Какое свойство характерно для объектов неживой природы
В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.
…
Виды объектов в окружающем мире
В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик — к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?
И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.
Это интересно: борьба за существование, ее формы и причины.
Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.
Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать — чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.
Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия
На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.
Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.
Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними — представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.
Это интересно: строение растительной и животной клетки, их особенности и отличия.
Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.
- Дыхание. Этот процесс газообмена между окружающей средой и организмом присущ лишь таким организмам.
- Питание — способность организмов брать из окружающей среды питательные вещества, поглощать их и усваивать.
- Выделение — процесс вывода из организма вредных или ненужных продуктов жизнедеятельности, которые остаются после поглощения пищи или питательных веществ.
- Рост — способность увеличения массы и размеров за счёт питания или биосинтеза.
- Движение — возможность изменения своего местоположения в пространстве.
- Развитие — способность усовершенствования организма и его отдельных частей в период всей жизни. При этом за весь жизненный цикл некоторые организмы потерпевают существенные изменения, как, например, бабочки.
- Размножение — возможность воспроизведения себе подобных особей. Именно эта способность обеспечивает беспрерывное существование вида особей в целом. При этом способы размножения у разных классов живых организмов различен. Если размножение одноклеточных организмов осуществляется путём деления, то такой класс организмов, как грибы размножаются спорами.
- Раздражимость — организм способен реагировать на определённые воздействия окружающей среды. Именно эта особенность позволяет объектам этой среды приспосабливаться при изменении условий внешнего мира.
- Наследственность — возможность передачи потомкам, своих основных признаков и особенностей.
Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.
Особенности неживых видов природы
Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.
Вот основные признаки неживых организмов:
- их тела не имеют клеточного строения;
- химический состав неживых объектов природы состоит из различных химических соединений, при этом в составе одного объекта может быть как одно, так и несколько соединений различных веществ;
- неживые объекты в подавляющем большинстве не обладают возможностью обмена веществ с окружающей средой, а также не поглощают и не выделяют вещества и продукты жизнедеятельности;
- отсутствие раздражимости — реакции на воздействия внешней среды — ещё один основной признак;
- неживые объекты в основном не обладают способностью увеличения своей массы и роста и на протяжении всего существования их размеры остаются неизменными;
- Они также отличаются тем, что не обладают способностью к размножению и воспроизведению себе подобных.
Источник
Аттестационные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Тест
1 вариант
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
А1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
А) систематика В) эмбриология
Б) генетика Г) палеонтология
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
А) ритмичность В) движение
Б) раздражимость Г) рост
А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации живой природы?
А) Организменный – клеточный – молекулярный – популяционно-видовой – экосистемный
Б) Молекулярный – клеточный– организменный – популяционно-видовой – экосистемный
В) Популяционно-видовой – клеточный – организменный – экосистемный – молекулярный
Г) Молекулярный – клеточный– организменный – экосистемный – популяционно-видовой
А4. Мономерами нуклеиновых кислот являются
А) аминокислоты В) нуклеотиды
Б) глюкоза Г) жирные кислоты
А5. Транспортной системой клетки является
А) лизосомы В) хлоропласты
Б) митохондрии Г) эндоплазматическая сеть
А6. Митохондрии отсутствуют в клетках
А) рыбы-попугая В) городской ласточки
Б) мха кукушкина льна Г) бактерии стафилококка
А7. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?
А) 12 Б) 24 В) 36 Г) 48
А8. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
А) защиты от антител В) катализатор реакции
Б) транспорта веществ Г) аккумулятора энергии
А9. К эукариотам относится
А) кишечная палочка В) амеба
Б) холерный вибрион Г) стрептококк
А10. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
А) аллельные В) доминантные
Б) рецессивные Г) сцепленные
А11. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
А) мутационная В) генотипическая
Б) модификационная Г) комбинативная
А12. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
А) свойства живой природы В) результаты эволюции
Б) движущие силы эволюции Г) основные направления эволюции
А13. Что из перечисленного является примером природного сообщества?
А) березовая роща В) крона берез
Б) отдельная береза в лесу Г) пашня
А14. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?
А) паразитируют на корнях растений
Б) устанавливают симбиотические связи с растениями
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) превращают органические вещества в минеральные
А15. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
А) пеночка-трещотка→ жук-листоед→ растение→ ястреб
Б) жук-листоед→ растение→ пеночка-трещотка→ ястреб
В) пеночка-трещотка→ ястреб→ растение→ жук-листоед
Г) растение→ жук-листоед→ пеночка трещотка→ ястреб
ЧАСТЬ B.
В1. Укажите черты строения и жизнедеятельности, которые отсутствуют у прокариот
А) многоклеточность
Б) диплоидность набора хромосом
В) клеточная стенка
Г) способность к обмену веществ
Д) деление мейозом
Е) способность к питанию.
В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками
Вещества | Признаки |
А. Углеводы Б. Белки | 1. Являются регулярными полимерами 2. Основная функция – энергетическая 3. Синтезируются на рибосомах 4. Мономерами являются аминокислоты 5. Выполняют каталитическую функцию 6. Мономерами являются моносахариды |
В3. Установите последовательность биологических структур , начиная с самой маленькой.
В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А) ядро
Б) кодон
В) ген
Г) хромосома
Д) нуклеотид
ЧАСТЬ С.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Почему пищевые цепи не могут быть очень длинными?
Аттестационные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Тест
2 вариант
ЧАСТЬ А. . Задания с выбором одного верного ответа
А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
А) экология В) цитология
Б) физиология Г) анатомия
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
А) ритмичность В) движение
Б) рост Г) обмен веществ и энергии
А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
А) Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
Б) Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
В) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
Г) Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
А4. Мономерами белков являются
А) глюкоза и фруктоза В) жирные кислоты
Б) нуклеотиды Г) аминокислоты
А5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
А) аппарата Гольджи В) лизосом
Б) эндоплазматической сети Г) рибосом
А6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют
А) одноклеточные водоросли В) вирусы
Б) одноклеточные животные Г) бактерии
А7. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате
А) митоза В) мейоза
Б) оплодотворения Г) деления цитоплазмы
А8. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются
А) пигментами В) тормозами
Б) ферментами Г) витаминами
А9. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят
А) сыроежку В) вирус кори
Б) сенную палочку Г) возбудителя туберкулеза
А10. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
А) гетерозиготными В) гомозиготными
Б) рецессивными Г) доминантными
А11. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость
А) мутационная В) модификационная
Б) генотипическая Г) комбинативная
А12. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит
А) приспособленность организмов к условиям среды В) единовременный акт творения
Б) способность к неограниченному размножению Г) наследственная изменчивость и
естественный отбор
А13. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных
А) организмов одного вида В) животных одной популяции
Б) компонентов живой и неживой природы Г) совместно обитающих организмов
разных видов
А14. К редуцентам, как правило, относятся
А) низшие растения В) беспозвоночные животные
Б) грибы и бактерии Г) вирусы
А15. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
А) лисица→ дождевой червь→ землеройка→ листовой опад
Б) листовой опад→ дождевой червь→ землеройка→ лисица
В) землеройка→ дождевой червь→ листовой опад→ лисица
Г) землеройка→ лисица→ дождевой червь→ листовой опад
ЧАСТЬ B.
В1.Укажите признаки, характерные для процесса фотосинтеза
А) Протекает в хлоропластах
Б) Характерен для всех живых организмов
В) Синтезируются органические вещества
Г) Необходим газ кислород
Д) Протекает только на свету
Е) Высвобождается энергия
В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками
Вещества | Признаки |
А. Нуклеиновые кислоты Б. Липиды | 1. Несут генетическую информацию 2. Выполняют теплоизоляционную функцию 3. Находятся в ядре клетки 4. Мономерами являются нуклеотиды 5. В состав входит глицерин 6. Входят в состав многих гормонов |
В3. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность букв
А) биоценоз
Б) популяция
В) клетка
Г) многоклеточный организм
Д) биосфера
ЧАСТЬ С.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Чем искусственный биоценоз отличается от естественного? ( назовите не менее 3 отличий)
Тест
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Ответы
1 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Г | Б | Б | В | Г | Г | Б | Г | В | В | Б | Б | А | Г | Г |
Часть В
В1- А,Б,Д
В2 – А-1,2,6
Б-3,4,5
В3 – Д,Б,В,Г,А
ЧастьС
В цепях питания с переходом с одного трофического уровня на другой идет потеря вещества и энергии, на каждый последующий уровень переходит лишь 10% от предыдущего ( Правило экологической пирамиды), т.о., к 4-уровню веществ почти не остается, и цепочка прерывается.
2 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В | Г | Г | Г | В | Г | А | Б | А | Б | В | Г | Б | Б | Б |
Часть В
В1- А,В,Д
В2 –А-1,3,4
Б-2,5,6
В3 – В,Г,Б,А,Д
Часть С
1. Неполный круговорот веществ,
2. Видовой состав, определяемый человеком в агроценозе
3.Дополнительные к Солнцу источник и энергии ( удобрения, механизма)
4. Короткие пищевые цепи
5. Обязательное участие человека и т.д
Оценка
Часть А – 1 балл за каждый ответ – макс. 15 б.
Часть В – 2 б за правильный ответ, 1 б – если есть одна ошибка, 0 б- две и более ошибки- макс 6 б
Часть С – 3 б
Макс балл за всю работу – 24
«5» -19 -24 б
«4» -15-18 б
«3» – 10-14б
«2» – 9 и менее
Источник
Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.
Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.
…
Понятия живой и неживой природы
Под природой понимается окружающая человека среда, которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.
Это интересно: немембранные органоиды клетки, их особенности.
Природные компоненты — это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.
Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы. В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали — вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.
Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное — все это объекты неживой природы.
В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами.
Признаки и особенности объектов
При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.
Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:
- слабая изменчивость;
- устойчивость;
- отсутствие способностей питаться и дышать;
- неспособность к самовоспроизведению. Особенность неживых предметов заключается в том, что они появляются в природе и не исчезают в последующем, хотя они могут переходить в другое состояние под воздействием окружающих условий. Например, спустя некоторое время камни становятся пылью. Самым ярким примером перевоплощения является круговорот воды в природе: вода может переходить в газообразное состояние в качестве пара или твердое в виде льда, а потом снова преобразовываться в жидкость;
- инертность. Практически все неживые объекты не обладают возможность передвигаться. Камни могут двигаться только при условии внешних воздействий на них. Реки и ручьи текут по той причине, что частицы воды, характеризующиеся внутренними связями, стараются переместиться в наиболее низкие места, из-за чего и образуется водяной поток;
- отсутствие роста. Внутренний рост у таких объектов отсутствует, но визуально они увеличиваются, что иногда приводит в тупик. Все очень просто: например, увеличение горы происходит за счет «вновь прибывшей» породы в результате постепенного сдвига тектонических плит.
Классификация
Во всем мире существует большое число предметов неживой природы. Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.
Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:
- твердые тела. В эту группу входит все разнообразие горных пород, минералов, веществ земли, ледников, айсбергов, а также планет, комет и астероидов. К твердым телам относят солнце и луну, град и снег, песок и хрусталь, камни и золото. Все эти объекты характеризуются четкой формой, а также отсутствием необходимости в дыхании, питании и росте;
- жидкие тела. Предметы данной группы не имеют определенной формы и находятся в состоянии текучести. К жидким объектам относят дождь, росу, туман, облака, реки, ручьи, вулканическую лаву. Жидкие тела имеют тесную связь с другими видами объектов, но при этом тоже не обладают признаками живой природы;
- газообразные тела. Такие объекты полностью сформированы из газов. Эта группа состоит из воздушных масс, водяных паров, звезд. Самым большим газообразным объектом является атмосфера Земли. Ее возможные изменения происходят только по причине воздействия окружающих условий.
У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.
Взаимосвязь с живыми организмами
Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:
- воздух. Он является крайне необходимой субстанцией для существования многих живых организмов, которые обладают способностью дышать. Растения поглощают воздух не только для дыхания: с помощью него растительные организмы способны образовать питательные вещества;
- вода. Она является основой основ и первопричиной зарождения жизни на нашей планете. Все живое на Земле нуждается в воде. Для рыб, морских животных и водорослей она выступает средой обитания. Для животных и растений вода является важным компонентом питания;
- почва. Взаимосвязь литосферы, гидросферы и атмосферы осуществляется за счет химических и физических реакций, происходящих в почве. За миллиарды лет она приобрела свойства, которыми характеризуется сейчас. Почва позволяет появляться различным видам растений; в ней происходит разложение отживших растительных культур и умерших животных, трансформирующиеся в разные типы полезных ископаемых. Одним из главных свойств почвы является защита живых организмов от токсинов и нейтрализация ядовитых веществ;
- солнце. Оно тоже выступает одной из главных причин зарождения на Земле живых организмов. Энергия и тепло, которые излучает солнце, способствуют росту и размножению. Растительные культуры не могут расти и развиваться без солнечного света. С исчезновением солнца произойдет замирание многих химических и физических циклов и реакций, поддерживающих жизненные процессы на планете.
Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.
Источник