый? «Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» – так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о камне гранате.
Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти мужчин… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков — мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “… Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”. Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только символ этой прекрасной любви — гранатовый браслет…

Источник

К 150-летию писателя.    

«Татарский хан» в тюбетейке и восточном халате, отважный офицер, «бродяга» и «бунтарь», написавший «главный бордельный текст русской литературы» — скандальную «Яму»… У Александра Куприна было много масок. Но где же настоящий писатель? Ответ лучше всего искать в его текстах.

Всем своим творчеством Куприн красноречиво доказывал, что самое главное в мире чувство — это любовь. Любви посвящён и один из самых известных его рассказов — «Гранатовый браслет». Почему это вовсе не отчаянная история о мужчине, покончившем с собой из-за неразделенной любви? Как из забавной истории из жизни Куприну удалось создать настоящий шедевр? О чем на самом деле «Гранатовый браслет»?

В основе повести — реальный случай, который потряс Куприна.    

Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в 1910 году. Сам писатель признавался, что ничего более целомудренного он еще никогда не писал и даже плакал над своей рукописью.

В основе сюжета «Гранатового браслета» лежит реальная история. Однажды крупный петербургский чиновник Дмитрий Любимов рассказал жене писателя, что некий мелкий почтовый чиновник Жолтиков «с неотступным упорством» преследовал письмами жену Любимова — Людмилу Ивановну. В этих письмах были «не только стихотворные послания, но и прозаический текст с малограмотным объяснением в любви. Подписывал он письмо своими инициалами – П. П. Ж.». Этот Жолтиков даже несколько раз пробирался в квартиру к Людмиле, а однажды прислал ей пасхальный подарок – коробочку, «в которой на розовой вате лежал аляповатый браслет – толстая позолоченная дутая цепочка». Чтобы окончательно пресечь эту историю, муж Людмилы Ивановны и её брат отправились домой к Жолтикову. В дешёвой квартире, в грязноватой комнате, они встретились с очень «невзрачным человеком маленького роста», который растерялся и сильно испугался такого резкого визита. После строгого разговора Жолтиков перестал писать Людмиле письма и, спустя время, женился на другой избраннице.    

Согласитесь, довольно простая история. Однако на Куприна она произвела невероятно сильное впечатление. Писатель говорил своей жене: «Я представляю себе П.П.Ж. Я представляю себе, как мучительно напрягает он свои душевные силы, стараясь преодолеть малограмотность и отсутствие необходимых слов, чтобы выразить охватившее его большое чувство, и как стремится он уйти от своей убогой жизни в мечты о недосягаемом счастье». Взяв за основу этот полуанекдотический рассказ из жизни, Куприн создал поистине трагическую историю о любви, которая выше смерти. Как же это было сделано писателем?

«Из любви сделали тему для грязных, помойных опереток».    

Куприн считал идеалом ту любовь, «для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость», любовь, которая «выдерживает всякие испытания, преодолевает все преграды и соблазны, торжествует над бедностью, болезнями, клеветой и долгой разлукой», которая «сильнее смерти» и которая «должна быть трагедией», «величайшей тайной в мире», «единственной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Вот, чем была любовь для Александра Куприна: «высочайшим и самым редким даром Бога». А вовсе не тем низменным чувством, которое нередко приписывают Куприну невнимательные читатели.    

Даже его печально известная нашумевшая «Яма» (1915) — это не просто «анатомия» публичного дома — пространства, чрезвычайно популярного во времена Куприна. Для Куприна здесь важно было показать, во что люди превратили самое прекрасное чувство, необходимо было заговорить о необходимости перемен в обществе, в котором поощрялся порок и выветривалось возвышенное отношение к женщине. Еще в своем «Поединке» (1905) он восклицает с горечью: «Любовь! Кто понимает ее? Из нее сделали тему для грязных, помойных опереток, для похабных карточек, для мерзких анекдотов, для мерзких-мерзких стишков». Куприн — вовсе не литературный порнограф, смакующий натуралистические подробности телесного общения. В его текстах любовь — это главная спасительная сила. Это не эгоистичное, низменное и блудливое чувство, а одухотворяющее и преображающее. Именно о таком чувстве — его «Гранатовый браслет».

Повесть о самоубийце?

Воспринимать «Гранатовый браслет» только как рассказ, где главный герой застрелился от неразделенного, но очень сильного чувства, совсем неверно. Куприна-художника не так уж и интересует этот поступок героя.  

«Гранатовый браслет» — это не история о самоубийце. Это, в первую очередь, произведение о высоком и искреннем чувстве. Главный герой, Г.С. Желтков, чиновник контрольной палаты, высокого роста, худощавый, «с длинными пушистыми, мягкими волосами», «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине», оказывается способным на такую любовь, которая действительно оказалась «сильнее смерти». Куприн показывает, как растет его любовь со временем («семь лет безнадёжной и вежливой любви»). Его чувство претерпело серьёзную трансформацию от «глупых и диких писем» к еще юной барышне Вере до благоговения, вечного преклонения и преданности перед уже замужней княгиней Верой Николаевной Шеиной. Еще когда Дмитрий Любимов рассказывал чете Куприных свою реальную историю, он трогательно заметил, что Жолтиков «так же как и я, любит Милочку, и я не могу за это сердиться на него – я счастливый соперник, и мне его жаль».    

Купринский Желтков – это подлинно трагический герой. Именно его судьбой Куприн хочет показать, что любовь вечна. И только такой конец земной жизни Желткова смог пробудить в душе самой Веры осознание того, что есть настоящее чувство, а не только те несерьёзные любовные истории, которые окружают её саму в повести. Вера понимает, что её жизнь действительно «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Важно вот что: любовь Желткова дана Вере явно не для того, чтобы она бросила мужа и связала свою жизнь с человеком, целиком состоящим из одухотворяющего чувства. И повесть написана Куприным явно не для того, чтобы читатели печально вздыхали над такой «поразительной» любовью, которая случается раз в тысячу лет. Желтков в повести фигура скорее символическая. Он — олицетворение безусловной и жертвенной любви, свободной от зла, расчёта и корысти. И как в настоящей шекспировской трагедии, так и у Куприна, такая любовь вечная. И Вере дано к ней прикоснуться, понять человека, любившего ее, и измениться самой. Точно так же, как сверкнули камни граната перед её глазами, так и в её сознании начинает многое меняться и переосмысливаться. Гранатовый браслет и письмо любящего ее человека запустили внутренний процесс преображение героини и ее семьи. Как дальше сложится судьба Веры мы не знаем. Финал открыт, и для каждого из нас это прекрасный повод задуматься над тем, для чего ей предназначен был этот человек и для чего в жизни каждого из нас случаются те или иные судьбоносные встречи.

«Да святится имя Твое».    

Один из ключевых эпизодов «Гранатового браслета» – признание в любви Желткова княгине Вере Николаевне в форме письма: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас (…) Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» (…) От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»».    

В этом письме мы видим слова «Да святится имя Твое», что нас отсылает к молитве «Отче наш», которую дал Иисус Христос своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Важно, что именно в последней главе, где звучат мотивы смерти, прощения и воскресения, появляются эти молитвенные слова. Этот тот случай, когда церковная молитва, входя в литературный текст, получает дополнительный оттенок звучания. Это не только указывает на возвышенность любовного чувства героя, но и показывает глубину образа самой героини, которая, конечно, не просто так названа Куприным Верой и которая здесь, в повести, явилась олицетворением духовного идеала, вместилищем и адресатом самого высокого чувства. И такое молитвенное объяснение героя не лишний раз демонстрирует нам, читателям, что «Гранатовый браслет» — это совсем не одна из самых обречённых и печальных историй в русской литературе, а настоящий бессмертный гимн такой же бессмертной любви талантливого русского писателя.  

Автор: Занегина Ася

Использованная литература: О.Н. Михайлов «Жизнь Куприна», Миленко В.Д. «Александр Куприн» (Жизнь замечательных людей), Шевцова Л.И. «Аксиология любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет», Горшкова Л.И. «Языковые средства реализации жанра молитвы в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». © Artifex.ru

Источник