Какое свойство характеризует креативность личности

Какое свойство характеризует креативность личности thumbnail

В широком смысле способность к творчеству обозначается тер­мином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способ­ность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприя­тии креативность проявляется как непредвзятость, умение освобо­диться от фиксированной установки, активно реагировать на непо­средственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памя­ти — как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых рвойств объектов; в мышлении — как способность к не­шаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению раз­нообразных связей между объектами и их свойствами, к обобще­нию явлений, не связанных между собой очевидной связью; в вооб­ражении — как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме пережива­ний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возни­кающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереоти­пов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможно­сти понять внутренний мир и индивидуальность человека; конст­руктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.

Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявив­ших способности к различным видам творческой деятельности, до­бившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечают­ся высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям прису­щи склонности к мечтательности, фантазерству, «сумасшедшим» идеям, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом вос­принимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.

Анализ многогранных проявлений креативности в самых раз­ных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущ­ность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности чело­века, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готов­ности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом конкретно-научного изучения посредством специальных тестов креативности.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей — это реалис­ты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше сред­него уровня развития креативности. Связи, которые они устанавли­вают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодейству­ют с ним, используя ограниченное число свойств — полезных, при­вычных, одинаково значимых для многих людей.

Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдает­ся у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребле­ния. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как иг­рушку. Часто посторонние способы применения предметов явля­ются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экс­периментированию с предметами. Дети видят мир многовариант­ным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринима­ют его в соответствии со своими знаниями, категориальной принад­лежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий по­тенциал полностью не реализуется.

Образ жизни и основные типы занятий дошкольников — игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование — яв­ляются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятель­ностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.

К концу дошкольного возраста подавляющее большинство де­тей показывают высокий уровень развития у них наивной креа­тивности, которая проявляется как естественное поведение ре­бенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и резуль­татами творческой деятельности.

Читайте также:  С помощью какого предустановленного в системе свойства осуществляется

Реализация творческого потенциала связана с развитием куль­турной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, спо­собного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отно­шений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.

Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихо­миров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет со­бой «технику подавления творческого мышления». В большинстве

современных семей родители стремятся дать детям хорошее обра­зование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чув­ство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой твор­ческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребен­ка в школе и залог его будущих успехов в жизни.

В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, кото­рая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учите­лей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыс­лительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения зани­мает недостаточное место.

На это есть и объективные причины. Во-первых, количество зна­ний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирова­ния ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креа­тивности предполагает формирование умений отходить от задан­ных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.

В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентиро­вание их поведения и деятельности также преобладает по сравне­нию с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллекту­ально одаренных личностей, которые могут стать квалифицирован­ными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи.

Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к это­му — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже се­годня в современной школе многое делается для этого. Появляют­ся разные типы образовательных учреждений, широко используют­ся различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные ме­тоды обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креа­тивности.

Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педа­гогической деятельности, характерные для традиционного обуче­ния, не соответствуют требованиям современного общества к раз­витию креативности учащихся, и их преодоление является актуаль­ной задачей профессиональной подготовки учителя.

Контрольные вопросы

1.Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображе­ние и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.

2.Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?

3.Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?

4.Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно
их охарактеризовать?

5.Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с
адаптацией в социальных группах?

6.Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете
предложить?

Тестовые задания

Читайте также:  Каким свойствами обладает гидроксид железы 3

1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют…

A. Непроизвольным.

Б. Фантастическим.

B. Творческим.

Г. Пассивным.

2. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это…

A. Предвосхищение будущего.

Б. Греза.

B. Фантастическое воображение.

Г. Мечта.

3. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях?

A. Агглютинация.

Б. Синтез.

B. Гиперболизация.

Г. Типизация.

4. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности?

A. Эрудированность.

Б. Эмоциональность.

B. Оригинальность.

Г. Логичность.

Глава 17

Речь

Источник

В широком смысле способность к творчеству обозначается термином “креативность” (от лат. creatio – сотворение, созидание). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприятии креативность проявляется как непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памяти – как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых свойств объектов; в мышлении – как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью; в воображении – как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереотипов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможности понять внутренний мир и индивидуальность человека; конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.

пример

Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности, добившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечаются высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям присущи склонности к мечтательности, фантазерству, генерированию “сумасшедших” идей, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом воспринимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.

Анализ многогранных проявлений креативности в самых разных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, желании и готовности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом изучения посредством специальных тестов креативности.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей – реалисты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше среднего уровня развития креативности. Связи, которые они устанавливают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодействуют с ним, используя ограниченное число свойств – полезных, привычных, одинаково значимых для многих людей.

Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдается у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребления. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как игрушку. Часто посторонние способы применения предметов являются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экспериментированию с предметами. Дети видят мир многовариантным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринимают его в соответствии с категориальной принадлежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий потенциал полностью не реализуется. Образ жизни и основные типы занятий дошкольников: игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование – являются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятельностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.

Читайте также:  Какого свойства воды не существует

К концу дошкольного возраста подавляющее большинство детей показывают высокий уровень развития у них наивной креативности, которая проявляется как естественное поведение ребенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и результатами творческой деятельности.

Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности, которая опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.

О. К. Тихомиров (1933–2001) считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет собой “технику подавления творческого мышления”. В большинстве современных семей родители стремятся дать детям хорошее образование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чувство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей – главные критерии успешного обучения ребенка в школе и залог его будущих успехов в жизни.

В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают “нелепых” вопросов, нс отвлекают учителя и учеников различными “выдумками”. С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, которая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учителей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыслительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения занимает недостаточное место.

На это есть и объективные причины. Во-первых, количество знаний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирования ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креативности предполагает формирование умений отходить от заданных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.

В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентирование их поведения и деятельности также преобладает по сравнению с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллектуально одаренных личностей, которые могут стать квалифицированными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи. Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к этому – повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже сегодня в современной школе многое делается для этого. Появляются разные типы образовательных учреждений, широко используются различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные методы обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креативности.

Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педагогической деятельности, характерные для традиционного обучения, не соответствуют требованиям современного общества к развитию креативности учащихся, и их преодоление является актуальной задачей профессиональной подготовки учителя.

Источник