Какими свойствами обладает зеркало

Издревле люди боялись их, называли «глазами дьявола» и искренне верили, что зеркала – врата в иной мир. Считалось, что с их помощью можно путешествовать во времени, изменять привычный ход событий, возвращать с того света умерших. И не только.

Удивительно, но сотни древних суеверий, связанных с зеркалами, актуальны и для современных жителей мегаполисов. Но кто и когда решил, что этот предмет является мистическим? Почему люди продолжают с осторожностью относиться к своему отражению? Какие тайны хранят зеркала? И что о них думает наука?

свойства зеркал

Загадки зеркал

Гадание на зеркалах – один из самых древних и зловещих ритуалов в славянской культуре. Согласно поверью в святки незамужняя девушка может увидеть в отражении лицо своего суженого. Даже сегодня не каждая решится на такое гадание. Правила его проведения известны лишь опытным ворожеям и историкам. А вот последствия всего одной ошибки на слуху: страшные галлюцинации, ощущение присутствия кого-то в пустой комнате и даже помешательство.

На Руси к этой вещи во все времена относились с большой опаской. Считалось, что в них обитает вся нечистая сила. Даже в светлое время суток люди старались смотреться в них не больше трех раз. Но участь оказаться старой девой для любой потенциальной невесты была намного страшнее, чем встреча с дьяволом.

Поскольку дома гадать строжайше запрещалось, с наступлением темноты девушки тайком убегали в хлев, баню или заброшенный дом. Чтобы увидеть лицо своего будущего жениха, суеверные девушки снимали с себя все обереги и усаживались перед зеркалами, накрыв головы плотными покрывалами. Согласно бытовавшим в то время религиозным представлениям они оставались совершенно беззащитными перед лицом сверхъестественной силы.

загадки зеркал

Удивительно, но в каждой полевой экспедиции фольклористы встречают жителей глубинок, которые рассказывают, как первый раз увидели своего будущего мужа именно в зеркале. В таких беседах эксперты узнавали и о том, что происходило, если девушка не успевала вовремя сказать: «Чур меня!» Она могла сойти с ума или исчезнуть.

Несмотря на огромное количество свидетельств деревенских жителей, на сегодняшний день у ученых нет доказательств, что зеркала обладают магическими свойствами. Однако представители науки соглашаются, что во время таких гаданий девушки вполне могли увидеть какие-то образы и даже продолжительные видения. Только вот никакой мистики в этом нет, это все работа бессознательного.

Оказывается, если долго сверлить взглядом свое отражение или смотреть в одну точку, то и в просторном помещении может всякое привидеться. В подобных видениях нет ничего странного, скорее это совершенно закономерная реакция нашей психики. Чем более раскрепощен, спокоен и расслаблен человек, тем активнее воображение начинает рисовать причудливые картины. Поэтому в отличие от горожан жители деревень не только быстрее погружаются в такие состояния, но и видят более яркие образы.

Наверное, поэтому древнейшая традиция гадания на суженого по зеркалам так и не прижилась в мегаполисах. В условиях постоянного стресса и высокого ритма жизни современным женщинам стало труднее отключать контроль над сознанием и видеть то, чего нет.

Впрочем, это не означает, что жители больших городов перестали верить в магию зеркал. Как и сто или двести лет назад, разбитое зеркало для нас – плохая примета. Смерть, приходящая в дом, также заставляет совершать многих из нас древнейший славянский ритуал – занавешивать или закрывать все зеркала в доме.

Удивительным образом многие из этих древних традиций соблюдаются и в современном обществе. Причем зачастую неосознанно. Но когда человечество начало относиться к зеркалам с такой осторожностью? Почему вокруг них столько негативной символики, примет и суеверий?

магия зеркал

Согласно одной из гипотез негативное отношение к зеркалам – следствие не менее осторожного отношения наших предков к воде и ее отражающей поверхности. Славяне и другие народы мира попросту боялись разглядывать свое отражение в озерах и реках. Но почему? Дело в том, что удвоение действительности всегда пугало людей. Отсюда, кстати, и настороженное отношение к близнецам.

Древние считали, что зеркало может быть и мощнейшим оберегом, способным защитить человека от влияния сверхъестественных сил. Удивительно, но такое представление было свойственно всем обитателям материка Евразия, особенно жителям Древнего Китая и Японии. Это стало очевидно, когда археологи стали обнаруживать зеркала повсеместно почти во всех древних захоронениях.

Только богатые и знатные люди становились первыми владельцами зеркал. Ведь изготавливались они из очень дорогих металлов руками редких мастеров и, конечно же, по секретным технологиям. Именно количеством и размером зеркал в то время подчеркивался высокий статус их хозяина.

Кстати, благодаря археологическим находкам удалось установить, что уже к Средним векам зеркало из предмета защиты от нечисти превратилось в модное и эффективное лекарство. Ими в Средневековье лечили буквально все – от головных болей до инфекционных заболеваний.

Основоположником идеи об исцеляющих свойствах зеркал стал Парацельс – знаменитый врач, алхимик и оккультист, живший в 16 веке. Он верил, что зеркало как губка может впитывать всю негативную энергию человека. А именно ее Парацельс и считал причиной всех болезней. В своих многочисленных трудах швейцарский алхимик подробно описывал не только симптоматику каждого своего пациента, но и удивительный процесс излечения после воздействия зеркал.

Несмотря на то, что фигура средневекового врача-мистика, как и всех его последователей, историками оценивается неоднозначно, идея о том, что зеркала лечат, до сих пор вызывает интерес у многих современных исследователей. В ЦЭИОТ ЛИБИТ уже не первый год исследуют влияние зеркал на физиологию человека. Подтвердить их лечебное свойство в этой экспериментальной лаборатории пока еще не готовы, но и отрицать, что какое-то воздействие они все-таки оказывают, исследователи тоже не торопятся.

Около 3000 человек, принявших участие в эксперименте, испытывали довольно странные ощущения. Удивительными кажутся и результаты энцефалограмм. Уже через 15 минут пребывания в зеркальных установках у добровольцев меняется частота биоритмов головного мозга. Свойственные состоянию бодрствования альфа- и бета-ритмы сменяются дельта- и тета-ритмами. Эти частоты характерны для состояния глубокого сна, транса и даже комы.

Точного объяснения, почему так происходит, у сотрудников лаборатории пока нет. Но нередко в ходе таких экспериментов происходят действительно странные и необъяснимые вещи. Например, люди начинали говорить на непонятных языках. Несмотря на эти шокирующие результаты, официальное научное сообщество не признает легитимность подобных исследований. Большинство представителей точных наук уверены, что все попытки доказать паранормальные свойства зеркала не выдерживают никакой критики.

Впрочем, психиатры готовы расставить точки над i в этом спорном вопросе. Согласно многолетним клиническим исследованиям было выявлено, что зеркала действительно могут оказывать негативное и положительное влияние на человека. Но отнюдь не потому, что они обладают особыми, неизвестными науке свойствами. Все дело в самом человеке.

Существует целый ряд психических расстройств, при которых человек панически боится подходить к зеркалу и разглядывать свое отражение. Такой навязчивый страх возникает при некоторых формах шизофрении и параноидальных состояний. Даже психически здоровому человеку далеко не всегда хочется смотреться в зеркало. Как правило, такое поведение может являться симптомом затянувшейся хандры.

Но, пожалуй, по-настоящему опасным для человеческой психики может стать долгое и одиночное пребывание в зеркальных комнатах. Неизбежно возникающая потеря ориентации в пространстве, а также неестественное количество отражений могут спровоцировать серьезный срыв и даже помешательство, считают ученые.

зеркала

Но все это не означает, что зеркало оказывает лишь негативное влияние на нашу психику. Специалисты уверены, что оно может играть и роль психотерапевта. Известны случаи, когда люди, решившиеся на самоубийство, взглянув на свое отражение, одумывались. Ученые уверены, что даже в подобных случаях не стоит преувеличивать роль зеркала. Ведь никто не может принимать за нас решения, тем более, неодушевленные предметы.

Читайте также:  Какие свойства веществ определяются этими видами химической связи

Несмотря на научные дебаты, исследователи-энтузиасты продолжают выдвигать смелое предположение, основываясь при этом на работах известных советских ученых, в частности, астрофизика Николая Козырева. Так, появилось ныне популярная гипотеза о том, что зеркала обладают не только памятью, но и могут обращать время вспять.
https://zerkala-design.ru/

Астрономическая польза зеркал

Так что же из себя представляют зеркала? Какими в действительности свойствами они обладают? С точки зрения науки это весьма ограниченный набор. Главное его свойство – это отражение. Собственно, больше от этого предмета ничего и не требуется. Чем более гладкая у зеркала поверхность, тем точнее отражение в нем можно увидеть. Кстати, в том, что мы видим себя в зеркале, как правило, перевернутыми, тоже нет никакой мистики. Правое остается правым, а левое – левым. Запутывает нас то, что мы воспринимаем отражение, как другого человека. А когда другой человек смотрит на нас, его, к примеру, правая рука находится слева от нас.

В зеркалах отражаются абсолютно все объекты, которые испускают свет или какие-то другие излучения, видимые глазу. Просто чтобы увидеть их отражение, человеку потребуются специальные оптические приборы. Так что все древние легенды о том, что существуют люди и предметы, которые не отражаются в зеркалах, – не более чем вымысел. Во Вселенной просто не существует таких объектов.

Несмотря на свое, по сути, одно ценное свойство – отражать, зеркала сыграли в развитии науки немалую роль. Изучая их оптические свойства, ученые обнаружили удивительную вещь. Оказалось, что многие объекты, которые всегда считались симметричными, на самом деле таковыми не являются. И яркий тому пример – человеческое тело.

Возьмите любой портрет знакомого вам человека. Мысленно разделите его лицо вертикальной линией пополам и поставьте на эту ось зеркало. При соотнесении двух половинок изображения – реального и отражения – вы увидите лицо, которое в лучшем случае похоже на знакомого вам человека. Этот научный фокус справедлив в отношении всех человеческих лиц, а также других частей тела: рук, ног, ушей.

С точки зрения физики человек принадлежит к хиральным объектам природы – несмотря на видимую симметричность, они оказываются несовместимыми со своим отображением в зеркале.

Открытия, которые совершались благодаря зеркалам, многим ученым прошлого казались в лучшем случае вызывающими, в худшем – и вовсе абсурдными. И уж точно никто не мог предположить, что предмет со столь сомнительной репутацией станет ключом к развитию одной из самых захватывающих и точных наук современности – астрономии.

До 18 века астрономические телескопы оснащались тяжелыми стеклянными линзами. Но довольно быстро ученым стало понятно, что оптики такого качества недостаточно. С ее помощью не то что Вселенную изучать было невозможно, а даже ближайшие планеты нашей Солнечной системы.

Первый телескоп с зеркальной оптикой изобрел Исаак Ньютон. Правда, в качестве эксперимента. Преимущество такого технологического решения очень быстро оценили и все остальные. Новые поколения зеркальной оптики и оснащенные ими рефлекторы стали применяться повсеместно. Уже к 20 веку благодаря точным астрономическим зеркалам ученые смогли обнаружить и изучить тысячи далеких космических объектов. Открытия совершались едва ли не каждый день.

Астрономы смогли заглянуть в недра Солнца и изучить принцип его работы. Были открыты сотни загадочных тел, которые сегодня активно изучаются: нейтронные звезды, кометы, астероиды… Человечество осознало, насколько бурная жизнь кипит в космосе.

На первый взгляд астрономические зеркала ничем не отличаются от тех, что висят в наших квартирах. По сути, это все то же хорошо отполированное и отшлифованное стекло. На самом деле отличие колоссальное. В первую очередь это особое покрытие. В качестве основы для изготовления астрономических зеркал используется далеко не тот же состав стекла, из которого выдувают банки для консервации продуктов. Технологичный бульон, который заливают в специальные печи, приготавливается из особого стеклокерамического материала, обладающего очень низким тепловым расширением.

Для современных обсерваторий сегодня делают огромные зеркала от 6 до 36 метров в диаметре и выше. Ведь чем больше площадь отражающей поверхности, тем больше света она может собрать. Следовательно, картинка, полученная из недр космоса, будет максимально точной.

Более того, в современных телескопах используются сложнейшие компьютерные системы, которые помогают тысячи раз в секунду менять, поддерживать и выравнивать форму зеркал, чтобы сгладить последствия перепадов температур в течение суток. Благодаря этому удается получать четкое изображение даже в плохую погоду.

Современная зеркальная оптика стала и залогом нашей безопасности. Астрономы научились наблюдать не только за астероидами и кометами, но и за не менее опасной угрозой – космическим мусором. Отслужившие свое спутники, ступени ракетоносителей, разгонные блоки и просто вышедшие из строя космические аппараты никуда не исчезают, а продолжают находиться в околоземном пространстве.

состаренное зеркало

Около 100000 тонн мусора прямо сейчас летают над нашими головами, и главная опасность заключается в том, что весь этот высокотехнологический хлам в любую минуту может столкнуться с работающими спутниками и даже МКС. Предупреждать космонавтов о сближении с такой угрозой просто жизненно необходимо.

Но этим роль зеркал в астрономии не ограничивается. Ученые уверены, что в будущем с их помощью могут быть сделаны фундаментальные открытия. Например, есть надежда, что специальными суперчувствительными зеркальными установками все же удастся зафиксировать гравитационное излучение, которое исходит из самых глубин Вселенной.

История отношений человека и зеркала полна удивительных противоречий. С одной стороны, мы точно знаем, как и из чего оно делается, какими свойствами обладает. С другой стороны, многие исследователи до сих пор не могут смириться с тем, что зеркало – всего лишь простейший рефлектор. Тысячелетиями формировавшийся мистический тип мышления и множество суеверий снова и снова заставляют нас видеть в своем отражении что-то большее, чем обычное физическое явление.

Ученые уверены, что люди еще долго не избавятся от груза древних суеверий. Ведь с точки зрения эволюции все мы еще вчера верили, что именно сверхъестественные силы заставляют день сменяться ночью.

Источник

Ваза, отражённая в зеркале

Зеркало, 1685–1700 гг., дуб, облицованный чёрным деревом, 167,6 x 99,1 см, Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Зе́ркало — гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения[Комм 1]). Наиболее известный пример — плоское зеркало.

История[править | править код]

Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота и платины, относящиеся к эпохе Бронзы.

Современную историю зеркал отсчитывают с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.

В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. И хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество. Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения. Например, цифры, дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

Читайте также:  Какие два психических свойства личности

В начале XVI века братья Андреа Доменико с острова Мурано разрезали вдоль ещё горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи заказала в Венеции 119 зеркал для своего зеркального кабинета, заплатив за заказ огромную сумму. Венецианские зеркальщики в ответ на королевский жест проявили также необыкновенную щедрость — подарили французской королеве Марии Медичи зеркало. Оно является самым дорогим в мире, и сейчас хранится в Лувре. Украшено зеркало агатами и ониксами, а рама инкрустирована драгоценными камнями.

Французские аристократы во время роскошных приёмов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям своё благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды. Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил на Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи. Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.

Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали на Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»?

После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой цене. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принёс немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро[1] в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Физика хода лучей[править | править код]

Принцип хода лучей, отражённых от зеркала, прост, если применять законы геометрической оптики, не учитывая волновую природу света. Пусть луч света падает на идеальную плоскую зеркальную поверхность, полностью отражающую весь падающий на него свет, под некоторым углом к нормали (перпендикуляру), проведённой к поверхности в точке падения луча на зеркало[Комм 2]. Тогда отражённый луч будет лежать в плоскости, образованной падающим лучом и нормалью к поверхности, а угол, образованный отражённым лучом и нормалью[Комм 3], будет равен углу падения. Луч, падающий на зеркало под прямым углом к плоскости зеркала, отразится сам в себя.

Для простейшего — плоского — зеркала изображение будет расположено за зеркалом симметрично предмету относительно плоскости зеркала, оно будет мнимым, прямым и такого же размера, как сам предмет. Это нетрудно установить, пользуясь законом отражения света[2]. Плоское зеркало также можно рассматривать как предельный случай сферического зеркала (неважно, выпуклого, или вогнутого), при радиусе, стремящемся к бесконечности, тогда его свойства получаются из формулы сферического зеркала и формулы увеличения сферического зеркала.

Материалы и технология изготовления зеркал[править | править код]

Зеркало из полированного металла, походное

Первые зеркала относятся к бронзовому веку. Они изготавливались из серебра, меди или бронзы. Позднее стали делать зеркала из стекла, на заднюю поверхность которых наносили тонкий слой серебра, золота или олова.

Вогнутые зеркала появились в 1240 году. Выдували стеклянные шары, в которые вливали расплавленное олово, оно растекалось ровным слоем по внутренней поверхности. Затем шар разбивали на куски.

В начале XVI века зеркальщики научились делать плоские зеркала. Горячий цилиндр из стекла разрезался вдоль, и эти половинки раскатывали на медной столешнице, получая листы стекла. Тогда же стали применять амальгамы (жидкие или твердые сплавы ртути с другими металлами) для нанесения отражающего слоя на стекло.

Позднее французы стали получать зеркальные стекла не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом.

В некоторых оптических приборах используются зеркала, работающие за счёт эффекта полного отражения на границе сред с различными показателями преломления.

Применение[править | править код]

Применение в быту[править | править код]

Первые зеркала были созданы для того, чтобы следить за собственной внешностью[источник не указан 2269 дней].

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров для создания иллюзии пространства и большого объёма в небольших помещениях. Такая традиция возникла ещё в Средние века, как только во Франции появилась техническая возможность создания больших зеркал, не столь разорительно дорогих, как венецианские.

Зеркала в качестве рефлекторов[править | править код]

Стоматологическое зеркало

Гинекологическое зеркало Куско

Значительная часть источников света требует применения зеркал для формирования оптимального светового потока. Наиболее часто используются параболические зеркала, позволяющие создать пучок параллельных лучей (фары, прожекторы, коллиматоры).

Применение в научных приборах[править | править код]

Медицинский налобный рефлектор

Как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические, параболические, гиперболические и эллиптические зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах — спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

  • телескопы
  • лазеры
  • зеркальные фотоаппараты
  • объективы, например, зеркально-линзовый телеобъектив системы Максутова (МТО).
  • перископы и зеркальные псевдоскопы

Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала[править | править код]

Зеркало на дороге у крутого поворота

В тех случаях, когда обзор человека по каким-либо причинам ограничен, зеркала особенно полезны. Так, в каждом автомобиле, на многих дорожных велосипедах имеется одно или несколько зеркал, иногда слегка выпуклых — для расширения поля зрения.

На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

В системах видеонаблюдения зеркала обеспечивает обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

Полупрозрачные зеркала[править | править код]

Полупрозрачные зеркала широко используются в оптических приборах (лазеры, зеркально-призматические видоискатели, телесуфлёры и др.).

Полупрозрачные зеркала иногда называют «зеркальными стёклами» или «односторонними стёклами». Такие стёкла применяются для скрытного наблюдения за людьми (в целях контроля над поведением или шпионажа), при этом шпион находится в тёмном помещении, а объект наблюдения — в освещённом. Принцип действия зеркального стекла в том, что плохо освещённый шпион не виден на фоне яркого отражения.

Читайте также:  Какие свойства проявляют металлы при химических реакциях

Применение в военном деле[править | править код]

В современном термоядерном оружии используется для фокусировки излучения от запала и создания условий для начала термоядерного процесса синтеза.

Применение рентгеновских зеркал в термоядерной бомбе

Зеркала в фольклоре, поверьях, мифах и художественных произведениях[править | править код]

Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека.

Реакция ребёнка на своё отражение

С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека).

Зеркала и зазеркалье в литературе и кинематографе[править | править код]

В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (прямой взгляд Горгоны превращал людей в камень)[3].

В средневековых текстах зеркало является образом, символом иного мира. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.

Зеркало в искусстве средневекового Востока — это художественный образ мира, в котором живëт божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой заклинательные тексты.

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Аналогичный приëм использовал Гастон Леру: в книге «Призрак Оперы» Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает Оля — героиня одноимённой повести-сказки Виталия Губарева и поставленного по ней фильма.

Зеркала в изобразительном искусстве[править | править код]

Широко использовали образ зеркала художники Нового времени. Среди подобных картин «Девочка у зеркала» американского художника Нормана Роквелла.

Видения[править | править код]

В других произведениях зеркало является источником видений. Так, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее неё. Во «Властелине колец» Зеркало Галадриэль показывало смотрящему в него видения из прошлого, настоящего и будущего. В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало Еиналеж показывало самые сокровенные желания человека. В «плоском мире» Терри Пратчетта существуют «маги зеркал» («Ведьмы за границей»), которые с помощью «зеркального коридора» многократно увеличивали свою магическую мощь, при этом могли видеть отражение в любых зеркалах мира.

Не отражающееся в зеркале[править | править код]

Существуют поверья/мифы, что в зеркале не отражаются вампиры, доппельгангеры и призраки. Возможно, это вызвано тем, что раньше зеркала делали из серебра — “чистого” металла.

Символика[править | править код]

Бронзовое зеркало, именуемое Ята-но-Кагами, является регалией японских императоров.

Развлечения[править | править код]

В Диснеевском аттракционе «Призрачное поместье» есть Бесконечный зал (Endless Hallway), где эффект бесконечности получается за счёт двух зеркал, направленных друг на друга, на небольшом расстоянии. Плюс ко всему прочему в этом зале есть парящий в воздухе канделябр. Призрачное поместье является первым аттракционом, где используются зеркала как для украшения какого-либо помещения, так и создания оригинального эффекта.

Не так давно в новых американских аттракционах ужасов появились Зеркальные лабиринты, что является самой забавной игрой. В России первые зеркальные лабиринты появились в Санкт-Петербурге и приобрели большую популярность в развлекательной индустрии.

См. также[править | править код]

  • Зеркальный тест
  • Эйсоптрофобия — боязнь зеркал.
  • До:кё (銅鏡) — бронзовые зеркала древней Японии (периоды Яёй и Кофун)
  • Сферическое зеркало
  • Вогнутое зеркало
  • Зеркало Ллойда и зеркала Френеля, — оптические приборы
  • Диэлектрическое зеркало
  • Чирпирующее зеркало
  • Зеркало заднего вида

Галерея[править | править код]

  • Первое поверхностное зеркало, покрытое алюминием и усиленное диэлектрическими покрытиями. Угол падающего света (представленный как светом в зеркале, так и тенью позади него) совпадает с точным углом отражения (отражённый свет падает на стол).

  • Фотограф фотографирует себя в изогнутом зеркале в музее Универсум в городе Мехико

  • Большое выпуклое зеркало. Искажения на изображении увеличиваются с увеличением расстояния просмотра.

  • Скульптура женщины, смотрящей в зеркало, из Халебида, Индия, XII век

  • Четыре разных зеркала, показывающие разницу в отражательной способности. По часовой стрелке сверху слева: диэлектрик (80%), алюминий (85%), хром (25%) и улучшенное серебро (99,9%). Все зеркала первой поверхности, кроме хромированного зеркала. Диэлектрическое зеркало отражает жёлтый свет от первой поверхности, но действует как антиотражающее покрытие для фиолетового света, создавая тем самым призрачное отражение лампочки от второй поверхности.

  • Диэлектрический зеркальный блок работает по принципу тонкоплёночной интерференции. Каждый слой имеет различный показатель преломления, что позволяет каждому интерфейсу создавать небольшое количество отражения. Когда толщина слоёв пропорциональна выбранной длине волны, множественные отражения конструктивно мешают. Стеки могут состоять из нескольких сотен отдельных слоёв.

  • Диэлектрический лазерный выходной ответвитель с отражающей способностью 75–80% в диапазоне 500–600 нм. Слева: зеркало хорошо отражает жёлтый и зелёный, но хорошо пропускает красный и синий. Справа: зеркало пропускает 25% лазерного излучения 589 нм. Поскольку частицы дыма рассеивают больше света, чем отражают, луч кажется намного ярче при отражении назад к наблюдателю.

  • Ошибки плоскости, такие как волнистые дюны на поверхности, приводили к этим артефактам, искажениям и низкому качеству изображения при отражении в дальнем поле бытового зеркала.

  • Зеркало шеваль — полноразмерное напольное зеркало, установленное в раме, которая позволяет ему свободно качаться

  • Отражения в сферическом выпуклом зеркале. Фотограф виден справа вверху.

  • Зеркало заднего вида

  • Тестируемые зеркальные сегменты E-ELT

  • Деформируемое зеркало с тонким корпусом. Его ширина составляет 1120 мм, а толщина — всего 2 мм, что делает его намного тоньше, чем большинство стеклянных окон.[4]

  • Зеркало с диэлектрическим покрытием используется в лазере на красителях. Зеркало имеет отражающую способность более 99% при 550 нанометрах, (жёлтого цвета), но пропускает большинство других цветов.

  • Диэлектрическое зеркало используется в перестраиваемых лазерах. С центральной длиной волны 600 нм и шириной полосы 100 нм покрытие полностью отражает оранжевую конструкционную бумагу, но отражает только красноватые оттенки синей бумаги.

  • Зеркальное здание на Манхэттене — 2008

  • Зеркала в дизайне интерьера: «Зал ожидания в доме М.м Б.», проект ар-деко итальянского архитектора Арнальдо дель Ира, Рим, 1939 г.

  • Очки с зеркалами — Prezi HQ

  • Тайдзиту в рамке триграмм и зеркало защиты демонов. Считается, что эти чары отпугивают злых духов и защищают жилище от невезения

  • Акустическое зеркало высотой 4,5 метра (15 футов) в районе Килнси-Грандж, Восточный Йоркшир, Великобритания

  • Горячее зеркало, используемое в камере для уменьшения эффекта красных глаз

Примечания[править | править код]

Комментарии[править | править код]

Использованные источники[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Сабин Мельшиор-Бонне. История зеркала. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — (Культура повседневности). — ISBN 5-86793-384-9.
  • Бабайцев А. В. Символы зеркала и зеркальности в политике // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгр., 24—28 мая: В 5 т. / МГУ. — М.: Соврем. тетради, 2005. — Т. 5. — С. 9—10.
  • Зеркало // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ганс Бидерманн. Зеркало // Энциклопедия символов = Knaurs Lexikon der Simbole. — М.: Республика, 1996. — С. 95-96. — 336 с. — ISBN 5-250-02592-7.
  • Абрам Зиновьевич Вулис. Литературные зеркала. — Советский писатель, 1991. — 480 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-265-014-96-9.
  • Зеркала комнатные // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / под ред. А. И. Ревина. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 210—211. — 770 с.

Источник