Какое из свойств характеризует время как форму бытия
Анализ проблемы пространства и времени предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время[1].
Под реальным временем и пространством исследователи понимают свойства и отношения этих форм в сфере объективной реальности.
С возникновением человека возникают и формы отражения человеком в своем сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровнях – перцептуальном и концептуальном.
На перцептуальном (от лат. perceptio – восприятие) уровне человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Представления времени и пространства на перцептуальном уровне являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.
Концептуальные пространство и время выражают теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. К концептуальным времени и пространству относят те их абстрактные модели и структуры, которые выступают средствами научного описания и познания реального и перцептуального времени и пространства.
Обратимся к анализу понятий пространства и времени на концептуальном уровне.
С философской точки зрения, которая начала складываться еще в глубокой древности, пространство и время относятся к атрибутивным свойствам бытия.
Атрибут (от лат. attributus – приданный, предназначенный) – это необходимое, неотъемлемое свойство объекта, то, без чего он не может быть тем, что он есть. Пространство и время выражают упорядоченность бытия и не существуют вне него. Их непосредственное единство выступает в движении и изменении мира.
Вместе с тем они различаются по смыслу, поскольку смысл понятия пространства связан с упорядочиванием сосуществующего (одно рядом с другим), в то время как смысл понятия времени связан с тем, что приходит на смену друг другу (одно после другого).
Пространство – это определенность бытия, характеризующая его протяженность, строение, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.
Сущностным свойством пространства является протяженность, понимаемая как рядоположенность, существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объемов и др.). Протяженность пространства проявляется как единство прерывности и непрерывности в его структуре. Для пространства в целом характерно отсутствие каких-либо “разрывов” и нарушений в распространении взаимодействий в природе. Но для отдельных материальных тел свойственна относительная прерывность, которая проявляется в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы.
Фундаментальным свойством пространства как формы бытия является его трехмерность. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются именно в пространстве трех измерений. В одномерном (линия) или двухмерном (плоскость) пространстве не могут происходить взаимодействия частиц и полей. Три измерения являются необходимым и достаточным минимумом, в рамках которого могут осуществляться все типы взаимодействий материальных объектов. В настоящее время не известно каких-либо форм движения и взаимодействия, которые требовали бы четырех- или пятимерного пространства, и возможность таких процессов не вытекает ни из каких установленных законов природы.
Однородность пространства выражается в том, что не существует выделенных в каком-либо отношении точек пространства. Все точки в пространстве равноправны, поэтому не существует преимущественной точки отсчета, любую можно принять в качестве начальной.
Изотропность пространства означает, что все направления в пространстве равнозначны. Пространство называется изотропным, если поворот системы отсчета на произвольный угол не приведет к изменению результатов измерений. Физические явления в системе не должны изменяться при ее повороте в пространстве.
Обратимость пространства проявляется в том, что в каждую точку пространства можно снова и снова возвращаться.
Время – это определенность бытия, характеризующая его с точки зрения длительности и последовательности смены состояний.
Философские и научные исследования времени установили, что оно в первую очередь характеризует изменения, происходящие с тем или иным объектом. Следовательно, оно интегрировано в объект, входит в его субстанциальные параметры. Невозможно говорить о времени, игнорируя специфику того объекта, для характеристики которого используется временной параметр.
Сущностным свойством времени является его длительность, которая выступает как последовательность сменяющих друг друга моментов или состояний, возникновение за каждым данным интервалом времени последующего. Длительность бытия объектов во времени выступает как единство прерывного и непрерывного. Общая непрерывность времени проявляется в постоянном переходе предшествующих состояний в последующие. Но конкретные объекты материального мира имеют начало и конец.
Время одномерно: для определения времени достаточно задать одну координату. Если бы время имело не одно, а два, три измерения и больше, то это означало бы, что параллельно нашему миру существуют аналогичные и никак не связанные с нашим миром другие миры-двойники, в которых те же события разворачиваются в той же последовательности. Но для таких предположений нет оснований.
Однородность времени означает, что любые явления, которые происходят в одних и тех же условиях, но в разные периоды времени, протекают одинаково.
Необратимость – свойство времени, означающее однонаправленное изменение от прошлого к будущему, невозможность вернуться в прошлое.
В природе мы постоянно сталкиваемся с необратимыми процессами.
Необратимость эволюции называется в биологии законом Л. Долло по имени бельгийского палеонтолога, сформулировавшего его: организмы, возвращаясь в процессе эволюции в среду обитания далеких предков, не могут стать абсолютно похожими на них.
Излучение энергии Солнцем и звездами являются однонаправленными процессами.
Распады неустойчивых частиц демонстрируют необратимость изменений в микромире.
Какие причины лежат в основе необратимости времени?
В современной науке существует несколько подходов к объяснению этого свойства времени. Выделим некоторые из них.
Направление времени задается вторым началом термодинамики, согласно которому энтропия, т.е. мера беспорядка в системе, в замкнутой системе всегда возрастает.
Необратимость времени связана с процессами эволюции Вселенной, начиная с момента ее возникновения, что подтверждается фактом ее расширения.
Необратимость времени есть следствие принципа причинности, так как причина должна предшествовать следствию.
Эти общие свойства пространства и времени проявляются на всех структурных уровнях организации материи. У некоторых классов материальных объектов, например на биологическом уровне, проявляются дополнительные, локальные свойства пространства и времени.
В совокупности категории времени, пространства, движения, развития и др. представляют собой систему координат, с помощью которой люди воспринимают мир, осознают его и выстраивают мысленный образ и ценностный идеал той действительности, в которой они живут.
Источник
Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время— форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуалъное (психологическое) и концептуальное пространство и время.
Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство и время являются формами отражения материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
1. Субстанциальная концепциярассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепциярассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).
Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движении духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действительны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.
Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
– время — форма бытия материи, которая выражает длительность
существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе » их развития;
– пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени.
Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:
– подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;
– перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.
Признается существование и психологического пространства и времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг происходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека, и наоборот, чем больше событий, интересных” для человека, тем быстрее «идет время» для него.
Можно выделять пространство и время социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.
Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.
Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.
В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство — время. Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, размеры которого меньше 10~33см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.
К их всеобщим свойствам относятся: 1. объективность и независимость от сознания человека, 2. их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, 3. единство непрерывного и прерывного в их структуре, 4. количественная и качественная бесконечность, 5. вечность.
Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическимисвойствами.
Первые выражаютих протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствамипространства являются – гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени— однородность, одномерность. Топологические свойствавыражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).
Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.
С возникновением живой природы возникают биологические пространство ивремя. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).
Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических ритмах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.
С возникновением общества возникают социальные пространство и время.Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное пространство — это по существу «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античности или средневековья.
Социальное время — это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества.
Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.
Источник
Время обладает набором свойств, обладающих различной степенью общности – от универсальных до специфичных. Это следующие свойства:
* Вечность;
* Длительность;
* Направленность;
* Непрерывность;
* Специфичность проявления;
Проблема начала является самой сложной в науке и в философии. Как правило, начало принимается “на веру”, в качестве гипотезы и служит фундаментом различных теоретических построений. До тех пор, пока эти построения удаются, не противоречат друг другу и являются практически реализуемыми, проблему начала оставляют в покое. Конечно, интересно знать, когда появились Вселенная, наша Земля, человек. Но не более того. Знать окончательно этого мы все равно не можем. На сегодняшний день начало Вселенной связывают с “Большим взрывом”, в результате которого появились физические объекты, законы, которым подчиняется их бытие, а также время. Что было до “Большого взрыва” – об этом можно только строить гипотезы. Очевидно, что “что-то” было. Поэтому принято говорить о вечности бытия: в той или иной форме мир существовал всегда, и будет существовать всегда. То же самое можно сказать о времени: нет объектов, которые были бы вне времени, по отношению к которым невозможно было бы применить координату времени. Любой объект существует “когда-то”. Говорить о начале времени уместно и допустимо лишь применительно к определенному бытию, то есть к бытию конкретных объектов. Они когда-то возникают и когда-то исчезают, переходя в новое качественное состояние.
Длительность – продолжительность существования чего-либо, например, интервал жизни. Иными словами – это срок бытия объекта, то, что находится между его началом и концом. Длительность является универсальным свойством времени. Уже на уровне обыденного отношения к миру человек воспринимает его не как нечто застывшее, а как процесс, как дление, как разные связанные и не связанные друг с другом события. Длительность выступает в качестве основной характеристики любого определенного бытия, его собственного времени. Противоположность длительности является мгновение, момент времени. Любая длительность может быть стянута, сжата в некую точку, не обладающую существованием и длительностью. К примеру, на основе открытого факта расширяющейся Вселенной был сделан поразительный вывод: в прошлом существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке, сжата до минимального размера. Ньютон считал мгновение реальным, физически наименьшим длением. Декарт и Спиноза считали длительность одним из атрибутов бытия, равно относящимся как к материальным, так и к духовным явлениям. Сказать о каком-либо явлении, что оно “есть” – значит зафиксировать момент его существования. Этого недостаточно, чтобы составить себе представление об этом явлении. Необходимо установить, что это нечто изменяется, разворачивается, длится.
Длительность как свойство времени дает возможность измерять его с помощью часов, на основе эталонов, мер и стандартов времени. По своей суть и цели измерение времени – это сопоставление и сравнение различных длительностей. В искусстве свойство длительности породило представление о времени как потоке, реке жизни.
С длительностью времени связана его направленность. Оно бывает необратимым и обратимым. Необратимость времени означает, что все наши состояния и состояния других существ следуют одно за другим, никогда не возвращаясь к пережитому. Для человека это напоминает о бренности его бытия: жизнь проходит и то, что прожито, уже никогда не повторится. Жизнь никогда не повторяется, а находится в состоянии непрерывного обновления и становления. Представление о необратимости времени возникло из повседневных эмпирических наблюдений необратимости всех процессов, связанных с жизнедеятельностью человека и развитием общества. В физике подтверждением существования “стрелы времени” служит второе начало термодинамики. Оно утверждает о возрастании энтропии и, в перспективе, наступлении “тепловой смерти Вселенной”. Если в кофе налить сливки, то их уже не отделить от кофе – вот бытовая аналогия второго начала термодинамики. Правда, основатель статистической термодинамики Людвиг Больцман допускал ничтожную вероятность того, что сливки и кофе вновь разделятся. Эта вероятность, по его мнению, равна вероятности того, что все жители одного большого города в один и тот же день покончат жизнь самоубийством. Но второй закон термодинамики действует только в закрытых системах, а наша Вселенная не является таковой. Поэтому необратимость относят не к Вселенной в целом, а к происходящим в ней термодинамическим процессам.
Необратимость времени подтверждают палеонтология и геология. Доказано, что возникновение новых свойств структуры материи происходит не без потери некоторых её наличных свойств при понижении уровня преемственности. Всякое новое появляется на основе и за счет забвения старого.
Необратимость не является универсальным свойством времени. В мифах практически всех народов Земли присутствует образ “Колеса Фортуны”, которое символизирует цикличность времени. Древние люди верили, что удача неизбежно сменится ударом судьбы, который смягчится чем-либо и вновь перейдет в удачу. Судьба призывает быть спокойными и терпеливыми, особенно не радоваться приобретениям и не печалиться по поводу утрат. Все равно все будет так, как было. Подобное отношение к времени называется традиционным. Постоянство, стабильность, неприятие изменений – главные характеристики традиционного мышления. В литературе и философии конца XIX- начала XX века популярным был архаический миф о “вечном возвращении”. Он является центральным в произведениях Ф.Ницше, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, Т.Манна, Г.Г.Маркеса. Русский религиозный философ Н.Ф.Федоров в книге “Философия общего дела” обосновывал необходимость и возможность воскрешения всех умерших предков. Интересна концепция времени, предложенная английским физиком и писателем Уильямом Данном. Он проанализировал известный всем феномен пророческих сновидений, когда в одном месте планеты человеку снится событие, которое через год наяву происходит на другом конце планеты. Объясняя это загадочное явление, Данн пришел к выводу, что время имеет как минимум два измерения для одного человека. В одном измерении он живет, а в другом выступает в качестве наблюдателя. И это второе измерение является пространственноподобным, по нему можно передвигаться в прошлое и будущее. Оно проявляется в измененных состояниях сознания, когда интеллект не давит на человека.
Упорядоченность времени по направлению называется полярностью. Полярность вектора времени означает, что прямое и обратное направление не совпадают. Особенно это проявляется в истории общества, где стрела времени имеет четкую направленность в будущее.
О таком свойстве времени как непрерывность активно заговорили после того, как греческий философ Зенон Элейский сформулировал свои знаменитые апории. В придуманных Зеноном логических задачах утверждалась немыслимость движения. Так, апория “Стрела” доказывала, что можно представить сколь угодно малый момент времени, когда стрела покоится. О том же самом говорит апория “Ахилл и черепаха”: быстроногий Ахилл не догонит медленно ползущую черепаху, потому что для этого ему нужно пройти половину расстояния, отделяющего его от черепахи, а чтобы пройти половину, нужно пройти четверть и т.д. В итоге, если делить расстояние до бесконечности, он не сдвинется с места. Однако уже Аристотель заметил, что этот парадокс основывается на понятии “момент времени”. Если же время непрерывно, то и парадокса не возникнет.
Различают качественное и количественное время. Первое связано с изменчивостью мира, с последовательностью между качественными стадиями в развитии объектов. Почему мир изменяется? Откуда берется последовательность событий? Почему все меняется и невозможно постоянство мира? – это те вопросы, которые проясняют смысл качественного времени. Качественное время отражает главную онтологическую функцию времени – вынашивать перемены, быть индикатором изменений. Время делит бытие объекта на части: отрезки, периоды, этапы, которые качественно различаются друг от друга. День – ночь, осень – зима – весна – лето; рождение – детство – отрочество- юность – взрослость – старость – смерть; начало революции – её динамика – спад – исчерпанность потенциала, – вот примеры качественных состояний объектов, выделяемых посредством времени.
Качественное время служит выражением состояния одного и того же объекта, с его помощью нельзя сравнивать изменения, происходящие в разнородных объектах. Время в традиционной исламской культуре отличается от времени эпохи модерна; время бытия природного объекта отличается от социального времени; время в живой природе отличается от времени в неживой природе. Время, таким образом, не представляет собой некие универсальные космические часы; правильней было бы понимать его как последовательную вертикальную связь между качественными ступенями в жизни объекта, как нечто, связывающее между собой начало и конец определенного бытия. В этом смысле время не может быть единым, универсальным, – оно относительно и конкретно. Универсальным является лишь понятие времени, выступающее одной из координат бытия: вне времени не может быть ни один объект.
Количественное время – это внешнее по отношение к определенному событию время, которое служит для измерения его длительности посредством соотнесения с внешней шкалой или с другими событиями. Такое время играет важную роль в координации и синхронизации разных событий и процессов: расписание движения поездов, момент “Ч” при планировании и ведении боевых действий и т.д. Время связывает различные события в некое смысловое единство. Война, к примеру, сама по себе является бессмыслицей, если ей не предшествуют вызвавшие её противоречия, а затем, по её окончании не следует мирный договор, закрепляющий её итоги. То есть, время “встраивает” событие в более широкую панораму, связывает его с другими событиями.
Источник