Какими свойствами обладает закон

Какими свойствами обладает закон thumbnail

Закон – это принятый в особом порядке
первичный нормативно-правовой акт
высшего представительного органа
государственной власти, обладающий
высшей юридической силой и регулирующий
важнейшие общественные отношения.
Законы
обладают всеми признаками нормативных
актов и правовых актов. Помимо этого,
законы обладают рядом специфических
признаков, обусловливающих их особую
юридическую природу.
Признаки закона.
1)
Закон является разновидностью
нормативно-правовых актов, следовательно,
обладает всеми признаками нормативных
актов, равно как и правовых актов в
целом.
2) Первичный характер закона
означает, что он исходит от представительного
правотворческого органа, следовательно,
в той или иной мере выражает волю народа.
Поэтому закон является первичным по
отношению ко всем иным нормативным
актам, равно как и ко всем прочим правовым
актам; все прочие акты производны от
закона, издаются на его основе. Первичный
характер закона означает его
“самодостаточность”, ему не нужны
иные основания для функционирования,
наоборот, он сам является основанием
для всех иных актов и всей юридической
деятельности в государстве.
3) Высшая
юридическая сила – важнейший признак
закона. Высшая юридическая сила закона
означает, что все иные правовые акты
издаются, во-первых, на основе закона;
во-вторых, во исполнение закона; в-третьих,
не могут противоречить закону.
4) Законы
принимаются в особом порядке, подробно
регламентированном конституцией и
законодательными актами. Соблюдение
процедуры принятия закона – необходимое
условие их юридической силы, малейшее
нарушение этой процедуры ведет к
юридической ничтожности принятого
акта. Порядок принятия закона отличается
усложненностью, чем законотворчество
отличается от иных видов правотворчества. 
5)
Законы принимаются высшими представительными
(законодательными) органами государства,
только эти органы обладают правом
принимать законы. Этот порядок должен
подчеркнуть значимость закона, его
особую роль и место в системе правовых
актов.
6) Закон должен регулировать
важнейшие общественные отношения. Все
изменчивое, преходящее, не имеющее
конституирующего значения должно
отражаться не в законе, а в подзаконных
актах. К важнейшим общественным отношениям
относятся прежде всего взаимодействие
граждан и органов государства, полномочия
государственных органов, их классификация
и т.д.
Закон призван быть ведущим
источником права в правовом государстве.
Особые свойства закона позволяют ему
быть демократичным источником права,
выражающим волю и интересы народа.
Именно эти свойства и обусловливают
особую роль закона в системе нормативных
актов. Закон должен выражать принципы
права, идею приоритета прав и свобод
человека, демократические начала
общественного и государственного
устройства. Правовые законы составляют
основу правового государства. Поэтому
столь важно добиться реального
верховенства закона в системе правовых
актов государства, сделать закон
действительно ведущим, основным
источником права.

Закон как нормативно-правовой акт
высшей юридической силы имеет

особую структуру, которую составляют
следующие элементы (которые иногда
называются реквизитами): •наименование
органа, принявшего закон;

•        название
закона;

•        номер и дата
принятия;

•        преамбула;

•        нормативно-
правовое содержание закона;

•        последствия
несоблюдения закона;

•        отмена законом
иных нормативно-правовых актов (правовых
норм);

•        опубликование
закона и вступление его в силу;

•        подписание
закона.

2. Закон (как и любой нормативно-правовой
акт) должен содержать наи
менование
принявшего его органа. От уровня
государственного органа,
в компетенцию
которого входило принятие соответствующего
закона,
зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на
круг общественных отношений, для
урегулирования которых он принят (то
есть на предмет правового регулирования).Необходимо
стремиться к тому, чтобы название закона
(позволяющее индивидуализировать его
из массы других законов) отражало его
содержание, звучало кратко и понятно. Номер
закона и дата его принятия также
помогают индивидуализировать его и
занять определенное место в иерархии
нормативно-правовых актов. При принятии
федеральных законов Федеральным
Собранием (Государственной Думой,
Советом Федерации) соответствующей
датой считается день окончательного
принятия данного акта Государственной
Думой.

Нормативно-правовое содержание является
главным элементом закона. Содержание
закона обычно делится на статьи, в
которых содержатся нормы права. Статьи
должны иметь номер. В объемных законах
могут выделяться разделы и главы.

Преамбула обычно содержит мотивы
принятия закона, его цели и задачи.

Как правило, в самом законе содержится санкция,
применяемая к нарушителям его норм.

Обязательным элементом закона должно
быть указание об отмене действия
иных нормативно-правовых актов данным
законом. Обычно данное указание
содержится в конце принятого закона
(указываются реквизиты отмененных актов
или их отдельные статьи).

После принятия закон подлежит
опубликованию и вступает в законную

силу непосредственно после опубликования
либо со дня, указанного в законе.

Последним элементом структуры закона
обязательно должна являться подпись
соответствующего должностного лица (для
федеральных законов Президента РФ).

Читайте также:  Какие полезные свойства кураги

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Признаки закона

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов. Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан. Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.
Читайте также:  Какими свойствами обладает только вода

Источник

Понятие и виды закона

Закон – исходящее от верховной власти правило, устанавливающее права и обязанности субъектов. Современное юридическое понимание закона и его видов невозможно без оглядки на определение закона классиком. Понятие или понимание закона: что важнее?

Современное юридическое понимание закона выражается через определения закона как принятого в особом порядке “первичного правового акта” по основным вопросам жизни государства, “непосредственно выражающего общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой” (См.: Алексеев С.С. Общая теория права).

Или: закон – это нормативно-правовой акт, “принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны” (См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права).
Или: “В юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений” (См.: Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин).

Понимание закона сводится к определению его формы выражения, при этом содержательная часть закона формулируется как общая государственная воля, регулирующая важные общественные отношения.

Таким образом, современное юридическое понимание закона сужается, и частности (о которых упоминают классики российской юриспруденции), не выраженные в форме закона, – это нормы, не имеющие высшей юридической силы. Но и иерархический признак по юридической силе – современный атрибут.

Какими свойствами обладает закон

Понятно, что законы занимают особое место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется опять же общим установленным порядком, согласно которого законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; и обладают законы высшей юридической силой.

Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства России различают виды законов.
Законы делятся на федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. К ним, в частности, относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном, Верховном Судах РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы (ФЗ) принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные, иными словами Кодексы и просто ФЗ.

Читайте также:  Какие свойства в морковке

Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

По сроку действия различают следующие виды законов: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы – принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:
общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные, процессуальные и др.

Классификация законов и деление их на виды важны для правоприменительной практики, чтобы разобраться какой закон главнее, в случае возникновения разночтений. Закон – это всегда общее правило, и когда его примеривают на конкретные обстоятельства, то правильное понимание установленных правил играет важнейшую роль.

Непонимание закона влечет неправильное (неверное) его применение, а значит, на практике законодатель не добивается тех целей, которые он ставил, издавая данный закон, и государство утрачивает регулирующую функцию в тех общественных отношениях, которым и посвящен тот или иной блок “непонятых” законов.

Определение закона классиком

Законом называется исходящее от верховной власти (в
законодательном порядке) правило, которым установляются права. Сама власть
верховная в этой деятельности называется властью законодательною. Bcе другие
акты – акты верховного управления и постановления, издаваемые в особом порядке,
хотя бы они и устанавливали права, – не суть законы.
Выражение закона возможно в двух формах, существенно различных между собою: в форме общей и в форме частных случаев. Первая представляет закон как юридическое начало, высказанное законодателем для применения к действительности; вторая – как определение частного случая, причем предполагается, что случаи повторяются и есть возможность исчерпать большее или меньшее количество случаев, встречающихся в действительности. Первая форма более сообразна существу закона, долженствующего выразить общее правило, и более выгодна для науки, имеющей дело с началами. И должно сказать, что гражданские законы скорее всех других ведут к общей форме: если где-либо затруднительно исчерпать частные случаи, то это именно в гражданском праве, потому что разнообразие случаев здесь чрезвычайное. Но ни та, ни другая форма не проведена строго ни в одном законодательстве; имея в виду определить частные случаи, законодатель поражается их разнообразием и означает случаи более общими признаками; установляя общее начало, законодатель не может удержаться, чтобы не определить хотя некоторые частные случаи. Однако есть возможность определить, в каком духе выражен закон и какого вообще направления держится законодательство, а для применения законов чрезвычайно важно иметь в виду форму их выражения.
Разделение законов на их виды может быть очень дробное. Мы обратим внимание лишь на разделения, имеющие практический интерес. По отношению к гражданскому праву имеют практическое значение разделения законов по трем основаниям: а) по содержанию, b) по пространству действия и с) по последствиям нарушения.
a) По содержанию законы разделяются на безусловно постановляющие что-либо и дозволяющие что-либо делать или не делать.
b) По пространству действия законы разделяются на общие (leges communes) и особенные (leges singulares). Общие законы касаются всех граждан, особенные же постановляют правила для лиц, находящихся в известных исключительных условиях.
с) По последствиям нарушения должно различать: 1) законы, нарушение которых влечет за собою ничтожность действия нарушающего. 2) Законы, нарушение которых не влечет за собою ничтожества действия, а только более или менее тягостные последствия. 3) Законы, нарушение которых дает кому-либо право требовать cудебным порядком, чтобы действиe, нарушающее их, было признано ничтожным, если без такого требования оно остается в своей силе.

Раскрывая понятие, содержащееся в юридическом определении, юрист иногда находит в нем неисчерпаемое богатство: иногда из одного закона путем силлогизмов можно вывести целый ряд юридических определений.

Мейер Д. И. Существо закона и его виды

Читать далее

Источник