Какое из утверждений о свойствах языка и речи является неправильным
ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка»
Тест 1. Неверным является утверждение: Русский язык – это…
a) национальный язык Российской Федерации;+
b) государственный язык Российской Федерации;
c) язык межнационального общения;
d) язык международного общения.
Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:
a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.+
b) Язык – это система искусственных знаков.
c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.
d) Общество не может жить, не пользуясь языком.
Тест 3. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…
a) которая состоит из множества элементов;
b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков; +
c) элементы которой образуют единство, одно целое;
d) элементы которой находятся в связи друг с другом.
Тест 4. Неверным является утверждение: Литературный язык – это
a) разновидность общенародного языка
b) высшая форма национального языка
c) язык, который используют только писатели+
d) язык, обслуживающий разные области человеческой жизни и деятельности
Тест 5. Не относится к свойствам литературного языка
a) полифункциональность
b) наличие системы стилей
c) наличие как устной, так и письменной формы
d) отсутствие нормы, обязательной для всех +
Тест 6. В ситуации, когда идет агитация за какого-нибудь кандидата, ведущей функцией языка является:
a) когнитивная;
b) аккумулятивная;
c) коммуникативная;
d) волюнтативная. +
Тест 7. При чтении стихов любимого поэта ведущей функцией языка является:
a) коммуникативная;
b) эстетическая; +
c) волюнтативная;
d) когнитивная.
Тест 8. Фраза: В зале не было свободных местов – соответствует
a) литературному языку;
b) просторечию; +
c) жаргону;
d) диалекту.
Тест 9. Фраза: День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам (С. Писахов) – иллюстрирует форму существования языка
a) жаргон;
b) диалект; +
c) просторечие;
d) литературный язык.
Тест 10. Фраза: Сижу в резервейшн и сквозь решетчатые виндау смотрю на блевый скай – относится к
a) жаргонам; +
b) диалектам;
c) просторечию;
d) литературному языку.
Тест 11. Латинскому выражению alma mater (альма матер) – соответствует значение
a) старинное традиционное название высшей школы; +
b) старинный музыкальный инструмент;
c) медицинский термин (название болезни);
d) женщина с изысканными манерами.
Тест 10. Верным является ударение в слове
a) втридОрога
b) донЕльзя +
c) Отчасти
d) втридЁшева
Тест 11. Невер ным является ударение в слове
a) опОшлить
b) опОшление +
c) намЕрение
d) крАшение
Тест 12. Неверным является ударение в слове
a) предвосхИтить
b) предначЕртать +
c) предназнАчить
d) предчУвствовать
Тест 13. Неверным является ударение в слове
a) прОлил
b) прОчат
c) пУдрил
d) пЫлится +
Тест 14. Неверным является ударение в слове
a) присовокУпить +
b) пристрелИть
c) причастИть
d) притупИть
Тест 15. Неверным является ударение в слове
a) пЕренятый
b) пЕрежитый
c) пЕресланный +
d) пЕреданный
ТЕСТЫ по теме «Орфоэпические нормы русского языка»
Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Орфоэпические нормы – это нормы
a) произношения; +
b) построения словосочетаний и предложений;
c) употребления многозначных слов;
d) образования грамматических форм.
ТЕСТЫ
Тест 1. Неверно утверждение: Лексические нормы – это
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах; +
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Тест 2. Паронимы – это
a) слова, противоположные по значению;
b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость. +
Тест 3. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как
a) омонимия;
b) полисемия; +
c) плеоназм;
d) синонимия.
Тест 4. Причиной возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию – является
a) нарушение лексической сочетаемости слов;
b) употребление слова в несвойственном ему значении; +
c) смешение паронимов;
d) неправильный выбор синонимичного слова.
Тест 5. Причиной речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью – является
a) смешение паронимов;
b) употребление слова без учета семантики;
c) плеоназм; +
d) полисемия.
Тест 6. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:
a) закадычный друг, щекотливый вопрос;
b) играть роль, иметь значение;
c) оказать помощь, утолить жажду;
d) неминуемая встреча, скоропостижная победа. +
Тест 7. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление
a) омонимия; +
b) полисемия;
c) синонимия;
d) паронимия.
Тест 8. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:
a) Экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей.
b) В магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры.
c) В центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны.
d) Этот памятный сувенир привезен из Москвы. +
Тест 9. Не являются синонимами слова:
a) свойство – качество;
b) нововведение – новация;
c) изморозь– изморось; +
d) проигрыш – поражение.
Тест 10. Соответствует слову паритет значение
a) равные отношения, одинаковое положение; +
b) процесс заключения пари;
c) преимущество одной из сторон в споре;
d) доверительный разговор с глазу на глаз.
Тест 11. Не соответствует слову императив значение
a) повелительное наклонение глагола;
b) безусловное нравственное веление;
c) закон, повеление;
d) почетный титул полководца в республиканском Риме. +
Тест 12. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм
a) брать под пушку;
b) брать под обстрел; +
c) брать под карандаш;
d) брать под своё крылышко.
Тест 13. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание
a) втирать очки; +
b) протирать очки;
c) надевать очки;
d) снимать очки.
Тест 14. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда
a) хотят сказать о чем-то надежном;
b) говорят о таком качестве, как крепкий;
c) говорят о постоянно нависшей опасности; +
d) говорят о чем-то надоевшем.
Тест 15.Значение « крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильнымижеланиями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм
a) буриданов осёл +
b) валаамова ослица
c) панургово стадо
d) двуликий Янус
ТЕСТЫ
Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с
a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; +
b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;
c) правилами построения предложения;
d) соблюдением норм согласования и управления.
Тест 2. Нет нарушения морфологической нормы в предложении:
a) Свободных местов, к сожалению, нет.
b) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты. +
c) Мы ехали около полторы сутки.
d) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.
1. Тест 3. Не имеют вариантных форм множественного числа
a) шофёры – шофера; +
b) крейсеры – крейсера;
c) корректоры – корректора;
d) инспекторы – инспектора.
Тест 4. Верным при объяснении ошибки в предложении: У партизанов не было иного выхода – является рассуждение:
a) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов (ср. берегов, казаков и т.д.).
b) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.). +
c) Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср. мадам).
d) Существительное партизанв родительном падеже множественного числа имеет вариантное окончание – ов и нулевое окончание.
Тест 5. В предложении: …всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная – пропущен предлог
a) благодаря;
b) согласно;
c) вопреки; +
d) навстречу.
Тест 6. Допущена морфологическая ошибка в предложении:
a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.
b) Врач удалил болезненную мозоль.
c) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.
d) Крыша была добротно покрыта толью. +
Тест 7. Не являются разными по значению словами:
a) тона – тоны;
b) образа – образы;
c) хлеба – хлебы;
d) кузовы – кузова. +
Тест 8. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:
a) апельсинов;
b) башкиров; +
c) граммов;
d) зулусов.
Тест 9. Род слова определен верно:
a) коммюнике – существительное среднего рода; +
b) салями – существительное мужского рода;
c) пенальти – существительное среднего рода;
d) кольраби – существительное мужского рода.
Тест 10. Являются разными по значению словами:
a) инспектора – инспекторы;
b) ветра – ветры;
c) ордена – ордены; +
d) офицера – офицеры.
Тест 11. Устаревшей является форма слова:
a) бацилл; +
b) микроб;
c) санаторий;
d) фильм.
Тест 12. Вариантными являются формы:
a) плацкарта – плацкарт;
b) компонента – компонент;
c) арабеска – арабеск;
d) клавиш – клавиша. +
Тест 13. Литературной является форма глагола во фразе:
a) Он не мог сам выползть из ямы.
b) Выпрягешь коня и домой.
c) Вырежь эти фигурки. +
d) Выручь меня в последний раз.
Тест 14. Является неверной грамматическая форма слова:
a) нет чулок;
b) нет сапог;
c) нет яблоков; +
d) нет тапок.
Тест 15. Допущена грамматическая ошибка в предложении:
a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. +
b) Прошло всего полторы недели.
c) Не хватает полутора суток для завершения работы.
d) Недостает около полутораста книг по специальности.
ТЕСТЫ
Тест 1. Не относится к синтаксическим нормам:
a) нарушение порядка слов;
b) неправильное употребление деепричастных оборотов;
c) неправильное согласование;
d) неправильное падежное окончание. +
Тест 2. Нарушены правила управления в словосочетании:
a) адресовать письмо другу;
b) уплатить за доставку;
c) уверенность в успехе;
d) у нас в городе поставили памятник Пушкина. +
Тест 3. Причиной ошибки при употреблении деепричастного оборота во фразе: Подъезжая к станции, у меня слетела с головы шляпа – является
a) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом.
b) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами. +
c) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, не совпадают во временном плане.
d) Основное действие выражено безличным глаголом, при котором невозможно употребление деепричастного оборота.
Тест 4. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда – является
a) неправильное управление;
b) неправильное употребление однородных членов;
c) неправильное употребление предлогов;
d) неправильный порядок слов.
Тест 5. Причиной коммуникативной неудачи предложения: В магазин поступила одежда для детей российского производства – является
a) неправильное управление;
b) неправильное употребление однородных членов;
c) неправильное употребление производных предлогов;
d) неправильный порядок слов. +
Тест 6. Наблюдается правильное управление в словосочетании:
a) характеристика студента Петрова; +
b) оплатить за доставку;
c) поражаться талантом;
d) отзыв на курсовую работу.
Тест 7. Нарушено согласование сказуемого с подлежащим во фразе:
a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.
b) МИД прислал ноту протеста. +
c) ООН признала незаконность такого решения.
d) ЗАГС находился в старом здании.
ТЕСТЫ
Тест 1. Предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание такое коммуникативное качество речи, как
a) точность речи;
b) выразительность речи;
c) уместность речи;
d) логичность речи. +
Тест 2. Предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение такое коммуникативное качество речи, как
a) точность речи; +
b) выразительность речи;
c) уместность речи;
d) логичность речи.
ТЕСТЫ
ТЕСТЫ
ТЕСТЫ
Тест 1. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля
a) официально-делового;
b) научного; +
c) художественного;
d) публицистического.
Тест 2. Глагол «считать» в научной фразе: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос – реализует значение
a) называть числа в последовательном порядке;
b) определять точное количество кого-чего-нибудь;
c) делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать; +
d) принимать в расчет, во внимание.
Тест 3. Для научного стиля речи не характерна лексика:
a) общеупотребительная;
b) общенаучная;
c) просторечная; +
d) терминологическая.
Тест 4. Предпочтительным для письменной научной речи является предложение:
a) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.
b) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.
c) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
d) Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.+
Тест 5. Термин – это
a) письменная речь, связанная нормами;
b) мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности;
c) слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности; +
d) краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом.
Тест 15. Если лектор располагает материал вокруг главной проблемы и переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу, то он использует метод организации текста
a) ступенчатый;
b) концентрический; +
c) исторический;
d) индуктивный
Тест 16. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:
Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать.2) Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. 3) Некому в пояс кланяться. 4)Нечего буржуинов бояться. 5)Живи да работай – хорошая жизнь. 6) Хорошо! (А.Гайдар. Военная тайна).
a) 1, 2, 3, 4, 5, 6.
b) 6, 1, 4, 3, 2, 5.
c) 6, 2, 1, 4, 3, 5.
d) 5, 2, 1, 3, 4, 6. +
Тест 17. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:
И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то… 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки).
a) 5, 6, 7, 2, 3, 1, 4.
b) 6, 5, 7, 4, 2, 3, 1.
c) 5, 6, 7, 4, 3, 1, 2.
d) 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1. +
ТЕСТЫ
Тест 1. Следующие признаки: изложение основных положений, отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация – присущи такому жанру научного стиля, как
a) реферат;
b) аннотация;
c) конспект; +
d) тезисы.
ТЕСТЫ
Тест 1. Неуместна на защите дипломного проекта фраза:
a) Вашему вниманию предлагается дипломный проект …
b) Я предлагаю вашему вниманию дипломный проект…+
c) Мы предлагаем вашему вниманию дипломный проект …
d) Разрешите представить вашему вниманию дипломный проект…
Тест 2. Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы на защите курсовой работы и рассказываете об актуальности темы исследования.
a) Моя работа посвящена актуальному вопросу…+
b) Наша работа посвящена актуальному вопросу…
c) Работа посвящена актуальному вопросу…
d) В работе рассматривается актуальный вопрос…
Тест 3. Неуместна в структуре выступления фраза:
a) В данной работе используются различные методы исследования…
b) В данной работе мы используем различные методы исследования…
c) В данной работе я использовал различные методы исследования…+
d) В данной работе нами использованы различные методы исследования…
Тест 4. На защите дипломной работы уместно обращение:
a) Господа студенты и преподаватели!
b) Уважаемые преподаватели и студенты! +
c) Друзья и преподаватели!
d) Дамы и господа!
Тест 5. Объем курсовой работы составляет:
a) 60-70 печатных страниц;
b) 35-40 печатных страниц; +
c) 10-15 печатных страниц;
d) 90-100 печатных страниц.
Тест 6. Цель написания курсовой работы – этовыявить навыки
a) самостоятельной научной работы студента; +
b) владения письменной речью;
c) составления библиографического списка;
d) правильной рубрикации текста.
ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка»
Тест 1. Неверным является утверждение: Русский язык – это…
a) национальный язык Российской Федерации;+
b) государственный язык Российской Федерации;
c) язык межнационального общения;
d) язык международного общения.
Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:
a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.+
b) Язык – это система искусственных знаков.
c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.
d) Общество не может жить, не пользуясь языком.
Тест 3. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…
a) которая состоит из множества элементов;
b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков; +
c) элементы которой образуют единство, одно целое;
d) элементы которой находятся в связи друг с другом.
Источник
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
140
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
1.57 Mб
Скачать
в) в затылочных отделах больших полушарий; г) в височных отделах больших полушарий; д) в теменных отделах больших полушарий.
4.Какое понятие определяется таким образом: «… – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования»?
а) деятельность; б) чувствительность; в) раздражимость; г) активность; д) поведение.
5.Восстановите деформированный текст, раскрывающий важный аспект сознания, и определите две последние буквы полученной фразы: «являются, значения, структурными, личностный, Основными, ткань, смысл, сознания, компонентами, чувственная».
а) ми; б) сл; в) ся; г) ая; д) ый.
6.Какое из перечисленных психических явлений нельзя отнести к бессознательным?
а) интуиция; б) привычное действие;
в) эмоциональное заражение; г) вегетативная реакция; д) произвольное запоминание.
7.Выберите из предложенных вариантов словосочетаний тот, который правильно восстанавливает текст: «С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является …, детерминирующая возникновение новообразований».
а) окружающая среда; б) смена деятельности;
в) конфронтация биологического и социального факторов; г) конвергенция внутренних данных ивнешних условий развития; д) генетически обусловленная наследственность.
8.Кто из отечественных ученых заложил основы нейропсихологии, исследовал роль лобных отделов головного мозга в регуляции психики и
211
поведения человека, выделил и описал три основных блока мозга, играющих различную роль в управлении организмом, психикой и поведением?
а) В.С. Мерлин; б) Б.Ф. Ломов; в) В.Н. Мясищев; г) А.Р. Лурия;
д) В.Д. Небылицин.
9.Какое научное направление рассматривает все психические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», которые осуществляются ограниченными участками коры мозга – соответствующими мозговыми центрами, и считает, что поражение «центра» ведет к выпадению соответствующей функции?
а) локализационизм; б) антилокализационизм; в) интеракционизм; г) бихевиоризм; д) персонализм.
10.В левом столбце таблицы представлены научные концепции, касающиеся наличия психики у объектов природы. В правом столбце – критерии наличия психики, которые выдвигаются в этих концепциях. Для каждой концепции найдите соответствующий ей критерий наличия психики, т.е. установите правильное сочетание цифровых (I, II, III…) и буквенных (K , L, M, …) элементов. Какое из приведенных сочетаний является неверным?
Научная | Носители психики |
концепция | |
I | K |
Антропопсихизм | Психика присуща организмам, обладающим чувстви- |
(Р. Декарт) | тельностью, т.е. способным реагировать на абиотиче- |
ские (биологически нейтральные) воздействия | |
II | L |
Биопсихизм | Психика есть только у организмов с трубчатой нервной |
системой, имеющих головной мозг, следовательно, на- | |
секомые не имеют психики (у них узелковая нервная | |
система без выраженного головного мозга) | |
III | M |
Панпсихизм (фран- | Психика является атрибутом всех живых организмов, |
цузские материали- | или свойством живой природы, следовательно, присуща |
сты) | не только человеку, но также животным и растениям |
212
Окончание | ||
Научная | Носители психики | |
концепция | ||
IV Мозгопсихизм | N | |
(К. Платонов) | Всеобщая одушевленность природы; как живая, так и | |
неживая природа наделена психикой (душой) | ||
V Нейропсихизм | P | |
(Ч. Дарвин) | Психика присуща только организмам, которые имеют | |
нервную систему | ||
VI | R | |
Концепция | Психика присуща только человеку | |
А.Н. Леонтьева | ||
а) | I – R; | |
б) | II – N; | |
в) | IV – L: | |
г) | V – P; | |
д) | VI – K. |
11.Кто из ученых-психологов ввел понятие «высшие психические функции» и исследовал эти психические явления?
а) К.Э. Фабри; б) А.Н. Леонтьев;
в) Л.С. Выготский; г) Б.Г. Ананьев; д) Д.Б. Эльконин.
12.Какое психическое явление не относится к высшим психическим функциям?
а) произвольное восприятие; б) произвольное внимание;
в) механическая и непосредственная память; г) опосредованная память; д) речь.
13.Вставьте недостающее слово: «Согласно культурноисторической теории формирования и развития высших психических функций … – основной механизм становления высших психических функций у человека как в филогенезе, так и в онтогенезе».
а) компенсация; б) интериоризация; в) интроспекция; г) проекция; д) эмпатия.
14.Какая функция сознания максимально проявляется в том, что благодаря ей человек имеет возможность воспринимать и понимать себя
213
самого, свои состояния, переживания, а также осмысливать и анализировать свои чувства, поступки, свой опыт?
а) отражательная; б) регулятивная; в) оценочная; г) рефлексивная;
д) порождающая (творчески-креативная).
15.Какая из представленных характеристик самосознания является ошибочной?
а) самосознание – особая форма сознания; б) объектом самосознания служит окружающая действительность;
в) с помощью самосознания человек познает себя и относится к
себе;
г) самосознание человека существенно зависит от его индивидуальных, возрастных исоциальных характеристик;
д) самосознание – продукт развития, результат осмысления собственного опыта.
16.Какое из утверждений, раскрывающих свойства самосознания, является ошибочным?
а) Самосознание – осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств.
б) В основе самосознания лежит способность человека отождествлять себя с окружающей средой.
в) Источниками формирования самосознания являются самонаблюдение человека и оценки окружающих людей.
г) Самооценка человека может изменяться в течение всей его
жизни.
д) Благодаря самосознанию человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.
17.На каком этапе онтогенеза у человека формируется новообразование личности «Я сам», связанное с осознанием себя как активного начала своей жизни и деятельности?
а) к 11–12 месяцам; б) в 3 года;
в) в дошкольном возрасте; г) в младшем школьном возрасте; д) в подростковом возрасте.
18.На какой стадии психического развития (в соответствии с концепцией Э. Эриксона) человек решает задачу идентификации «Я» и определения себя как уникального индивида, осознания своего места в мире?
а) в младшем школьном возрасте;
214
б) в юношеском возрасте; в) в молодости; г) в зрелости; д) в старости.
3.Познавательные процессы и эмоции
1.Вставьте определяемое понятие: «… – психический процесс, обеспечивающий отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент».
а) память; б) представление;
в) воображение; г) восприятие; д) ощущение.
2.Вставьте определяемое понятие, отражающее одну из закономерностей ощущений: «… – это величина минимального различия между раздражителями одной модальности или минимального изменения свойств отдельного раздражителя, вызывающего изменение ощущения».
а) нижний абсолютный порог ощущения; б) верхний абсолютный порог ощущения; в) дифференциальный порог ощущения;
г) адаптация как полное исчезновение ощущения; д) адаптация как уменьшение чувствительности.
3.Вставьте определяемое слово: «Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется …».
а) сенсибилизацией; б) адаптацией; в) синестезией;
г) сензитивностью; д) синкретизмом.
4.Какое понятие раскрывается в следующем определении: «… – процесс и результат произвольного восстановления в памяти или в сознании человека образа какого-либо объекта, явления, ситуации, мысли, переживания и т.п.»?
а) мышление; б) ощущение; в) воображение; г) представление; д) восприятие.
215
5.Какое свойство восприятия проявляется в том, что каждый воспринимаемый предмет относится к определенному классу явлений и обозначается в слове?
а) предметность; б) избирательность; в) категориальность; г) константность; д) целостность.
6.Какое свойство внимания обеспечивает возможность одновременного выполнения нескольких действий, одновременного контроля нескольких независимых процессов?
а) устойчивость; б) объем; в) распределение;
г) переключение; д) концентрация.
7.Какой из представленных видов памяти ошибочно включен в данную группу (не соответствует выбранному основанию для классификации)?
а) произвольная; б) мгновенная; в) генетическая;
г) долговременная; д) оперативная.
8.В какой из представленных здесь закономерностей запоминания содержится ошибка? Лучше, быстрее и прочнее запоминается то, что:
а) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано;
б) воспроизведено в громкой речи; в) непосредственно связано с потребностями и интересами чело-
века;
г) эмоционально не окрашено; д) осмыслено и объединено единой мыслью в логическое целое.
9.Какая логическая операция мышления определяется следующим образом: «… – это выделение и отдельное рассмотрение какого-либо свойства, которое независимо от соответствующих предметов или явлений не существует»?
а) анализ; б) сравнение;
в) обобщение;
216
г) синтез; д) абстрагирование.
10.Выберите из предложенных вариантов словосочетаний тот, который правильно восстанавливает текст: «Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий … и … отражение действительности в ее существенных связях и отношениях».
а) чувственное, конкретное; б) конкретное, опосредованное;
в) обобщенное, опосредованное; г) конкретное, непосредственное; д) обобщенное, непосредственное.
11.Какой процесс мышления определяется следующим образом: «… – мысль, в которой нечто утверждается или отрицается относительно какого-либо объекта (предмета, человека, явления и т.п.)»?
а) определение понятия; б) умозаключение; в) индукция; г) суждение; д) дедукция.
12.В какой из характеристик мышления, представленных здесь, содержится ошибка?
а) мышление неразрывно связано с чувственным познанием; б) мышлению свойственно обобщенное отражение действитель-
ности: абстрагируясь от единичного, выделяет в объектах общее, регулярно повторяющееся и существенное;
в) мышление носит непосредственный характер, не требует для своего осуществления культурных средств (моделей, символов, знаков и т.п.);
г) мышление связано с действием; д) мышление неразрывно связано с языком, речью.
13.Кто из ученых-психологов детально исследовал качественную специфику детского мышления и разработал теорию операциональной структуры интеллекта, выделил и описал стадии онтогенетического развития мышления?
а) Ж. Пиаже; б) В.В. Давыдов;
в) Д.Б. Эльконин; г) М.И. Лисина; д) А.В. Запорожец.
217
14. Для каждого качества мышления, определяющего индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека (в левой части таблицы), найдите соответствующее определение из правой части таблицы, т.е. установите правильное сочетание цифровых (I, II, III,…) и буквенных (B, F, K, …) элементов. Какое из приведенных сочетаний является неверным?
Качество | Определение |
мышления | |
I | B |
Широта мышления | Свобода от сковывающего влияния закрепленных в |
прошлом приемов и способов решения задач, умение | |
быстро менять действия при изменении обстановки | |
II | F |
Гибкость мышления | Способность проникать в сущность сложных вопросов |
III | K |
Критичность мыш- | Способность быстро разбираться в новой ситуации и |
ления | принимать правильное решение |
IV | N |
Глубина мышления | Умение выдвигать новые задачи и находить пути их ре- |
шения, не прибегая к помощи других людей | |
V | C |
Быстрота мышле- | Умение объективно оценивать свои и чужие мысли, |
ния | тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые |
положения и выводы | |
VI | L |
Самостоятельность | Способность охватить весь вопрос целиком, не упуская |
мышления | необходимых частностей |
а) I – F;
б) II – B;
в) III – C;
г) V – K;
д) VI – N.
15. Какой способ преобразования представлений в образы воображения раскрывается в следующем определении: «… – прием творческого воображения, предполагающий создание новых образов на основе “склеивания” частей имеющихся образов и представлений»?
а) акцентирование; б) агглютинация; в) гиперболизация; г) типизация; д) схематизация.
218
16.Какое из утверждений о свойствах языка и речи является неправильным?
а) Символы, составляющие язык, по форме могут быть никак не связанными с содержанием, которое они выражают.
б) Язык может сущест?