Какое свойство характеризует креативность личности
В широком смысле способность к творчеству обозначается термином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприятии креативность проявляется как непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памяти — как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых рвойств объектов; в мышлении — как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью; в воображении — как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереотипов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможности понять внутренний мир и индивидуальность человека; конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.
Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности, добившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечаются высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям присущи склонности к мечтательности, фантазерству, «сумасшедшим» идеям, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом воспринимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.
Анализ многогранных проявлений креативности в самых разных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом конкретно-научного изучения посредством специальных тестов креативности.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей — это реалисты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше среднего уровня развития креативности. Связи, которые они устанавливают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодействуют с ним, используя ограниченное число свойств — полезных, привычных, одинаково значимых для многих людей.
Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдается у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребления. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как игрушку. Часто посторонние способы применения предметов являются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экспериментированию с предметами. Дети видят мир многовариантным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринимают его в соответствии со своими знаниями, категориальной принадлежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий потенциал полностью не реализуется.
Образ жизни и основные типы занятий дошкольников — игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование — являются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятельностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.
К концу дошкольного возраста подавляющее большинство детей показывают высокий уровень развития у них наивной креативности, которая проявляется как естественное поведение ребенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и результатами творческой деятельности.
Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.
Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихомиров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет собой «технику подавления творческого мышления». В большинстве
современных семей родители стремятся дать детям хорошее образование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чувство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребенка в школе и залог его будущих успехов в жизни.
В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, которая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учителей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыслительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения занимает недостаточное место.
На это есть и объективные причины. Во-первых, количество знаний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирования ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креативности предполагает формирование умений отходить от заданных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.
В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентирование их поведения и деятельности также преобладает по сравнению с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллектуально одаренных личностей, которые могут стать квалифицированными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи.
Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к этому — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже сегодня в современной школе многое делается для этого. Появляются разные типы образовательных учреждений, широко используются различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные методы обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креативности.
Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педагогической деятельности, характерные для традиционного обучения, не соответствуют требованиям современного общества к развитию креативности учащихся, и их преодоление является актуальной задачей профессиональной подготовки учителя.
Контрольные вопросы
1.Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображение и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.
2.Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?
3.Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?
4.Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно
их охарактеризовать?
5.Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с
адаптацией в социальных группах?
6.Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете
предложить?
Тестовые задания
1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют…
A. Непроизвольным.
Б. Фантастическим.
B. Творческим.
Г. Пассивным.
2. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это…
A. Предвосхищение будущего.
Б. Греза.
B. Фантастическое воображение.
Г. Мечта.
3. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях?
A. Агглютинация.
Б. Синтез.
B. Гиперболизация.
Г. Типизация.
4. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности?
A. Эрудированность.
Б. Эмоциональность.
B. Оригинальность.
Г. Логичность.
Глава 17
Речь
Источник
В широком смысле способность к творчеству обозначается термином “креативность” (от лат. creatio – сотворение, созидание). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприятии креативность проявляется как непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памяти – как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых свойств объектов; в мышлении – как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью; в воображении – как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереотипов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможности понять внутренний мир и индивидуальность человека; конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.
пример
Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности, добившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечаются высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям присущи склонности к мечтательности, фантазерству, генерированию “сумасшедших” идей, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом воспринимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.
Анализ многогранных проявлений креативности в самых разных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, желании и готовности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом изучения посредством специальных тестов креативности.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей – реалисты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше среднего уровня развития креативности. Связи, которые они устанавливают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодействуют с ним, используя ограниченное число свойств – полезных, привычных, одинаково значимых для многих людей.
Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдается у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребления. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как игрушку. Часто посторонние способы применения предметов являются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экспериментированию с предметами. Дети видят мир многовариантным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринимают его в соответствии с категориальной принадлежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий потенциал полностью не реализуется. Образ жизни и основные типы занятий дошкольников: игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование – являются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятельностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.
К концу дошкольного возраста подавляющее большинство детей показывают высокий уровень развития у них наивной креативности, которая проявляется как естественное поведение ребенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и результатами творческой деятельности.
Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности, которая опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.
О. К. Тихомиров (1933–2001) считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет собой “технику подавления творческого мышления”. В большинстве современных семей родители стремятся дать детям хорошее образование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чувство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей – главные критерии успешного обучения ребенка в школе и залог его будущих успехов в жизни.
В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают “нелепых” вопросов, нс отвлекают учителя и учеников различными “выдумками”. С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, которая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учителей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыслительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения занимает недостаточное место.
На это есть и объективные причины. Во-первых, количество знаний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирования ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креативности предполагает формирование умений отходить от заданных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.
В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентирование их поведения и деятельности также преобладает по сравнению с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллектуально одаренных личностей, которые могут стать квалифицированными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи. Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к этому – повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже сегодня в современной школе многое делается для этого. Появляются разные типы образовательных учреждений, широко используются различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные методы обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креативности.
Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педагогической деятельности, характерные для традиционного обучения, не соответствуют требованиям современного общества к развитию креативности учащихся, и их преодоление является актуальной задачей профессиональной подготовки учителя.
Источник