Какое из перечисленных свойств не относится к восприятию
Тест 12. Восприятие
1. Восприятие часто принято называть:
а) осязанием;
б) апперцепцией;
в) перцепцией;
г) наблюдательностью.
2. Последовательное применение принципа деятельности в изучении восприятия характерно для исследований:
а) П.И. Зинченко;
б) А.А. Смирнова;
в) А.В. Запорожца;
г) С.Л. Рубинштейна.
3. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:
а) когнитивной;
б) отечественной;
в) гештальтпсихологии;
г) сознания.
4. Автором концепции бессознательных умозаключений является:
а) М. Вертгеймер;
б) В. Кёлер;
в) Г. Гельмгольц;
г) Дж. Гибсон.
5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:
а) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом;
б) при его опосредованном взаимодействии с этим объектом;
в) при отсутствии воспринимаемого предмета;
г) при отсутствие взаимодействия.
6. По отношению к образам ощущения и восприятия образы представлений:
а) первичны;
б) вторичны;
в) третичны;
г) безразличны.
7. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:
а) психофизиологических обобщений;
б) ассоциативного сдвига;
в) перцепции;
г) апперцепции.
8. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, – это:
а) апперцепция;
б) перцептивная система;
в) перцептивные действия;
г) осязание.
9. Произвольное внимание:
а) опосредовано социально выработанными способами поведения;
б) есть продукт созревания организма;
в) имеет биологическое происхождение;
г) обладает пассивным характером.
10. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
11. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др. является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) вид деятельности.
12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) целенаправленность характера деятельности субъекта.
13. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:
а) апперцепция;
б) иллюзии;
в) наблюдательность;
г) осязание.
14. Субсенсорное восприятие – это одно из проявлений:
а) бессознательного;
б) сознательного;
в) надсознательного;
г) сверх-Я.
15. Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира:
а) монокулярного;
б) астрономического;
в) стереоскопического;
г) бинокулярного.
16. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:
а) агнозией;
б) галлюцинацией;
в) иллюзией;
г) бредом.
17. Иллюзии восприятия не обусловлены:
а) особенностями строения глаза;
б) спецификой процессов кодирования и декодирования информации;
в) эффектом иррадиации;
г) темпераментом воспринимающего.
18. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
а) Шарпантье;
б) Аристотеля;
в) Гоббса;
г) Уоллеса.
19. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
а) транспозиции;
б) фигуры и фона;
в) прегнантности;
г) константности.
20. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
а) иллюзиями восприятия;
б) галлюцинациями;
в) фантазиями;
г) грезами.
21. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
а) локализованы во внешнем пространстве;
б) не имеют соответствующего им внешнего объекта;
в) не проецируются вовне;
г) могут возникать у здоровых людей.
22. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
а) инсайтом;
б) перцепцией;
в) апперцепцией;
г) сенсибельностью.
23. Термин «апперцепция» предложил:
а) В. Вундт;
б) У. Джемс;
в) Г. Лейбниц;
г) Г. Фехнер.
24. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
а) иллюзия;
б) константность;
в) целостность;
г) предметность.
25. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
а) константностью;
б) осмысленностью;
в) избирательностью;
г) целостностью.
26. Константность восприятия – это свойство:
а) врожденное;
б) приобретенное;
в) генетически обусловленное;
г) частное.
27. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
а) целостность;
б) предметность;
в) константность;
г) структурность.
28. Концентрация внимания предопределяется:
а) функционированием доминанты;
б) периферической настройкой;
в) понижением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия;
г) полом субъекта.
29. Структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразование сенсорной информации, что приводит к построению адекватного предметному миру и задачам деятельности образа, – это:
а) апперцепция;
б) иллюзии;
в) перцептивная система;
г) перцептивные действия.
30. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:
а) новизны;
б) сложности;
в) силы;
г) однообразности.
31. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит:
а) от потребностей;
б) от интересов;
в) от ожиданий;
г) от задатков.
32. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:
а) иллюзии;
б) перцептивные действия;
в) наблюдательность;
г) осязание.
33. Априорное наличие в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, «хорошую» форму постулирует закон:
а) замыкания;
б) близости;
в) прегнантности;
г) константности.
34. Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение согласно закону:
а) транспозиции;
б) прегнантности;
в) константности;
г) психофизиологических обобщений.
35. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он:
а) привычнее;
б) проще;
в) интенсивнее;
г) меньше.
36. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:
а) более продолжительное;
б) быстро прошедшее;
в) обычное, без изменений;
г) малозначимое.
37. Основной закон восприятия времени «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее» сформулировал:
а) В. Вундт;
б) У. Джемс;
в) Г. Фехнер;
г) П. Фресс.
38. Способ исследования слуховых восприятий при разновременном восприятии сигнала каждым ухом в отдельности называется методом:
а) гомеостатическим;
б) вынужденного выбора;
в) «да – нет»;
г) дихотомической стимуляции.
39. Способ исследования восприятия времени при выполнении испытуемым какого-либо задания с заранее заданным сроком завершения принято называть методом:
а) равных интервалов;
б) поправок;
в) продуцирования;
г) воспроизведения.
40. Термин «социальная перцепция» для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел(а):
а) Г.М. Андреева;
б) Дж. Брунер;
в) А.А. Бодалев;
г) В. Вундт.
41. То, что каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности, характерно для такого способа интерпретации личности по внешности, как:
а) аналитический;
б) эмоциональный;
в) перцептивно-ассоциативный;
г) социально-ассоциативный.
42. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним называется:
а) эмпатией;
б) идентификацией;
в) социально-психологической рефлексией;
г) стереотипизацией.
43. Время, насыщенное положительными переживаниями воспринимается как:
а) медленно протекающее;
б) быстро протекающее;
в) обычное, без изменений;
г) малозначимое.
44. Время, насыщенное отрицательные переживаниями воспринимается как:
а) более продолжительное;
б) быстро протекающее;
в) обычное, без изменений;
г) малозначимое.
45. Субъективная оценка длительности отдельных отрезков времени не зависит от…
а) характера и разнообразия заполняющих его переживаний;
б) характера выполняемой в это время деятельности;
в) пола;
г) нет правильного ответа
46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…
а) потребностей;
б) ожиданий;
в) интересов;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
47. Образы восприятия…
а) объективны;
б) субъективны;
в) субъективны и объективны;
г) все ответы неверны.
48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…
а) модальность;
б) константность;
в) осмысленность;
г) предметность.
49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
а) модальность;
б) константность;
в) избирательность;
г) предметность.
50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
а) модальность;
б) предметность;
в) константность;
г) избирательность.
51. Восприятие человека зависит от следующих групп факторов…
а) особенностей субъекта;
б) особенностей объекта и субъекта;
в) особенностей объекта и контекста;
г) особенностей объекта, субъекта и контекста.
52. Характеристики объекта как целого позволяет отражать такое свойство восприятия как…
а) константность;
б) целостность;
в) структурность;
г) осмысленность.
53. Возможность описать словами образ объекта обеспечивается таким свойством восприятия как…
а) целостность;
б) избирательность;
в) структурность;
г) осмысленность.
54. Восприятие является…
а) психологическим свойством;
б) психическим процессом;
в) психическим образованием;
г) психическим состоянием.
55. Перцептивные процессы…
а) можно формировать и изменять в любой степени;
б) не поддаются никаким изменениям;
в) в определенной степени можно изменить в процессе обучения;
г) все ответы неверны.
56. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Какое свойство восприятия при этом проявляется?
а) Целостность.
б) Предметность.
в) Структурность.
г) Константность.
д) Осмысленность.
57. Лицо знакомого человека воспринимается относительно постоянным независимо от ракурса рассмотрения, освещения, наличия косметики. Какое свойство восприятия проявляется в этом случае?
а) предметность;
б) обобщенность (категориальность);
в) константность;
г) избирательность.
58. Восприятие – это…
а) сумма ощущений;
б) отражение предмета в целом;
в) реализация наблюдения;
г) адекватное понимание.
59. Какое из перечисленных свойств не относится к восприятию?
а) предметность;
б) обобщенность (категориальность);
в) разумность;
г) константность.
60. Способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы отражает такое свойство восприятия как…
а) константность;
б) обобщенность (категориальность);
в) избирательность;
г) целостность.
61. Целостность восприятия…
а) представляет собой комбинирование ощущений в сложные комплексы;
б) изначально присуща сенсорным образам;
в) представляет собой обобщение знаний об отдельных свойствах и качествах предмета;
г) означает, что предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
62. Объективация образа восприятия становится возможным благодаря такому свойству перцептивного образа как…
а) избирательность;
б) осмысленность;
в) структурность;
г) целостность;
д) осмысленность.
63. Способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения, называется… восприятия.
а) предметностью;
б) осмысленностью;
в) структурностью;
г) целостностью;
д) осмысленностью.
64. Образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а мысленно достраивается до некоторой завершенной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. О каким свойстве восприятия идет речь?
а) предметность;
б) обобщенность (категориальность);
в) структурность;
г) целостность;
д) осмысленность.
65. Восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет обозначается человеком словом-понятием, относится к определенному классу. Какое из свойств восприятия обеспечивает данную способность?
а) предметность;
б) осмысленность;
в) структурность;
г) целостность;
д) категориальность.
66. Наибольший вклад в разработку проблем восприятия внес…
а) М. Вертгеймер;
б) З. Фрейд;
в) Дж. Уотсон;
г) Ж. Пиаже.
67. Факторы, влияющие на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил…
а) Макс Вертгеймер;
б) Кристиан фон Эренфельс;
в) Курт Коффка;
г) Вольфганг Кёлер.
68. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
69. Данное свойство восприятия проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
70. Элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
71. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
72. Изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке) – это …
а) аккомодация;
б) конвергенция;
в) адаптация;
г) взаимодействие ощущений.
73. Сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов – это…
а) аккомодация;
б) конвергенция;
в) адаптация;
г) взаимодействие ощущений.
74. Эффект кажущегося движения, возникающий тогда, когда два стационарных огонька загораются последовательно – это…
а) фи-феномен;
б) аутокинетический эффект;
в) иллюзия Мюллера-Лайера;
г) галлюцинация.
75. Эффект восприятия, заключающийся в том, что неподвижная светящаяся точка кажется движущейся, называется…
а) фи-феноменом;
б) аутокинетическим эффектом;
в) иллюзией Мюллера-Лайера;
г) галлюцинацией.
76. Неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств – это…
а) галлюцинация;
б) идея;
в) образ;
г) иллюзия.
77. Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками и состоящая в том, что отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками – это…
а) оптическая иррадиация;
б) иллюзия А. Шарпантье;
в) иллюзия Мюллера-Лайера;
г) иллюзия Геринга.
78. Иллюзия тяжести или ____________ представляет собой искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.
а) оптическая иррадиация;
б) иллюзия А. Шарпантье;
в) иллюзия Мюллера-Лайера;
г) иллюзия Геринга.
79. В иллюзии веера или _________________ параллельные линии, пересекающиеся другими линиями, кажутся изогнутыми и расходящимися (или сближающимися) в середине.
а) оптической иррадиации;
б) иллюзии А. Шарпантье;
в) иллюзии Мюллера-Лайера;
г) иллюзии Геринга.
Источник
К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:
– На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
– На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
– На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
– На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фона. Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.
Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.
Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик.
Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.
Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.
Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.
Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий предмет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.
Источник