Какое основное свойство пропорции

Какое основное свойство пропорции thumbnail

Продолжаем изучать соотношения. В данном уроке мы познакомимся с пропорцией.

Что такое пропорция?

Пропорцией называют равенство двух отношений. Например, отношение десять пятых равно отношению две первых

десять пятых равно две первых

Данная пропорция читается следующим образом:

Десять так относится к пяти, как два относится к одному

Дроби, из которых составлена пропорция, всегда равны. Например, если в пропорции десять пятых равно две первых выполнить деление в обеих дробях, то получится число 2 в обеих частях:

пропорция рисунок 1

Предположим, что в классе 10 девочек и 5 мальчиков

класс из 15 школьников

Запишем отношение десяти девочек к пяти мальчикам:

10 : 5

Преобразуем данное отношение в дробь

десять пятых

Выполнив деление в этой дроби, мы получим 2. То есть десять девочек так будут относиться к пяти мальчикам, что на одного мальчика будет приходиться две девочки

отношение девочек к мальчикам десять к пяти

Теперь рассмотрим другой класс в котором две девочки и один мальчик

класс из 3 школьников

Запишем отношение двух девочек к одному мальчику:

2 : 1

Преобразуем данное отношение в дробь:

две первых

Выполнив деление в этой дроби, мы снова получим 2. То есть две девочки так будут относиться к одному мальчику, что на этого одного мальчика будут приходиться две девочки:

класс из 3 школьников 2

Можно сделать вывод, что отношение десять пятых пропорционально отношению две первых. Поэтому оно и читалось как «десять так относится к пяти, как два относится к одному».

В нашем примере десять девочек так относятся к пяти мальчикам, как и две девочки относятся к одному мальчику.

Пример 2. Рассмотрим отношение 12 девочек к 3 мальчикам

12 девочек к 3 мальчикам

а также отношение 12 девочек к 2 мальчикам

12 девочек к двум мальчикам

Данные отношения не являются пропорциональными. Другими словами, мы не можем записать, что 12 на 3 равно 12 на 2, поскольку первое отношение, как видно на рисунке показывает, что на одного мальчика приходятся четыре девочки, а второе отношение показывает, что на одного мальчика приходятся шесть девочек.

Поэтому отношение 12 на 3 не пропорционально отношению 12 на 2.

12 на 3 не равно 12 на 2

Из рассмотренных примеров видно, что пропорция составляется из дробей. Первая рассмотренная нами пропорция десять пятых равно две первых состоит из двух дробей. Если выполнить деление в этих дробях, то получим, что 2=2. Понятно, что 2 равно 2.

Вторая рассмотренная нами пропорция была 12 на 3 не равно 12 на 2. Мы пришли к выводу, что она составлена неправильно, поэтому поставили между дробями 12 на 3 и 12 на 2 знак не равно (≠). Если выполнить деление в этих дробях, получим числа 4 и 6. Понятно, что 4 не равно 6.

Рассмотрим пропорцию . Данная пропорция составлена правильно, поскольку отношения    и    равны между собой:

Можно проверить это, выполнив деление в этих дробях, то есть разделить 4 на 2, а 8 на 4. В результате с двух сторон получатся двойки. А 2 равно 2

2613

2 = 2

Все числа, находящиеся в пропорции (числители и знаменатели обеих дробей) называются членами пропорции. Эти члены подразделяются на два вида: крайние члены и средние члены.

В нашей пропорции  2613  крайние члены это 4 и 4, а средние члены это 2 и 8

Почему крайние члены называют крайними, а средние средними? Если записать пропорцию не в дробном, а в обычном виде, то сразу станет всё понятно:

4 : 2 = 8 : 4

Числа 4 и 4 располагаются с краю, поэтому их назвали крайними, а числа 2 и 8 располагаются посередине, поэтому их назвали средними:

2615

С помощью переменных пропорцию можно записать так:

2651

Данное выражение можно прочесть следующим образом:

a так относится к b, как c относится к d

Смысл данного предложения уже понятен. Речь идет о членах, участвующих в соотношении. a и d — это крайние члены пропорции, b и c — средние члены пропорции.

Основное свойство пропорции

Основное свойство пропорции выглядит следующим образом:

Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.

Мы знаем, что произведение это ни что иное, как обычное умножение. Чтобы проверить правильно ли составлена пропорция, нужно перемножить её крайние и средние члены. Если произведение крайних членов будет равно произведению средних членов, то такая пропорция составлена правильно.

Например, проверим правильно ли составлена пропорция 2613 . Для этого перемножим её крайние и средние члены. Легко заметить, что крайние и средние члены пропорции располагаются «крест-накрест», поэтому в умножении нет ничего сложного. Перемножаем члены пропорции «крест-накрест»:

2621

4 × 4 = 16 — произведение крайних членов пропорции равно 16.

2 × 8 = 16 — произведение средних членов пропорции так же равно 16.

4 × 4 = 2 × 8

16 = 16

4 × 4 = 2 × 8 — произведение крайних членов равно произведению средних членов. Значит пропорция 2613 составлена правильно.

Пример 2. Проверить правильно ли составлена пропорция 2631

Проверим равно ли произведение крайних членов пропорции произведению её средних членов. Перемножим члены пропорции крест-накрест:

Читайте также:  Какие особенности строения придают воде уникальные свойства без которых невозможна жизнь

2632

2 × 6 = 12 — произведение крайних членов пропорции равно 12

3 × 1 = 3 — произведение средних членов пропорции равно 3

2 × 6 ≠ 3 × 1

12 ≠ 3

2 × 6 ≠ 3 × 1 — произведение крайних членов пропорции НЕ равно произведению её средних членов. Значит пропорция 2631 составлена неправильно.

Поэтому в пропорции 2631 разумнее заменить знак равенства (=) на знак не равно (≠)

2633

Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже

Какое основное свойство пропорцииКакое основное свойство пропорции

Навигация по записям

Источник

1. Запись пропорции по словесному описанию 1 вид – рецептивный лёгкое 1 Б. Запись пропорции по словесному описанию, отношения в виде дроби. 2. Выбор отношений, равных данному отношению 2 вид – интерпретация лёгкое 2 Б. Выбор отношений, равных данному отношению. 3. Верные пропорции (целые числа) 2 вид – интерпретация лёгкое 2 Б. Выбор верных равенств. 4. Истинность пропорции 1 вид – рецептивный лёгкое 1 Б. Следует определить, является ли равенство верным. 5. Крайние или средние члены пропорции 1 вид – рецептивный лёгкое 1 Б. Крайние или средние члены пропорции. 6. Вычисление неизвестного члена пропорции 1 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Целые числа, x находится в знаменателе. 7. Вычисление неизвестного члена пропорции 2 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Целые числа, x находится в числителе. 8. Истинность пропорции 1 вид – рецептивный среднее 2 Б. Пропорция записана с помощью знаков деления. 9. Выбор отношений для составления пропорции 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Выбор отношений для составления пропорции. 10. Основное свойство пропорции (десятичные дроби) 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Следует проверить истинность равенства, используя основное свойство пропорции. Выбор правильного ответа. 11. Уравнение (десятичные дроби) 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Вычисление крайнего члена пропорции. 12. Уравнение (десятичные дроби и смешанное число) 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Вычисление среднего члена пропорции. 13. Составление пропорции 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Составление пропорции, использование основного свойства пропорции, отношения в виде дроби. 14. Уравнение (обыкновенные дроби) 2 вид – интерпретация среднее 3 Б. Вычисление крайнего члена пропорции. 15. Неизвестное число (смешанные числа и обыкновенная дробь) 2 вид – интерпретация сложное 5 Б. Вычисление среднего члена пропорции. 16. Составление пропорций (буквы) 2 вид – интерпретация сложное 3 Б. Составление пропорций. 17. Неизвестное четвёртое число 2 вид – интерпретация сложное 6 Б. По данным трём числам найти четвёртое такое, чтобы из чисел можно было составить пропорцию.

Источник

Головач Александр Григорьевич

ГУО «Средняя школа №18 г. Бреста»

Тема: Пропорция. Основное свойство пропорции. (6 класс)

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: пропорция и члены пропорции; научить чтению пропорции и составлению пропорций из отношений; познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать память, логическое мышление;

Воспитательная: воспитывать уважение к труду, работе в коллективе.

Литература: Математика: учеб. пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Е. П. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. Б. Шнепермана. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 320 с.: ил.

Оборудование: учебник, доска, мел, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Проверка домашнего задания (3 мин)

  3. Актуализация знаний (8 мин)

  4. Изучение нового материала (12 мин)

  5. Физкультминутка (2 мин)

  6. Первичное закрепление (13 мин)

  7. Задание на дом (1 мин)

  8. Рефлексия. Подведение итого. (4 мин)

1. Организационный момент

Организую внимание учащихся. Предлагаю сесть. Отмечаю отсутствующих на уроке учеников.

Здороваются. Садятся.

2. Проверка домашнего задания

– Сегодня у нас на уроке новая тема «Пропорция. Основное свойство пропорции».

И цели нашего урока: познакомиться с определение «Пропорция»; из каких элементов состоит пропорция; изучить основное свойство пропорций.

Но перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание.

3. Актуализация знаний

/*фронтальный опрос*/

– На прошлом уроке у нас была тема «Отношение чисел и величин».

1. Давайте вспомним, что же называется отношением?

2. А как называются сами эти числа или величины?

3. Скажите, что будет с отношением, если его члены умножить или разделить на одно и тоже число, отличное от нуля?

А теперь давайте вспомним, как читаются отношения и найдем их значение.

1.

Читайте также:  На основании каких свойств можно сделать вывод что пероксиды

2.

3.

4.

5.

6.

1. Частное двух чисел (или двух величин) называется отношением.

2. Эти числа или величины называются членами отношения.

3. Отношение не изменится, если его члены умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.

1. Отношение числа 25 к 5 равно 5.

2. Отношение числа 33 к 11 равно 3.

3. Отношение числа 6 к 14 равно .

4. Отношение числа 12 к 4 равно 3.

5. Отношение числа 30 к 70 равно

6. Отношение числа 55 к 11 равно 5.

4. Изучение нового материала

– Ребята скажите, под какими номерами у наших отношений получились одинаковые значения.

У нас получились записи равных отношений:

– Так вот равенство двух отношений называют пропорцией.

Пропорцию записывают:

или

Прочитать такую пропорцию можно по-разному:

– отношение a к b равно отношению c к d;

a относится в b, как c относится к d;

a, деленное на b, равно c, деленное на d.

Т.к. в записи числа a и d стоят с краю, то их принято называть крайними членами пропорции. Ну а т.к. числа b и c находятся в середине, то и называются они соответствующе – средними членами пропорции.

Эти названия сохраняются и тогда, когда пропорция записана в виде
.

Давайте вернемся к получившимся у нас пропорциям и назовем их крайние и средние члены.

А теперь немного посчитаем. Перемножьте в наших пропорциях крайние и средние члены

Какой вывод можно сделать?

, то

Верно. Это утверждение называется основным свойством пропорции.

Отношение 1 равно отношению 6.

Отношение 2 равно отношению 4.

Отношение 3 равно отношению 5.

Крайние 25 и 11, средние 5 и 55.

Крайние 33 и 4, средние 11 и 12.

Крайние 6 и 70, средние 14 и 30.

Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

5. Физкультминутка

– Ну а теперь немного отдохнем. Проведем физкультминутку для глаз. Т.к. уже зима, то на экране будут появляться снежинки, а ваша задача внимательно следить за их движениями.

6. Первичное закрепление

– А теперь с новыми силами начнем выполнение заданий.

№ 5.27 (устно)

5.29 (1;3)

5.30 (1;3)

5.31 (1;3) (доп. 5.32)

№ 5.27

1) ;

2) ;

3) ;

4) .

№5.29 (1;3)

Составьте пропорцию, если m и n – ее крайние члены, а x и y – средние:

1) ;

3) ;

№ 5,30 (1;3)

Определите, является ли пропорцией равенство.

1)

3)

№ 5,31 (1;3)

1)

3)

№ 5.27

1) 5,1 относится к 3, как 34 относится к 20. Крайние члены: 5,1 и 20. Средние члены: 3 и 34.

2) 4,4 относится к 0,66, как 10 относится к 1,5. Крайние члены: 4,4 и 1,5. Средние члены: 0,66 и 10.

3) 4 относится к 25, как 16 относится к 100. Крайние члены: 4 и 100. Средние члены: 25 и 16.

1) 6 относится к 31, как 18 относится к 93. Крайние члены: 6 и 93. Средние члены: 31 и 18.

№5.29

1) или

3) или

№ 5,30 (1;3)

1) нет

3) нет

№ 5,31 (1;3)

1) да

3) да

7. Задание на дом

– Откройте дневники и запишите задание на дом: п.5.2 №5.29-5.31 (2;4)

8. Рефлексия. Подведение итого

Подведение итогов.

1. С каким новым определение Вы сегодня познакомились?

2. Что такое «Пропорция»?

3. Какие члены пропорции бывают?

4. Как звучит основное свойство пропорции?

Выставляю отметки за урок.

Рефлексия.

Предлагаю учащимся продолжить фразу:

“Сегодня на уроке я узнал…”,

“Было интересно…”,

“Было трудно…”,

“Меня удивило…”,

“Я хотел бы узнать…”,

“Сегодня на уроке я научился…”.

Ответы:

1. С определением «Пропорция».

2. Пропорция – это равенство двух отношений.

3. У пропорции бывают крайние и средние члены.

4. Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

Источник

План урока

6.1АОтношения и пропорции

Школа: ГУ СОШ №39

Дата:

ФИО учителя: Ахметова Айнур Каиргельдиновна

Класс: 6 «Ж»

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Пропорция. Основное свойство пропорции

Цели обучения, достигаемые на этом уроке

6.1.2.3 – знать определение пропорции;

6.1.2.4 – распознавать и составлять пропорции;

6.5.2.2 – читать и записывать пропорции;

6.1.2.5 – знать и применять основное свойство пропорции.

Цель урока

– знать понятие пропорции, члены пропорции, основное свойство пропорции;

Читайте также:  Какое свойство воды используются при стирке

– применять основное свойство пропорции при решении уравнений.

Критерии оценивания

  • применяет понятие пропорции;

  • составляет пропорции по заданным условиям;

  • записывает пропорции;

  • находит неизвестные члены пропорции

  • применяет основное свойство пропорции.

Языковые задачи

Учащиеся могут:

– устно и письменно находить неизвестный член пропорции;- проверять полученные результаты, путем подстановки;

– аргументировать правильность выполнения заданий.

Предметная лексика и терминология:

– пропорция;

– основное свойство пропорции;

– крайние члены пропорции;

– средние члены пропорции;

– неизвестный член пропорции;

Полезные выражения для диалогов и письма:

Пропорцией называется…

Нахождение члена пропорции в математике называют действие…

Для определения верности пропорции …

Чтобы найти неизвестный член ….

Воспитание ценностей

«Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе»

Взаимопомощь, сотрудничество – учащиеся должны уметь добывать самостоятельно информацию, анализировать ситуацию, работать в паре, организовывать свое время , анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать

Межпредметная связь

физика

Предыдущие знания

Знает определение отношения

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

  1. Организационныймомент.

  • Приветствие;

  • Проверить готовность к уроку;

  • Отметить отсутствующих учащихся;

  • совместно определить тему и цели урока/ЦО в процессе повторения темы “Пропорция” и устного опроса;

  • определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока.

  1. Мозговая атака

  • Найдите значение отношений

  • Сравните выражения

  • Что вы заметили?

Итак, вы нашли значение данных отношений и у вас получилось равенство выражений. Сегодня мы с вами пройдем тему «Пропорция».

Середина урока

  1. Изучение нового материала.

«Общеклассная работа»

О. Верные равенство двух отношений называют пропорцией.

Общий вид пропорции:

a : b=c : dили

Чтение пропорции

  • так относится, как относится к.

  • отношение к равно отношению к

В пропорции a : b=c : d числа a иd называюткрайними членами пропорции, а числа b и cсредними членами пропорции..

средние

a : b = c : d

крайние

Дана пропорция:

1) Найдите произведение крайних членов

2) Найдите произведение средних членов

3) Что вы заметили?

Вывод: В пропорции произведение крайних членов ранво произведению средних членов.

  1. Решение задач. Работа с классом.

№73. Запишите пропоцию

Дескрипторы:

– применяет определение пропорции;

– записывает выражения в виде пропорции.

№74.Составьте пропорции из отношений:

Дескрипторы:

-находит отношение чисел;

-составляет пропорцию.

Устная обратная связь

V. Парная работа.

Решите пропорцию:

х :15=4:5

21:x=6:4

8:9=x:27

6:7=9х:21

30:2x=9:3

Дескрипторы:

– определяет вид неизвестного члена пропорции;

-применяет правило нахождение среднего члена пропорции;

– находит неизвестный член пропорции.

ФО: Взаимнооценивание

VI.Индивидуальная разноуровневая работа.

Задание A

1. Запишите в виде пропорции утверждение:

1) отношение 9 к 3 равно отношению 15 к 5;

2) относится к , как относится к .

Дескрипторы:

– применяет определение пропорции;

– записывает выражения в виде пропорции.

2. Найдите неизвестный член пропорции:

1) х:18=2:3

2)6:х=3:7

3)

4)

Дескрипторы:

– определяет вид неизвестного члена пропорции;

-применяет правило нахождение крайнего (среднего) члена пропорции;

– находит неизвестный член пропорции.

ЗаданиеB

1.К трем данным числам подберите четвёртое, так, чтобы можно было составить пропорцию:

1) 11;7;66;

2) 162;27;36.

Дескрипторы:

– определяет четвёртый член пропорции;

– составляет пропорцию.

2. Используя основное свойство пропорции, составьте ее из множителей:

Дескрипторы:

-определяет члены пропорции;

-составляет пропорции.

ЗаданиеC

1. Отношение скорости первого всадника к скорости второго равно . Скорость первого 1,5 км/ч больше скорости второго.Найдите скорость первого всадника.

Дескрипторы:

-составляет пропорцию:

-находит неизвестный член пропорции.

Письменная обратная связь

https://bilimland.kz/ru/subject/matematika/6-klass/proporcziya-osnovnoe-svojstvo-proporczii

Учебник: Математика.Учебник для 6 класса -Т.А.Алдамуратова,К.С.Байшоланова, Е.С.Байшоланов-Алматы:Атамұра ,2018

https://uroky.kz/fo-matematika-6-klass-sbornik-zadanij-formativnogo-otsenivaniya

Конец урока

VII.Рефлексия. Стратегия «Телеграмма».Вам нужно кратко написать что вы уяснили с урока, и пишет пожелание соседу по парте.

-Что нового я узнал на уроке?

– Какое впечатление осталось у вас от урока?

Домашнее задание: Знать теорию о пропорции, №76, стр 35

Учебник

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Формы работы: Работа с классом, Индивидуальная разноуровневая работа, Парная работа;

По способу выполнения заданий(письменно, устно,

самостоятельная работа);

По оцениванию: взаимооценка, устная похвала учителя;

По степени трудности: от простого к сложному

ФО через выполнение индивидуального задания:

– Самооценивание стратегией «Телеграмма»

ФО учителем:

Устная обратная связь;

– Взаимнооценивание;

Письменная обратная связь.

При использовании ИКТ применять ТБ.

Источник