Какое общее свойство льда и песка
Шохагат Оланян
Экспериментальная деятельность детей «Свойства снега и льда» в подготовительной группе
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ТЕМА: «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА»
Цель: Сформировать представление детей о свойствах снега и льда; способствовать проявлению интереса ребёнка к окружающему миру.
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
• Показать простейшие связи между явлениями в природе.
• Расширить представление детей о свойствах воды (прозрачная, окрашивается, замерзает) и закрепить знания о свойствах снега.
• Закрепить знания детей о свойстве льда (твёрдый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду)
• Подвести детей к пониманию связи между состоянием воды, снега, льда и температурой воздуха; что снег, лед тает от воздействия любого источника тепла и превращаются в воду.
• Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).
Развивающие задачи:
• Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими знаниями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
• Развивать внимание, учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
• Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: активизация словаря – уточнять смысл некоторых слов (ледяная, изо льда, льдинка, из снега, снежная, снежинка); обогащать словарь: белый, легкий, пушистый, мягкий, серебристый, скрипучий; развитие связанной речи – вовлекать детей в беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи – употреблять существительные с предлогами и прилагательными (на ледяной горке, на катке, по ледяной дорожке).
Воспитательные задачи:
Воспитывать культуру общения;
Воспитывать желание помогать друг другу.
Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Предварительная работа:
Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказа «Снег идет» М. Познанская; сбор фото коллекции на тему «Зимняя прогулка» (при активном участии семей воспитанников группы).
Словарная работа:
Активизация словаря (ледяная, изо льда, льдинка, из снега, снежная, снежинка).
Методические приемы:
Сюрпризный момент, вопросы, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций, обследование предметов (цветные льдинки на верёвочке, простейшие опыты, рассказ воспитателя.
Материалы и оборудование для опыта:
Иллюстрации с изображением по теме, льдинки, бумажная снежинка, комок снега, маленький тазик с теплой водой, салфетки (по количеству детей, цветные фигурные льдинки на веревке, стаканчики, гуашевые краски и кисти; презентация на тему «Зимние деньки».
1. Опыт «Нужен ли растениям снег»
Материалы: 2 ёмкости с водой.
Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.
Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.
2. Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег – рыхлый, лёд – твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
3. Опыт «Лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.
Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
4.«Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды».
5. Опыт «Зимние веточки»
6. Опыт «Освобождение веточки из ледяного плена».
Материал: лёд, веточка.
Цель: подобрать быстрый и безопасный способ освободить веточку.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
– можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
– можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
– можно положить на батарею
– разбить лед молотком (сломаешь веточку)
– можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
– можно положить в теплую воду
– можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)
Положили замороженную во льду веточку в теплую воду.
Вывод. Веточка быстро освободилась в теплой воде.
7. Опыт «Сколько воды получается из снега?»
8. Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
9. Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Вывод:
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа – лёд не тонет, он ещё тяжелее.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
10. Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
Материал: формочки (шары, снег, лёд.
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
11. Опыт «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
12. Опыт «Замерзание жидкостей».
Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительное время замерзания.
13. Опыт «Откуда берётся иней?»
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар – при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Источник