Какое свойство государственной власти

Какое свойство государственной власти thumbnail

Свойства государственной власти отчасти перекликаются с ее признаками. Для более глубокого понимания отличий свойств от признаков государственной власти дадим им подробную характеристику.

Основные свойства государственной власти

  • Публичность государственной власти является первым ее свойством. Публичность как категория в широком смысле выражается в общественном характере власти (к слову, признаком общественности обладает любая власть). Но в узком смысле, в рамках общей теории права, публичность как свойство государственной власти определяется профессиональными навыками субъектов власти по отношению к объектам власти. Население государства делегируя полномочия по управлению делами государства, признает право на публичность всех создаваемых в рамках управления органов.
  • Суверенность и верховенство – оба эти свойства обозначают одно и то же. Верховенство обозначает независимость государственной власти в ее пределах, суверенность наоборот говорит о невозможности влиять на внутренние дела государства из-за пределов государственных границ. Верховенство власти внутри государства говорит не только о независимом характере, но и об особом статусе государственной власти в рамках государственного принуждения по отношению к иным проявлениям социальной, экономической и прочим проявлениям власти.
  • Универсальность – данное свойство перекликается с признаком государства. Государственная власть в рамках свойства универсальности распространяет свое действие на всей территории и на всё население в рамках этих границ.
  • Исключительным правом на нормотворчество обладает только государственная власть. Помимо исключительности, государственной власти присущ общеобязательный характер исключительных прав на нормотворчество. Каждый член общества внутри территории государства должен подчиняться установленным нормам и правилам без исключений.
  • Разделение властей представляет собой эффективный механизм по функционированию органов и должностных лиц государственной власти. Разделение властей призвано обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В России, как и в других демократических государствах разделена власть на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самодостаточна и независима. При этом каждая из ветвей власти обладает функционалом контроля остальных двух ветвей. Это позволяет избежать авторитарного подхода к управлению делами государства. Все ветви государственной власти для успешного функционирования должны взаимодействовать и быть взаимозависимыми и взаимодополняемыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Второстепенные свойства государственной власти

  1. Единство государственной власти означает, что именно власть, делегированная государственным органам, даже при условии разделения властей, не содержит в себе конкуренцию ветвей власти. Также исключается конкуренция государственной власти и прочих видов власти.

    Замечание 1

    Единство и разделение властей как свойства государственной власти неразрывно связаны между собой.

  2. Принудительность и общеобязательность государственной власти проявляется в наличии властных механизмов воздействия на население государства. Выражается в обязательном характере для населения вне зависимости от степени согласия индивида по отношению к общим нормам поведения. Уклонение или отклонение от принятых норм поведения обеспечены применением установленных законом принудительных мер.

Замечание 2

Подводя итог характеристикам свойств государственной власти следует отметить, что большинство из них перекликаются или вторят признакам власти, что говорит о взаимозаменяемости, взаимодополняемости и взаимозависимости органов и институтов государственной власти.

Источник

Власть – это способность и воз­можность оказывать определенное воздействие на дея­тельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организа­ции и означает обладание властью. При этом право пред­ставляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).

Элементы определения власти:
    • во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также “коллективно действующее лицо” (партия, организация, комитет, совет и т.д.); власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
    • приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его по­мощью воле;
    • подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

Государственная (политическая) власть

Государственная власть – это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя прово­дить свою волю в политике и правовых нормах, распро­страняя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.

Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
    1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
    2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
    3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
    4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
    5. устанавливает систему налогов;
    6. организует население по территориальному признаку;
    7. характеризуется легитимностью и легальностью.

Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”. Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.

Основные свойства государственной власти:
    1. верховенство;
    2. единство;
    3. всеобщность и универсальность;
    4. принудительность и общеобязательность.

Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.

Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.

Всеобщность и универсальность государственной власти – взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.

Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.

Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.

Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник

Государственная власть – это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

· 1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);

· 2. Политическая власть (политика – искусство управления; главная задача государства – установить компромисс в обществе);

· 3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);

· 4. Охватывает все население государства;

· 5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).

· 6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

· 7. Легальна – выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

· 1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.

· 2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом п объектом); средства (государственные органы, НПА, СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

История как опоры власти

Власть это специфический инструмент управления, используемый для достижения целей правящей элиты. В ее основе лежит вера народа в необходимости исполнения указаний существующей власти. Это убеждение основывается на мировоззренческих идеях: например, идее о том, что власть имущий – помазанник Божий, или, – строитель светлого будущего, а значит, основание власти лежит в сфере мировоззрения.

Власть является властью лишь потому, что таковой ее считают подданные. На насилие может опираться, да и то недолго, только слабая власть, не случайно Э. Тоффлер утверждает, что насилие –– низкокачественная власть.

Модусы времени (настоящее, прошлое, будущее), наряду с другими факторами, тоже участвуют в обосновании власти. Ее легитимность может создаваться либо прошлым, либо будущим.

В древнерусской истории традиция рождала власть, поэтому требовалось ее историческое обоснование. Так, непризнанный на Руси митрополит Киевский Спиридон-Савва – «родом тверетин, поставлен по мзде патриархом Константинопольским Рафаилом» в начале XVI века после ряда злоключений был заточен в Ферапонтов монастырь, где и написал “Сказание о князьях Владимирских” о легендарном происхождении великих князей Владимирских и Московских от Пруса, брата римского императора Августа. Эта идея оказалась весьма плодотворной и часто упоминалась в посланиях и грамотах Ивана Грозного, в дипломатической практике для признания царских притязаний российских самодержцев тогдашним «международным сообществом», обоснования борьбы за «исконно русские земли», а также для укрепления царской власти внутри страны. Это не первый, но, пожалуй, самый известный поддельный исторический документ, создающий в прошлом основания для укрепления российской власти.

Несмотря на то, что прошлого в реальности нет, за него идут нешуточные баталии, образ прошлого является яблоком раздора в спорах государств, им обосновывают войны и претензии на земли и народы.

Роль прошлого столь велика потому, что оно является неотъемлемой частью картины мира, создаваемой в рамках определенного мировоззрения. При кардинальной смене мировоззрений прошлое тоже подлежит замене. Именно поэтому переписываются учебники истории после революций и перестроек.

Виды власти

Верховная власть –высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.

Законодательная – власть в области законодательствагосударства или страны.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Судебная власть — одна из ветвей государственной власти. Выделяется в соответствии с принципом разделения властей.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных

Менеджмент(англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством[1] — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д. Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука, предметом которой является изучение социальной организации.

Публичная власть— это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страныили государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство (страну) от общественного строя.

Символическая власть— термин, введенный Пьером Бурдье для описания специфического типа власти в социуме. Впервые данный термин встречается в работе «Различение. Социальная критика суждения вкуса» 1979 года.

Государственная власть – это способность государства легитимно и легально подчинять свой воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть – разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:

во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле понимается общественный характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;

в-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;

в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;

в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.

При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоев населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.

Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.

При первобытнообщинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение. Государственная власть широко использует санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создает специальный карательный аппарат.

Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются специальные средства, которые взимаются с населения, – налоги. Родовому строю они не были известны.

При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же власть управляет по территориальному принципу.

Кроме того, появились понятия “подданство” или “гражданство”.

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1) субъект власти;

2) объект власти;

3) содержание властной деятельности (власти отношение);

4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

5) ресурсы власти.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Субъектом государственной власти могут быть государство и его органы, и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению.

Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентации имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели.

Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

Содержание властеотношений – один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные -это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические (материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.

Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.

Культурно-информационные ресурсы – это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально-культурным корням.

Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.

Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.

Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной.

Источник