Какими свойствами отличается деятельность
план
1. Потребность в качестве источника активности
2. Общие свойства деятельности
3. Структура деятельности
4. Виды деятельности и формы их выполнения
5. Психологические средства деятельности: знания, умения, навыки
Потребность в качестве источника активности
Важнейшей характеристикой психики является ее активность, необходимая для поддержания жизненно важных связей организма с окружающим. Во взаимодействии организма и среды возникают исходные причины активности – потребности.
Потребность – это состояние нужды, выражающее зависимость организма от конкретных условий существования, и является источником его активности.
Потребность фиксирует связь психики с окружающим миром, это – не только внутреннее состояние, но и необходимость в чем-то вне организма. Человеческие потребности существенно отличаются от животных.
У животных их естественная организация предопределяет определенное неизменное круг предметов, которые являются объектом потребностей. Например, врожденная потребность бобра – строить запруды – определяет и определенные предметы, которые могут ее удовлетворять (порода дерева, форма ствола, его близость к воде). Если фиксированный в необходимости материал отсутствует, то бобр не способен его чем-то заменить. В эксперименте на берегу реки, где жили бобры, были составлены готовы стволы деревьев, но животные вели себя так, будто не замечали их, строя плотины как всегда. Изменить свою естественную программу и воспользоваться готовым материалом животные неспособны.
По-другому происходит у человека. Потребности формируются в воспитании, способы их удовлетворения определяются обществом и совершенствуются, а у их постоянно расширяется. Так, потребность в пище – биологическая, но чтобы питаться, человек покупает продукты, готовит их определенным образом, ест с соблюдением культурных норм.
У животных все потребности биологически обусловленные и передаются по наследству. Человек отмечается различными по происхождению и характеру предмета потребностями.
По происхождению выделяют потребности:
а) природные, отражающие зависимость от условий, необходимых для жизни (еда, сон, тепло)
б) культурные, фиксирующие зависимость человека от продуктов культуры, как материальных, так и духовных (общение, образование, одежда).
По характеру предмета потребности бывают:
а) материальными – в материальных предметах (пища, одежда, жилье)
б) духовными – в продуктах духовной культуры (читать книгу, слушать музыку).
Удовлетворение потребностей возможно лишь с помощью окружающих предметов, человек оценивает с точки зрения их важности для удовлетворения потребности – их значимости. Например, жажду может удовлетворить и огурец, но лучше всего – вода, и имеет важнейшее значение в этом случае.
Значимость предмета – это воплощение в нем потребностей человека. Иногда человек может ошибаться и предоставлять значимость предметам, которые на самом деле ее нет. Так, ребенок на уроке хорошо запоминает яркие рисунки, но не объяснение и выводы к ним, которые более важны для обучения. Таким образом, реальное значение предмета для удовлетворения потребностей не всегда совпадает с его значимостью.
Итак, человеческие потребности качественно своеобразные и существенно отличаются от животных, порождая особую форму активности человека – деятельность.
Общие свойства деятельности
Деятельность – это форма реальной связи человека с миром, природой, обществом, а также важнейшее условие формирования сознания и личности.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.
Понятие деятельности является узким за понятия активности, оно свойственно только человеку. Зато активность присуща и животным. Не будь какая активность человека является одновременно и деятельностью. Чтобы четко различать эти понятия, необходимо ориентироваться на общие свойства деятельности. К ним относятся следующие особенности.
1) Целеустремленность (наличие цели), отличает деятельность от других форм активности человека, например, импульсивного поведения, управляемой непосредственно эмоциями и потребностями.
2) Содержание деятельности определяется целью, а не потребностью, которая ее порождает. Например, рабочий работает у станка том, что стремится удовлетворить потребность в пище. Но само по себе управление станком не обуздывает голод, оно направлено на изготовление детали, которая является целью деятельности. Таким образом, цель (то, на что направлена деятельность) и мотив (для чего эта деятельность) разграничиваются. В случаях, когда деятельность самоценна, представляет для человека значимость самим своим исполнением, цель и мотив совпадают. Например, в игре и творчества.
3) Предметность – заключается в том, что деятельность направлена на предмет, в ее процессе превращается в результат деятельности. Способы достижения целей определяются объективными свойствами вещей. Бумага режут ножницами, а хлеб ножом. Одинаковая цель – расчленение предметов – достигается различными способами, в зависимости от особенностей предметов.
4) усвидомлюванисть, что проявляется как понимание человеком связи между целью и удовлетворением своих потребностей. Человек производит детали, которые сама не может потреблять, но получая за свою работу зарплату, удовлетворяет все свои потребности.
5) Опосредованность означает, что деятельность осуществляется с помощью определенных средств и способов. Средства деятельности делятся на внешние (инструменты, техника) и внутренние (знания, умения, навыки).
6) Социальность – выполнение деятельности опирается на результаты труда других людей, выполняется для их блага, ее результаты потребляют другие люди. Так, чтобы быть способного к деятельности, человек должен усвоить средства и способы, которые существуют в обществе и выработанные предшествующими поколениями.
Источник
Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.
Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения». Деятельность – это не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (мзделил, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым указывается на наличие трех основных типов деятельности – не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной. Во-вторых, деятельность – это такое отношение, которое регулируется осознаваемой цепью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).
Деятельность – это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.
Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:
1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи Преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.
2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.
3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.
4.. Системность деятельности. Деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, -так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива
Структура деятельности Нужда — Потребность — Мотив -> Цель -* Действие -¦ Результат ‘*•* Оценка
Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некоторыми способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некоторые детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Date: 2015-07-01; view: 1912; Нарушение авторских прав
Источник
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:
Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
В основе деятельности лежат потребности человека.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности:
по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.
Основные виды человеческой деятельности:
Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются: 1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
А) | освоение опыта предыдущих поколений | 1) | труд |
Б) | преобразование предметов окружающего мира | 2) | общение |
В) | обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия | 3) | учение |
Г) | осуществление реального действия воображаемыми средствами | 4) | творчество |
5) | игра |
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Простейшим, самым доступным видом деятельности является _______________(А). Она носит условный __________________(Б) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является ___________________(В), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают __________________(Г). Он обеспечивает не только существование человеческого ___________________(Д), но является также условием его непрерывного _______________(Е). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».
В приведенном ниже списке слова даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) культура
2) характер
3) игра
4) учение
5) труд
6) глобализация
7) развитие
8) общество
9) признак
3. Считается, что французские просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро сыграли большую роль в подготовке Великой французской революции XVIII века. К какому виду деятельности можно отнести «работу» французских просветителей? Охарактеризуйте этот вид деятельности.
Речь идет о ценностно-ориентировочной деятельности.
Содержание этой деятельности связанно с определением положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, с формированием их мировоззрения.
4. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (…) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
(…) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (…)
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчёты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (…). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведённому до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
3) Можно ли запечатлённый в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
1. Три примера преобразовательной деятельности человека:
прокладывание железных дорог;
строительство заводов;
бурение нефтяных скважин.
2. Две отличительные черты деятельности человека:
практическая полезность («…машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг».);
преобразующий характер («у простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем»).
3. 1) Дан утвердительный ответ.
Аргументация ответа:
2) Автор описывает появление результатов нового, более совершенного качества предметов в результате труда человека («Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению»).
3) Творческая деятельность — это деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее в природе.
4. Конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора, является стремление к совершенству: «Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять». Своё мнение и своё объяснение.
Источник