Какими свойством обладают образующие

Какими свойством обладают образующие thumbnail

Основания (гидроксиды) – сложные вещества, молекулы которых в своём составе имеют одну или несколько гидрокси-групп OH. Чаще всего основания состоят из атома металла и группы OH. Например, NaOH – гидроксид натрия, Ca(OH)2 – гидроксид кальция и др.

ОснованияСуществует основание – гидроксид аммония, в котором гидрокси-группа присоединена не к металлу, а к иону NH4+ (катиону аммония). Гидроксид аммония образуется при растворении аммиака в воде  (реакции присоединения воды к аммиаку):

NH3 + H2O = NH4OH (гидроксид аммония).

Валентность гирокси-группы – 1. Число гидроксильных групп в молекуле основания зависит от валентности металла и равно ей. Например, NaOH, LiOH, Al (OH)3, Ca(OH)2,  Fe(OH)3 и т.д.

Все основания – твёрдые вещества, которые имеют различную окраску. Некоторые основания хорошо растворимы в воде (NaOH, KOH и др.). Однако большинство из них в воде не растворяются.

Растворимые в воде основания называются щелочами. Растворы щелочей «мыльные», скользкие на ощупь и довольно едкие. К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов (KOH, LiOH, RbOH, NaOH, CsOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2 и др.). Остальные являются нерастворимыми.

Нерастворимые основания – это амфотерные гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами выступают как основания, а со щёлочью ведут себя, как кислоты.

Разные основания отличаются разной способностью отщеплять гидрокси-группы, поэтому признаку они делятся на сильные и слабые основания.

Сильные основания

Слабые основания

 NaOH гидроксид натрия (едкий  натр)

 KOH гидроксид калия (едкое кали)

 LiOH гидроксид лития

 Ba(OH)2 гидроксид бария

 Ca(OH)2 гидроксид кальция (гашеная известь)

 Mg(OH)2 гидроксид магния

 Fe(OH)2 гидроксид железа (II)

 Zn(OH)2 гидроксид цинка

 NH4OH гидроксид аммония

 Fe(OH)3 гидроксид железа (III)

 и т.д. (большинство гидроксидов  металлов)

Сильные основания в водных растворах легко отдают свои гидрокси-группы, а слабые – нет.

ОснованияХимические свойства оснований

Химические свойства оснований характеризуются отношением их к кислотам, ангидридам кислот и солям.

1.  Действуют на индикаторы. Индикаторы  меняют свою окраску в зависимости от взаимодействия с разными химическими веществами. В нейтральных растворах – они имеют одну окраску, в растворах кислот – другую. При взаимодействии с основаниями они меняют свою окраску: индикатор метиловый оранжевый окрашивается в жёлтый цвет, индикатор лакмус – в синий цвет, а фенолфталеин становится цвета фуксии.

2. Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды:

2NaOH + SiO2 → Na2SiO3 + H2O.

3. Вступают в реакцию с кислотами, образуя соль и воду. Реакция взаимодействия основания с кислотой называется реакцией нейтрализации, так как после её окончания среда становится нейтральной:

2KOH + H2SO4  → K2SO4 + 2H2O.

4. Реагируют с солями, образуя новые соль и основание:

2NaOH + CuSO4 → Cu(OH)2 + Na2SO4.

5. Способны при нагревании разлагаться на воду и основной оксид:

Cu(OH)2 = CuO + H2O.

Остались вопросы? Хотите знать больше об основаниях?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2020;
проверки требуют 3 правки.

Эта статья — об атрибуте предмета или объекта в философии, математике и логике. О необходимом условии принадлежности классу см. Свойство (логика).

Сво́йство (в философии, математике и логике) — атрибут предмета (объекта).[B: 1][B: 2][B: 3][1]
Понятие «свойство» является категорией, имеющей «одинаковое значение для любой науки», наряду с двумя другими основными категориями; вещи и отношения.[2]

В соответствии с принципом отождествления вещей, который известен как закон Лейбница, две вещи тождественны, если все их свойства общие.[3]

По другому определению, свойство — сторона проявления качества. При этом не всякое свойство предмета (объекта) должно рассматриваться при определении качества: свойство у предмета может иметься, но при сравнении предмета с другими оно может не быть отличительным или существенным.[источник не указан 148 дней]

Общие положения[править | править код]

Свойства объекта зависят от вида взаимодействия объекта и субъекта, например: если на яблоко смотреть — оно имеет цвет и форму; если его откусить — имеет твёрдость и вкус; если его взвешивать — имеет вес; если оценивать его габариты — имеет размеры, если трогать — имеет шероховатость. Объект является своими свойствами не только субъекту, но и другим объектам, то есть свойства могут проявляться и в ходе взаимодействия объектов друг с другом.[источник не указан 148 дней]

Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами. Свойства, при такой расширенной интерпретации, подпадают под действие парадокса Тесея[4], парадокса Рассела и парадокса Греллинга-Нельсона.[источник не указан 148 дней]

Совокупность некоторых частных свойств предмета может проявляться в некотором обобщённом свойстве предмета (поглощаться обобщённым свойством). Например, «краснота» яблока — обобщённое свойство яблока, а процентные доли содержания отдельных химических веществ в кожице яблока (характеризующие эту «красноту» яблока) — частные свойства яблока; «динамика» автомобиля — обобщённое свойство автомобиля, а мощность двигателя, снаряжённая масса, отношение главной передачи и др. (характеризующие эту «динамику» автомобиля) — частные свойства автомобиля.[источник не указан 148 дней]

Ошибочный вывод от случайного часто встречается в индуктивных обобщениях. Заметив, что известное свойство обнаружено во всех наблюдавшихся до сих пор предметах класса, неосторожные исследователи часто думают, будто свойство это — существенное для предметов данного класса и потому должно быть обнаружено не только в уже рассмотренных экземплярах, но и во всяком представителе того же класса. Свойство, обнаруженное в нескольких (и даже многих) предметах класса, может оказаться существенным, но может оказаться и случайным.[5]

Свойство отличается от логического понятия класса тем, что не связано с понятием экстенсиональности, а от философского понятия класса — тем, что свойство рассматривается в качестве отличного (отделённого) от предмета, который обладает им.[источник не указан 148 дней]

Особенности использования термина[править | править код]

В логике[править | править код]

В логике, основанной на булевой алгебре, понятие «свойство» совпадает с понятием «предикат».[6]

В математике[править | править код]

В математике если дан любой элемент множества X, то определённое свойство p либо истинно, либо ложно, то есть понятие «свойство» совпадает с понятием «подмножество». На формальном языке: свойство p: X → {истинно, ложно}(то есть отображение, функция из Х в множество из двух элементов). Всякое свойство естественным образом задаёт подмножество {x: x обладает свойством p} и соответствующую индикаторную функцию (англ. indicator function). В некоторых разделах математики (например, теории искусственного интеллекта) применяется более сложное определение свойства как отношения эквивалентности на множестве Х. В этом случае p: X → {множество имен значений свойства}. Прообразы всех имен при этом отображении задают разбиение множества Х на непересекающиеся подмножества (значения свойства). Такое определение свойства позволяет единообразно рассматривать не только качественные, но и количественные характеристики объектов.[источник не указан 148 дней]

Читайте также:  Восстановительные свойства это какие

Использование[править | править код]

Свойства используются в науке для образования понятий.[источник не указан 148 дней]

Свойства объектов и ситуаций широко применяются в теории решения задач, в процессах автоматизации производства, управления и поиска информации, при построении экспертных систем.[B: 3]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ При создании этой статьи использован материал «PlanetMath», которая лицензирована GFDL
  2. ↑ Уемов, 1963, с. 3.
  3. ↑ Уемов, 1963, с. 8.
  4. ↑ Уемов, 1963, с. 11—33.
  5. ↑ Асмус, 1954, с. 81—82.
  6. ↑ Предикат / М. М. Новосёлов // Плата — Проб. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 20).

Литература[править | править код]

  1. Асмус В. Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. — М.: Госполитиздат, 1954. — 88 с. — 50 000 экз.
  2. Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. — 184 с. — 8000 экз.
  3. 1 2 Бенерджи Р. Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта. — М.: Мир, 1972.

Источник

Технологическая карта занятия

Лекция №

Тема: Коллоидные растворы. Характеристика. Свойства. Приготовление.

Тип: Урок сообщения и усвоения новых знаний

Цель:Ознакомить студентов с особенностями, свойствами, номенклатурой коллоидных растворов. Научить готовить коллоидные растворы протаргола, колларгола, ихтиола.

Наглядные пособия:штангласы с колларголом, протарголом, ихтиолом, йодом, перманганатом калия,выпарительная чашка, оформленная к отпуску лекарственная форма

Литература:Погорелов В.И. «Фармацевтическая технология» стр. 195-201

Синёв Д.Н. Марченко Л.Г. Справочное пособие по аптечной технологии лекарств» 2001 30-56

Кондратьева Т.С. «Технология лекарственных форм» стр157-192

Муравьев И.А. «Технология лекарственных форм» стр105- 132

Межпредметные связи:Фармацевтическая химия, ОЭФ, латинский язык, фармакология,

Структура, содержание, режим занятия:

Организационный момент 2 минуты

2. Сообщение цели, темы, мотивация занятия 3 минуты

3. Сообщение нового материала. 72 минут

4. Контроль усвоения материала 5 минут

5. Домашнее задание 3 минуты

Итого: 90 минут

Вопросы для проверки усвоения материала:

· Каков размер частиц в коллоидных растворах

· Как называется коллоидная частица

· Примеры веществ, образующие коллоидные растворы

· Где готовят растворы протаргола

· Какие факторы могут вызывать коагуляцию коллоидных растворов

· Как называется процесс растворения коллоидного вещества

Коллоидные растворы. Свойства. Приготовление

Коллоидные растворы – это растворы с величиной частиц дисперсной фазы от 1-100 нм

Свойства коллоидных растворов

1.Частицы коллоидных растворов это мицеллы, когда в истинных и высокомолекулярных растворах это молекулы и оины.

2. Коллоидные растворы необратимы. Т.е. если коллоидные растворы выпарить и снова добавить воду коллоидного раствора не получится

3. Коллоидные растворы агрегативно неустойчивы. Они устойчивы при наличии третьего компонента – стабилизатора, который адсорбируясь на поверхности коллоидной частицы, отделяя их друг от друга, предотвращает слипание частиц.( коагуляцию)

4. Коллоидные частицы видны в ультрамикроскоп. В отличие от истинных и высокомолекулярных растворов, где молекулы не видны.

5. Коллоидные растворы мутные в отраженном и прозрачны в проходящем свете, т.к. коллоидные частицы способны рассеивать свет, при этом наблюдается явление опалесценции.

6. Процесс диффузии в коллоидных растворах идет медленно, из-за большого размера частиц.

7. В коллоидных растворах наблюдается явление коагуляции

8. Растворение коллоидных веществ идет через стадию набухания, процесс

растворения коллодных веществ называется пептизацией. Это свойство присуще и растворам ВМС.

9. В данных растворах можно отделить дисперсную фазу от дисперсионной среды с помощью ультрафильтров. Через обычные фильтры и вату растворы можно фильтровать.

10. В отличие от истинных растворов, коллоидные растворы не имеют ПР

11. Данные растворы обладают очень низким осмотическим давлением ( в единице объема коллоидного раствора в десятки и сотни раз меньше число молекул, чем в единице объема истинного раствора), т.к. мицеллы намного больше молекул

12. Коллоидные растворы не проходят через полупроницаемую мембрану, т.е. не диализируют, т.к. мицеллы имеют большой размер

Источник

Систе́ма (др.-греч. σύστημα «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство[1].

Сведение множества к единому — в этом первооснова красоты.

Потребность в использовании термина «система» возникает в тех случаях, когда нужно подчеркнуть, что что-то является большим, сложным, не полностью сразу понятным, при этом целым, единым. В отличие от понятий «множество», «совокупность» понятие системы подчёркивает упорядоченность, целостность, наличие закономерностей построения, функционирования и развития[2].

В повседневной практике слово «система» может употребляться в различных значениях, в частности[3]:

  • теория, например, философская система Платона;
  • классификация, например, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
  • метод практической деятельности, например, система Станиславского;
  • способ организации мыслительной деятельности, например, система счисления;
  • совокупность объектов природы, например, Солнечная система;
  • некоторое свойство общества, например, политическая система, экономическая система и т. п.;
  • совокупность установившихся норм жизни и правил поведения, например, правовая система или система моральных ценностей;
  • закономерность («в его действиях прослеживается система»);
  • конструкционный принцип («оружие новой системы»);
  • и др.

Изучением систем занимаются такие инженерные и научные дисциплины как общая теория систем, системный анализ, системология, кибернетика, системная инженерия, термодинамика, ТРИЗ, системная динамика и т. д.

Определения системы[править | править код]

Существует по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования[2][4]. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в понятии «система» есть двойственность: с одной стороны оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны — как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективная модель реальности[4].

В связи с этой двойственностью авторы определений пытались решить две различные задачи: (1) как объективно отличить «систему» от «несистемы» и (2) как выделить некоторую систему из окружающей среды. На основе первого подхода давалось дескриптивное (описательное) определение системы, на основе второго — конструктивное, иногда они сочетаются[4].

Так, данное в преамбуле определение из Большого Российского энциклопедического словаря является типичным дескриптивным определением. Другие примеры дескриптивных определений:

  • Система — комплекс взаимодействующих компонентов (Л. фон Берталанфи).[5]
  • Система — совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой (Л. фон Берталанфи)[6].
  • Система — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое (Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко)[7].

Дескриптивные определения характерны для раннего периода системной науки, при котором в них включали только элементы и связи. Затем, в процессе развития представлений о системе, стали учитывать её цель (функцию), а в последующем — и наблюдателя (лицо, принимающее решение, исследователя, проектировщика и т. п.)[2]. Таким образом, современное представление о системе подразумевает наличие функции, или цели системы с точки зрения наблюдателя или исследователя, который при этом явно или неявно вводится в определение.

Читайте также:  Какие лечебные свойства растений бузина

Примеры конструктивных определений:

  • Система — комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей (ГОСТ Р ИСО МЭК 15288-2005)[8].
  • Система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определённой целью в рамках определённого временного интервала (В. Н. Сагатовский)[9].
  • Система — отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания (Ю. И. Черняк)[10].
  • Система S на объекте А относительно интегративного свойства (качества) есть совокупность таких элементов, находящихся в таких отношениях, которые порождают данное интегративное свойство (Е. Б. Агошкова, Б. В. Ахлибининский)[11].
  • Система — совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определённых целей, причём отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов (PMBOK)[3].

При исследовании некоторых видов систем дескриптивные определения системы считаются допустимыми; так, вариант теории систем Ю. А. Урманцева, созданный им для исследования относительно невысоко развитых биологических объектов типа растений, не включает понятие цели как несвойственное для этого класса объектов[2].

Понятия, характеризующие систему[править | править код]

Понятия, входящие в определения системы и характеризующие её строение[2]:

  • Элемент — предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.
  • Компонент, подсистема — относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, и в частности, имеющая подцель.
  • Связь, отношение — ограничение степени свободы элементов: элементы, вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть свойств или степеней свободы, которыми они потенциально обладали; сама же система как целое при этом приобретает новые свойства.
  • Структура — наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при функционировании системы и обеспечивают существование системы и её основных свойств. Структура характеризует организованность системы, устойчивую во времени упорядоченность элементов и связей.
  • Цель — сложное понятие, в зависимости от контекста и стадии познания имеющее разное наполнение: «идеальные устремления», «конечный результат», «побуждение к деятельности» и т. д.

Понятия, характеризующие функционирование и развитие системы[2]:

  • Состояние — мгновенная «фотография», «срез» системы; фиксация значений параметров системы на определённый момент времени.
  • Поведение — известные или неизвестные закономерности перехода системы из одного состояния в другое, определяемые как взаимодействием с внешней средой, так и целями самой системы.
  • Развитие, эволюция — закономерное изменение системы во времени, при котором может меняться не только её состояние, но и физическая природа, структура, поведение и даже цель.
  • Жизненный цикл — стадии процесса развития системы, начиная с момента возникновения необходимости в такой системе и заканчивая её исчезновением.

Общесистемные закономерности[править | править код]

  • Отграниченность от среды, интегративность — система есть абстрактная сущность, обладающая целостностью и определённая в своих границах[3], при этом в некотором существенном для наблюдателя аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды. В терминологии В. И. Николаева и В. М. Брука, необходимо наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи (отношения) этих элементов с элементами, не входящими в данную систему[12]. Системообразующие, системосохраняющие факторы при этом называют интегративными[2].
  • Синергичность, эмерджентность, холизм, системный эффект, сверхаддитивный эффект, целостность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов. Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов[3]. Международный совет по системной инженерии основывает на этом свойстве само определение системы: система — композиция частей (элементов), совместно порождающих поведение или смысл, которые отсутствуют у отдельных её составляющих[13].
  • Иерархичность — каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент той или иной надсистемы (использующей системы). Более высокий иерархический уровень оказывает воздействие на нижележащий уровень и наоборот: подчинённые члены иерархии приобретают новые свойства, отсутствовавшие у них в изолированном состоянии (влияние целого на элементы), а в результате появления этих свойств формируется новый, другой «облик целого» (влияние свойств элементов на целое)[2][14].

Классификации систем[править | править код]

Практически в каждом издании по теории систем и системному анализу обсуждается вопрос о классификации систем, при этом наибольшее разнообразие точек зрения наблюдается при классификации сложных систем. Большинство классификаций являются произвольными (эмпирическими), то есть их авторами просто перечисляются некоторые виды систем, существенные с точки зрения решаемых задач, а вопросы о принципах выбора признаков (оснований) деления систем и полноте классификации при этом даже не ставятся[4].

Классификации осуществляются по предметному или по категориальному принципу.

Предметный принцип классификации состоит в выделении основных видов конкретных систем, существующих в природе и обществе, с учётом вида отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т. п.) или с учётом вида научного направления, используемого для моделирования (математические, физические, химические и др.).

При категориальной классификации системы разделяются по общим характеристикам, присущим любым системам независимо от их материального воплощения[4]. Наиболее часто рассматриваются следующие категориальные характеристики:

  • Количественно все компоненты систем могут характеризоваться как монокомпоненты (один элемент, одно отношение) и поликомпоненты (много свойств, много элементов, много отношений).
  • Для статической системы характерно то, что она находится в состоянии относительного покоя, её состояние с течением времени остаётся постоянным. Динамическая система изменяет своё состояние во времени.
  • Открытые системы постоянно обмениваются веществом, энергией или информацией со средой. Система закрыта (замкнута), если в неё не поступают и из неё не выделяются вещество, энергия или информация.
  • Поведение детерминированных систем полностью объяснимо и предсказуемо на основе информации об их состоянии. Поведение вероятностной системы определяется этой информацией не полностью, позволяя лишь говорить о вероятности перехода системы в то или иное состояние.
  • В гомогенных системах (например, в популяции организмов данного вида) элементы однородны и потому взаимозаменяемы. Гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.
  • Дискретные системы рассматриваются как состоящие из чётко отграниченных (логически или физически) элементов; непрерывные системы рассматриваются с точки зрения закономерностей и процессов. Данные понятия относительны: одна и та же система может быть с одной точки зрения дискретной, а с другой — непрерывной; примером может служить корпускулярно-волновой дуализм.
  • По происхождению выделяют искусственные, естественные и смешанные системы.
  • По степени организованности выделяют класс хорошо организованных, класс плохо организованных (диффузных) систем и класс развивающихся (самоорганизующихся) систем.
  • При делении систем на простые и сложные наблюдается наибольшее расхождение точек зрения, однако чаще всего сложность системе придают такие характеристики как большое число элементов, многообразие возможных форм их связи, множественность целей, многообразие природы элементов, изменчивость состава и структуры и т. д.[4]
  • По материальности системы могут быть как физическими, так и концептуальными (функциональными), либо сочетанием того и другого[13]. Физические системы состоят из материи и энергии, могут включать информацию и проявляют некоторое поведение. Концептуальные системы являются абстрактными, состоят из чистой информации и демонстрируют скорее смысл, чем поведение[13].
Читайте также:  Каким лечебным свойством обладает одуванчик

Одна из известных эмпирических классификаций предложена Ст. Биром[15]. В её основе лежит сочетание степени детерминированности системы и уровня её сложности:

Системы Простые (состоящие из небольшого числа элементов) Сложные (достаточно разветвлённые, но поддающиеся описанию) Очень сложные (не поддающиеся точному и подробному описанию)
ДетерминированныеОконная задвижка
Проект механических мастерских
Компьютер
Автоматизация
ВероятностныеПодбрасывание монеты
Движение медузы
Статистический контроль качества продукции
Хранение запасов
Условные рефлексы
Прибыль промышленного предприятия
Экономика
Мозг
Фирма

Несмотря на явную практическую ценность классификации Ст. Бира отмечаются и её недостатки. Во-первых, критерии выделения типов систем не определены однозначно. Например, выделяя сложные и очень сложные системы, автор не указывает, относительно каких именно средств и целей определяется возможность и невозможность точного и подробного описания. Во-вторых, не показывается, для решения каких именно задач оказывается необходимым и достаточным знание именно предложенных типов систем. Такие замечания в сущности характерны для всех произвольных классификаций[4].

Помимо произвольных (эмпирических) подходов к классификации существует и логико-теоретический подход, при котором признаки (основания) деления пытаются логически вывести из определения системы. В данном подходе множество выделяемых типов систем потенциально неограниченно, порождая вопрос о том, каков объективный критерий для выделения из бесконечного множества возможностей наиболее подходящих типов систем[4].

В качестве примера логического подхода можно сослаться на предложение А. И. Уёмова на основе его определения системы, включающего «вещи», «свойства» и «отношения» строить классификации систем на основе «типов вещей» (элементов, из которых состоит система), «свойств» и «отношений», характеризующих системы различного вида[16].

Предлагаются и комбинированные (гибридные) подходы, которые призваны преодолеть недостатки обоих подходов (эмпирического и логического). В частности, В. Н. Сагатовский предложил следующий принцип классификации систем. Все системы делятся на разные типы в зависимости от характера их основных компонентов. При этом каждый из указанных компонентов оценивается с точки зрения определённого набора категориальных характеристик. В результате из полученной классификации выделяются те типы систем, знание которых наиболее важно с точки зрения определённой задачи[9].

Классификация систем В. Н. Сагатовского:

Категориальные характеристикиСвойстваЭлементыОтношения
Моно
Поли
Статические
Динамические (функционирующие)
Открытые
Закрытые
Детерминированные
Вероятностные
Простые
Сложные

Закон необходимости разнообразия (закон Эшби)[править | править код]

При создании проблеморазрешающей системы необходимо, чтобы эта система имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать такое разнообразие. Иначе говоря, система должна обладать возможностью изменять своё состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний. В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему.

Общая теория систем[править | править код]

Общая теория систем — научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.

Первый вариант общей теории систем был выдвинут Людвигом фон Берталанфи. Его основная идея состояла в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов[17].

Современные исследования в общей теории систем должны интегрировать наработки, накопленные в областях «классической» общей теории систем, кибернетики, системного анализа, исследования операций, системной инженерии и т. д.

См. также[править | править код]

  • Адаптивная система
  • Архитектура системы
  • Систематика
  • Системный подход
  • Холон

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Система // Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: БРЭ. — 2003, с. 1437
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Волкова В. Н., Денисов А. А., 2014.
  3. 1 2 3 4 Батоврин В. К. Толковый словарь по системной и программной инженерии. — М.: ДМК Пресс. — 2012 г. — 280 с. ISBN 978-5-94074-818-2
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Кориков А.М., Павлов С.Н., 2008.
  5. ↑ Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.
  6. ↑ Берталанфи Л. фон., 1973.
  7. ↑ Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П., 1989.
  8. ↑ ГОСТ Р ИСО МЭК 15288-2005 Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем (аналог ISO/IEC 15288:2002 System engineering — System life cycle processes)
  9. 1 2 Сагатовский В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973
  10. ↑ Черняк Ю. И., 1975.
  11. ↑ Агошкова Е. Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. — 1998. — № 7. С.170—179
  12. Николаев, В. И. Системотехника: методы и приложения / В. И. Николаев, В. М. Брук. — Л. : Машиностроение, 1985. — 199 с.
  13. 1 2 3 System and SE definition // Международный совет по системной инженерии
  14. ↑ Энгельгардт В. А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, узнавание // Вопросы философии. — 1976. — № 7. — С. 65—81
  15. ↑ Бир Ст., 1965.
  16. ↑ Уёмов А. И., 1978.
  17. ↑ Общая теория систем // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

Литература[править | править код]

  • Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. — М.: Наука, 1973.
  • Бир Ст. Кибернетика и управление производством = Cybernetics and Management. — 2. — М.: Наука, 1965.
  • Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ: учебник для академического бакалавриата. — 2-е. — М.: Юрайт, 2014. — 616 с. — ISBN 978-5-9916-4213-2.
  • Кориков А.М., Павлов С.Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. — 2. — Томск: Томс. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2008. — 264 с. — ISBN 978-5-86889-478-7.
  • Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. — М.: Мир, 1978. — 311 с.
  • Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. — М.: Высшая школа, 1989.
  • Система / В. Н. Садовский // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Система / В. Н. Садовский // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  • Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. — М.: Экономика, 1975. — 191 с.
  • Эшби У. Р. Введение в кибернетику. — 2. — М.: КомКнига, 2005. — 432 с. — ISBN 5-484-00031-9.

Источник