Какими свойствами обладают живые организмы 9 класс
1. Какие живые организмы вы знаете?
К живым организмам относят животных, растения, бактерии, грибы, вирусы.
2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
Живые биологические системы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов.
3. Какие свойства живого вам известны?
1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.
4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
5. Живые организмы развиваются.
6. Всё живое размножается.
7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.
Вопросы
1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства объектов неживой природы, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут. Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живого, или жизненные свойства.
2. В чём заключается различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов – углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров.
3. Каковы основные свойства живого?
1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.
4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
5. Живые организмы развиваются.
6. Всё живое размножается.
7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.
4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?
В отличие от «обменных процессов» в неживой природе, у живых организмов самыми важными стали процессы биосинтеза и распада веществ. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
5. В чём может проявляться приспособленность организмов к среде обитания? Приведите соответствующие примеры.
Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведёт данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.
Задания
1. Объясните, почему живые организмы называют открытыми биологическими системами.
Открытые биологические системы – это системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
Зелёные растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.
2. Перечислите известные вам уровни организации живого. Попробуйте привести примеры соответствующих им биологических систем.
Учёные выделяют следующие уровни организации живого: молекулярный (молекулы, из которых состоит клетка), клеточный (мышечная клетка), организменный (волк), популяционно-видовой (популяция волков в смешенном лесу), экосистемный (сосновый лес) и биосферный (биосфера).
Источник
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
Источник
Какими свойствами обладают живые организмы?
спросил
23 Апр, 17
от
sawero
в категории школьный раздел
решение вопроса
+4
1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.
4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
5. Живые организмы развиваются.
6. Всё живое размножается.
7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.
ответил
23 Апр, 17
от
zinaida
+4
Живые организмы обладают целым рядом свойств: они дышат, питаются, растут, дают потомство, стареют, умирают.
ответил
06 Май, 17
от
микки
+5
Живые организмы отличаются целым набором свойств: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.
ответил
21 Май, 18
от
мериам
+3
Обмен веществ и энергии, движение, рост и развитие, наследственность и изменчивость, размножение, раздражимость, саморегуляция, дискретность и целостность, энергозависимость.
ответил
30 Ноя, 19
от
полька
Похожие вопросы
1 ответ
Какими свойствами обладают животные как живые организмы?
спросил
20 Окт, 18
от
ириска
в категории школьный раздел
1 ответ
Клетки – универсальные единицы, из которых построены все живые организмы на Земле (кроме вирусов). Они обладают всеми свойствами живого
спросил
22 Май, 18
от
Olга
в категории школьный раздел
1 ответ
Какими свойствами характеризуются животные как живые организмы? Нем отличаются животные от представителей других царств живой природы?
спросил
20 Окт, 18
от
ириска
в категории школьный раздел
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
- экономические
42,937 - гуманитарные
33,442 - юридические
17,874 - школьный раздел
598,323 - разное
16,715
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Источник
Биология 9 класс
Урок №3
Тема: «Сущность жизни и свойства живого».
Задачи:
Обучающие: Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.
Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное. Сформировать целостную картину мира.
Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.
Предметные: Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией вой организации живой природы.
Метапредметные : Регулятивные УУД: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения. Регулятивные УУД: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Коммуникативные УУД: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.
Личностные: Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.
Оборудование: Таблица «Основные свойства живого». Презентация.
Ход работы:
Организационный момент
Актуализация знаний(10 минут),
Сообщения учащихся на тему: «Построение модели проведения биологического опыта» (3 человека)
Изучение нового материала (20 минут), (рассказ с элементами беседы).
Сегодня на уроки мы рассмотрим, что же такое понятие жизнь, и как можно определить и доказать является ли организм живым.
Тема урока: «Сущность жизни и свойства живого» – запись в тетради (Слайд 1).
Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.
Вопрос: Как вы думаете, что такое жизнь?
Жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков. (Ф. Энгельс), (Слайд 2).
Слайд 3: Жизнь – самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.
Жизнь – особая форма существования белковых тел.
Задание: Используя текст из §3 учебника, выпишите основные свойства живых организмов в графу свойства (5 минут), (слайд 4).
Проверка. Давайте более детально рассмотрим каждое из свойств: – запись в таблицу.
Основные свойства живых организмов
На 98 % состоят из: углерода, кислорода, азота и водорода;
Имеют клеточное строение.
2
Все живые организмы представляют собой «открытые системы.
Устойчивы при непрерывном поступлении веществ и энергии.
3
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.
Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава организмов.
4
Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
Реакция на внешнее воздействие.
5
Живые организмы развиваются.
Рост и развитие.
6
Все живое размножается.
Самовоспроизведение.
7
Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
Приобретение новых признаков и свойств.
8
Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания.
Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов.
Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения (слайд 5).
Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры) Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.
Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды (слайд 6).
Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.
Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности (слайд 7).
В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».
В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.
Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды (слайд 8).
В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), — других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).
Живые организмы развиваются (слайд 9).
Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.
Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.
Все живое размножается (слайд 10).
Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.
Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью (слайд 11).
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.
Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.
Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.
Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания (слайд 12).
Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.
Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.
Закрепление изученного материала(10 минут), (слайд 13).
Проверка по одному человеку с варианта:
Докажите, что заданный организм является живым, используя в качестве доказательства его основные свойства как живого.
Корова
Дуб
Синица
Ящерица
Щука
Пчела
Домашнее задание (слайд 14).
§ 3, вопросы, повторить §1,2. Подготовка к тесту.
Источник