Какое отношение к сознанию имеет отражение как свойство материи

Какое отношение к сознанию имеет отражение как свойство материи thumbnail

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из взаимодействующих объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный «след» в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле — отображение одного материального образования в особенностях другого.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и, наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития.

Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное своеобразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии неживой и живой материи, а также человеческого общества. Было бы, несомненно, ошибкой отождествлять понятие отражения как всеобщего свойства материи, связанного с простой способностью воспроизводить в процессах взаимодействия особенности одних взаимодействующих материальных образований в свойствах других, с отражением в том более конкретном гносеологическом смысле, когда оно понимается как способность получения адекватных действительности образов. Последняя является, если брать всю генетическую последовательность форм отражения, его наиболее сложной формой.

Эта способность, появляющаяся, разумеется, уже в животном мире, достигает наиболее полного и совершенного развития у человека, в человеческом обществе. Именно этот смысл отражения имел в виду В. И. Ленин, когда указывал, что «в основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове…». Ленинское понятие отражения как всеобщего свойства материи и основанная на нем теория отражения дают теоретическую и методологическую основу для анализа генезиса сознания как отражения в гносеологическом смысле. Энгельс в свое время указывал, что без предыстории человеческого духа, без «прослеживания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека», само «существование мыслящего человеческого мозга остается чудом».

Таким образом, подход в исследовании отражения должен быть последовательно генетическим, историческим. Исходя из понятия отражения как эффекта материальных взаимодействий, следует рассмотреть развитие конкретных форм и видов отражения, их усложнение, совершенствование в процессе развития форм движения материи. Указывая на существование свойства отражения в фундаменте всей материи, В. И. Ленин подчеркивал, что специальным наукам «на деле остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения». В. И. Ленин выдвигал принцип отражения как философский принцип, никоим образом не считая, что из всеобщего понятия отражения могут быть непосредственно выведены понятия, характеризующие конкретные формы отражения в ощущающей, воспринимающей и мыслящей материи.

 1,470 

Источник

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого предмета.

Отражение есть результат взаимодействия различных материальных систем. Отражение выступает в виде механической деформации, перестройки, разложения атомов, в виде электромагнитных сил, химических изменений, физиологических процессов, психики и сознания. Любое отражение есть информация. С точки зрения А. Г. Спиркина, информация – это сведения о чём-либо, отображение одного предмета или процесса в другом.

Основные свойства отражения зависят от типа той или иной материальной системы. Так, для отражения в неживой природе присущи следующие свойства: пассивность и неизбирательность. Для отражения в живой природе, напротив, характерны активность и избирательность. Живые организмы способны извлекать из внешней среды информацию об окружающем мире и использовать её. Эта способность есть фундаментальное свойство живой материи.

Психика животных и сознание человека.

В поведении животных выделяют:

1. действия инстинктивные, врождённые

2. действия, основанные на опыте, приобретённом в ходе индивидуального развития каждого животного.

Исследования показали, что некоторые виды животных (человекообразные обезьяны, дельфины) обладают элементарным мышлением.

Человек осознаёт себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. Человеческое сознание всегда активно, в процессе отражения происходит выделение значимых для субъекта объектов или образов. Поэтому сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно интенционально.

Сознание и язык.

Мысль выражается посредством языка, речи.Язык так же древен, как и сознание. У животных нет сознания. У них нет и второй сигнальной системы. То немногое, о чём животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация – субъективное состояние – голод, жажда, страх. Человеческая же речь «оторвалась» вместе с сознанием от своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу.

Функции языка:

1. мыслеобразующая функция;

2. коммуникативная функция;

3. гносеологическая функция;

4. социокультурная функция.

Сознание и язык образуют единство: в своём существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как внешний идеальный объект.

Структура сознания.

1. сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания.

2. сфера логико-понятийных компонентов сознания.

3. эмоциональная компонента сознания. Включает переживания,
предчувствия, стрессы; эмоции; отчетливые чувства.

4. ценностно-мотивационная (ценностно-смысловая) компонента единого «поля» нашего сознания.

Источники сознания.

Проблема источников сознания в течение длительного времени была и остаётся предметом анализа философов и естествоиспытателей. Одни из них сводят сознание к материи (вульгарный материализм), другие – объявляют сознание самостоятельной субстанцией, существующей либо в виде мирового, абсолютного разума (объективный идеализм), либо как непосредственная данность субъекту (субъективный идеализм).

Достаточно большое разнообразие идей и мнений существует в понимании сознания как феномена сверхчеловеческой природы. Наибольшее число приверженцев при этом имеют объективный идеализм и религиозная философия.

Приверженцы религиозной философии исходят из того, что существует бог, являющийся воплощением «абсолютного разума», который как «наивысшее совершенство» наделил способностью мыслить и человека.

Тема 13. Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира(2 часа)

План

1. Работа с понятиями.

2. Диалектика как философское учение.

3. Основные законы диалектики.

4. Важнейшие категории философии.

5. Основные принципы философии.

Цель занятия: знакомство с основными законами диалектики, категориями и принципами философии.

Задачи:

1. Работа с понятиями.

2. Познакомиться с основными законами диалектики.

3. Рассмотреть основные категории философии.

4. Раскрыть основные принципы философии.

Работа с понятиями:

Принципы философские– представляют собой знания о наиболее общих связях и свойствах объективной действительности и познания.

Развитие– это направление, необратимые качественные изменения материальной системы.

Связь– это устойчивое отношение между элементами системы, между процессами или событиями.

Противоречие– резкое рассогласование в речи, высказывания о некотором предмете. Синоним: антиномия.

Противоречивость– категория диалектики, выражающая внутренний источник всякого движения, принцип развития.

Вероятность –меравозможности наступления случайного события.

Закон – знание об устойчивых, повторяющихся связях между предметами или явлениями.

Категория– знание о всеобщих чертах бытия.

Общее– объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Сущность– внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.

Явление– внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

Содержание– совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма– принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Причина-следствие– когда (а) одно явление или взаимодействие тел (элементов системы) порождает (б) изменения во взаимодействующих телах (элементах системы) или новое явление, то (а) называют причиной, а (б) – следствием.

Необходимость– это развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из существенных внутренних свойств, взаимоотношений этих явлений.

примечание: имеется в виду причинно-следственная связь.

Случайность– это то, что в данных условиях может произойти.

Возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование.

Действительность – конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях.

Количество – это внешнее, формальное отношение предметов или их частей, а также свойств, связей.

Качество – такая определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Мера – диалектическое единство качества и количества, в пределах которого изменения количественных характеристик и отдельных свойств данного объекта не нарушают его качественную определённость.



Источник

Одним из основных свойств материи, наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространст­ве и времени, является отражение. Материальным доказательст­вом отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом: следы человека на снегу, следы колес ма­шины на грунте, царапины, эхо в лесу, отражение предметов в зеркале и на гладкой поверхности воды). Эти следы, запечатле­ваемые в другом и используемые самоорганизующимися систе­мами, называются информацией. Примером получения инфор­мации о давно прошедших годах являются археологические рас­копки, когда ученые находят предметы быта, культуры тех вре­мен. Отпечатки давноумерших животных, воспроизведение на поверхности водоема окружающих предметов – это все отраже­ние. Отражение в неживой природе – простейшая форма отра­жения (механическая, физическая, химическая), не обладающая активностью. Особый вид отражения – это биологический, кото­рый включает в себя стадии: раздражимости, чувствительности, психического отражения.

Раздражимость – это биологическое отражение, оно имеется у растений (например, движение подсолнуха за Солнцем), это реакция живых организмов на условия среды, вызывающая активность.

Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения. Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, реагируют, т.е. отражают отдельные свойства вещей в виде ощущений. На­пример, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются, а на другие раздражители они не реагируют.

У животных в ходе добычи пищи активно проявляются некоторые способности, которые в дальнейшем развитии переходят в зачатки психической формы отражения. Восприятия, представления обусловлены усложнением самих форм поведе­ния, а также развитием нервной системы, усложнением структу­ры головного мозга. Ощущения и представления – элементы сознания. Психическое отражение, возникающее у позвоночных животных, – это свойство живых организмов целесообразно реа­гировать на влияние среды с целью приспособительного поведе­ния.

Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Реф­лекс, лежащий в основе психических явлений, является неявным отражательным механизмом. Процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной. Многочислен­ные сигналы из внешней и внутренней для организма среды ин­формируют о предстоящем наступлении существенно важной для организма безусловно-рефлекторной деятельности (пище­вой, оборонительной, половой и т.д.). Сигнальная система играет большую роль в жизни организмов. Именно на основе сиг­нальной системы возникло и развивается опережающее отражение действительности, что способствовало приспособлению и выживанию организмов.

У животных опережающее отражение реальности осуще­ствляется через ощущение, восприятие, представление. Физио­логический механизм отражения организмом реальной действи­тельности исследован И.П.Павловым, который назвал его пер­вой сигнальной системой. Психическое отражение – системати­зация ощущений, способность моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагиро­вать на возникающие ситуации, найти правильный выход.

Сознание – высший уровень отражения. Материализм гла­сит, что сознание – это способность высокоорганизованной ма­терии отражать окружающий мир. Для возникновения сознания только биологических данных недостаточно. Труд, как предмет­но-практическая деятельность, стал необходимым условием формирования человеческого сознания и порождает необходи­мость в знании, потребность в понимании объективных законов развития природы. От изготовления простейших орудий труда и до создания «второй природы», продукты которой удовлетворя­ют потребности человека, сознание находилось в постоянном развитии, совершенствовании. Одновременно и сам человек стано­вится объектом познания, у него есть самосознание.

Тема 11.

Источник

Сторонники материалистического понимания сознания указывают на тесную зависимость деятельности сознания от материальных факторов. Сознание может возникнуть лишь на основе материального носителя – головного мозга, который является вполне вещественным биологическим органом. Даже создание искусственного интеллекта (в компьютерах и основанных на них информационных системах) обязательно предполагает наличие материального носителя. Ещё одним доводом в пользу материальной природы сознания следует считать воздействие, оказываемое на деятельность сознания некоторыми веществами (алкоголем, психотропными наркотиками типа ЛСД и пр.); такое воздействие доказывает, что деятельность сознания определяется материальными факторами и, соответственно, само сознание не является чем-то независимым от материи.

Сознание с точки зрения диалектического материализма:

Он признаёт генетическую связь сознания с материей, считая, что сознание порождено развитием и усовершенствованием материи. Однако, утверждают диалектические материалисты, материя на уровне появления сознания достигла новой степени своего развития, приобретя новые свойства, которых материя на прежних этапах своего существования не имела. Прежде всего здесь обращают внимание на идеальность сознания и продуктов его деятельности. Образы сознания не имеют ряда материальных характеристик, (в частности, массы); человек волен по своему желанию изменять размеры м другие характеристики образов и т.д. Итак, с точки зрения диалектического материализма сознание генетически (по происхождению) связано с материей, однако вполне материальным назвать его невозможно.

Отражение как всеобщее свойство материи, формы отражения

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия – безусловные и условные (инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова-понятия (это уже возникновение сознания).

Высшая форма отражения – социальная (сознание).

Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение понятия отражения в психологию в качестве исходного положило начало ее развитию на новой, марксистско-ленинской теоретической основе. С тех пор психология прошла полувековой путь, на протяжении которого ее конкретно-научные представления развивались и изменялись; однако главное – подход к психике как субъективному образу объективной реальности – оставалось и остается в ней незыблемым.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер.

Источник