Какими свойствами воздействует искусство

Какими свойствами воздействует искусство thumbnail

Каким средством воздействует искусство на человека? Как оно влияет на мировоззрение и восприятие всего окружающего пространства? Почему от некоторых музыкальных произведений бегут «мурашки» по коже, а от сцены в кинофильме – слёзы по щекам? Точного ответа на эти вопросы не даст никто – искусство способно пробуждать в человеке самые разнообразные и зачастую очень противоречивые чувства.

Что такое искусство?

Существует точное определение искусства – это процесс или результат выражения в художественном проявлении, а также творческий симбиоз, который передает те или иные чувства и эмоции, переживаемые в определенный момент. Искусство многогранно. Оно способно передать переживания одного человека и даже настроения всего народа в конкретный отрезок времени.

каким средством воздействует искусство

Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на внутренний мир человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми. Искусство – это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно – великий художник это или ценитель живописи.

Средства воздействия искусства и его виды

В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные виды искусства: музыка, литература, живопись, театр, цирк, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также декоративно-прикладное искусство, графика и многое другое.

Каким средством воздействует искусство? Точные науки бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т.д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.

средства выразительности в искусстве

Многогранность искусства

Как уже было сказано, искусство многогранно. Об этом особенно красноречиво говорят сохранившиеся с незапамятных времен шедевры скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы, живописи и графики, а также бессмертное кино и театральные постановки. Археологические раскопки и исторические исследования показывают, что древнейшие цивилизации стремились к выражению собственного «Я» через рисунки на скалах, ритуальные танцы у костра, традиционные костюмы и др.

Средства выразительности в искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей – сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное.

Музыка – отдельный вид искусства

Пожалуй, этот вид искусства заслуживает отдельной большой категории. С музыкой мы сталкиваемся постоянно, даже наши древнейшие предки совершали различные ритуалы под ритмичные звуки самобытных инструментов. Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.

воздействующая сила искусства

Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.

Живопись

Воздействующая сила искусства – это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов – все это средства изобразительного искусства.

воздействие искусства на человека

Всемирно известные шедевры художников хранятся в сокровищницах галерей и музеев. Картины оказывают удивительное воздействие на внутренний мир человека, они способны проникнуть в самые потаенные уголки сознания и посеять зерно истинных ценностей. Более того, создавая уникальные произведения изобразительного искусства, человек выражает собственные переживания и делится со всем миром своим видением окружающей действительности. Всем известен тот факт, что лечение некоторых заболеваний нервной системы зачастую сопровождается занятиями по рисованию. Это способствует исцелению и умиротворению пациентов.

Поэзия и проза: о воздействующей силе литературы

Наверняка всем известно, что слово, по своей сути, обладает невероятной силой – оно способно излечить израненную душу, обнадежить, подарить радостные мгновения, обогреть, точно так же слово способно ранить человека и даже убить. Еще большей силой обладает слово, обрамленное красивым слогом. Речь идет о литературе во всех ее проявлениях.

Шедевры мировой классики – это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды – все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека – в частности, литературы – многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.

сила настоящего искусства

Литературные произведения формируют внутренний мир человека, и совершенно не случайно в наши времена, наполненные инновациями и технологическими новшествами, людей призывают вновь окунуться в необычайно уютную атмосферу, которую создает хорошая книга.

Влияние искусства

Прогресс не стоит на месте, точно так же, как и искусство. Для разных эпох характерны определенные тенденции, которые в той или иной степени нашли отражение во многих произведениях. Более того, зачастую именно модные веяния формировали образ и уклад жизни населения. Достаточно лишь вспомнить, как направления архитектуры диктовали каноны строительства и обустройства внутреннего убранства. Воздействующая сила искусства способствовала созданию не только сооружений в определенном стиле, но и формировала общие вкусы среди населения.

Так, например, в архитектурной сфере есть даже своеобразная классификация исторических периодов: эпоха Ренессанса, рококо, барокко и т.д. Каким средством воздействует искусство на человека в этом случае? Оно формирует вкусовые пристрастия человека, его стиль и манеру поведения, диктует правила оформления интерьера и даже стиль общения.

выразительные средства искусства

Влияние современного искусства

О современном искусстве говорить сложно. Это вовсе не обусловлено специфичными особенностями XXI века, наполненного инновациями и уникальными технологическими новшествами. В свое время многих писателей и художников не признавали гениями, более того, их зачастую считали сумасшедшими. Вполне возможно, что через несколько сотен лет наших современников будут считать гениями своего времени.

Тем не менее проследить тенденции современного искусства достаточно сложно. Многие склоняются к тому, что нынешние творения – это всего лишь разложение старых. Каким средством воздействует искусство в этом случае и как оно влияет на формирование личности, покажет время. А для творцов очень важно сформировать и вырастить в обществе чувство прекрасного.

средства воздействия искусства

Каким средством воздействует искусство?

Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла. Искусство во всех своих проявлениях не учит отличать хорошее от плохого, свет от тьмы и белое от черного. Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.

Дошедшие до наших дней творения архитекторов, живописцев, писателей и музыкантов красноречиво говорят о бессмертности подлинных шедевров. Они в полной степени показывают, насколько бессильно время перед бесценными произведениями классиков.

Истинное искусство нельзя не заметить, а его сила способна не только сформировать внутренний мир, но и круто изменить жизнь человека.

Источник

Урок искусства  в 9 классе на тему: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О’ Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока  подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: концертА.Вивальди «Времена года. Весна», Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони «Адажио»(произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

У.: Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее в тетради.

   К нашему уроку я принесла ветку с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист». Все прочитали это произведение? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл – напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Чему хотел нас научить автор этим произведением?

Вывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литературы.

    Эпиграфом к уроку я выбрала такой:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть». 

Вывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Новая тема.Презентация «Какими средствами воздействует искусство».

 Учитель: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

4.Описание картины «Весна» С.Боттичелли( заранее подготовленный ученик)

5.Прослушивание муз. произведения А. Вивальди «Весна»( с комментарием уч-ся муз. школы )

 -1 часть концерта «Весна грядёт!»

-2 часть концерта «Сон крестьянина»

-3 часть концерта «Танец-пастораль»

Стихи  к концерту читает ученица- победитель  районного конкурса чтецов «Живая классика»Старушкина Анна.

Учитель:

   1.Как композиция концерта влияет на общее впечатление?

   2.Какими средствами композитор создаёт образ весны?

   3.Услышали ли вы пение птиц?

   4.Какой принцип построения музыки играет ведущую роль-повтор или контраст?А в картине С.Боттичелли?

6.Обобщение темы.

  А)Просматривая следующий фрагмент( на экране произведения живописи)  , заполните таблицу (автор, название, композиция).

Б). ). Тест (индивидуальная самостоятельная работа)

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи?

 ______________________________

______________________________

3. Какова композиция картины «Весна» Сандро Боттичелли?

А)горизонтальная

Б)вертикальная

В)диагональная

4. Вставьте нужный термин:

  — — – – – – – – – – – – – –  композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх;

 – – – – – – – – – – – – – – –    – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя;

– – – – – – – – – – – – – – – –  композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

_________________________________

7.Виртуальное путешествие по музеям мира ,где учащиеся предстают в качестве гидов и представляют свою любимую картину.

8. Практическая работа.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах  находится ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Д. открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

 9.Рефлексия.

 Что понравилось на уроке?Стал ли ты хоть немного ближе к искусству?

10.Итог урока.Д/з стр.108-111;с  помощью линий,геом. фигур и т.д. создать композицию «Мой день» ( в тетради).

У.: Спасибо за урок! Вы – молодцы! ( оценивает работы)

 В заключении я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

Литература:

  1. «Искусство» 8-9 кл. (авторы: Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская).
  2.   О.Генри. «Последний лист».
  3. Интернет-ресурсы.

Фамилия   Имя

автор

Название произведения

композиция

Источник

9 класс

Дата________________

Тема урока: Какими средствами воздействует искусство

Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них; развивать внимательность; воспитывать интерес к предмету

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь, альбом, цветная бумага, клей, ножницы

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Желаю всем успешной, радостной работы

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким понятие как композиция.

Давайте вспомним, что такое композиция, какие виды композиции вы знаете (Пересказ учащихся стр. 108-111)

III. Сообщение темы и цели урока

IV. Изучение нового материала

  1. Рассказ с элементами беседы

Еще одно средство художественной выразительности, универсальное для всех искусств – форма.

Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа.

В изобразительном искусстве форма – это контур, наружный вид предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, амебе.

Каждая форма имеет свой характер. Квадрат – устойчивая форма, выражает утверждающие образы. Треугольник – активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма, несет в себе возможность движения, может быть агрессивной. Круг – яркое выражение идеи природы – Земли, Солнца, Мироздания. Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией.

Рассмотрите современную скульптуру. Что подчеркивает стилизация форм? (ответы учащихся) Стилизация обостряет характер образа.

Рассмотрите персонажей мультфильмов. Что подчеркивает стилизация, трансформация форм животных? (ответы учащихся)

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованы или трансформированы. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются.

Линия тоже имеет форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

Для  усиления  художественного  образа  формы могут  быть  стилизованными  или  рансформированными.  В  них  подчеркиваются  или  изменяются характерные  черты  предмета, а  ненужные  детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются  в  плакатной  и  книжной  графике  и  в мультипликации,  а  также  в  современной  скульптуре.

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала,  а  также жанровые обозначения, которые  авторы  дают  своим  произведениям,  например: песня,  романс,  баллада, прелюдия и  др. Формы-композиции  в  музыке  основаны  на  известных  вам принципах —  повтор  и  контраст.  Различают  двухчастные  и  трехчастные  музыкальные  формы,  вариации,  рондо,  сонатная  форма  и  др.

Масштабность  замысла  музыкального  произведения  определяет  его  форму-композицию.  Для песенных  жанров  характерны  простые  формы  (куплетные,  куплетно-вариационные);  произведения  танцевальных  жанров  нередко  написаны  в  трехчастной форме.  А  драматургия  таких  жанров,  как  симфония, концерт,  опера,  балет,  требует  более  развернутых форм,  построенных  на  сопоставлении  и  противопоставлении  контрастных  образов. 
Ритм – универсальное выразительное средство для всех искусств. Слово «ритм» означает «мерность».

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, укачивания ребенка, речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс, пение птиц, движение морских волн и т.п.

С помощью ритма можно выразить состояния покоя, величия, стабильности и суетливости, испуга.

В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремленной к небу в эмоциональном порыве душе человека.

В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, соединяющие человека с природой.

Анализ иллюстраций И. Билибина к русским народным сказкам и картины

А. Денеки «На катке».

-Посмотрите фрагменты  орнаментов  из  иллюстраций И. Билибина  к  русским  народным  сказ кам,  репродукцию  картины  «На  катке»  А. Дейнеки.  Какой  эффект  создает  ритмическая  организация  орнамента  и  композиции  картины?  

– Послушайте фрагменты  музыкальных  произведений. Определите,  какую  роль  играет  ритмическая  организация  в  музыке  разных  эпох.

Фактура  от  лат.  factura —  обработка,  строение. 

В  изобразительном  искусстве  фактура  —  это  характер  обработки  поверхности изделия  декоративно-прикладного  искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи  особенностей  реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.  Это    и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных  слоев,  удары  резца,  полировка.

В  музыке  под  фактурой  понимают  характер,  совокупность  средств  музыкального  изложения,  склад,  тип  взаимоотношений различных  голосов  музыкальной  ткани:  гармоническая  (аккордовая),  в  которой  голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая,  в  которой  каждый  голос  самостоятелен; гомофонно-гармоническая.
-Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации  вызывают  у  вас  пропорции  этих  архитектурных  сооружений?

– Послушайте  звучание  разных  колоколов  и  сопоставьте  их  ритмические формулы.  Как  изменение  ритма  влияет  на  эмоциональный  строй  колокольных  звонов?

V. Закрепление пройденного материала

Азбука искусства.

1. Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны?

(квадрат, прямоугольник — треугольник, круг)

2. Какие линии более статичны, какие — динамичны?

(прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные)

3. Какие цвета более статичны, какие — динамичны?

(светлые, холодные — темные, теплые)

VI. Практическая работа

Создание двух изобразительных абстрактных композиций, динамическую и статическую (в технике аппликации). Аргументируйте особенности реализации своего замысла.

VII. Итог урока. Рефлексия

-Что запомнилось?

-Что понравилось?

Спасибо за урок! Вы – молодцы! ( оценивает работы)

VIII. Домашнее задание

Стр.112-115. Вспомнить виды храмовых построек.

Источник