Какое главное свойство музыки
Блог
Музыкальный звук и его свойства
Дата добавления: 2011-01-24
Автор: Татьяна Мирная
Музыкальный звук и его свойства
Человек воспринимает большое количество разных звуков, но не все эти звуки используются в музыке одинаково. В музыкальной теории определяют музыкальные и шумовые звуки.
В природе существует три группы звуков:
1. Музыкальные звуки – это звуки с определённой точной высотой.
2. Звуки с не определённой высотой звучание – это пение птиц, сигналы, гудки.
3. Шумовые звуки – это звуки, которые не имеют высотного звучания. Например, шорох, скрип, треск, гром, стук. Поэтому шумовые инструменты используют для украшения и придания музыке эмоциональной насыщенности. Почти все ударные инструменты являются шумовыми (треугольник, малый и большой барабан, разные виды тарелок и др.) А отличать шумовые инструменты от не шумовых лучше по тому критерию, возможно ли на данном инструменте сыграть мелодию или нет.
Музыкальный звук имеет четыре свойства:
1. Высота
2. Длительность
3. Громкость
4. Тембр.
Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.
Высота звука зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук и наоборот.
Длительность – это продолжительность колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Единицей измерения длительности является целая нота.
Числовое измерение длительности:
Целая нота – ; Четвертная нота – ; Шестнадцатая нота – ;
Половинная нота – ; Восьмая нота – ; Тридцать вторая – .
Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Тембр – это качественная сторона звука, его окраска. Тембр звука зависит от материалов и формы инструментов. Для характеристики тембра в музыкальной среде используют термины-метафоры, например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.
Музыкальный звукоряд.
Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях.
Музыкальный звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте. А каждый звук – его ступенью.
Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 20 до 20000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо. Границы эти достаточно условны и сильно зависят от индивидуальных свойств слушающего и от тембра.
Звукоряд имеет две группы ступеней:
1. Основные
2. Произвольные
Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:
Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук “до”.
Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные.
Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.
Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.
Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.
спасибо большое, очень доступно
Спасибо – очень полезно:)
Спасибо, завтра экзамен по ЭТМ,помогло:)
прикольно только бы фон убрать ато не четко
хорошо,спасибо, только фон уберите плиз
Все четко и понятно!Класс!
спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!
СПАСИБО ОЧЕНЬ ДОСТУПНО И ПОЛЕЗНО
СПАСИБО ОЧЕНЬ ДОСТУПНО И ПОЛЕЗНО
А как же сигнал авто не музыкальный? Я на слух угадываю нотку)))
а как называются эти свойства?
Очень полезная информация.Спасибо вам.Очень помогло.
Содержание хорошее, но когда я на сайт заходил, я хотел найти другое. Не полностью раскрыта тема
отличный материал) спасибо)
Забыли написать о том, как звуки различной высоты действуют на человеческий организм. Ведь, есть музыкальные звуки, (они очень низкие), которые могут разрушать строения. Есть звуки, (и низкие и высокие,)которые человеческое ухо не слышит вообще – их слышат животные. Человеческое ухо воспринимает звуки лишь до 20 кГц.
В 1964г. учитель физики в Одесской сш №36 Зенкевич Григорий Александрович рассказал нам что такое обертоны, – это звуки с частотами кратными частоте основного тона, т.е. в 2, 3, 4 и т.д. раза больше и каждый со своей интенсивностью (громкостью). Они и создают тембральную окраску каждому звуку каждого конкретного инструмента.
Спасибо но это не то что нужно
Здравствуйте . Вы пишите что звуки делятся на три группы. Вот например звуки с неопределённой высотой такие как сигналы и гудки имеют определённую высоту. Тогда что кроме пения птиц можно ещё отнести к категории звуков с не определённой высотой ?
Наши контакты
Закажите услугу прямо сейчас!
Контакты
Украина
г. Одесса
Телефоны: +38(063)-283-74-76
+38(096)-834-51-32
Email:
arrange@1gb.ua
arrangestudio@gmail.comViber: +38(063)-283-74-76
WhatsApp: +38(096)-834-51-32
Skype: romanmirniy77
Источник
Волшебный цветик – семицветик
(изучение темы рассчитано на два урока)
Первый урок по теме.
1. Прочитайте текст, выполните все указания.
Сегодня мы познакомимся с различными средствами музыкальной выразительности.
Ребята, посмотрите на этот удивительный «Цветик-семицветик».
Этот цветок не простой, все лепестки заколдованы,
но если мы с вами сможем их расколдовать, то наступит чудо.
Мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка.
Ну, что, попробуем расколдовать цветик-семицветик?
В цветке самое главное – серединка, если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся.
Как любое растение, вырастает из маленького зёрнышка, так и любое музыкальное произведение вырастает из интонации.
Интонация – главное свойство музыки. Из маленького зёрнышка-интонации музыка растёт, развивается, получается выразительной, запоминающейся. А помогают ей в этом средства музыкальной выразительности – лепесточки. Будем знакомиться с ними!
Первый лепесток – это мелодия. Мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности.
Давайте расколдуем первый лепесток!
Звучит прекрасная мелодия! Слушаем и подпеваем!
Музыкальные звуки бывают разными по высоте – высокими, средними, низкими.
Например, песня “Цветик-семицветик” звучала в среднем регистре, нам было удобно её петь.
Для того, чтобы показать в сказке “Петя и волк” птичку, композитор С. Прокофьев использовал звучание флейты на высоких нотках, то есть в высоком регистре, ну а тема волка была исполнена валторной на низких нотах, в низком регистре.
Мы расколдовали второй лепесток, который называется регистр.
Регистр – высота звучания.
Одна и та же мелодия, исполненная разными инструментами или голосами, прозвучит по разному. Каждый голос, каждый инструмент имеет свою окраску звука, свойственную только ему.
Тембр – окраска звучания.
Послушайте произведение “Шутка” немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, который жил 300 лет тому назад.
Тембр какого знакомого инструмента вы слышите?
Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали третий лепесток!
Следующий лепесток – музыкальный лад. Выделяют два основных музыкальных лада: мажор – весёлый бодрый характер мелодии, минор – грустный, печальный характер мелодии.
Произведение русского композитора Георгия Васильевича Свиридова “Весна. Осень” звучит сначала в мажоре (так как музыка рисует весну, светлую, тёплую, долгожданную), а затем появляется минор (так как осенью природа увядает, идут дожди, погода хмурится).
Вслушайтесь в музыку!
Почувствуйте смену характера, смену музыкального лада!
Тембр какого знакомого инструмента исполнял минорную мелодию?
Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали четвёртый лепесток!
Итак, мы узнали, что музыка обладает своими выразительными средствами. Давайте их перечислим: интонация, мелодия, музыкальный лад, регистр и тембр. Мы дали каждому их них определение, познакомились с произведениями композиторов И.С. Баха и Г. Свиридова.
2. Запишите в тетрадь (ВНИМАНИЕ! Записи по данной теме должны быть на одной странице, это важно. Открываем в тетради новую, чистую страницу, так как на следующем уроке под записями будем рисовать цветик-семицветик)
– тему урока: “Цветик-семицветик”
– интонация – главное свойство музыки.
– мелодия – душа музыки.
– музыкальный лад (мажор, минор).
– регистр – высота звучания.
– тембр – окраска звучания.
На следующем уроке продолжим изучение данной темы.
Домашнее задание:
Второй урок по теме.
1. Прочитайте текст, выполните все указания.
Продолжаем знакомство с выразительными средствами музыки. Осталось расколдовать ещё три лепесточка! Приступим?
Пятый лепесток – это темп. Музыка может звучать быстро, умеренно и медленно.
Темп – скорость звучания.
Чтобы расколдовать пятый лепесток, нужно ответить на вопрос: в каком темпе звучала “Шутка” Баха, а в каком “Весна. Осень” Свиридова? (можно прослушать повторно эти произведения)
Правильно, в разном! Первое – в быстром, второе – в медленном темпе.
Но бывает и так, что при исполнении одного произведения темп изменяется!
Так происходит, например, в русской народной песне-распевке “Веники”!
Попробуйте исполнить её вместе с ребятами из детского народного ансамбля “Затея”.
Веники, веники,
Кум Гаврила, Кум Гаврила,
Как изменялся темп? Правильно, скорость музыки менялась от медленного звучания к быстрому.
Пятый лепесток расколдован!
Мы знаем, что музыка может звучать громко и тихо. Об этом мы говорили ещё в начале года. Вспомните!
Форте – это значит ГРОМКО!
Заучи, не будь лентяй.
А пиано – значит тихо.
Ты, дружок запоминай.
Изменение силы звучания в музыке называется динамика. Динамика – сила звучания.
Если музыка нарастает, усиливается, то музыканты используют понятие крещендо, а если затихает – диминуэндо.
Чтобы расколдовать шестой лепесток необходимо выполнить следующее задание.
Вам нужно исполнить песню “Цветик-семицветик” так:
запев тихо (пиано), а припев – громко (форте).
Шестой лепесток расколдован. Молодцы!
Седьмой лепесток называется ритм. В музыке нотки следуют друг за другом и имеют разную длину.
Чередование длинных и коротких звуков называется ритмом.
Я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок.
Давайте длинные звуки назовём слогом ТА, а короткие – ТИ.
Итак, седьмой лепесток расколдован!
Ритм – чередование длительностей нот.
Теперь мы знаем название всех лепестков нашего волшебного “Цветика-семицветика”: мелодия, темп, регистр, тембр, лад, ритм, динамика. Всё это средства музыкальной выразительности, они спрятаны в маленьком музыкальном зёрнышке – интонации.
Полюбуйтесь, какой красивый наш цветик-семицветик сейчас!
2. Продолжите записи в тетради, выпишите оставшиеся три определения из рамочки.
Выразительные средства музыки:
– интонация – главное свойство музыки.
– мелодия – душа музыки.
– музыкальный лад (мажор, минор).
– регистр – высота звучания.
– тембр – окраска звучания.
– ритм – чередование длительностей нот.
– темп – скорость звучания.
– динамика – сила звучания.
3. Рисуем на оставшемся на странице чистом месте “Цветик-семицветик”.
Также “Цветик-семицветик” можно скачать, распечатать и вклеить.
4. Раскрашиваем цветок, подписываем названия серединки и лепестков.
Домашнее задание:
1. Сфотографируйте ваш Цветик-семицветик и отправьте на проверку
Источник
Средства музыкальной выразительности
Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.
Из чего состоит музыка
Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.
К средствам музыкальной выразительности относят:
- Мелодия;
- Лад;
- Гармония;
- Регистры;
- Метр, ритм, темп;
- Тембр;
- Фактура;
- Штрихи;
- Динамика.
Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.
Мелодия: определение, типы
Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.
Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:
- Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».
- Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.
- Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.
- Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.
- Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.
Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:
- Усиление динамики;
- Использование скачков или восходящих интонаций;
- Увеличение высоты звучания.
Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.
Лад
Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.
Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»
Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.
Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть
Гармония, фактура
Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.
У каждого аккорда есть собственная краска:
- Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
- Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
- Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
- Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
- Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
- Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
- Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
- Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.
Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.
Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:
1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.
2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.
В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:
- аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.
- гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.
Регистры и тембры
Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:
- низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
- средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
- высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.
Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.
Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.
Ритмический рисунок, темп
Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.
Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:
- Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.
- Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.
- Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.
- Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.
Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.
Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.
Штрихи
Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:
Стаккато – отрывисто, обозначается точкой над нотой.
Легато – связно, объединяет несколько нот линией.
Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.
Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.
Динамика
Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.
Как использовать средства музыкальной выразительности
Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.
Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.
Источник