Какими свойствами обладают жидкости 3 класс окружающий мир

Какими свойствами обладают жидкости 3 класс окружающий мир thumbnail

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Какими свойствами обладают жидкости 3 класс окружающий мир

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Лед

Рис. 1. Лед.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Прозрачность воды

Рис. 2. Прозрачность воды.

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Вода в сосуде

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Таблица “Свойства воды”

Свойства

Жидкая

Твердая

Газообразная

Цвет

Бесцветная

Лед не имеет цвета, снег белый

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Лед прозрачный, снег не прозрачный

Прозрачная

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Вкус

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Форма

Растекается

Лед имеет форму, снег – нет

Не имеет формы

Тем-ра кипения

+100С

Тем-ра замерзания

Тает при 0С

При охлаждении – вода

Что мы узнали?

При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 565.

Источник

Урок окружающего мира 3 класс по теме: СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний:

Прежде, чем объявить тему заседания клуба, я назначаю руководителей групп.

А о чем будет идти сегодня речь, вы узнаете, выполнив задание «Четвертый лишний».

Группам выдаются листки с заданием. (ключевое слово «ВЕЩЕСТВО»). В каждой строчке найти лишнее слово и выписать его на листок бумаги.

  1. Айсберг, сосулька, вода, снежинка.

  2. Камень, ель, песчинка, льдинка.

  3. Лошадь, собака, кошка, щетка.

  4. Ежевика, корзина, забор, дом.

  5. Солнце, растение, гриб, животное.

  6. Железо, трактор, алюминий, медь.

  7. Фарфор, стекло, вода, пластмасса.

  8. Луна, облако, Солнце, Марс.

Из первых букв слов составить «ключевое слово»

 – Название этого вещества вы узнаете из первой группы слов. Да, это ВОДА, потому что айсберг, сосулька, снежинка – это ТЕЛА.

 – Мы уже говорили, что вода – необыкновенное удивительное вещество

Дети читают стихотворение наизусть (заранее подготовлено)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Выступление об известных свойствах-2-3 мин. (заранее подготовлено)

– Свойства воды запишите на листках.(Работа в группах)

(Без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы – текучесть, может одновременно находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном).

III. Сообщение темы урока:

Теперь можно объявить тему нашего заседания клуба «СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ»

Ваша задача, опытным путем определить свойства воды при нагревании и охлаждении.

перед работой необходимо напомнить «Правила поведения при проведении опытов» (раздать в группы напечатанные правила)

Работа с учебником.

 – В учебнике на стр. 59 дано описание порядка проведения этих опытов. Ознакомьтесь и приступайте к работе.

IV. Практическая работа:

Выполнение опытов

Руководители групп на демонстрационном столе берут заранее подготовленные колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает на трубке уровень воды. Затем колбу опускает в теплую воду. Вода в трубке поднимается. Снова отмечает фломастером. Ту же колбу опускает в тарелку со льдом. Уровень воды в трубке опускается ниже первой метки. Опыт подводит к выводу: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.

А кто сможет объяснить причину этого? В группе обсуждается и представитель озвучивает причину.

Работа с учебником:

Точно сформулировать вывод и объяснить причину наблюдаемых явлений поможет текст на стр. 60.

Чтение текста.

-Этими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости: спирт, ртуть, керосин, бензин. А в каком приборе используется это свойство? (В термометре). Эта тема следующего урока.

Работа в Тетрадях для самостоятельных работ.з№32.

Работа с учебником.

Предлагаем ознакомиться со свойствами воды при замерзании.

Учащиеся читают сообщения Кости Погодина на стр. 61.

Кто перескажет опыт Кости и вывод, к которому он пришел? (Вывод ПРИ ЗАМЕРЗАНИИ ВОДА РАСШИРЯЕТСЯ)

Дома с родителями повторите этот опыт.

Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании? (строители используют при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лед и разорвет трубы).

 – Иногда в лесу зимой можно услышать треск деревьев. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Попробуйте объяснить это явление.

Обсуждение в группах и выслушивание ответов представителей групп.

Заканчивая урок, мы еще раз назовем свойства воды в жидком состоянии:

Работа на индивидуальных листочках.

  1. При нагревании вода ….расширяется.

  2. При охлаждении вода …..сжимается.

  3. При замерзании вода…. расширяется.

Знания свойств воды необходимы в жизни. А незнания – могут привести к непредвиденным ситуациям. Руководители групп, возьмите карточку с вопросом, обсудите, а представитель через минуту вслух проговорит ответ.

Вопросы:

  1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

  2. Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

  3. Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

VIИтог урока. Рефлексия. Оценивание.

детям выдаются чистые листочки, на которых они пишут конец предложения и приклеивают на листах ватмана.

Я узнал на уроке…

У меня получилось на уроке…

Я хочу выполнить д.з №…

На доске д.з. на выбор. Написать доклад или создать презентацию по теме:

1

Можно ли унести воду в решете?

2

Можно ли воду в руках удержать?

3

Можно воду в гору занести?

На листах А-4 участники групп цветными жетонами (красного, желтого, зеленого) оценивают свою работу на уроке (наклеивают)

  • Красный цвет – отлично;

  • Желтый цвет – хорошо;

  • Зеленый цвет – удовлетворительно.

«Четвертый лишний»

В каждой строчке найти лишнее слово и выписать его на листок бумаги.

Айсберг, сосулька, вода, снежинка.

Камень, ель, песчинка, льдинка.

Лошадь, собака, кошка, щетка.

Ежевика, корзина, забор, дом.

Солнце, растение, гриб, животное.

Железо, трактор, алюминий, медь.

Фарфор, стекло, вода, пластмасса.

Луна, облако, Солнце, Марс.

Из первых букв слов составить «ключевое слово»

  1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

  2. Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

  3. Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

Я узнал на уроке…

У меня получилось на уроке…

Я хочу выполнить д.з №…

1. При нагревании вода ….расширяется.

2. При охлаждении вода …..сжимается.

3. При замерзании вода…. расширяется.

Источник

Урок по предмету «Окружающий мир» 3 класс УМК «Планета Знаний» Учебник «Окружающий мир» для 3 класса,

рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир»

 Г.Г. Ивченкова,И.В.Потапов.

Тема урока : « Свойства воды в жидком состоянии».

Цель урока: формировать понятия «свойства воды»,дать представления о применении воды в жизни человека.

УУД: 1. Уметь выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.

2. Формировать этические свойства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.

3. Умение принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение  классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Форма организации обучения: индивидуальная, в парах, в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: нестандартный, исследовательский.

Основной метод обучения: исследование-целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Оборудование:  презентация, проектор, компьютерная программа, интерактивная доска; раздаточный материал:  оборудование для опытов: стаканы с водой, соком, молоком, ложки, полоски цветной бумаги, спиртовка с  пробиркой. 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Вот уже заливисто прозвенел звонок!
Мальчики и девочки сели на урок!
– Ребята, поздоровайтесь с гостями. Проверьте свое рабочее место.

II. Мотивационное начало урока. Выход на тему урока.  

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Вы проведёте научную работу, чтобы получше узнать одну «особу» и её свойства. О чём идёт речь, вы узнаете разгадав ребус.  

(слайд №2-3)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу.(вода)

Действительно нашу особу зовут «Вода». Она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.

(слайд№4)  

Тема сегодняшнего урока «Вода и её свойства в жидком состоянии».

 (слайд №4)

III. Постановка учебной задачи.

Чтобы вы хотели узнать о воде?

(слайд №4 по щелчку)

– Почему воду, назвали водой?

– Какая бывает вода?

– Какими свойствами она обладает?

IV. Работа над новым материалом.

(Слайд 5)

Почему же воду, так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили очень похожие сказки.

Давайте прослушаем некоторые из них, а остальные поместим в «Уголок творчества» и вы сможете ознакомиться.

Итог данного вопроса. Существует древняя притча о воде. Рассказываю притчу. (приложение №1)

   -Что вы знаете о воде?

    – Где мы ее встречаем?

   (слайд 6 по щелчку- 3 р)

Учащиеся  рассказывают стихотворения о воде.

1. Вы слыхали о воде?
   Говорят она везде!
   В луже, в море, в океане
   И в водопроводном кране.
                                 2. Как сосулька замерзает,
                                     В дом туманом к нам вползает,
                                     На плите у нас кипит,
                                     Паром чайника шипит,
3. Растворяет сахар в чае
    Мы её не замечаем,
    Мы привыкли, что вода –
    Наша спутница всегда!
                                  4. Без неё нам не умыться.
                                      Не наесться, не напиться!
                                      Смею вам я доложить –
                                      Без воды нам не прожить.

   (слайд 7)

Ребята, а какая бывает вода?

(слайд 8 по щелчку  – 7 раз)

1.Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
                                   

                                     2.Есть даже вода тяжёлая,
                                       А есть вода и весёлая,
                                       Солнечная, чудесная,
                                       Привозная и местная,
                                       Волшебная, талая,
                                       Большая и малая,
                                       Сточная, проточная,
                                       Чистая и грязная …
                                       Ну, в общем, очень разная.

(слайд 9)

1. Работа с учебником.

-А еще вода бывает в трех состояниях. Вы сейчас самостоятельно прочитаете  на стр.26.

-Почему вода названа жидкой?

-Разве бывает твёрдая вода? (ответы детей).

– А какая еще бывает вода, кто знает? (ответы детей).

(слайд 10)

-Приведите примеры воды в этих трех состояниях.

2. Работа по теме урока.

-Вспомните, какое существенное свойство жидкостей вам известно?(текучесть)

-Почему все жидкости можно хранить в емкостях  разнообразной формы?(жидкости принимают форму того сосуда, в котором находятся).

-Почему вода принимает форму того сосуда в котором она налита? (текуча).

Физкультминутка

(слайд 11)

А сейчас мы с вами попадем туда, где вода ценится дороже золота. Как вы думаете, где это может быть? (Африка).

И вместе с жителями этой страны потанцуем.

V. Практическая работа.

(слайд 12-13)

Нам с вами осталось ответить на последний вопрос:”Какими свойствами обладает вода?”

Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты.

Работа в группах.

Работаем в группах, объединитесь. Прежде чем проводить опыт, изучите порядок его проведения. Получают карточки с заданием (приложение №2).Ответы записывайте в тетрадь на стр.12.. задание 21.

Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня?

(бесцветная, прозрачная, без запаха).

(слайд14-16)

Демонстрационный опыт (показать плохую теплопроводность воды)

-Какой вывод можно сделать из этого опыта? Плохо или хорошо вода проводит тепло?

-Результат запишите в тетрадь задание 22 и зарисуйте этот опыт.

(слайд 17)

VI. Закрепление.

– Молодцы, ребята. Какие свойства воды вы установили, проводя опыты?

Работа в парах.

-Переходим к следующему этапу нашей работы. Для закрепления отгадаем кроссворд. (у каждой пары на столе лежит листок с кроссвордом).

-А теперь проверим.

(слайд 18 по щелчку проверка).

Мы о многом  вспомнили, много узнали нового. А теперь отгадайте загадки, которые непосредственно связаны с водой.

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)

Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)

Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)

День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)

Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)

Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)

Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)

VII. Итог урока.

– Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали и много узнали нового.

– Что совершенно новое вы узнали на уроке?

Оценивание. Словесное и отметочное.

VIII. Домашнее задание.

-Ответить на вопросы на стр.27

Молодцы ребята, спасибо вам за урок. (слайд №32).

Мне понравилось, что вы были активными, соблюдали правила безопасности. Вы – маленькие исследователи, помощники автора учебника.  

Приложение 1

Притча о воде

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

Приложение 2

Исследовательская работа (эксперименты)

Задание: проведите эксперименты, пронаблюдайте, сделайте вывод, выявите свойства воды

1. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

2. Возьмите полоски цветной бумаги. Сравнивайте цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

3. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод. Запишите в тетрадь.

Источник