Какое из перечисленных свойств относится к функции y x sinx

Какое из перечисленных свойств относится к функции y x sinx thumbnail

Тип урока: урок введения нового знания.

Педагогическая технология: проблемное обучение.

Формируемые результаты:

  • Предметные: формировать умение строить график функции у = sin x, читать график и применять свойства при решении задач.
  • Личностные: умение применять решение, применять независимость суждений.
  • Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся применять свойства функции у = sin x и читать график.

Основные понятия: синусоида, свойства функции у = sin x.

Оборудование: ПК, проектор, Microsoft PowerPoint, презентация «Функция y = sin x, её свойства и график», таблица «Тригонометр».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание

– «Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.», писал Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862, российский математик, механик). Как вы понимаете эти слова? (Слайд 1)

– Перед вами 4 графика. (Слайд 2)

– Как можно одним словом объединить эти графики? (функции)

– Опишите свойства графиков, представленных на слайде?

– Какие из предложенных графиков функций вам известны?

– Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Функция y = sin x, её свойства и график» (Слайд 3)

– Давайте попробуем определить цели нашего сегодняшнего урока, что мы уже знаем, и чему должны или можем научиться? (учитель вместе с обучающимися формирует цели, записывает их на доске).

– Познакомимся с историей возникновения слова синус (Слайд 4)

Синус (история имени)

Синус (sin) — название тригонометрической функции, появившееся благодаря удивительной цепочке искажений во время переводов математических трактатов. Древние индийские математики называли функцию «полу-тетивой», а затем просто «тетивой» — «джива», так как при геометрическом построении изображение напоминало лук. Арабские математики при знакомстве с трудами индийских коллег не стали переводить слово «джива» на арабский, а просто записали его по буквам. В процессе адаптации, устного использования и пр. оно превратилось в арабское выражение «джайб», которое можно перевести как пазуха, складка, карман, впадина. Когда, в свою очередь, арабские математические трактаты попали к европейским математикам, те перевели джайб на латинский, благо под рукой как раз было изящное слово, обозначающее складку или пазуху на римской тоге — слово sinus. Родственную функцию назвали complementi sinus, дополнительный синус. Позже утвердилось современное сокращение: sin и cos.

3. Планирование работы

– Составим план работы (перечень свойств, которые будут исследоваться).

Обучающиеся записывают план исследования синуса в тетрадях.

План

  1. Область определения
  2. Область значения
  3. Нули функции
  4. Промежутки возрастания, убывания функции
  5. Промежутки знакопостоянства
  6. Четность функции
  7. Монотонность функции
  8. Наименьшее и наибольшее значение функции

– Какую функцию называют периодической?

– Что такое период?

– Какое число является главным периодом функции  у = sin x?

4. Восприятие, осмысление, первичное закрепление

– Что происходит с ординатой точки при ее движении по первой четверти? (ордината увеличивается). Что происходит с ординатой точки при ее движении по второй четверти? (ордината постепенно уменьшается). Как это связано с монотонностью функции? (функция у = sin t возрастает на отрезке  и убывает на отрезке ).

– Запишем функцию у = sin t в привычном для нас виде у = sin x (строить будем в привычной системе координат хОу) и составим таблицу значений этой функции.

Изучение нового материала (презентация, слайды 5-6).

Построение графика функции у = sin x и запись свойств функции в тетради. (Слайды 7–10)

1) D(y) = 

2) E (y) = 

3) функция ограничена и сверху, и снизу

4) унаиб = 1, унаим = -1

5) непрерывная функция

6) нечетная функция
7) возрастает на ; убывает на 

Стихотворение (отрывок)

И линия эта волною качается,
И синусом график ее называется,
И через период она повторяется,
В периоде трижды она обнуляется,
Она полпериода вверх поднимается,
Придет в единицу и вниз опускается,
И так вдоль абсциссы все время болтается.
В системе, которую создал Декарт.

5. Применение знаний и способов при решении задач

– Постройте график функции (самостоятельно с проверкой, слайды 11-14):

а) у = sin x + 2

б) у = sin x – 1

в) у = sin 

г) у = sin 

–  Решите графически уравнение sin x =  (проверка слайд 15).

6. Первичная систематизация знаний и способов деятельности, их перенос и применение в новых ситуациях

№  21.5 (1), 21.9 (1)

7. Рефлексия

– Предлагаю оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы?

– Оцените свою работу на уроке. Закончите предложение. (Слайд 17)

Урок –

  • заставил задуматься…
  • навёл меня на размышления…
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вы считаете нужным запомнить?
  • Над чем ещё надо поработать?

Домашняя работа

  1. п. 21 (учить свойства функции у = sin x)
  2. учебник № 21.6 (1)
  3. Построить график функции у = sin (x – )

– Спасибо за урок

Использованные материалы и ресурсы

  1. Мерзляк А.Г., и др. Алгебра и начала математического анализа (углублённый уровень) 10 кл. – М.: «Вентана-Граф», 2017.
  2. Мерзляк А.Г., и др. Дидактические материалы к учебнику Алгебра и начала математического анализа (углублённый уровень) – М.: «Вентана-Граф», 2017.
  3. https://matematikam.ru/calculate-online/grafik.php

Источник

Теория

1. Свойства функции y = sinx и её график

Задания

1. Возрастание и убывание функции y = sinx

Сложность:
лёгкое

1

2. Определение значений синусов некоторых углов

Сложность:
лёгкое

1

3. Преобразование выражения sin t и определение его значения

Сложность:
лёгкое

1

4. Сравнение чисел с использованием свойств функции y = sinx

Сложность:
среднее

1

5. Принадлежность точек графику

Сложность:
среднее

1

6. Построение графика функции y = sin x

Сложность:
среднее

1

7. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции y = sinx

Сложность:
среднее

1

8. Область значений функции y = sinx

Сложность:
среднее

1

9. Определение чётности функции

Сложность:
среднее

1

10. Решение уравнения графически

Сложность:
сложное

1

11. Определение наибольшего и наименьшего значений функции

Сложность:
сложное

2

12. Построение графиков функций y = sin(x + a) + b

Сложность:
сложное

4

Тесты

1. Тренировка по теме Функция y = sinx

Сложность: лёгкое

3

Методические материалы

1. Технологическая карта

Источник

Алгебра и начала математического анализа, 11 класс

Урок №4. Свойства и график функции .

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Глоссарий по теме

Синусоидой называется множество точек плоскости, которое в некоторой системе координат является графиком функции , где a≠0.

Число │a│ называется амплитудой.

Основная литература:

Колягин М.В. Ткачева Ю.М., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. М.: Просвещение, 2010.–336 с.

Дополнительная литература:

Шахмейстер, А.Х. Тригонометрия / А.Х. Шахмейстер.— СПб.: Петроглиф, 2014. — 750 с.

Открытые электронные ресурсы:

Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://ege.fipi.ru/

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлом уроке мы говорили о свойствах графика косинуса:

1) область определения функции – множество R всех действительных чисел;

2) Множество значений функции – отрезок [–1;1];

3) Функция косинуса периодическая, ;

4) Функция чётная;

5) Функция принимает:

;

6) Функция

Давайте сравним их со свойствами графика синуса, а для начала определим следующие моменты:

Свойства функции :

1) D(y) =R;

2) E (y) =[–1;1];

3) Период функции равен ;

4) Функция чётная/нечётная;

5) Функция принимает:

6) Функция 

Изменяя амплитуду и значение аргумента функции синуса график ведет себя следующим образом (рис.1)

Какое из перечисленных свойств относится к функции y x sinx

Рис. 1 – графики синуса

Сдвиг графика влево/вправо вдоль оси абсцисс

Если к аргументу функции добавляется постоянная, то происходит сдвиг (параллельный перенос) графика вдоль оси Ох.

Правило: 
1) чтобы построить график функции , нужно сдвинуть график вдоль оси Ох  на b единиц влево;

2) чтобы построить график функции , нужно график  сдвинуть вдоль оси  ОХ  на b единиц вправо.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Актуализация знаний

1. На следующие утверждения нужно ответить верно/неверно.

1) Тригонометрическая функция определена на всей числовой прямой.

2) График нечетной функции можно построить с помощью преобразования симметрии относительно оси Оу.

3) График тригонометрической функции можно построить, используя одну главную полуволну.

Ответ: верно, неверно, верно.

2. Вспомним, что мы уже знаем о функции , ответив на вопросы:

1) Какие значения может принимать переменная х. Какова область определения этой функции?

2) В каком промежутке заключены значения выражения . Назови наибольшее и наименьшее значения функции .

3) Функция синуса чётная или нечётная?

Ответ:1) ????∈????; 2) [–1;1]; ????????????????=3, ????????????????=–3; 3) чётная;

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля:

Пример 1. Найдем все корни уравнения , принадлежащие отрезку .

Построим графики функций и (рис. 6)

Какое из перечисленных свойств относится к функции y x sinx

Рис. 7 – графики функций и .

Графики пересекаются в четырёх точках, абсциссы которых являются корнями уравнения . На выбранном отрезке от корни уравнения симметричны: и . Из рисунка видно, что симметричность корней объясняется периодичностью функции: аналогично для

Ответ: ; .

Пример 2.Найти все решения неравенства , принадлежащие отрезку .

Из рисунка 7 видно, что график функции лежит выше графика функции на промежутках и и

Ответ: , ,

Источник

Технологическая карта:

Методические материалы

Номер Название Описание
1. Технологическая карта

Теория

Задания

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Возрастание и убывание функции y = sinx 1 вид – рецептивный лёгкое 1 Б. Выясняется возрастание или убывание функции y = sinx на отрезке.

2. Определение значений синусов некоторых углов 1 вид – рецептивный лёгкое 1 Б. Используя теорию, определяют значения синусов некоторых углов. Требуется прочитать график функции и, зная абсциссу, найти ординату.
3. Преобразование выражения sin t и определение его значения 2 вид – интерпретация лёгкое 1 Б. В ходе решения преобразуется выражение sin t так, чтобы t было меньше, чем 2Пи, но больше 0, и затем определяется его значение.
4. Сравнение чисел с использованием свойств функции y = sinx 1 вид – рецептивный среднее 1 Б. Для сравнения данных чисел используем свойство возрастания или убывания функции y = sinx.
5. Принадлежность точек графику 2 вид – интерпретация среднее 1 Б. Необходимо определить принадлежность точек графику, вычисляя синус некоторых углов и выполняя вычисления.
6. Построение графика функции y = sin x 2 вид – интерпретация среднее 1 Б. Построение графиков функций вида y = sinx+ b; y = – sinx + b; y = sin(x + a); y = k sinx.
7. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции y = sinx 3 вид – анализ среднее 1 Б. Находится наибольшее и наименьшее значения функции y = sinx на определённом интервале. Для каждого случая предлагается рисунок.
8. Область значений функции y = sinx 2 вид – интерпретация среднее 1 Б. Находится область значений функции y = b + sin ax, находящейся под знаком квадратного корня.
9. Определение чётности функции 3 вид – анализ среднее 1 Б. В ходе решения функция исследуется на чётность с использованием определения чётной или нечётной функции.
10. Решение уравнения графически 4 вид – творческий сложное 1 Б. Предлагается решить уравнения графически. В одной плоскости нужно построить графики линейной функции и y = sinx. Графики могут пересекаться как в одной или в нескольких точках, так и не пересекаться.
11. Определение наибольшего и наименьшего значений функции 4 вид – творческий сложное 2 Б. Предлагается определить наибольшее и наименьшее значения функции, предварительно упростив данное выражение. В ходе решения используются формулы приведения и формулы двойного аргумента, которые можно дать перед решением. Задание можно предложить и в теме «Преобразование тригонометрических выражений».
12. Построение графиков функций y = sin(x + a) + b 3 вид – анализ сложное 4 Б. Строятся графики функций вида y = sin(x + a) + b. В ходе построения образуется вспомогательная система, в которой можно построить основной график y = sinx.
При построении нужно указать перемещения основного графика вправо или влево по оси х, вверх или вниз по оси y.

Тесты

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Тренировка по теме Функция y = sinx 00:10:00 лёгкое 3 Б. В заданиях определяется возрастание или убывание функции y = sinx на отрезке, преобразуются выражения, содержащие синус некоторых углов, и находятся их значения.

Проверочные тесты (скрыты от учеников)

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Домашняя работа по теме Функция y = sinx 00:15:00 среднее 3 Б. Предлагаются задания, в которых надо определить по рисунку, график какой функции изображён, значение функции при конкретном значении аргумента, наибольшее и наименьшее значения функции.
2. Проверочная работа по теме Функция y = sinx, её свойства и график 00:20:00 среднее 4 Б. Предлагаются задания на сравнение синусов некоторых углов, вычисление значения выражения, содержащего синусы некоторых углов, решение уравнений графически, доказательство равенства.

Источник