Какое суждение верно истина идеальна ибо она является свойством мыслей
Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.
Существуют различные трактовки понятия «истина»:
соответствие знаний действительности;
то, что подтверждено опытом;
некое соглашение, конвенция;
свойство самосогласованности знаний;
полезность полученного знания для практики.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.
Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания.
Возможные критерии истины:
Соответствие законам логики.
Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
Соответствие фундаментальным законам.
Простота, экономичность формы.
Практика.
Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний.
Практика (от греч. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Характерные черты практики:
Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).
ВОПРОСЫ:
1. Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «истина»:
1) отражение действительности; 2) знание; 3) конкретность; 4) субъективность; 5) процесс; 6) абстрактность; 7) логичность.
2. Раскройте на трёх примерах роль практики в процессе познания.
В качестве функций практики, которые она выполняет в процессе познания, и иллюстрирующих их примеров следует назвать:
Практика как основа познания (пример: потребность земледелия и мореплавания стимулировала развитие геометрии и астрономии, производство создает необходимую аппаратуру для научных исследований, существенно раздвигающих границы наших знаний, и др.).
Практика как цель познания (пример: ученые-физики настойчиво изучают синтез ядер тяжелого водорода (дейтерия) в ядро атома гелия, чтобы можно было использовать термоядерную энергию в экономике, и др.).
Практика как критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно остаётся всего лишь предположением (гипотезой) (пример: открытие закона Архимеда с успехом было подтверждено практикой кораблестроения и др.).
Темы для эссе:
«Истина сияет собственным светом, и не подобает просвещать умы пламенем костров».
Юстиниан I
«Река истины протекает через каналы заблуждений».
Р. Тагор
«Истина выше людей и не должна бояться их». В. Белинский
Источник
Однажды у меня с коллегой случился такой разговор:
– …Истины не существует.
– Вода кипит при ста градусах – вот пример истины.
– Какая именно? Легкая или тяжёлая?
– Обычная, как в природе, в виде смеси изотопов.
– Грунтовая или атмосферная? Ведь изотопы в этих водах распределены не одинаково.
– Ах вот ты к чему клонишь!
– Да если бы даже в твоём распоряжении была вода с температурой кипения точно сто градусов, ты бы не смог измерить эту температуру без погрешности.
В итоге мой коллега не захотел продолжать спор, видимо решил, что я безнадёжен.
После этого случая я всё чаще стал задумываться о природе истины и есть ли она вообще.
Большинство философов, от античности до наших дней, разделяют следующую концепцию истины: “истина есть адекватное отображение действительности в сознании”. Вот только насколько адекватным должно быть это отображение, философы так и не выяснили. В результате споры о природе истины продолжаются.
В википедии нашел такое высказывание: “абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе”. Вроде всё логично, но мы ведь не знаем что есть “мир”. А если так, то, строго говоря, правильно будет говорить: “абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о том, чего я не знаю”. Вроде бы такое определение истины имеет смысл… Но лишь до тех пор, пока мы не попытаемся разобраться с значением понятия “знание”.
Вот цитата из википедии: “Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека”. А ведь сознание у каждого своё, субъективное, значит и знание тоже субъективное. А можно ли допустить, чтобы и истина у каждого была своя, субъективная?
Столкнувшись с невозможностью обнаружить в нашем мире хоть какой-то намёк на истину, некоторые современные философы охарактеризовали познание как процесс вечной погони за истиной как иллюзией.
Обнаружив бессилие философов я решил разбираться в проблеме самостоятельно и ниже привожу некоторые мысли по этому поводу.
Истина похожа на идеал. Так же как реальный предмет отличается от идеального, который мы способны вообразить (или хотя бы допустить его существование), так же и реальное знание отличается от истины.
Идеальный предмет не может существовать в реальном мире, по той же причине и истина не может в нём существовать (а равно и в нашем сознании).
Это проливает свет на то, почему утверждение “два плюс два равно четыре” кажется нам истинным. Оно истинно до тех пор, пока эти числа не имеют связи с реальностью, то есть остаются абстрактными. Но как только под этими “два плюс два” начинаем подразумевать что-то реальное, например два литра воды плюс два литра воды, причем конкретных, налитых нами в кастрюли, то соединение их вместе уже не даст точно четыре литра. То есть в реальности невозможно достичь точного сложения. Даже если взять вместо воды дискретные предметы, например стулья, проблема сложения останется, ибо три стула могут быть целыми, а один сломанным. И как тогда их считать? Вроде, формально это четыре стула, а фактически сломанный стул уже и не совсем стул.
И так во всём. Самое ужасное, что человек поднаторевший в свойствах истины, понимающий её эфемерность, может утверждать любую чушь и его будет очень сложно опровергнуть. Даже могу допустить, что вообще не окажется шансов его опровергнуть. Тут всё зависит от деталей и от того, насколько глубоко утверждающий и опровергающий готовы разбираться в этих деталях. Обычно тот, кто не готов разбираться в деталях, переходит на эмоции или силу ибо не находит другого выхода или сдаётся и признаёт поражение.
И так, подведу итог. Истина может существовать лишь как абстрактная идея и никак не связана с реальностью. Из этого можно сделать вывод, что никто из людей никогда не овладеет истиной как в целом, так и любой, сколь угодно малой, её частью.
За неимением критерия истинности людям в конфликтных ситуациях приходится прибегать к её сурогату – силе. Не обязательно физической, она может быть например финансовой или иной, но именно к силе.
Что же касается утверждений претендующих на право считаться истинными, то такого рода “истину” можно охарактеризовать лишь как НЕ РАЗОБЛАЧЁННАЯ ЛОЖЬ.
Друзья, ставьте лайки и комментируйте, а так же читайте другие мои статьи: Российский менеджмент – слепой и беспощадный
Почему государству выгодны мошенники?
Другой взгляд на советское образование
Узнайте кто сильей, мужчины или женщины?
Источник
4. Выбор верных суждений (Человек и общество)
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением.
2) Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.
3) Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны.
4) Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов.
5) Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.
Для выполнения данного задания повторите тему “Познание и истина” и “Научное познание”.
1) верное определение понятия ”наблюдение”
2) нет, ощущение фиксирует отдельные свойства объекта, выделение общего происходит на рациональном уровне познания
3) верно, истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального.
4) нет, фиксация общих признаков группы, класса объектов происходит на рациональном уровне познания
5) верно (гипотеза — это научное предположение).
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Уровни (стороны) познания: чувственное и рациональное.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Ответ: 135
Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина в отличие от относительной истины представляет собой теоретически обоснованное знание.
2) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
3) Относительная истина — это знание, которое может изменяться, дополняться по мере развития возможностей познания.
4) Единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям
5) Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
Для выполнения данного задания повторите тему “Познание и истина”.
Истина — знание, соответствующее предмету познания.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности.
Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:
1. соответствие законам логики
2. соответствие ранее открытым законам науки
3. практика
Ответ: 235
Выберите верные суждения о познании и его формах. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов.
2) К формам чувственного познания относят ощущение, наблюдение, описание.
3) На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов.
4) Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.
5) Познавательная деятельность всегда направлена на получение практически полезного результата.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Познание”.
1) верно
2) неверно, наблюдение и описание — методы, а не формы познания.
3) верно
4) верно
5) неверно, познание прежде всего направлено на получение нового знания.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Уровни (стороны) познания: чувственное и рациональное.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Ответ: 134
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для чувственного познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств познаваемых объектов.
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Познание”.
1) верно
2) верно
3) верно
4) неверно, понятие и суждение — формы рационального познания.
5) неверно, ощущения, восприятия, представления — формы чувственного познания.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Уровни (стороны) познания: чувственное и рациональное.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Ответ: 123
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
2) Истина – знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.
3) Основным критерием истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.
4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.
5) Относительной истине свойственна субъективность.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) верно. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
2) верно, это следует из определения понятия “истина” — знание, соответствующее предмету познания.
3) неверно, понимание и принятие большинством людей не является критерием истины.
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика
4) неверно, авторит учёного не влияет на истинность знания, не является критерием истинности.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика
5) неверно, истина всегда объективна.Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Ответ: 12
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.
2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.
3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.
4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.
5) Истина всегда объективна.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) неверно, любая истина (и абсолютная и относительная) могут теоретически обосновываться; разница между абсолютной и относительной истиной в полноте получаемого знания, а не в способах и методах обоснования.
2) неверно, авторитетный источник информации не является критерием истины.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика
3) верно, например, изучение космических объектов
4) верно, это следует из определения понятия “истина” — знание, соответствующее предмету познания.
5) верно. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Ответ: 345
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.
2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.
3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.
4) Истина всегда конкретна.
5) Единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) неверно, разделение знания большинством людей не является критерием истины.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика
2) верно
3) верно, это объективность истины.
4) верно, истина проявляется в конкретное время в конкретном месте
5) неверно
Ответ: 234
Источник