Какими свойствами по мнению алхимиков обладал философский камень
Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)
Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.
Алхимическая символика[править | править код]
В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.
Описание[править | править код]
Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.
Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.
Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.
Находивших философский камень звали адептами; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия[1]. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.
Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).
Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.
Способ получения золота[править | править код]
В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков — рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.
Под землёй у них [алхимиков] комната из белой глины, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда всё остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, её надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.
Mutus Liber[править | править код]
Николас Фламель жил во Франции в XIV веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».
«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»
Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию Mutus Liber («Немая книга»), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные стадии создания эликсира.
Великий Гримуар[править | править код]
Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.
По Джорджу Рипли[править | править код]
Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня[2]:
Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.Джордж Рипли |
В этом рецепте говорится о получении брома из свинца. Бром как раз является той самой первичной материей.
См. также[править | править код]
- Чинтамани
- Алкагест
- Красная ртуть
- Изумрудная скрижаль
- Аб-и-хайат — арабский аналог эликсира жизни.
- Эликсир молодости
- Вечная жизнь
- Палингенезия
- Рингсэ — квантовый компьютер в головном мозге
- Бромид золота(II)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Алхимия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Зелигманн К. «История магии и оккультизма»
- Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения 1985. / Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. — М.: Наука, 1985. — 288 с.
- Рабинович В. Л. Алхимический миф и химеры собора Парижской богоматери (К проблеме сопоставления). // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. — 464 с. ISBN 5-250-00752-X
Ссылки[править | править код]
- Артефиус о философском камне
- Способ получения философского камня
- Краткий словарь алхимиков
Источник
Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?
Описание философского камня
Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.
Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:
- змей Уроборос, поглощающий свой хвост;
- гермафродит ребис, получившийся из объединения «короля» – серы и «королевы» – ртути;
- лев, проглатывающий солнце.
Упоминания о волшебном камне
Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.
Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!
Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.
Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.
Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber
Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.
Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.
Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?
Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.
Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.
Золото было не целью, а средством получения философского камня. Его появление свидетельствовало о том, что магическое вещество получено. По представлениям средневековых философов, таинственный эликсир давал духовное освобождение и абсолютную свободу.
Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.
Другие возможности эликсира:
- создание вечно горящих ламп;
- превращение обычных камней в драгоценные;
- воскрешение мертвых растений;
- создание гомункула.
Существует ли камень на самом деле?
Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:
- первая женщина-алхимик Мария Профетисса, которая жила в I или II в. н. э. и основала александрийскую алхимическую школу;
- египетский алхимик Клеопатра Алхимистика, жившая в III или IV в. н. э. в Александрии.
Нет ни одного достоверного свидетельства того, что кому-то удалось создать философский камень, несмотря на множество упоминаний об успехе. Это неудивительно, ведь подобные превращения и, тем более, вечная жизнь, невозможны.
То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.
Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.
Источник
Философский камень существует и сведения о нем сохранились до наших дней. По мнению российских историков нерасшифрованный артефакт (манускрипт Дунстана) является разгадкой тайны древних алхимиков. Стоит напомнить, что философский камень- это не булыжник или кристалл, под этим понятием средневековые алхимики подразумевали некую формулу способную превращать металл в золото. Не уже ли современным исследователям удалось приблизится к разгадке этой тайны?
Тайна философского камня больше 100 лет хранилась у нас под носом. Удивительно, но современные историки уверены, что в нерасшифрованном артефакте (манускрипте Дунстана) спрятана главная формула средневековой алхимии.
До недавнего времени исследователи считали, что в манускрипте скрыт рецепт эликсира вечной жизни записанный самим Святым Дунстаном Кентерберийским, но историки готовы опровергнуть эту гипотезу.
Одна из страниц манускриптов Дунстана.
Изначальное название этой книги- книга Дунстана. Дунстан- это английский святой, который жил в X веке. Соответственно книга Дунстана предполагала, что это неизвестный труд святого человека, содержащий некие сокровенные тайны, которые касаются алхимии.
“Тяжелый вязкий порошок цвета шафрана” так в одном из своих сочинений описывает Философский камень известный голландский ученый Ян Баптиста ван Гельмонт. В его присутствии придворные алхимики короля Рудольфа II Эдвард Келли и Джон Ди демонстрировали свои способности.
В воспоминаниях сын Джона Ди утверждает, что это действительно было правдой, когда он был маленьким, то видел как разливают это золото по формам и потом давали с ним поиграть.
Считается, что последними кто умел читать шифрограмму Дунстана были те самые алхимики и медиумы Джон Ди и Эдвард Келли состоявшие на службе Рудольфа II.
В один из дождливых дней Эдвард Келли появился в доме Джона Ди и сообщил о том, что в одном из старинных монастырей Англии он нашел книгу и в этой книге, которая с его слов датировалась XII веком, существует шифр с помощь которого возможно сделать порошок бурого цвета (тинктуру) и этот порошок способен превратить любой металл в золото.
Смог ли Келли расшифровать манускрипт и самостоятельно создать тинктуру? Исторические факты косвенно подтверждают, Келли мог добиться успеха в работе над рецептом.
Эдвард Келли (слева) и Джон Ди (справа)
В обмен на обещание Эдварда Келли добыть Рудольфу II золото тот подарил ему два небольших замка. После неудачных попыток Келли был заключен в тюрьму, а через 3 месяца Джон Ди получает письмо о том, что Келли убит в камере.
После таинственно смерти Эдварда Келли в 1597 году казна Рудольфа II так же значительно потяжелела на 8,5 тонн золотых слитков, а что же касается фолианта, то он всплыл только в 1912 году в лондонской лавке антиквара Войнича и с тех самых пор артефакт называют манускриптом Войнича.
Сегодня рукопись храниться в Йельском университете и считается неподдающейся расшифровке.
С манускриптом не так все просто и уже порядка 80-90 лет ведется своего рода Международная Олимпиада, среди профессионалов и любителей, кто первым его разгадает.
В Олимпиаде дешифровщиков победил радиоуглеродный анализ и ко всеобщему разочарованию выяснилось, что пергаменту, на котором написана рукопись всего 500 лет. Ученые сошлись во мнении, что Эдвард Келли был гениальным мистификатором, а рукопись Святого Дунстана- это его лучшее творение, а так же средневековая фальшивка, набор бессмысленных знаков, но если это так, то откуда буквы, из якобы выдуманного средневековым алхимиком алфавита, встречаются в самых разных уголках планеты? А может эти знаки не такие уж и бессмысленные?
На данный момент исследователи продолжают расшифровку манускрипта и даже бытует мнение, что 64 символа уже разгадали, но все подробности пока не раскрываются. Известно лишь одно, что та часть которую удалось расшифровать описывает взаимосвязь некого красного камня с предметами и растениями.
Не скрывается тот факт, что в расшифровке манускрипта сильно помогла “Книга знания” написанная в I веке нашей эры великим бухарским врачом Абу Али Хусейном ибн Синой более известным на западе как Авиценна. Есть предположение, что манускрипт Дунстана это одна из исчезнувших тетрадей Авиценны, где алхимик описывает свои лабораторные опыты с неким химическим соединением именуемым Священным Граалем.
Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна)
Грааль во многих священных историях представляется как камень, который как и чаша наделяется некоторыми необычными способностями (исцеляет болезни, дарует бессмертие и превращает неблагородные металлы в благородные).
Известно, что под конец своей жизни Авиценна неожиданно объявил алхимию лженаукой и сжег ряд своих работ. Не тот ли самый красный порошок из закодированного манускрипта так напугал его? Ведь кто владеет его тайной владеет и всем миром!
В своих трудах по метафизике голландский философ Бенедикт Спиноза тоже упоминал Философский камень. Ученый считал, что его нужно искать в книге написанной языком тайных символов, с помощью которых алхимики скрывают свои знания от любопытства непосвященных. Возможно Спиноза имел ввиду именно манускрипт Дунстана дошедший до наших дней.
Рукопись на ангельском языке!
Орден Тамплиеров. Историки знают где находится Чаша Грааля!
Антарктида безо льда в XV веке!
Туринская плащаница: символ веры или величайшая мистификация?
Если было полезно и интересно как всегда ставьте палец вверх, обязательно подписывайтесь на канал, не забывайте делиться с друзьями в соцсетях удивительными фактами, а дальше вас ждет еще больше странных и невероятных гипотез о человечестве и планете.
Источник