Какими свойствами обладало римское право

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 мая 2020; проверки требуют 2 правки.

Ри́мское пра́во — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э., а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением.

Римское право являлось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи.

Источники[править | править код]

Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенёсший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.

В 367 году до н. э., согласно законам Лициния – Секстия, была введена должность претора. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к правоприменению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в источниках права и признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Преторское право внесло большой вклад в развитие Римской системы права.

Единственным памятником полной древнеримской научной системы права являются Институции Гая (II век н. э.). В 426 г. н. э. император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.

Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писаным источником права в Риме. Институциональная консервативность права в период Римской империи позволила развить чрезвычайно разработанную юридическую технику и составить высоко-систематизированные источники права, оказала благотворное влияние на правовую науку. Рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке.

Принцип[править | править код]

Основным принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Этот принцип Римского права лёг в основу такой формы власти как Республика, которая является на сегодняшний день самой распространённой формой власти.

Римское правосознание рассматривает справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации. «Ius est ars boni et aequi» — гласит изречение Цельса-младшего, переводимое как «Право есть искусство доброго и равного», а не справедливого, вопреки расхожему мнению (лат. aequus — «равный»). Казуистичность Римского права основывается на осознании высокой роли судебной власти; «Я имею иск — значит я имею право» — описывает это отношение римское изречение. Утилитаризмом названо рассмотрение пользы (лат. utilitas) как смысла права, свойственное римскому отношению к праву: «Польза — мать доброго и справедливого».

Римский юрист Ульпиан высшим же принципом права видел справедливость, о которой писал: «Предписание права суть: честно жить, не вредить другому, каждому воздавать своё» (лат. Iuris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum non laedere, suum quique tribuere).

Отрасли[править | править код]

Первое, известное нам описание различия частного (jus privatum) и публичного права (jus publicum), принадлежит римскому юристу Ульпиану: «Публичное право — то право, которое относится к пользе Римского государства, частное — то право, которое относится к пользе отдельных лиц».

Jus publicum[править | править код]

Публичное право — нормы права, которые охраняют интересы общества в целом, определяют правовое положение государства и его органов.
Для него характерен принцип, что нормы римского публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц, поэтому нормы публичного права являются императивными (обязательными).

Римское публичное право имело в своей структуре 3 раздела: права и обязанности чиновников, права и обязанности священников и уголовное право.

В отличие от римского частного права, римское публичное право, ещё именуемое Jus publicum, не имело такого большого значения для становления правовых систем Западной Европы.

С развалом римского государства забывается и публичное право, римское же частное право заимствуется другими государствами. Этот процесс заимствования принято называть рецепцией.

Jus privatum[править | править код]

Jus privatum базируется на отношениях по поводу частной собственности. Европейскими либертаристами было перенято римское отношение к собственности как к важному признаку свободы и уважения к личности.

Римское частное право пронесло свои базовые институты и принципы через тысячелетнюю историю и в итоге стало базой для современного частного права. Это было во многом связано с изучением Corpus Juris Civilis в университетах Европы. Частное право Рима до сих пор повсеместно имеет огромное значение в правовой науке как каркас для изучения гражданско-правовых отраслей права современных государств.

Jus civile[править | править код]

Jus Quiritum (рус. право квиритов) или jus civile (гражданское право) — право, субъектами которого являются квириты (граждане Рима) и другие латины. Квиритское право появилось в эпоху Республики в Риме. Таким образом, jus civile является древнейшей частью римского частного права. Ему присущи примитивизм и простота конструкций.

Источниками jus civile являются юридические обычаи Древнего Рима (например, кодифицированный юридический обычай — Законы Двенадцати Таблиц) и законы, принятые Народным Собранием.

Средством защиты исков в jus civile были только законные иски.

Jus gentium[править | править код]

Jus gentium (право народов) — право, составленное исходя из обнаруженных мировых правовых принципов, для решения споров между жителями зависимых земель и иностранцами, находящимися на подконтрольной территории Рима.

Jus honorarium[править | править код]

Jus honorarium (лат. honores — почетная должность).

Появление этого права было вызвано теми же причинами, что и jus gentium. Субъектами права являлись только римские граждане.

Источниками jus honorarium являются эдикты магистратов (преторов, курульных эдилов, правителей провинций). Таким образом, jus honorarium представляет собой совокупность преторского (jus praetorium) и эдильного права.

Jus honorarium был во многом схож с jus civile, поэтому две эти системы неизбежно сближались.

Законотворчество[править | править код]

В Римской Республике была разработана трёхэтапная законотворческая процедура. Правом законодательной инициативы обладал каждый магистрат. Законопроект вывешивался им на Римском форуме, где римляне могли ознакомиться с ним и обсудить его. Все предложения по изменению законопроекта могли быть переданы самому магистрату. Затем народное собрание всеобщим голосованием принимало или отклоняло законопроект. Сенат, как исполнительный орган Рима, осуществлял проверку процедуры принятия, при отсутствии нарушений закон вступал в силу. Некоторое время эта процедура с той или иной долей фикции сохранялась и в Римской империи. Затем законотворческая функция укрепилась в руках императора при некотором участии сената.

Закон имел постоянную структуру и состоял из:

  1. praescriptio — вводной части, описывавшей мотивы принятия, имя составившего закон магистрата и дату принятия.
  2. rogatio — основной части, содержавшей функциональную часть закона.
  3. sanctio — санкции, указывавшей ответственность за нарушение норм, установленных законом.[1]

Применение другими государствами[править | править код]

Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici (англ.)русск. — сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населения остготского государства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. в Бургундском государстве.

Римское право активно применялось в южной Франции (англ.)русск. и средней Италии. В 529—534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.

Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец, католическая церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями языческих времен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право — lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо этих общих причин, в Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание «доброе» немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI века — XVII веку римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название «современное римское право» (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Затем в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путём переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Баварии был издан Codex Maximilianeus Bavaricus (нем.)русск., а в 1794 г. в Пруссии было издано Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht). Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона (1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство европейских народов, как латинский язык — на их науку[2][3].

См. также[править | править код]

  • Список законов Древнего Рима
  • Законы Двенадцати таблиц
  • Присуждение
  • Jura novit curia
  • Corpus Juris Civilis
  • Дигесты Юстиниана
  • Квазиконтракт
  • Журнал европейской истории права
  • Закон об осуждении памяти

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Дождев Д. В. Римское частное право. М.: Норма, 2008.
  • Зайков А. В. Римское частное право. 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2017. ISBN 978-5-534-05385-2
  • Новицкий И. Б. Римское право — М.: Зерцало-М, 2008. ISBN 978-5-94373-140-2
  • Новицкий И. Б., Перетерский И. С. Римское частное право. — М.: Юристъ, 2001.
  • Покровский И. А. История римского права — М.: Статут, 2004. ISBN 5-8354-0232-5.
  • Чезаре Санфилиппо. Курс римского частного права. — М.: БЕК, 2002. ISBN 5-85639-284-1
  • Сафаров Р. А. Римское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. ISBN 978-5-222-13783-3

Ссылки[править | править код]

  • Рим, город/Римское право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Институции Гая
  • Образцы важнейших исковых формул в римском процессе (по-латыни с русским переводом)

Источник

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Феномен Римского государства по сей день поражает воображение историков и простых обывателей – мелкая, ничем не примечательная деревенька Апеннинского полуострова построила гигантскую империю, оставившую нам колоссальное наследие.

Римский сенат

Сегодня я хочу поговорить с вами об одном из подарков Рима нам, своим потомкам – римском праве. В чём его особенность? Как оно повлияло на мир? И почему до сих пор юристы изучают римское право? Давайте разбираться!

Да будет… закон!

Римляне с древнейших времён были очень открытым обществом. Многие люди могли получить гражданство вне зависимости от религии, происхождения и социального статуса. В то время удивлялись, что даже из рабов Рим был готов сделать своих граждан, которые рьяно будут защищать своё новое Отечество.

Эта открытость касалась не только вопросов гражданства. Всё, что было полезно Риму, он органично присоединял к своей культуре, переваривал и на выходе давал готовый продукт. Это же касается и римского права, коим мы с вами пользуемся по сей день.

Равно как и славяне пригласили Рюрика, так и римляне в начале своего пути приглашали представителей более развитых народов (этрусков) править ими и писать Риму законы. Правовая мудрость греков, фалисков, этрусков, сабинов, карфагенян и других, щедро сдобренная и приправленная римской идентичностью, породили ранние законы Рима, которые потом развивались на протяжении всей его блистательной истории.

Даже самый знаменитый памятник римского права – законы XII таблиц – во многих местах копируют законы Солона из Афинского полиса. Авторы этого памятника права также во многом вдохновлялись законами своих соседей – фалисков, а в особенности – этрусков.

Племя Латинов и его соседи. До начала экспансии Рима.

В чём же заслуга Рима, спросите вы? А в том, что Рим не просто перенимал чужие законы, а творчески их перерабатывал, систематизировал и органически вписывал в уже сложившуюся систему своего права.

Это можно сравнить с созданием таблицы Менделеева. На тот момент многие элементы давно были известны, исследованы их свойства, существовали определённые системы классификации элементов. Но только Менделеев смог создать единую таблицу, в которой аккуратно, по полочкам, были разложены все элементы. Таблицу, которая не только удобно и органично представляла практически все знания химиков на тот момент времени, но и успешно предсказывала будущее химической науки.

Право рима – право народов!

Созданная римлянами система права получила широкое распространение среди покорённых народов. Наравне с языком и культурой, варвары восприняли у римлян право, которое, после падения империи, стало базой и основной для их собственного законодательства.

Карта Римской империи в 117 году

Например, сборник римского права Lex Romana Visigothorum, или по-другому Breviarium Alaricianum – был составлен в государстве вестготов при короле Аларихе II в 506 году – уже после падения Западной Римской империи. Это говорит о том, что несмотря на свою трагическую гибель – Рим по-прежнему правил жизнью народов.

И, действительно, – “Зачем придумывать велосипед заново?”, думали правители многих стран, продолжая использовать законы Рима на протяжении веков после его падения.

В дальнейшем, когда началось бурное развитие собственного права, римское не отошло на второй план, а вступало с ним в органичный симбиоз. Например, в Кодекс Наполеона, принятый в начале XIX века вошли – римское право, королевские указы, национальные обычаи и другие нормативные акты. Но даже в это время система, созданная римлянами оставалась доминирующей среди народов Европы.

Так появилась на свет романо-германская правовая семья, к которой относят и нашу, российскую, систему права. Особенности этой правовой семьи:

  • источник права – закон (нормативно-правовой акт);
  • деление на частное и публичное право, которые, в свою очередь, делятся на более узкие единицы – отрасли права.

Голубым цветом отмечены страны романо-германской правовой семьи

А сегодня-то зачем?

В принципе, ответ на этот вопрос уже можно понять из сказанного выше. Римское право – основа основ современного законодательства многих стран. Большая часть юридической терминологии, многие правовые принципы унаследованы нами от римлян.

Рим – первоисточник современной цивилизации. Даже слово “цивилизация” – пришло к нам из Рима. Несомненно, с течением времени и развитием технологий многое меняется. Но та система, те принципы и фундаментальные основы права, пришедшие к нам от римлян остаются неизменными и по сей день.

Понравилась статья? Поддержите нас лайком и подпиской! Обещаем, здесь будет много интересных статей об эпохе античности!

Как вы считаете, нужно ли юристам изучать древнее римское право только из-за того влияния, которое оно оказало на современное законодательство? Давайте обсудим в комментариях!

Источник

РИ́МСКОЕ ПРА́ВО (лат. ius romanum), сис­те­ма пра­во­вых норм и прин­ци­пов, вы­ра­бо­тан­ных в Древ­нем Ри­ме с сер. 8 в. до н. э. по 4 в. н. э. Глав­ны­ми из этих прин­ци­пов, со­глас­но рим. юри­сту Уль­пиа­ну, яв­ля­ют­ся пред­пи­са­ния «че­ст­но жить, дру­го­му не вре­дить, воз­да­вать ка­ж­до­му своё».

Осо­бую роль в раз­ра­бот­ке сис­те­мы Р. п. сыг­ра­ли клас­си­че­ские юри­сты 1–3 вв., уче­ние ко­то­рых ста­ло ос­но­вой совр. ев­ро­пей­ско­го пра­ва (см. Ре­цеп­ция рим­ско­го пра­ва). Они де­ли­ли всё пра­во на три под­сис­те­мы: ес­те­ст­вен­ное пра­во (ius naturale), пра­во на­ро­дов (ius genti­um) и ци­виль­ное пра­во (ius civile). Под ес­те­ст­вен­ным пра­вом по­ни­ма­ют­ся за­ко­ны при­ро­ды, су­ще­ст­вую­щие по­ми­мо во­ли че­ло­ве­ка (от­сю­да обо­же­ст­в­ле­ние пра­ва) и свой­ст­вен­ные не толь­ко лю­дям, но и все­му жи­во­му. Глав­ный слу­чай этих за­ко­нов: лю­бовь муж­чи­ны и жен­щи­ны и ро­ди­те­лей к сво­им де­тям. Обы­чаи лю­дей (mores maiorum) фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве этих за­ко­нов, от­сю­да гла­вен­ст­во ес­те­ст­вен­но­го пра­ва над пра­вом на­ро­дов и ци­виль­ным пра­вом. Обы­чаи (mores) по­ни­ма­ют­ся как не­пи­са­ные за­ко­ны, при­ня­тые с мол­ча­ли­во­го со­гла­сия всех, по­это­му «обыч­ное» (moralis) гла­вен­ст­ву­ет над пи­са­ным за­ко­ном. Пра­во на­ро­дов по­ни­ма­ет­ся как ме­ж­ду­на­род­ные обы­чаи и до­го­во­ры, при­ня­тые у всех, да­же не зна­ко­мых ме­ж­ду со­бой, на­ро­дов, по­это­му оно наи­бо­лее близ­ко к ес­те­ст­вен­но­му пра­ву, но и от­ли­ча­ет­ся от не­го, напр., вве­де­ни­ем ин­сти­ту­тов вой­ны и раб­ст­ва. Ци­виль­ное пра­во – это пра­во отд. на­ро­да, го­су­дар­ст­ва, в ча­ст­но­сти рим­ско­го. Со­глас­но Ци­це­ро­ну, оно сто­ит на ниж­ней сту­пе­ни ие­рар­хии по от­но­ше­нию к ес­те­ст­вен­но­му пра­ву и пра­ву на­ро­дов.

Всё ци­виль­ное пра­во де­лит­ся на пуб­лич­ное и ча­ст­ное пра­во. Пер­вое ка­са­ет­ся ин­те­ре­сов и иму­ще­ст­ва все­го на­ро­да и со­сто­ит из пра­ва жре­цов, жерт­во­при­но­ше­ний и ма­ги­ст­ра­тов. Вто­рое ка­са­ет­ся ин­те­ре­сов и иму­ще­ст­ва отд. ча­ст­ных гра­ж­дан. Оно де­лит­ся так­же на пра­во лиц (personae), ве­щей (res) и ис­ков (actiones). Пра­во лиц вы­де­ля­ет сво­бод­ных и ра­бов, гра­ж­дан и неграж­дан, лиц «сво­его пра­ва» (от­цов се­мейств) и «чу­жо­го пра­ва» (под­вла­ст­ных де­тей и жён). Пра­во ве­щей вы­де­ля­ет об­ще­народ­ное дос­тоя­ние (res publi­ca) и ча­ст­ное иму­ще­ст­во (res privata), ве­щи в обо­ро­те и вне ком­мерч. обо­ро­та, дви­жи­мые и не­дви­жи­мые, ман­ци­пи­руе­мые и не­ман­ци­пи­руе­мые, де­ли­мые и не­де­ли­мые, ро­до­вые и ин­ди­ви­ду­аль­но оп­ре­де­лён­ные и т. д. Рим. юри­сты при­зна­ва­ли фак­тич. доб­ро­со­ве­ст­ное и не­доб­ро­со­ве­ст­ное (напр., во­ра) вла­де­ние и ти­туль­ное (за­кон­ное) вла­де­ние. Пра­во соб­ст­вен­но­сти при­об­ре­та­лось дав­но­стью доб­ро­со­ве­ст­но­го вла­де­ния, за­хва­том (напр., на вой­не) и по до­го­во­ру (напр., по­куп­ка). Соб­ст­вен­ность оп­ре­де­ля­лась на­ли­чи­ем пра­во­мо­чий поль­зо­ва­ния (ususfructus), вла­де­ния (possessio) и рас­по­ря­же­ния (ius ha­ben­di). Осо­бая вещ­ная ка­те­го­рия – пра­ва на чу­жие ве­щи: зе­мель­ные сер­ви­ту­ты (пра­ва про­хо­да, во­до­про­во­да, вы­па­са ско­та на чу­жой зем­ле), узуф­рукт, пра­во за­строй­ки (superficies) и эм­фи­тев­зи­са. Ве­щи так­же де­ли­лись на те­лес­ные и бес­те­лес­ные, к по­след­ним от­но­си­лись пра­ва на чу­жие ве­щи и обя­за­тель­ст­ва (obligationes). Обя­за­тель­ст­ва воз­ни­ка­ли или из до­го­во­ров (contractus), или из пра­во­на­ру­ше­ний (delictum). Все до­го­во­ры де­ли­лись на пуб­лич­ные и ча­ст­ные. Сис­те­му до­го­во­ров рим­ля­не за­им­ст­во­ва­ли в 3–1 вв. до н. э. из ме­ж­ду­нар. ком­мер­че­ско­го пра­ва Сре­ди­зем­но­мо­рья (в ча­ст­но­сти, из пра­ва круп­ней­ше­го тор­го­во­го цен­тра – о. Ро­до­са). До­го­во­ры де­ли­лись на пись­мен­ные, уст­ные, ре­аль­ные (по­сред­ст­вом пе­ре­да­чи ве­щи – res) и кон­сен­су­аль­ные (по­сред­ст­вом про­сто­го со­гла­сия, напр. о це­не). Сис­те­ма ис­ков от­ра­жа­ла струк­ту­ру пра­ва лиц и ве­щей, от­сю­да гл. де­ле­ние ис­ков на лич­ные (in personam) и вещ­ные (in rem). По­ми­мо ис­ко­вой (пе­ти­тор­ной) бы­ла раз­ви­та так­же вла­дель­че­ская, или пре­тор­ская, за­щи­та с по­мо­щью средств адм. вла­сти пре­то­ра – по­сес­сор­ных ин­тер­дик­тов, рес­ти­ту­ции и т. п. Су­деб­ный про­цесс раз­де­лял­ся на го­су­дар­ст­вен­ный суд (iudicia publica) на­ро­да или гос. ко­мис­сий по уго­лов­ным пре­сту­п­ле­ни­ям и гос. кон­трак­там и ча­ст­ный суд (iudi­cia privata) по иму­ще­ст­вен­ным спо­рам ме­ж­ду ча­ст­ны­ми гра­ж­да­на­ми. Клас­си­че­ский (фор­му­ляр­ный) про­цесс де­лил­ся на до­су­деб­ную ста­дию пред­ва­рит. раз­бо­ра де­ла у пре­то­ра (in iure) и су­деб­ную ста­дию вы­не­се­ния ре­ше­ния судь­я­ми (in iudicio).

Ис­то­рия Р. п. свя­за­на с раз­ви­ти­ем его ис­точ­ни­ков. В ар­ха­ич. пе­ри­од (сер. 8 в. – 367 до н. э.) гос­под­ство­ва­ло обыч­ное пра­во, кон­тро­ли­руе­мое жре­ца­ми. То­гда же на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся ци­виль­ное пра­во, ос­но­ван­ное на пи­са­ном за­коне (lex) как во­ле на­ро­да. Вер­ши­ной за­ко­но­твор­че­ст­ва яви­лись Две­на­дца­ти таб­лиц за­ко­ны. В пред­клас­си­че­ский пе­ри­од (367–27 до н. э.) раз­ви­ва­ет­ся пре­тор­ское пра­во, ос­но­ван­ное на по­сто­янном пре­тор­ском эдик­те – про­грам­ме су­до­про­из­вод­ст­ва, ко­то­рую ка­ж­дый год го­то­вил из­би­рае­мый на­ро­дом пре­тор. Окон­ча­тель­но пре­тор­ский эдикт был ко­ди­фи­ци­ро­ван юри­стом Саль­ви­ем Юли­а­ном при имп. Ад­риа­не ме­ж­ду 125 и 128 н. э. То­гда же на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся рим. юрис­пру­ден­ция, пер­во­на­чаль­но на­хо­див­шая­ся в ру­ках рим. жре­цов – пон­ти­фи­ков, ав­гу­ров и фе­циа­лов, но во 2–1 вв. до н. э. при­об­рет­шая пре­им. свет­ский ха­рак­тер. Юри­сты да­ва­ли кон­суль­та­ции (от­ве­ты) рим. ма­ги­ст­ра­там, се­на­ту, на­ро­ду и ча­ст­ным ли­цам по всем спор­ным юри­дич. во­про­сам (ком­мен­тарии к за­ко­нам, пре­тор­ско­му эдик­ту и кон­крет­ным су­деб­ным ка­зу­сам), ко­то­рые в слу­чае их со­гла­сия при­об­ре­та­ли си­лу за­ко­на. Эти от­ве­ты и ком­мен­та­рии ста­ли за­пи­сы­вать­ся и к кон. 5 в. со­ста­ви­ли ог­ром­ную биб­лио­те­ку. Клас­сич. пе­ри­од Р. п. (27 до н. э. – 228 н. э.) – это рас­цвет рим. юрис­пру­ден­ции, вре­мя твор­че­ст­ва де­сят­ков рим. юри­стов (Ла­бе­о­на, Са­би­на, Про­ку­ла, Цель­са, Гая, Па­пи­ниа­на, Пав­ла, Уль­пиа­на и др.), дея­тель­но­сти двух осн. пра­во­вых школ – са­бинь­ян­цев и про­ку­ли­ан­цев. Од­но­вре­мен­но в свя­зи с па­де­ни­ем рес­пуб­ли­ки гл. ис­точ­ни­ком пра­ва ста­но­вят­ся по­ста­нов­ле­ния рим. се­на­та – се­на­ту­скон­суль­ты. По­стклас­си­че­ский пе­ри­од (228–476) – упа­док Р. п., ис­чез­но­ве­ние юри­стов, со­став­ле­ние со­кра­щён­ных из­ло­же­ний Р. п. Те­перь гл. ис­точ­ник пра­ва – ука­зы рим. им­пе­ра­то­ров, со­би­рае­мые в сб-ки их кон­сти­ту­ций. На­ко­нец, вы­де­ля­ет­ся пе­ри­од ко­ди­фи­ка­ции Юс­ти­ниа­на (527–534), при­ка­зав­ше­го со­ста­вить свод рим­ско­го пра­ва из 50 книг Ди­гест (ан­то­ло­гии сочи­не­ний рим. юри­стов), 12 книг Ко­дек­са (сб-к имп. кон­сти­ту­ций) и Ин­сти­ту­ций (учеб­ник Р. п.). По­сле смер­ти Юс­ти­ниа­на к ним бы­ли до­бав­ле­ны Но­вел­лы – сб-к вы­шед­ших впо­след­ст­вии его ука­зов. Имен­но этот свод стал ос­но­вой совр. ев­ро­пей­ско­го пра­ва.

Источник