Какое моральное правило содержится в этом высказывании

Какое моральное правило содержится в этом высказывании thumbnail
  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 3664124
Энджелл

более месяца назад

Просмотров : 86   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

Какое моральное правило содержится в этом высказывании

Если мы не кого не осуждаем, то и нас никта не осудит. И жить станет легче.

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Какое моральное правило содержится в этом высказывании

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

Какое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказыванииКакое моральное правило содержится в этом высказывании

    Какое моральное правило содержится в этом высказывании

    Другие вопросы:

    Таня Масян

    Скажите ответы) или кому не лень напишите решение)

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 11   
    Ответов : 1   

    Зачетный Опарыш

    Сравните 60 милиметров и 60 сантиметров что больше?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 20   
    Ответов : 1   

    Суррикат Мими

    17. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) Зачеркнув; 2) возвращение; 3) полосатый; 4) отрезанный.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 85   
    Ответов : 1   

    Васян Коваль

    5 предложение о тигре

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 35   
    Ответов : 1   

    Онтонио Веселко

    Упростить выражения а)b^3 умножить на корень из 49b^2 ,если b больше или равно 0 b)корень из 0,81x^18*y^14 ,если х больше или равно 0,у меньше или равно нолю

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 32   
    Ответов : 1   

    Источник

    Глава II. Сфера духовной культуры

    Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счёт несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждёт взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют своё служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п. — всё это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

    СИТУАЦИЯ

    Невыдуманная история об одном выдающемся русском актёре. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актёр упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актёр умер. Зеркало из лифта украли.

    Какое моральное правило содержится в этом высказывании О чём говорит эта история, если на неё посмотреть широко, философски? Какие мысли у тебя она вызвала?

    Нужно помнить, что зло коварно и, как правило, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко отъявленный злодей стремится представить свою деятельность в розовом свете. Хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждает, что помогает нам, делает одолжение.

    При таком обмане, когда зло запутывает следы, встаёт перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надёжным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

    Такая мерка у морали есть, и вы её знаете: это главный принцип морали — гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.

    Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

    ПРОВЕРИМ СЕБЯ

    1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям? 2. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью? 3. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью? 4. В каких поступках проявляется любовь к ближнему? 5. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»? 7. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

    В КЛАССЕ И ДОМА

    1. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других ».

    Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

    2. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

    Раскрой смысл этой моральной позиции. Выскажи свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

    3. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие — все одинаковые и малоинтересные.

    А что думаешь ты по этому поводу? Что тебе подсказывает твой личный опыт? Объясни на конкретных примерах.

    4. Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста. Сумеешь ли ты: 1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи; 2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок; 3) простить своего обидчика; 4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом; 5) защитить несправедливо обиженного или более слабого; 6) сдержать слово, если обещал; 7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

    (Если ответишь «да» три раза, ты приличный человек, если пять — ты очень приличный человек, а если семь — ты ангел!)

    5*. В классе возник спор о патриотизме. Мнения разделились.

    Одна группа ребят утверждала, что главное в патриотизме:

      — гордиться боевыми победами своего государства;

      — считать, что своё (отечественное) всегда лучше, чем заграничное;

      — обязательно болеть за свою команду;

      — не слишком жаловать «понаехавших»;

      — всегда оправдывать своих, а других считать виноватыми.

    Другая группа настаивала на том, что главное в патриотизме:

      — быть ответственным гражданином и честно трудиться не благо страны;

      — гордиться её достижениями и честно говорить о совершённых ошибках;

      — уважать обычаи и традиции народов, населяющих Россию, с уважением относиться к людям любой национальности;

      — беречь родную природу.

    Мнение какой группы ты разделяешь? Может быть, у тебя есть своя, иная позиция? Изложи её при обсуждении в классе.

    Читайте также:  В каких продуктах содержатся нитрат натрия

    ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

    «Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

    А. Швейцер (1875—1965),

    немецко-французский философ, врач

    Источник

    Отвечая на вопрос о «рабском менталитете» русских, очень легко скатиться в субъективизм и начать выдавать желаемое за действительное, либо же обращать в догму свои собственные убеждения, базирующиеся на эмпирическом опыте, на пропаганде любого толка и так далее.

    Мы же постараемся найти разъяснения самой сущности «рабского менталитета» и ответ на вопрос, присущ ли он русскому народу, опираясь на различные источники, которые можно отнести к числу достоверных, заслуживающих доверия или как минимум уважаемых.

    «Деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека»

    Начать наши рассуждения можно со знаменитой статьи Максима Горького «О русском крестьянстве». Автору видится, что в этом тексте наиболее точно дана формулировка того, что принято называть «рабским менталитетом» русских.

    «В сущности своей всякий народ – стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего болee грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, – о государстве без власти над человеком»

    М. Горький

    Стоит отметить, что в те же годы схожие мысли высказывали философы Николай Бердяев и Николай Лосский, Петр Чаадаев. Отметился критикой «грубого русского крестьянства» и поэт Иван Бунин.

    «Человек Запада ещё в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. Земля – в руках человека. Это впечатление всасывается ребёнком Запада и воспитывает в нём сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности как наследника чудес, труда и творчества предков. Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания»

    М. Горький

    По мнению французского слависта Жоржа Нива Горький «люто ненавидел крестьян» (см. «Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе») и в своих рассуждениях избегал фактов и тезисов, которые могли бы поставить его ненависть под сомнение.

    «Не терпим мировых сделок между своею мыслью и действительностью»

    Впрочем, немалое число философов и писателей считают русского человека – будь то крестьянин или вельможа – человеком непримиримым, пытливым, в некотором роде «пробивным». В риторике многих патриотов на эти воззрения накладываются рассуждения о «русской смекалочке».

    Например, философ и публицист Николай Страхов в своей рецензии на произведение Федора Достоевского «Преступление и наказание» (эта книга и сама по себе могла бы стать почвой для рассуждений о сущности русского характера) пишет следующее:

    «Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед. Мы любим отдаваться цельно, без уступок, без остановок на полдороге, мы не хитрим и не лукавим сами с собою, а потому и не терпим мировых сделок между своею мыслью и действительностью. Можно надеяться, что это драгоценное, великое свойство русской души когда-нибудь проявится в истинно прекрасных делах и характерах. Теперь же, при нравственной смуте, господствующей в одних частях нашего общества, при пустоте, господствующей в других, наше свойство доходить во всем до краю — так или иначе — портит жизнь и даже губит людей»

    Н. Страхов

    К слову, о нравственной смуте и пустоте: по прошлогодним данным Росстата самыми распространенными среди молодежи оказались психические расстройства, в том числе депрессия. На втором же месте расположилась наркомания. Так что проблемы, описанные Страховым, вполне вероятно, актуальности не потеряли.

    Путчи, восстания и революции

    Но вернёмся к нашему вопросу. Если откинуть оценки философов и посмотреть на проблему с точки зрения истории, картина вырисовывается вполне однозначная. Судите сами:

    • Многочисленные восстания и бунты Средних веков и начала Нового времени
    • Дворцовые перевороты, Смута
    • 1825 год – восстание на Сенатской площади
    • Революция 1905-1906 годов
    • Февральская революция 1917 года
    • Октябрьская революция 1917 года
    • Августовский путч 1991 года
    • В современной России – «болотная революция»

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что в России довольно сильно развита культура протеста и бунтовал наш народ на протяжении многих веков, хоть и с переменным успехом.

    Так всё-таки рабы мы или нет?

    Скорее нет, чем да. Фактически в истории России было немало протестов, как полноценных революций, так и локальных восстаний. О том, что русский человек мечтает о свободе, что он не готов мириться с той действительностью, которая его не устраивает, говорят философы и писатели. Буквально всё говорит о том, что русские – свободолюбивые люди, готовые к борьбе.

    Источник

    «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

    Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии[1] и является основополагающим мировым этическим принципом.

    Виды золотого правила[править | править код]

    Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

    Мыслитель Христиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (лат. justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

    • принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;
    • принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;
    • принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.
    Читайте также:  В каких продуктах содержится витамин для роста

    Можно заметить два аспекта правила:

    • отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;
    • положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

    Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия»[2].

    Западногерманский профессор XX века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева)[3]:

    • правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
    • правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
    • правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

    Античная философия[править | править код]

    Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»[4].

    В той или иной форме встречается у Фалеса Милетского[5], Гесиода[6], Сократа[7], Платона[7], Аристотеля[8] и Сенеки[5][9][10][11][12][13].

    Авраамические религии[править | править код]

    В иудаизме[править | править код]

    В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

    Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

    Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши своё золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись»[5][14].

    В христианстве[править | править код]

    В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

    • В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40)
    • В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32—34).
    • В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).

    Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

    • В Послании к Римлянам апостола Павла: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8—10).
    • В Послании к Галатам апостола Павла: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13—15).
    • В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:7-9).
    • В Деяниях Апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28,29).

    Блаженный Августин писал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-й книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь»[5].

    Папа Григорий Девятый в 1233 году в письме к французскому епископу указывал: «Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi» («Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях»)[15].

    В исламе[править | править код]

    В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Согласно исламской традиции, пророк так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»[5][16].

    Индийские религии[править | править код]

    В индуизме[править | править код]

    Перед Битвой на Курукшетре, о которой повествуется в «Махабхарате», и которая произошла не позднее 1000 года до н. э., Видура поучает своего брата царя Дхритараштру[17][уточнить]:

    Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания.

    Оригинальный текст (санскрит)

    na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah
    samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat

    В Упанишаде возникает новая идея об отсутствии разницы между конечным и вечным, что выражает в так называемая упадишадская формула единства: санскр. tát túvam ási, то есть «Это есть ты!». Эта же формула может быть истолкована в виде золотого правила как выражение желания увидеть себя в другом человеке[5].

    Китайская философия[править | править код]

    У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях»[18]. Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» (子貢問曰:“有一言而可以終身行之者乎?” 子曰:“其恕乎!己所不欲,勿施於人” Вэй Лин Гун, 24). Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому»[5]. Схожие принципы, помимо конфуцианства, встречаются в даосизме и моизме.

    Распространение золотого правила на мир природы[править | править код]

    Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:

    Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.

    — Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26

    Тот, кто собирается взять заострённую палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.

    — Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

    Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, чёрные и жёлтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут чёрные и жёлтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.

    Критика золотого правила[править | править код]

    Представитель немецкой классической философии Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив в своём труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и развивает в «Критике практического разума» (1788):

    Читайте также:  В каких продуктах содержатся кислород

    … поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом.

    Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке[20]:

    … поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

    Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет[21]:

    Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi fieri non vis alteri ne feceris может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

    Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.

    В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, то есть внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга.

    В светской гуманистической форме правило нравственности формулировал и Жан-Поль Сартр в работе «Экзистенциализм — это гуманизм»[22]:

    Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех.

    См. также[править | править код]

    • Этика
    • Нравственность
    • Общечеловеческие ценности
    • Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris
    • Правило Кольта
    • Взаимный альтруизм
    • Убунту (идеология)

    Примечания[править | править код]

    1. ↑ От Талиона к Золотому Правилу. Специфика нравственного требования. 2. «Золотое правило» в истории этики // Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности — М.: МГУ, 1974.
    2. Апресян Р. Г. Золотое правило // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. — М.: Гардарики, 1999. — С. 25.
      • Reiner H. Die «Goldene Regel»: Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit // Zeitschrift fur philosophische Forschung. Bd. 3. 1948. — S. 74;
      • Lexicon fur Theologie und Kirche. Bd. 4. 1960. — S. 1040.
    3. ↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [V, 21] / Общ. ред. и вступит ст. А. Ф. Лосева. — М., 1979. — С. 211.
    4. 1 2 3 4 5 6 7 2 Золотое правило этики // Клопфер М., Кольбе А. Основы этики М., 2005.
    5. ↑ Философия./ под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. — М.:Академический проект, 2009. — С. 71.
    6. 1 2 Платон. Критон // Платон. Избранные диалоги. — М.: Художественная литература, 1965. — С. 316—317.
    7. ↑ Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984. — С. 250.
    8. Uchenna B. Okeja, Normative Justification of a Global Ethic: A Perspective from African Philosophy. — Lexington Books, 2013. — P. 124.
    9. Vincent Barletta Death in Babylon: Alexander the Great and Iberian Empire in the Muslim Orient. — The University of Chicago Press, 2010. — P. 31.
    10. ↑ Seneca, Epistulae ad Lucilium, 94, 43.
    11. ↑ Publilius Syrus, Sententiae, sententia 2.
    12. ↑ Seneca, Ep., 94, 67.
    13. ↑ Вавилонский Талмуд, Мишна, Шаббат 31а
    14. ↑ Categorical Imperative.
      • «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран» // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 40. — С. 344;
      • Al-Suhrawardy A. The sayings of Muhammad. — New York, 1990. — P. 72.
      • Vidura-niti — Mhb. V. 33—41, V. 39.57;
      • Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва (книга о старании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. — Л.: Наука, 1976. — С. 97.
    15. ↑ Конфуций (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2714 дней] — историякопия), Конфуций, «Беседы и суждения», 15:24 Архивная копия от 28 февраля 2009 на Wayback Machine, 12:2 Архивная копия от 22 марта 2011 на Wayback Machine.
    16. ↑ Л. Н. Толстой Путь жизни в «Книгах Google»
    17. Иммануил Кант. Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
    18. Иммануил Кант. I. Основы метафизики нравственности. 1785. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
    19. ↑ Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм.

    Литература[править | править код]

    • Апресян, Р. Г. О появлении понятия «золотое правило» // Этическая мысль. — М. : Институт философии РАН, 2008. — Вып. 8, Нормативная и прикладная этика. — С. 194−212. — ISSN 2074-4870.

    Ссылки[править | править код]

    • Апресян, Р. Г. Золотое правило морали : Генезис : [лекция; видео] / Рубен Апресян // Культура : телеканал. — (Academia).