Какое из перечисленных свойств ощущений не является таковым модальность

А вы, случайно, не синестетик? Задумывались ли вы над таким удивительным феноменом как светомузыка? Оказывается, есть люди, которые не только слышат музыку, но и «видят» ее. Таких людей называют синестетиками. Синестетики обладают удивительными способностями. Они могут, например, «видеть» запах и «слышать, как он звучит».

Строго говоря, каждый из нас — немного синестетик. Чтобы помочь «увидеть» музыку, ее звуки совмещают с цветовыми пятнами. Получается светомузыка или, точнее, цветомузыка. Явление, при котором модальность ощущений как бы нарушается, потому что сигналы одной модальности (например, звуки) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные образы), называется синестезией. Помните, в каком-то фильме мальчик, решивший наказать музыканта оркестра, игравшего на трубе, сел в первом ряду и стал демонстративно поедать лимон? Одного взгляда на лимон хватит, чтобы во рту появился вкус кислого, и началось слюноотделение. А кому-то для этого и вовсе достаточно лишь произнести слово «лимон».

Синестезия помогает нам почувствовать, что наши ощущения взаимодействуют между собой самым причудливым образом. А ведь по сути своей они – элементарные процессы отражения лишь отдельных свойств окружающего мира. В норме каждое ощущение отражает лишь то свойство, которые соответствует его модальности. Мы пользуемся 5 сенсорно-перцептивными системами, которые продуцируются нашим мозгом под воздействием определенных раздражителей:

  • зрительная (цвет и свет),
  • слуховая (звук),
  • обонятельная (запах)
  • вкусовая (вкус),
  • кинестетическая (прикосновения).

Иногда упоминают также вестибулярные ощущения (результат воздействия вибрации). Но в обыденном сознании отнюдь не вибрацию называют «шестым чувством», а скорее интуицию, место для которой в системе мировосприятия человека психологи пока еще не нашли.

Элементарные сенсорные процессы (так в асихологии принято называть перечисленные 5 ощущений), как показывает синестезия, способны не только взаимодействовать и таким образом генерировать неспецифические ощущения, но и изменять их силу.

Если вы долго и упорно сидите за монитором или книгой и почувствовали, что ваше зрение ослабевает, положите в рот что-либо сладкое или соленое, и сразу почувствуете, что зрение улучшилось. Такое изменение силы ощущения одной модальности (зрительные) под воздействием раздражителя или сигнала другой модальности (вкусовые) получило термин сенсибилизация.

Задавались ли вы вопросом, почему в залах филармонии при исполнении музыкальных произведений не выключают свет, как это обычно делают в оперном театре? Музыканты отмечают, что так, при ярком свете, звучание кажется более насыщенным и мощным. Кондитеры заметили, что зеленый цвет отбивает вкус сладкого во рту, и стали красить в зеленый цвет цеха, где изготавливаются сладости. Рестораторы знают, что красно-коричневые цвета возбуждают аппетит, а соломенно-желтые, напротив, снижают его. Угадайте, в какой цвет они предпочитают окрашивать залы ресторанов? Налицо использование сенсибилизации.

Как изучают модальность в психологии

Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта, с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.

Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные. Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.

Следующие по важности – слуховые ощущения, которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е. опознает.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.

Как измерить чувствительность

Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.

Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Зачем нужна адаптация

Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.

Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию, на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.

Читайте также:  Какими свойствами обладает электростатическое поле силовые линии

Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.

Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию, помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.

Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.

Можно ли развивать свою чувствительность

Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета. Этим отличались и гордились красильщики тканей.

А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.

Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.

Источник

Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.

Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений

.Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Длительность — временная характеристика ощущения.

Роль ощущений в жизни человека. У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха — раздражители адекватные, а все другие — неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители — механический, электрический — в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

10.В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений. Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельныеощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический игенетический.

Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952). Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактныеи дистантные. Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение тела впространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека – Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Читайте также:  Щелочные металлы какие проявляются свойства

Интероцептивные (органические) ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:

Источник

Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений. Чувствительность органов чувств. Адаптация и ее виды. Сенсибилизация. Синестезия.

Здравствуйте, друзья!

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с “0” до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!

Давайте сегодня поговорим об ощущениях, как психическом и когнитивном процессе! Продолжим рассматривать структуру и содержание переговорщика!

Прочитать про эмоциональные переживания Вы можете здесь:

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»

Прочитать про мышление здесь:

Статья «Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?»

Читать про речь здесь:

Статья «Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?»

Блок 1. Ощущение. Вступление.

Человек оказывается в мире, а мир оказывается в человеке. Каждую секунду субъекту необходимо адаптироваться в условно объективной реальности, поскольку, не умение этого делать качественно, быстро приведет к летальному исходу. Например, попробуйте перейти многополосное шоссе в час пик не по пешеходному переходу.

Человек постоянно ощущает и воспринимает информацию как из окружающей действительности, так и из собственного организма. В условно объективном мире предметы частично представлены нам в виде целостных объектов, которые ощущаются и воспринимаются. Без восприятия мир, представленный в ощущениях теряет объектность, пространственность, временность и представляет из себя композиции пятен, света, звуков, запахов и т.д.

Блок 2. Ощущение. Определение.

Ощущение – это отображение в психике человека отдельных свойств предметов классического материального мира в результате их воздействия на рецепторы органов чувств.

Дружинин В.Н. (скачать книгу: Когнитивная психология. /Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова) с коллегами обозначал ощущение как процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Материальным субстратом психики человека является мозг. Так у человека наибольшую представленность в коре головного мозга, т.е. наибольшее проекционное пространство занимают ощущения, поступающие с помощью глаз, ушей, рта, кистей рук. Раздражитель из условно объективного мира воздействует на рецепторы – клетки, которые специализируются на выделение соответствующих свойств из всего многообразия, далее по восходящим нервным путям нервный импульс как электрические волны и химические реакции попадает в мозг человека, где уже в различных его отделах происходит обработка полученной информации и рождаются ощущения.

Человек значительно отличается по своим особенностям извлекать ощущения из мира от других представителей животного мира. Так, летучие мыши ориентируются в полной темноте при помощи ультразвука, безошибочно передвигаясь в лабиринтах пещер. Птицы покрывают тысячи километров, улавливая магнитное поле нашей планеты. Змеи в полной темноте различают в инфракрасном свете тепловое излучение жертвы.

Блок 3. Ощущение. Типы.

3.1. Модальности ощущений.

А. Н. Гусев (скачать книгу Гусев А.Н. «Ощущение и восприятие. Том 2.») приводит примеры различных типов ощущений в зависимости от актуализации одной из сенсорных модальностей:

1. Зрительные (зрительная модальность). Зрительный образ ощущений порождается воздействием электромагнитных волн в диапазоне 380 – 770 нм.

2. Слуховые (слуховая модальность). Слуховой образ ощущение возникает под воздействием звуковых волн с частотой колебания 16 – 20 000 Гц.

3. Вкусовые (вкусовая модальность).

4. Обонятельные (обонятельная модальность).

5. Кожные (тактильная модальность, болевая, температурная). Тактильный образ ощущение порождается в результате воздействия механических раздражителей на поверхность кожи.

6. Проприоцептивные (растяжения мышц, сухожилий, движения суставов – проприоцептивная модальность). Подобные ощущения возникают при движении, при мышечных усилиях, связаны с положением частей тела.

В зависимости от наличия нескольких модальностей различают:

  • Кинестетические. Подобные ощущения возникают во время движения, при перемещении, включают в себя проприоцептивную модальность, зрительную.
  • Органические ощущения. Возникают при сдвиге нормативных параметров покоя в организме человека.

3.2. Субмодальности ощущений.

Каждая модальность включает в себя субмодальности. Примеры.

Слуховая модальность состоит из следующих субмодальностей:

  • положение (звук изнутри, снаружи);
  • высота (высокий, низкий);
  • громкость (тихий, громкий);
  • стерео/моно (звук с одной стороны, двухсторонний, со всех сторон),
  • темп (быстрый, медленный);
  • ритм (ритмичный, не ритмичный);
  • монотонность (мелодия или монотонный);
  • продолжительность (короткий, долгий) и т.д.

Визуальная модальность включает в себя следующие субмодальности:

  • положение предмета в пространстве относительно других предметов (над – под, сверху –внизу, слева-справа, прямо – под наклоном);
  • расстояние (далеко – близко);
  • размер (большой – маленький);
  • глубина (вогнутый –выпуклый);
  • высота (низкий – высокий);
  • ширина (широкий – узкий);
  • цвет (черно-белый, цветной);
  • цветность (желтый – красный – синий);
  • яркость (яркий – тусклый);
  • освещенность (темный – светлый);
  • целостность (монолитный – разъединенный);
  • детальность (много – мало, крупный – мелкий, однотипный – разный);
  • сфокусированность (в фокусе – на периферии);
  • ограниченность (четкие границы – границы размытые);
  • движение (предмет движется или нет);
  • фон (есть –нет) и т.д.

СМОТРИТЕ ВИДЕО “Как вести переговоры с поставщиками?!”

Блок 4. Ощущение. Чувствительность.

Скачать книгу Петровский А. В. «Введение в психологию».

Что это такое?

Читайте также:  Какое свойство не является определяющим для цельности надвидовых

Чувствительность органа чувств – это возникновение ощущений под воздействием минимального раздражителя в определенных условиях.

Чувствительность органов чувств позволяет регистрировать одни раздражители и не различать другие. Существует порог чувствительности, который является барьером, разделяющим осознание стимула от бессознательного воздействия. Соответственно можно выделить минимальный раздражитель, способный в конкретной время, в определенном пространстве, при сложившихся условиях вызывать ощущения у человека. Это нижний порог чувствительности. Например, всего 8 молекул пахучих веществ могут быть зарегистрированы обонятельной клеткой.

Также существует и верхний порог, за пределами которого чувствительность теряется. Например, звуковая волна с давлением 140-170 Дб может привести к разрыву барабанной перепонки, а свыше 180 Дб к смерти человека. К серьезным травмам глаза, слепоте, поражении кожи может привести воздействие инфракрасного или ультрафиолетового диапазона светового потока (электромагнитного излучения) уже от 4 кал/см2 поверхности воздействия.

Различают подпороговое воздействие стимулов, которые человек не осознает, однако, их воздействие на организм происходит и представляет опасность, порождая галлюцинации, бред, различные сенсорные иллюзии.

4.1. Адаптация.

Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя (Петровский А.В.).

Выделяют три разновидности адаптации.

1. Полное исчезновение чувствительности в процесс длительного воздействия раздражителя на рецепторы. Так, если на руку положить легкий груз (например, монетку), не превышающий 100 гр, то через некоторое время человек перестанет ощущать этот груз на своей руке.

2. Притупление чувствительности под воздействием сильного раздражителя. Если сначала погрузить свои руки в чашу с холодной водой, а потом через 3 мин переместить в чашу с прохладной водой, то неприятное воздействие воды из второй чаши будет сравнительно ниже, чем в случае, если мы сразу поместим руки в чашу с прохладной водой. На этом базируется эффект закаливания организма.

В другом случае Вы замечали, когда выходите на улицу с ярким солнцем из затемненного помещения, то сначала в некотором смысле слепните и не можете отчетливо разглядеть детали предметов. Глаз адаптируется и через некоторое время восстанавливается его чувствительность. Притупление чувствительности является негативной адаптацией.

3. Повышение чувствительности в результате воздействия слабого раздражителя. Так, через некоторое время присутствия в затемненной комнате мы начинаем различать силуэты предметов, хотя перед этим были не способны видеть вообще что-либо. В полной тишине мы начинаем различать даже еле уловимые звуки, на которые в обычном состоянии пребывания в пространстве не обратили бы внимания. Описанные явления называются позитивной адаптацией.

4.2. Сенсибилизация.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов органов чувств к воздействию раздражителя в процессе выполнения упражнений, тренировки или под влиянием побочных стимулов.

Вы наверняка видели слабо видящих, которые перемещаются в пространстве с помощью постукивания палки перед собой. «Ощупывая» пространство впереди себя кончиком палки, определяя звук, объем, размер предметов такие люди научились ориентироваться в мире, не смотря на почти полную потерю зрения.

С другой стороны, опытный врач-стоматолог «на ощупь» своими инструментами может определить события, происходящие внутри канала зуба, несмотря на то, что глазами этого не видит. При этом речь идет о микронах пространства.

Таких примеров много. Взять хотя бы сомелье. Попробуйте различить десятки оттенков вина и точно определить дату и место выпуска. Для обычного человека это маловероятно.

Важно понимать, что при сенсибилизации зачастую происходит увеличение специфических рецепторных клеток, специализированных по субмодальностям и реагирующих на определенные параметры раздражителей.   К тому же увеличивается количество синапсов и нейронов в структурах головного мозга, участвующих в распределенной сети и связанных с различением стимулов.

4.3. Синестезия.

Синестезия – это возникновение образа ощущений, сцепленных с одним определенным типом рецепторов, в результате воздействия раздражителя на рецепторы других органов чувств.

Различают виды синестезии.

1. Музыкально-цветовая синестезия (звучание нот, музыки вызывает цветные переживания).

2. Графемно-цветовая синестезия (форма букв, цифр вызывает цветовые ощущения).

3. Фонемно-цветовая синестезия (звуки человеческой речи ощущаются в цвете).

4. Фонемно-вкусовая синестезия (звуки человеческой речи ощущаются вкусовым модальностями).

Про цветной слух (хромостезию) Вы уже наверняка слышали, когда под воздействием музыки у слушателя возникают цветные, окрашенные картинки. При этом каждая нота может порождать определенный оттенок. Известными композиторами – синестетиками были Скрябин, Римский – Корсаков, Чюрленис. В настоящее время лазерное и световой шоу часто используется на концертах известных музыкальных исполнителей, тем самым усиливается эффект воздействия на аудиторию.

Оказывается, относительно не мало людей видят в цвете дни недели, а некоторые даже месяцы, различают по оттенкам имена людей и даже иностранные слова. Если Вы не думали об этом раньше, то попробуйте осознать, как у Вас это происходит! Может Вы тоже синестетик и при виде другого человека чувствуете его «на вкус» (только никакого каннибализма, прошу Вас – шутка).

Заказать тренинг “Продажи для торговых представителей”

Пожалуй, на этом мы остановимся! Я постарался изложить информацию языком, понятным для неподготовленной аудитории, популярным способом. Надеюсь, у меня это получилось, но если это не так и у Вас остались вопросы, то пожалуйста задавайте их! Не стесняйтесь, пишите свои комментарии! Мы вместе с Вами будем разбираться в нюансах и это поможет также другим людям лучше понять когнитивный процесс – ощущения человека!

Ставьте лайки, делитесь позитивом, автор тоже человек, как и Вы, и ему важно понимать, что Вы одобряете его работу! Спасибо!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до следующих встреч!

Источник