Какое свойство человека с точки зрения автора является наиболее важным

Какое свойство человека с точки зрения автора является наиболее важным thumbnail

Личность

В слове «личность» отражается наиболее существенное в человеке – его «сердцевина», ядро… потребности, интересы, склонности… взгляды и убеждения.

Личность – наисложнейшая система… И наиболее важным… в этой системе является то свойство человека, которое выражается в способности не только становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями, но и «сделать себя самого», «строить» и реализовывать «модель» будущей жизни. Конечно, далеко не каждый человек достигает такого уровня развития.

Противоположным полюсом является податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации. Ситуационность, характерная для маленького ребенка, в ходе воспитания и развития личности должна быть преодолена. Но так бывает далеко не всегда… По данным специально проведенных исследований ситуационность характерна для многих «трудных» подростков, которые стоят на «грани» между обычными школьниками и малолетними преступниками. Она является как бы психологической предпосылкой совершения правонарушений.

Сам образ жизни такого подростка – наглядное воплощение ситуационности поведения. Они больше всего любят праздность – бродить по улицам, сидеть в подъездах, завязывать случайные знакомства… Большинство из них ограничивает свои интересы удовлетворением примитивных или общественно вредных потребностей… У них… слаба нравственная мотивировка поступка.

Задание №26.Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них ( составьте план текста).

Задание №27. Какое свойство человека, с точки зрения автора, является наиболее важным? Что автор понимает под термином «ситуативность»?

Жители Земли разделены не только по расовому, религиозному или идеологическому признакам, но также в каком-то смысле и во времени. Изучая нынешнее население земного шара, мы обнаруживаем небольшую группу людей, которые ещё живут охотой и собирательством, как тысячи лет назад. Другие, их большинство, полагаются не на медвежью охоту или сбор ягод, а на сельское хозяйство. Они живут во многих отношениях так же, как жили их предки столетия тому назад. Эти две группы вместе составляют около 70% жителей Земли. Это люди прошлого.

Более 25% населения Земли живут в промышленно развитых странах. Они живут со-временной жизнью. Они продукт первой половины XX в., сформированные механизацией и массовым образованием, воспитанные на оставшихся в памяти воспоминаниях о сельскохозяйственном прошлом своей страны. Они люди настоящего.

Оставшиеся 2–3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего. Ибо в главных центрах технологических и культурных перемен, в Силиконовой долине, Нью-Йорке, Лондоне и Токио о миллионах мужчин и женщин можно уже сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы, часто неосознанно, сегодня живут так, как другие будут жить завтра.

Что отличает их от остальных людей? Разумеется, они богаче, лучше образованы, более мобильны, чем большинство. Они также дольше живут. Но что особенно отличает людей будущего – это то, что они уже попали в новый, ускоренный темп жизни. Они «живут быстрее», чем люди вокруг них. Некоторые глубоко привязаны к этому высокоскоростному темпу жизни.

Но если некоторые получают мощную подпитку от нового быстрого темпа, у других он вызывает неприязнь; они ни перед чем не останавливаются, чтобы «избавиться от этой карусели», как они говорят.

(По Э. Тоффлеру)

Задание №26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №27. Какие три группы населения Земли названы в тексте? По какому признаку они могут быть разделены «в каком-то смысле и во времени»?

Задание №28.Какие отличия людей будущего от остального человечества названы автором (назовите любые три отличия)?

Ответы к тексту «Личность»

Задание №26. Могут быть выделены следующие смысловые части:

1. Значение слова «личность»

2. Самое важное свойство личности

3. Сущность ситуационного поведения как предпосылки противоправного поведения

4. Особенности образа жизни трудных подростков

Задание №27.

1. С точки зрения автора наиболее важным является свойство человека не только становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствие с собственными целями, но и «сделать себя самого», «строить» и реализовывать «модель» будущей жизни.

2. Ситуативность – это податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации.

Источник

Анонимный вопрос

20 декабря 2018  · 3,7 K

Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…

Признаки, характерные исключительно для человека:

  • Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
  • Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
  • Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
  • S-образный позвоночник и изгибами.
  • Подвижные кости ладони.

В чем заключается индивидуальность человека?

хожу отбрасываю тень с лицом нахала

В книге нейрофизиолога-популяризатора Вилейанура Рамачандрана “Рождение разума”, одна из глав (“Неврология — новая философия”) целиком посвящёна этому вопросу. Вот две цитаты оттуда:

“Что же именно означает «Я»? Как выяснилось, его характеристика имеет пять составляющих:

-Непрерывность: ощущение неразрывной нитью тянется через весь наш опыт в сопровождении чувства настоящего, прошлого и будущего.

-Идея единства «Я». Каждый из нас ощущает себя как единое целое, как одного человека.

-Ощущение помещённости в наше тело.

-Обладание свободой воли. Я могу покачать своим пальцем, но не могу покачать своим носом или вашим пальцем.

-Осознание себя. Любой из этих аспектов может по-разному искажаться при заболеваниях мозга, и это дает основание считать, что «Я» включает в себя не одну, а многие составляющие. «Я» соединяет в себе различные феномены. Например, если я буду стимулировать вашу правую теменную кору с помощью электродов (когда вы в сознании и бодрствуете), вы моментально почувствуете, что парите под потолком, наблюдая собственное тело, лежащее внизу. Материальное воплощение — одно из аксиоматических оснований вашего «Я» — будет временно отменено. И это справедливо для всех аспектов «Я», перечисленных выше. Каждый из них может избирательно подвергаться воздействию при мозговых расстройствах.”

“Наш мозг в целом представляет собой моделирующее устройство, которому необходимо создавать рабочие виртуальные имитации реального мира, в соответствии с которыми мы можем действовать. Внутри этих имитаций нам нужно создавать модели разума других людей, поскольку мы, будучи приматами, чрезвычайно социальные существа. Надо делать это таким образом, чтобы иметь возможность предвидеть их поведение. Более того, чтобы эта внутренняя имитация была законченной, она должна содержать не только модели разума других людей, но также и модель саму по себе, то есть ее постоянные атрибуты — что она может и не может делать. Вполне вероятно, что одна из этих способностей моделирования эволюционировала первой, а затем подготовила почву для второй. Или — как это часто происходит в эволюции — обе способности развивались совместно, обогащая друг друга.”

Прочитать ещё 5 ответов

Какие люди за последние сто лет являются образцом гениальности? По-вашему мнению, кто возглавляет их список и почему?

Переводчик, литературный рецензент

Готлоб Фреге – отец современной формальной логики, отец аналитической философии, отец философии языка. Немыслимого масштаба фигура.

Людвиг Витгенштейн – образцовый гений, человек, из полемики с каждой позицией которого вырастали целые дисциплины. “Я встретил Бога. Он прибыл поездом в 5:15″. — Джон Мейнард Кейнс.”  

Сол Крипке — человек, совершивший революцию в логике в семнадцать лет. Единственный из ныне живущих философов, признанный гением единогласно и безоговорочно.

Томас Манн.

Ингмар Бергман.

Дюк Эллингтон.

Джон Колтрейн.

Прочитать ещё 6 ответов

Источник

Анонимный вопрос

20 декабря 2018  · 3,7 K

Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…

Признаки, характерные исключительно для человека:

  • Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
  • Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
  • Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
  • S-образный позвоночник и изгибами.
  • Подвижные кости ладони.

В чем заключается индивидуальность человека?

хожу отбрасываю тень с лицом нахала

В книге нейрофизиолога-популяризатора Вилейанура Рамачандрана “Рождение разума”, одна из глав (“Неврология — новая философия”) целиком посвящёна этому вопросу. Вот две цитаты оттуда:

“Что же именно означает «Я»? Как выяснилось, его характеристика имеет пять составляющих:

-Непрерывность: ощущение неразрывной нитью тянется через весь наш опыт в сопровождении чувства настоящего, прошлого и будущего.

-Идея единства «Я». Каждый из нас ощущает себя как единое целое, как одного человека.

-Ощущение помещённости в наше тело.

-Обладание свободой воли. Я могу покачать своим пальцем, но не могу покачать своим носом или вашим пальцем.

-Осознание себя. Любой из этих аспектов может по-разному искажаться при заболеваниях мозга, и это дает основание считать, что «Я» включает в себя не одну, а многие составляющие. «Я» соединяет в себе различные феномены. Например, если я буду стимулировать вашу правую теменную кору с помощью электродов (когда вы в сознании и бодрствуете), вы моментально почувствуете, что парите под потолком, наблюдая собственное тело, лежащее внизу. Материальное воплощение — одно из аксиоматических оснований вашего «Я» — будет временно отменено. И это справедливо для всех аспектов «Я», перечисленных выше. Каждый из них может избирательно подвергаться воздействию при мозговых расстройствах.”

“Наш мозг в целом представляет собой моделирующее устройство, которому необходимо создавать рабочие виртуальные имитации реального мира, в соответствии с которыми мы можем действовать. Внутри этих имитаций нам нужно создавать модели разума других людей, поскольку мы, будучи приматами, чрезвычайно социальные существа. Надо делать это таким образом, чтобы иметь возможность предвидеть их поведение. Более того, чтобы эта внутренняя имитация была законченной, она должна содержать не только модели разума других людей, но также и модель саму по себе, то есть ее постоянные атрибуты — что она может и не может делать. Вполне вероятно, что одна из этих способностей моделирования эволюционировала первой, а затем подготовила почву для второй. Или — как это часто происходит в эволюции — обе способности развивались совместно, обогащая друг друга.”

Прочитать ещё 5 ответов

Какие люди за последние сто лет являются образцом гениальности? По-вашему мнению, кто возглавляет их список и почему?

Переводчик, литературный рецензент

Готлоб Фреге – отец современной формальной логики, отец аналитической философии, отец философии языка. Немыслимого масштаба фигура.

Людвиг Витгенштейн – образцовый гений, человек, из полемики с каждой позицией которого вырастали целые дисциплины. “Я встретил Бога. Он прибыл поездом в 5:15″. — Джон Мейнард Кейнс.”  

Сол Крипке — человек, совершивший революцию в логике в семнадцать лет. Единственный из ныне живущих философов, признанный гением единогласно и безоговорочно.

Томас Манн.

Ингмар Бергман.

Дюк Эллингтон.

Джон Колтрейн.

Прочитать ещё 6 ответов

Источник

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
подвижность/уравновешенность
экстраверсия/интроверсия
экстрапунитивность/интропунитивность
психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами — это:
инстинкты
механическая память
ценностные ориентации
музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
отрицанием
регрессией
вытеснением
подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
А.Н.Леонтьев
С.Л.Рубинштейн
К.К.Платонов
А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:
воспитанность
авторитет
задатки
равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в гештальтпсихологии
в гуманистической психологии
в бихевиоризме
в психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
интровертированного
экстравертированного
интропунитивного
шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
интропунитивный
интровертированный
экстравертированный
экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
рационализацией
идентификацией
сублимацией
вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
«Оно»
«Я»
«Сверх-Я»
«Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:
психогенетический
социогенетический
биогенетический
двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
уровень притязаний
локус контроля
самооценка
самоотношение

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

14. Суть проекции заключается:
в приписывании другим людям собственных чувств
в ориентации поведения на доступную цель
в отрицании реальных фактов
в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
К.Роджерс
А.Маслоу
Г.Олпорт
З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:
Г. Олпорт
Г. Айзенк
К. Роджерс
К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:
мотив
потребность
интерес
склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
гештальтистов
фрейдистов
бихевиористов
когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:
индивидуальный стиль деятельности
креативность
мотивационная направленность
средний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:
темперамент
характер
способности
направленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
психогенетическому
социогенетическому
биогенетическому
двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):
темперамент
характер
способности
направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт—это:
холерик
меланхолик
сангвиник
флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
индивид
личность
субъект деятельности
индивидуальность

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» — самым широким по содержанию является понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

26. Высший регулятор поведения – это:
убеждения
мировоззрение
установка
интерес

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:
А.Маслоу
Д.Мак-Клелланда
А.Акоффа
Ж.Годфруа

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
влиянием
мировоззрение
личностным смыслом
потребностью

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
установка
притязание
мировоззрение
личностный смысл

Источник

В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.

Характер человека

Что такое характер человека

В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

В психологии характер – это набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми.

Особенности характера, как черты личности, следующие:

  • его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
  • характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

Черты характера: общие сведения

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

1 группа черт – отношение к самому себе

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

Черты характера со знаком «плюс» – внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

Черты со знаком «минус» – тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

2 группа – отношение к окружающим

Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми – в семье, в коллективе, в кругу друзей.

Черты характера со знаком «плюс» – отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

Черты со знаком «минус» – бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

3 группа черт – отношение к деятельности

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

Черты характера со знаком «плюс» – трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

Черты со знаком «минус» – лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Особенности формирования

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

  1. культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

  2. личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

  3. общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

  4. литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

  • физиологические (пол, темперамент);
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Взаимосвязь между темпераментом и характером

Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:

  • оба понятия тождественны;
  • темперамент – это часть, ядро характера;
  • два понятия является антагонистами;
  • темперамент – это природная основа характера.

Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

Взаимосвязь

Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.

Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.

Какие бывают типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

Тип характераЕго характеристики
ОральныйУ человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
МазохистскийЛичность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
ИстерическийВысокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
ШизоидныйОчень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
ПсихопатическийЖелание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
НарциссическийУверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

Можно выделить еще одну типологию характеров.

Тип характераЕго характеристики
ГипертимныйЧеловек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
ДистимныйПессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
ВозбудимыйВластолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
ЗастревающийЧеловек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
ТревожныйЛичность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
ДемонстративныйОбщительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

Психологический характер человека

Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.

Одновременно нужно определить темперамент человека.

Всего их четыре:

  • сангвиник. Человек со стабильной нервной системой, достаточно мобилен, уравновешен. Процессы возбуждения и торможения нервной системы быстро появляются и также быстро идут на спад. Оптимистичны, общительны. Из минусов – способны на безответственность и легкомыслие.
  • холерик. Очень подвижная нервная система. Возбуждается быстро, а вот остывает медленно. Крайне неусидчивы, всегда должны чем-то заниматься, энергичны. Минусы – конфликтны, агрессивны, вспыльчивы.
  • флегматик. Нервная система очень стабильна и уравновешена, но не динамична. Не может переключаться с одной темы на другую, не работает на «высоких скоростях». Но результат будет впечатляющим – все продумано до мелочей. Надежны, ответственны. Минусы – неповоротливы, суховаты в общении.
  • меланхолик. Нервная система очень слабая, ранимы, впечатлительны. Мягкие, чувствительные люди. Минусы – низкая работоспособность, мнительность, замкнутость.

Темперамент

В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:

  • общие, сформированные под воздействием интеллекта. Это гибкость ума, трудолюбие, умение адаптироваться.
  • специальные, апеллирующие к определенному направлению: на себя лично, на общение, на выполнение задачи.

Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.

Социальный характер личности

Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

Социальный характер личности – это совокупность черт, которая возникает у людей, входящих в состав одной социальной группы. Причем эти особые черты появились под воздействие общих переживаний и идентичного образа жизни.

Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

Неплодотворные

Вид социального характераЕго признаки
РецептивныйХарактеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
ЭксплуативныйПрисущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
НакопительныйДоминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
РыночныйХарактеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

Плодотворный тип

Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

Скрытая и явная акцентуация характера личности

Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

Усиление отдельных черт:

  • обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
  • ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.

Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

Акцентуация – это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.

Причин тому несколько:

  • доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
  • акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
  • акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.

В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:

Тип акцентуацииХарактеристика
ДемонстративныйЖелание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство.
ПедантичныйОсторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность.
ВозбудимыйОчень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями.
ГипертемическийВсегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности.
ЗастревающийДолго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен
ДистимическийПессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни.
ЦиклотимическийПерепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно.
ЭкзальтированныйБурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали.
ЭмотивныйВысокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость.
ТревожныйБеспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

Смотреть видео

Источник