Какое из действий над матрицами не обладает свойством коммутативности
На базовых уроках Действия с матрицами, Как найти обратную матрицу? мы познакомились с понятием матрицы и основными операциями над матрицами. При этом основные акценты были подробно расставлены на технических приёмах вычисления, чтобы совершенно неподготовленный человек смог быстро научиться решать матрицы. Поэтому чайникам следует начать с первых двух статей и лягушатника с определителем матрицы. Из инструментальных средств рекомендую запастись матричным калькулятором, который позволит контролировать весь процесс решения и не допустить ошибок. Найти его можно, например, на складе математических формул и таблиц.
А сейчас последует продолжение темы, в котором мы рассмотрим не только новый материал, но и отработаем действия с матрицами.
Некоторые свойства операций над матрицами
Существует достаточно много свойств, которые касаются действий с матрицами, в той же Википедии можно полюбоваться стройными шеренгами соответствующих правил. Однако на практике многие свойства в известном смысле «мертвЫ», поскольку в ходе решения реальных задач используются лишь некоторые из них. Моя цель – рассмотреть прикладное применение свойств на конкретных примерах, и если вам необходима строгая теория, пожалуйста, воспользуйтесь другим источником информации.
Но сначала вернёмся к действиям с матрицами (к слову, в той статье мы уже неявно затронули ряд свойств). Начну с небольшого вопроса, который вызвал трудности у некоторых посетителей сайта:
Можно ли к матрице прибавить число?
Например: . Ну, или наоборот:
Нет. К матрице можно прибавить только другую матрицу, причём точно такого же размера.
Матрицу можно умножить на число. Но сложить их нельзя. Таковы правила игры.
Следует отметить, что допустимо сложение определителя матрицы с числом:
Результат вычисления определителя – число, а два числа суммируются без всяких проблем.
Вышесказанное, естественно, справедливо и для разности, ведь вычитание – это частный случай сложения.
Как на счёт того, чтобы плотно зависнуть у меня сегодня вечером? =) Практика показывает, что наибольшие трудности у студентов вызывает умножение матриц. Так наполним же кружки соответствующей информацией.
Повторим само правило. В статье Действия с матрицами я рассказал о том, какие матрицы можно умножать и привёл ряд наиболее распространённых примеров. Давайте рассмотрим операцию чуть подробнее и выделим два существенных пункта:
1) Смотрим на левую часть. Из первого урока нам известно, что матричное умножение возможно в том и только в том случае, если количество столбцов первой матрицы равно количеству строк второй матрицы.
2) Смотрим на правую часть и обращаем внимание на размерность результата – СКОЛЬКО строк и столбцов должно быть у итоговой матрицы.
Пример 1
Умножить матрицы
Решение: произведение существует, причём итоговая матрица состоит из 1 строки и 2 столбцов:
Ответ:
Пример 2
Умножить матрицы
Это пример для самостоятельного решения.
Предложенные примеры не случайны. Они вроде бы просты, но у начинающих здесь нередко возникает путаница с размерами матрицы-результата. Поэтому читателям с небольшим опытом целесообразно переписать вышеприведённую формулу и особенно серьёзно отнестись к практическим примерам.
А по каким принципам составляются начинка (суммы произведений чисел), думаю, все уже поняли. Дополнительно возьмём на вооружение образную ассоциацию, которая поможет хорошо запомнить действие. Читаем следующий параграф:
Как возвести матрицу в квадрат?
Операция определена только для квадратных матриц – «два на два», «три на три» и т.д.
Возвести квадратную матрицу в квадрат – это значит, умножить её саму на себя:
Пример 3
Возвести в квадрат матрицу
Решение: пример рутинный, и чтобы извлечь максимальную пользу, давайте закрепим очень распространённый случай умножения двух матриц «три на три»:
Строки первой матрицы – это столы в ресторане, а цветные столбцы второй матрицы – официанты. Сначала столы обслуживает красный официант, затем зелёный официант, и под конец застолья – синий официант. Тааак, хватит прикалываться, он не голубой =)
Это действительно удобный мысленный приём, который можно использовать на практике – последовательно (слева направо) перебираем столбцы второй матрицы и «пристраиваем» их к каждой строке первой матрицы.
Ответ:
Возведение матрицы в куб и более высокие степени разберём позже.
Немного о некоммутативности матричного умножения и единичной матрице
Материал, по меньшей мере, частично вам знаком. Для тех, кто не знает термина:
Коммутативность = Перестановочность.
Обычные числа переставлять можно: , а матрицы в общем случае не перестановочны: . Собственно, подробная иллюстрация с конкретными примерами уже была дана в статье Действия с матрицами.
Рассмотрим некоторые исключения из правила, которые потребуются для выполнения практических задач.
Если у квадратной матрицы существует обратная матрица , то их умножение коммутативно:
Чтобы проверить, правильно ли найдена обратная матрица, нужно вычислить произведение либо произведение и убедиться в том, что получится единичная матрица . Конкретные примеры можно посмотреть в статье Как найти обратную матрицу?
Единичной матрицей называется квадратная матрица, у которой на главной диагонали расположены единицы, а остальные элементы равны нулю. Например: , и т.д.
При этом справедливо следующее свойство: если произвольную матрицу умножить слева или справа на единичную матрицу подходящих размеров, то в результате получится исходная матрица:
Как видите, здесь также имеет место коммутативность матричного умножения.
Возьмём какую-нибудь матрицу, ну, скажем, матрицу из предыдущей задачи: .
Желающие могут провести проверку и убедиться, что:
Единичная матрица для матриц – это аналог числовой единицы для чисел, что особенно хорошо видно из только что рассмотренных примеров.
Коммутативность числового множителя относительно умножения матриц
Для матриц и действительного числа справедливо следующее свойство:
То есть числовой множитель можно (и нужно) вынести вперёд, чтобы он «не мешал» умножить матрицы.
Примечание: вообще говоря, формулировка свойства неполная – «лямбду» можно разместить в любом месте между матрицами, хоть в конце. Правило остаётся справедливым, если перемножаются три либо бОльшее количество матриц.
Пример 4
Вычислить произведение
Решение:
(1) Согласно свойству перемещаем числовой множитель вперёд. Сами матрицы переставлять нельзя!
(2) – (3) Выполняем матричное умножение.
(4) Здесь можно поделить каждое число 10, но тогда среди элементов матрицы появятся десятичные дроби, что не есть хорошо. Однако замечаем, что все числа матрицы делятся на 5, поэтому умножаем каждый элемент на .
Окончательный ответ лучше оставить в виде , хотя, в принципе, годится и внесение дроби: . На технических тонкостях умножения матрицы на число я подробно останавливался на уроке Действия с матрицами.
Ответ:
Маленькая шарада для самостоятельного решения:
Пример 5
Вычислить , если
Решение и ответ в конце урока.
Какой технический приём важен в ходе решения подобных примеров? С числом разбираемся в последнюю очередь.
Прицепим к локомотиву ещё один вагон:
Как умножить три матрицы?
Прежде всего, ЧТО должно получиться в результате умножения трёх матриц ? Кошка не родит мышку. Если матричное умножение осуществимо, то в итоге тоже получится матрица. М-да, хорошо мой преподаватель по алгебре не видит, как я объясняю замкнутость алгебраической структуры относительно её элементов =)
Произведение трёх матриц можно вычислить двумя способами:
1) найти , а затем домножить на матрицу «цэ»: ;
2) либо сначала найти , потом выполнить умножение .
Результаты обязательно совпадут, и в теории данное свойство называют ассоциативностью матричного умножения:
Пример 6
Перемножить матрицы двумя способами
Алгоритм решения двухшаговый: находим произведение двух матриц, затем снова находим произведение двух матриц.
1) Используем формулу
Действие первое:
Действие второе:
2) Используем формулу
Действие первое:
Действие второе:
Ответ:
Более привычен и стандартен, конечно же, первый способ решения, там «как бы всё по порядку». Кстати, по поводу порядка. В рассматриваемом задании часто возникает иллюзия, что речь идёт о каких-то перестановках матриц. Их здесь нет. Снова напоминаю, что в общем случае ПЕРЕСТАВЛЯТЬ МАТРИЦЫ НЕЛЬЗЯ. Так, во втором пункте на втором шаге выполняем умножение , но ни в коем случае не . С обычными числами такой бы номер прошёл, а с матрицами – нет.
Свойство ассоциативности умножения справедливо не только для квадратных, но и для произвольных матриц – лишь бы они умножались:
Пример 7
Найти произведение трёх матриц
Это пример для самостоятельного решения. В образце решения вычисления проведены двумя способами, проанализируйте, какой путь выгоднее и короче.
Свойство ассоциативности матричного умножения имеет место быть и для бОльшего количества множителей.
Теперь самое время вернуться к степеням матриц. Квадрат матрицы рассмотрен в самом начале и на повестке дня вопрос:
Как возвести матрицу в куб и более высокие степени?
Данные операции также определены только для квадратных матриц. Чтобы возвести квадратную матрицу в куб, нужно вычислить произведение:
Фактически это частный случай умножения трёх матриц, по свойству ассоциативности матричного умножения: . А матрица, умноженная сама на себя – это квадрат матрицы:
Таким образом, получаем рабочую формулу:
То есть задание выполняется в два шага: сначала матрицу необходимо возвести в квадрат, а затем полученную матрицу умножить на матрицу .
Пример 8
Возвести матрицу в куб.
Это небольшая задачка для самостоятельного решения.
Возведение матрицы в четвёртую степень проводится закономерным образом:
Используя ассоциативность матричного умножения, выведем две рабочие формулы. Во-первых: – это произведение трёх матриц.
1) . Иными словами, сначала находим , затем домножаем его на «бэ» – получаем куб, и, наконец, выполняем умножение ещё раз – будет четвёртая степень.
2) Но существует решение на шаг короче: . То есть, на первом шаге находим квадрат и, минуя куб, выполняем умножение
Дополнительное задание к Примеру 8:
Возвести матрицу в четвёртую степень.
Как только что отмечалось, сделать это можно двумя способами:
1) Коль скоро известен куб, то выполняем умножение .
2) Однако, если по условию задачи требуется возвести матрицу только в четвёртую степень, то путь выгодно сократить – найти квадрат матрицы и воспользоваться формулой .
Оба варианта решения и ответ – в конце урока.
Аналогично матрица возводится в пятую и более высокие степени. Из практического опыта могу сказать, что иногда попадаются примеры на возведение в 4-ю степень, а вот уже пятой степени что-то не припомню. Но на всякий случай приведу оптимальный алгоритм:
1) находим ;
2) находим ;
3) возводим матрицу в пятую степень: .
Вот, пожалуй, и все основные свойства матричных операций, которые могут пригодиться в практических задачах.
Во втором разделе урока ожидается не менее пёстрая тусовка.
Матричные выражения
Повторим обычные школьные выражения с числами. Числовое выражение состоит из чисел, знаков математических действий и скобок, например: . При расчётах справедлив знакомый алгебраический приоритет: сначала учитываются скобки, затем выполняется возведение в степень / извлечение корней, потом умножение / деление и в последнюю очередь – сложение /вычитание.
Если числовое выражение имеет смысл, то результат его вычисления является числом, например:
Матричные выражения устроены практически так же! С тем отличием, что главными действующими лицами выступают матрицы. Плюс некоторые специфические матричные операции, такие, как транспонирование и нахождение обратной матрицы.
Рассмотрим матричное выражение , где – некоторые матрицы. В данном матричном выражении три слагаемых и операции сложения/вычитания выполняются в последнюю очередь.
В первом слагаемом сначала нужно транспонировать матрицу «бэ»: , потом выполнить умножение и внести «двойку» в полученную матрицу. Обратите внимание, что операция транспонирования имеет более высокий приоритет, чем умножение. Скобки, как и в числовых выражениях, меняют порядок действий: – тут сначала выполняется умножение , потом полученная матрица транспонируется и умножается на 2.
Во втором слагаемом в первую очередь выполняется матричное умножение , и обратная матрица находится уже от произведения. Если скобки убрать: , то сначала необходимо найти обратную матрицу , а затем перемножить матрицы: . Нахождение обратной матрицы также имеет приоритет перед умножением.
С третьим слагаемым всё очевидно: возводим матрицу в куб и вносим «пятёрку» в полученную матрицу.
Если матричное выражение имеет смысл, то результат его вычисления является матрицей.
Все задания будут из реальных контрольных работ, и мы начнём с самого простого:
Пример 9
Даны матрицы . Найти:
Решение:порядок действий очевиден, сначала выполняется умножение, затем сложение.
Сложение выполнить невозможно, поскольку матрицы разных размеров.
Не удивляйтесь, заведомо невозможные действия часто предлагаются в заданиях данного типа.
Пробуем вычислить второе выражение:
Тут всё нормально.
Ответ: действие выполнить невозможно, .
Повысим градус:
Пример 10
Даны матрицы .
Найти значения выражений:
Решение: Разбираемся с произведением . Сначала транспонируем матрицы «дэ»:
И умножаем матрицы:
Матричное умножение выполнить невозможно, так как число столбцов матрицы не равно числу строк матрицы .
А вот с произведением проблем не возникает:
Еще раз заметьте, как на первом же шаге множитель (–1) выносится вперёд, и ноги до него доходят в самую последнюю очередь.
С более сложными выражениями вроде чайникам рекомендую разбираться поэтапно, чтобы не запутаться:
Сначала находим произведение:
Затем считаем второе слагаемое:
И, наконец, всё выражение:
Более подготовленные студенты могут оформить решение одной строкой:
Ответ: действие выполнить невозможно, , .
Пара заключительных примеров для самостоятельного решения:
Пример 11
Для матриц Примера №10 выполнить действия:
Пример 12
Вычислить значение матричного многочлена , если .
В последнем примере решение удобно оформить по пунктам.
Матричные выражения – это просто! И вряд ли на практике вам встретится что-то сложнее, чем разобранные примеры.
Теперь во всеоружии можно приступить к изучению матричных уравнений.
Желаю успехов!
Решения и ответы:
Автор: Емелин Александр
Высшая математика для заочников и не только >>>
(Переход на главную страницу)
Как можно отблагодарить автора?
Профессиональная помощь по любому предмету – Zaochnik.com
Источник
Конспект урока по теме «Действия над матрицами»
Учитель математики: Григорьева Е. Д.
Цели:
Образовательные:
– рассмотреть операции сложения, вычитания, умножения матрицы на число и матрицы на матрицу, возведение в степень, нахождение обратной матрицы;
Развивающие:
– содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать, сравнивать;
– отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора заданий, соответствующего уровню мыслительной деятельности;
– формировать и развивать умения и навыки: обобщение, поиск способов решения.
Воспитательные:
– воспитание личных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности;
– воспитание требовательности, принципиальности, самокритичности, благородства, чувства товарищества.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Изучение нового материала.
5) Закрепление изученного материала.
6) Домашнее задание.
1. Организационный этап.
Приветствия учащихся; проверка их явки и готовности аудитории к уроку.
2. Постановка цели и задач урока.
Сообщает тему и цели практического занятия. Слушают, записывают в тетрадь.
3. Актуализация знаний.
Организует фронтальный опрос по теоретическим вопросам с использованием записей на диске.
Продумывают ответы, работают с лекционным материалом, анализируют, сравнивают, обобщают, отвечают на вопросы преподавателя, аргументируют ответы.
Беседа.
4. Изучение нового материала.
Операции над матрицами, свойства операций.
В этой статье мы разберемся как проводится операция сложения над матицами одного порядка, операция умножения матрицы на число и операция умножения матриц подходящего порядка, аксиоматически зададим свойства операций, а также обсудим приоритет операций над матрицами. Параллельно с теорией будем приводить подробные решения примеров, в которых выполняются операции над матрицами.
Сразу заметим, что все нижесказанное относится к матрицам, элементами которых являются действительные (или комплексные) числа.
Операция сложения двух матриц.
Определение операции сложения двух матриц.
Операция сложения определена ТОЛЬКО ДЛЯ МАТРИЦ ОДНОГО ПОРЯДКА. Другими словами, нельзя найти сумму матриц разной размерности и вообще нельзя говорить о сложении матриц разной размерности. Также нельзя говорить о сумме матрицы и числа или о сумме матрицы и какого-нибудь другого элемента.
Определение.
Сумма двух матриц и – это матрица, элементы которой равны сумме соответствующих элементов матриц А и В, то есть, .
Таким образом, результатом операции сложения двух матриц является матрица того же порядка.
Свойства операции сложения матриц.
Какими же свойствами обладает операция сложения матриц? На этот вопрос достаточно легко ответить, отталкиваясь от определения суммы двух матриц данного порядка и вспомнив свойства операции сложения действительных (или комплексных) чисел.
Для матриц А, В и С одного порядка характерно свойство ассоциативности сложенияА+(В+С)=(А+В)+С.
Для матриц данного порядка существует нейтральный элемент по сложению, которым является нулевая матрица. То есть, справедливо свойство А+О=А.
Для ненулевой матрицы А данного порядка существует матрица (–А), их суммой является нулевая матрица: А+(-А)=О.
Для матриц А и В данного порядка справедливо свойство коммутативности сложения А+В=В+А.
Операция умножения матрицы на число.
Определение операции умножения матрицы на число.
Операция умножения матрицы на число определена ДЛЯ МАТРИЦ ЛЮБОГО ПОРЯДКА.
Определение.
Произведение матрицы и действительного (или комплексного) числа – это матрица, элементы которой получаются умножением соответствующих элементов исходной матрицы на число , то есть, .
Таким образом, результатом умножения матрицы на число является матрица того же порядка.
Свойства операции умножения матрицы на число.
Для матриц одного порядка А и В, а также произвольного действительного (или комплексного) числа справедливо свойство дистрибутивности умножения относительно сложения .
Для произвольной матрицы А и любых действительных (или комплексных) чисел и выполняется свойство дистрибутивности .
Для произвольной матрицы А и любых действительных (или комплексных) чисел и справедливо свойство ассоциативности умножения .
Нейтральным числом по умножению на произвольную матрицу А является единица, то есть, .
Из свойств операции умножения матрицы на число следует, что умножение нулевой матрицы на число ноль даст нулевую матрицу, а произведение произвольного числа и нулевой матрицы есть нулевая матрица.
Операция умножения двух матриц.
Определение операции умножения двух матриц.
Операция умножения двух матриц А и В определяется только для случая, когда ЧИСЛО СТОЛБЦОВ МАТРИЦЫ А РАВНО ЧИСЛУ СТРОК МАТРИЦЫ В.
Определение.
Произведение матрицы А порядка и матрицы В порядка – это такая матрица С порядка , каждый элемент которой равен сумме произведений элементов i-ой строки матрицы А на соответствующие элементы j-ого столбца матрицы В, то есть,
Таким образом, результатом операции умножения матрицы порядка на матрицу порядка является матрица порядка .
Свойства операции умножения матриц.
Если матрицы А, В и С подходящих порядков, то справедливы следующие свойства операции умножения матриц.
Свойство ассоциативности умножения матриц .
Два свойства дистрибутивности и .
В общем случае операция умножения матриц некоммутативна .
Единичная матрица Е порядка n на n является нейтральным элементом по умножению, то есть, для произвольной матрицы А порядка p на n справедливо равенство , а для произвольной матрицы А порядка n на p – равенство .
Следует отметить, что при подходящих порядках произведение нулевой матрицы О на матрицуА дает нулевую матрицу. Произведение А на О также дает нулевую матрицу, если порядки позволяют проводить операцию умножения матриц.
Среди квадратных матриц существуют так называемые перестановочные матрицы, операция умножения для них коммутативна, то есть . Примером перестановочных матриц является пара единичной матрицы и любой другой матрицы того же порядка, так как справедливо .
5. Закрепление изученного материала.
Сложение матриц – решения примеров.
Рассмотрим несколько примеров сложения матриц.
Пример.
Найдите сумму матриц и .
Решение.
Порядки матриц А и В совпадают и равны 4 на 2, поэтому мы можем проводить операцию сложения матриц и в результате должны получить матрицу порядка 4 на 2. Согласно определению операции сложения двух матриц, сложение производим поэлементно:
Пример.
Найдите сумму двух матриц и элементами которых являются комплексные числа.
Решение.
Так как порядки матриц равны, то мы можем выполнить сложение.
Пример.
Выполните сложение трех матриц .
Решение.
Сначала сложим матрицу А с В, затем к полученной матрице прибавим С:
Получили нулевую матрицу.
Умножение матрицы на число – примеры и их решение.
Разберемся с проведением операция умножения матрицы на число на примерах.
Пример.
Найдите произведение числа 2 и матрицы .
Решение.
Чтобы умножить матрицу на число, нужно каждый ее элемент умножить на это число:
Пример.
Выполните умножение матрицы на число .
Решение.
Умножаем каждый элемент заданной матрицы на данное число:
Умножение матрицы на матрицу – решения примеров.
Разберемся с умножением матриц на примерах, после этого перейдем к перечислению свойств операции умножения матриц.
Пример.
Найдите все элементы матрицы С, которая получается при умножении матриц и .
Решение.
Порядок матрицы А равен p=3 на n=2, порядок матрицы В равен n=2 на q=4, следовательно, порядок порядок произведения этих матриц будет p=3 на q=4. Воспользуемся формулой
Последовательно принимаем значения i от 1 до 3 (так как p=3) для каждого j от 1 до 4(так как q=4), а n=2 в нашем случае, тогда
Так вычислены все элементы матрицы С, и матрица, полученная при умножении двух заданных матриц, имеет вид .
Пример.
Выполните умножение матриц и .
Решение.
Порядки исходных матриц позволяют провести операцию умножения. В результате мы должны получить матрицу порядка 2 на 3.
Пример.
Даны матрицы и . Найдите произведение матриц А и В, а также матриц В и А.
Решение.
Так как порядок матрицы А равен 3 на 1, а матрицы В равен 1 на 3, то А⋅В будет иметь порядок 3 на 3, а произведение матриц В и A будет иметь порядок 1 на 1.
Как видите, . Это одно из свойств операции умножения матриц.
Пример.
Даны матрицы . Выполните с заданными матрицами указанные действия .
Решение.
Начинаем с умножения матрицы А на матрицу В:
Теперь умножаем единичную матрицу второго порядка Е на два:
Складываем две полученные матрицы:
Осталось выполнить операцию умножения полученной матрицы на матрицу А:
Следует заметить, что операции вычитания матриц одного порядка А и В как таковой не существует. Разность двух матриц по сути есть сумма матрицы А и матрицы В, предварительно умноженной на минус единицу: .
Операция возведения квадратной матрицы в натуральную степень так же не самостоятельна, так как является последовательным умножением матриц.
Подведем итог.
На множестве матриц определены три операции: сложение матриц одного порядка, умножение матрицы на число и умножение матриц подходящих порядков.
6. Домашнее задание.
Источник