Какими свойствами обладает вода находясь в жидком состоянии 5 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №10 Колпинского района Санкт-Петербурга
« ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Силина Эльза Эдуардовна
Санкт-Петербург
2015
Цели: показать опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.
Оборудование: стакан, полоски из цветной бумаги, колба, стаканчики, ложка, соль, сахар.
- Организационный момент.
Перед началом нашего занятия, я вас попрошу пройти и помыть с мылом руки.
В природе есть капелька воды. Она сегодня с нами иона всех любит. Так пусть же капелька заглянет к нам в класс и не только напоит нас, но и придаст нам сил и уверенности в знаниях.
- Сообщение темы урока.
-Сегодня мы с вами переместимся в научную лабораторию, и вы будете исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …..(воды)
Слайд 1
-Ребята, назовите тему нашего урока. (вода и ее свойства)А что же такое вода? Слайд 2
Давайте сейчас посмотрим на наш глобус.
-Какого цвета он вам показался? (голубого)
-Как вы думаете почему? (потому, что голубого цвета на нем больше) Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря и океаны, реки и озера нашей планеты.
Слайд 3
-А сейчас мы с вами видим нашу Землю такой, какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в 2 раза больше места, чем суша).
Что бы случилось с Землей, если бы на ней не стало воды. Слайд 4.
Слайд 5. «Вода одна из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 5 дней.
Слайд 6.Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров»
-Ребят, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и т.д.)
-Как вы думаете, а в каких трех состояниях может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)
Слайд 7
Демонстрация 3-х состояний:
Лед- твердое, вода- жидкое, кипение воды- газообразное.
-В одной из русских народных сказок, героине задают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить? (лед)
4. Свойства воды.
-Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы.
Опыт №1
Прозрачна ли вода?
Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.
Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?
Значит вода прозрачная.СЛАЙД 10
Опыт №2
Имеет ли вода запах?
Оборудование: стакан с водой
Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?
Вывод: вода запаха не имеет.СЛАЙД 11
Опыт № 3
-Имеет ли вода вкус?
-Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?
Вывод: вода вкуса не имеет.СЛАЙД 12
Опыт № 4
Имеет ли вода цвет?
Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.
Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.
Вывод: вода цвета не имеет.СЛАЙД13
Опыт № 5
Оборудование: 1 стакан-соль
2 стакан-сахар
3 стакан-мел
4 стакан-марганцовка
Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы, например, серебро.СЛАЙД 14
Опыт № 6
-Что произойдет с водой если ее вылить из посуды?
Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.
Вывод: вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.СЛАЙД 15
Опыт № 7
Имеет ли форму вода?
Оборудование: колба, стакан с водой.
Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?
Вывод: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в которую ее наливают. СЛАЙД 16
Общий вывод: вода – жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета, формы, она текучая.
Слайд 17
7 ключей
Идем «пачкаем руки» и затем их моем начисто.
Релаксация: Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть). Он нас приветствует (протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться (движение пловца).Океан нам очень рад, но нам пода возвращаться. Давайте помашем ему рукой.
Итог.
-Перед вами лежит капелька, пусть каждый из вас нарисует свое настроение которое было у вас на сегодня.
Слайд 18. Живая кпелька
-Вы хорошо поработали!
-Как же надо относиться к воде? (беречь, не загрязнять водоемы)
Ведь вода — это наше богатство,
Это важный источник Земли.
И от качества водных ресурсов,
Зависит здоровье страны.
Берегите реки и озера!
Чтобы процветал родной наш край.
И тогда, увидите, что скоро,
Превратится он в цветущий рай!
-Загадки.
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок (туман)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю стал седой (снег)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем не найдем (роса)
-В каких состояниях может быть вода?
Источник
Nurjan Isaeva
11 мая · 635
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
На сайте https://tvoiklas.ru/ представлены уроки географии, биологии и истории на… · tvoiklas.ru
- Химические:
а) реагирует со многими металлами с выделением кислорода;
б) разлагается на кислород и водород при действии электрического тока;
в) реагирует со многими оксидами неметаллов;
г) реагирует с некоторыми оксидами металлов.
- Физические:
а) высокая теплопроводность (теплоёмкость) и низкая теплоотдача;
б) несжимаемость;
в) способность к поверхностному натяжению;
г) жидкость без цвета, вкуса и запаха;
д) сцепление – водородные связи удерживают молекулы воды вместе;
е) высокая удельная температура парообразования и конденсации;
ж) способность растворять многие вещества;
з) гидроксид водорода может находиться в трёх состояниях: в жидком – вода, парообразном – водяной пар и твёрдом – лёд. При этом лёд имеет более низкую плотность;
и) при замерзании расширяется и т.д.
- Биологические
а) сохраняет объём и тургор клеток и тканей;
б) обеспечивает
охлаждение благодаря испарению с поверхности тела,
- доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела,
- буферизацию (поддержание кислотности) внутренней среды,
- регуляцию температуры тела,
- преобразование пищи в энергию,
- усвоение питательных веществ клетками,
- вывод шлаков и отходов, появившиеся в процессе жизнедеятельности и целый ряд других функций.
https://tvoiklas.ru/voda-v-zhizni-organizmov/
Каким свойством обладает чистая вода?
Вода является прозрачной, безвкусной жидкостью, которая не имеет никакого запаха, но при этом основные её характеристики поистине поразительны:
показатель молекулярной массы равен 18,0160;
уровень плотности — 1 г/см³;
вода является уникальным растворителем: она окисляет практически все известные виды металла и способна разрушить любую твёрдую горную породу;
сферическая капля воды отличается наименьшей (оптимальной) поверхностью объёма;
коэффициент поверхностного натяжения равен 72,75*10‾³Н/м;
вода превосходит большинство веществ по степени удельной теплоёмкости;
удивительно и то, что вода способна поглощать огромное количество тепла и при этом сама очень мало нагревается;
вода отличается и полимеризационными способностями. В таком случае свойства её становятся несколько иными, например, кипение полимеризованной воды происходит при более высоких температурах (порядка 6–7 раз выше), чем обычной.
Наш организм в основном состоит из воды. Эмбрион человека на 97% составляет вода. У новорожденного на долю воды приходится около 80% от массы тела. Наиболее интенсивно он теряет жидкость в первые дни жизни — происходит физиологическая убыль массы тела (5-7 %).
С годами количество воды в организме постоянно уменьшается. У детей в возрасте до 5 лет содержание воды в организме составляет уже около 70% от массы тела. К тому времени, когда мы достигаем 50-60-летнего возраста, наше тело содержит не более 50-60% воды.
Все мы знаем, какая эластичная и мягкая кожа у младенцев. Они изгибаются и скручиваются, оставаясь пухлыми, как наполненный водой шарик. Степень гибкости, свойственная младенцам и маленьким детям, к сожалению, с возрастом снижается.
Содержание воды в разных тканях варьирует от 20% в жировой ткани до 83-90% в почках и крови, у женщин в связи с большим количеством жировой клетчатки содержание воды ниже, чем у мужчин. Наш мозг представляет собой влажную субстанцию и состоит из воды на 85%, слюна из неё состоит на 99%, мышцы на 60%. Особенно много воды в крови — до 90%, а стекловидное тел глаза содержит ее даже 96-99%. В костях 20% воды и около 10% в верхних слоях кожи.
Именно благодаря воде обеспечивается тонкое регулирование всех процессов в организме. Вода регулирует массу и температуру нашего тела, разносит питательные вещества к клеткам и выводит шлаки и продукты распада из организма, защищает внутренние органы, участвует в процессе дыхания, растворяет минеральные соли, помогает организму усваивать питательные вещества и преобразовывать пищу в энергию.
Водный обмен регулируется жаждой, метаболизмом, ведущим к образованию воды вследствие процессов окисления, кислотно-щелочным балансом (ацидоз увеличивает диурез, алкалоз — уменьшает), а также функциональным состоянием почек, играющих решающую роль в водном обмене. Резкие сдвиги водного баланса как в сторону гипо-, так и гипергидратации неблагоприятно отражаются на общем состоянии организма человека. При этом избыток воды переносится легче, чем ее недостаток. При понижении содержания воды в организме всего на 2% человек чувствует усталость. Если оно понизится на 8%, следует ожидать серьезных проблем со здоровьем, а на 12% — вероятна остановка сердца. Попробуйте чистую воду тут: https://257267.ru/product/voda-pitevaya-admiral/
Прочитать ещё 1 ответ
Чем водород полезен для человеческого организма помимо того, что он в виде воды входит в состав жидкостей, хмельных, питательных, иногда и тех и других?
Биологическое значение водорода определяется тем, что он входит в состав молекул воды и всех важнейших групп природных соединений, в том числе полипептидов, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов. Примерно 10% массы живых организмов приходится на водород, а по числу атомов 50% (водород, кстати, самый распространённый элемент в нашей вселенной). Способность водорода образовывать «водородные связи» играет решающую роль в поддержании пространственной четвертичной структуры белков, а также в осуществлении принципа комплиментарности при построении нуклеиновых кислот (возможность формирования А-Т и Г-Ц комплексов (для РНК А-У)). Водород (йон Н+) принимает участие в важнейших динамических процессах и реакциях в организме — в биологическом окислении, обеспечивающем живые клетки энергией, в фотосинтезе у растений, в реакциях биосинтеза, в азотфиксации и бактериальном фотосинтезе, в поддержании кислотно-щелочного баланса и гомеостаза, в процессах трансмембранного транспорта. Таким образом, наряду с кислородом (O), углеродом (C) и азотом (N), водород (все четыре элемента являются органогенами) образует структурную основу такого явления, как жизнь. Вопрос же о «пользе» не совсем корректен, право.
Из чего состоит морская вода?
ООО “НПК “Диасел” – Профессиональная очистка воды · diasel.ru
Морская вода – это вода с высоким содержанием солей, средняя соленность мирового океана порядка 35 г/л. Главным образом, солесодержание морской воды связанос с наличие ионов натрия и хлора (хлоридов).
У разных морей и океанов различное содержание солей. Самым соленым является Мертвое море (350 г/л). Наименее соленым является Балтийское море (от 2 до 8 г/л).
Также в морской воде есть сульфаты, хлориды, калий, магний, нитраты, кальций, карьонаты и другие ионы. В малых количествах в морской воде присутсвует практически вся таблица Менделеева.
Прочитать ещё 1 ответ
Изменится ли масса молекул воды, если вода превратится в лед или в пар?
Постараюсь объяснить простым языком… Конечно, нет. Изменяется только плотность.
Всё это можно объяснить тем, что молекулы просто набирают, а иными словами теряют скорость, а их количество (следовательно их общая масса) не меняется.
Есть зависимость от состояния воды, если вода кипяченная, то в сравнении с простой водой из – под крана она замерзнет быстрее. Еще если вода горячая, то быстрее замерзнет , чем холодная.
Вода, подвергнутая воздействию очень низких температур, но при этом не кристаллизовавшаяся, называется «переохлаждённой».
Как этиловый и метиловый спирты влияют на нервную клетку? Какие необратимые процессы происходят в ней?
Естественные науки, НАУЧПОП.
Более ядовиты продукты метаболизма этилового и метилового спирта.
В печени имеется 2 фермента, способных “утилизировать” поступившие спирты. Метанол под действием фермента алкогольдегидрогеназа распадается на формальдегид, а этанол на ацетальдегид. Формальдегид токсичнее ацетальдегида, поэтому и метанол считается более опасным в сравнении с этанолом. Затем, спустя какое-то время альдегиды под действией другого фермента – альдегиддегидрогеназы распадаются до соответствующих карбоновых кислот – муравьиная (метановая) для метанола, и уксусная (этановая) для этанола. Эти соединения уже не представляют никакой угрозы для организма, позже они распадаются с образованием углекислого газа и воды. Но фермент альдегиддегидрогеназа работает у всех с разной скоростью, и поэтому алкогольное опьянение длится у всех по разному.
Метанол вызывает слепоту именно из-за пораженияглазного нерва.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Дата:
Класс:
Урок №:
Развивающие: развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в паре;
Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.
Планируемые
результаты
Учащиеся углубляют и систематизируют знания о многообразии живых организмов, расширяют свои представления о свойствах живых организмов.
Личная значимость изучаемого материала для обучающихся
Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле, она обладает уникальными свойствами, содержится в живых организмах.
Необходимо в сутки принимать до 1 литра воды.
Задачи для обучающихся
Узнать, как связано строение живых организмов и свойств воды?
Методы обучения
Частично-поисковый: найти информацию в учебнике.
Приёмы деятельности учителя
Постановка проблемы, подведение к выводу, организация самостоятельной работы обучающихся с материалами для урока.
Организация деятельности обучающихся
Изучение предложенных материалов об особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде, работа с текстом учебника, заполнение таблицы, отвечают на вопросы, работа в рабочих листах;
Опорные понятия урока
гидросфера
Новые понятия урока: Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость.
Источники информации: Учебник параграф № 6.
Электронное приложение «Вода как среда жизни организмов». (6).
План урока.
1.Организационный момент. (2 мин.)
2. Актуализация знаний. (5 мин.)
Чёрный ящик.
Здесь находится вещество …(если вы узнали, что это за вещество запишите его название на листочке).
Антуан де Сент- Экзюпери сказал о нём так:
– У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…
– Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
– Ты самое большое богатство в мире.
Без рук, без ног, но бежит. (загадка)
Это вещество вода.
Сообщение темы урока: Вода как среда жизни организмов
3.Целепологание (5 мин)
Давайте попробуем определить цель нашего урока.
1.Изучить особенности водной среды обитания.
2. Выяснить, как приспособились организмы к данной среде обитания.
4.Планирование (3 мин)
Водная среда жизни — Гидросфера
Свойства Экологические факторы Приспособления
5.Открытие нового знания (5 мин)
Вода самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.
Итак, вся вода на земле образует … (гидросферу).
Нам нужно ответить на следующие вопросы:
– Какими свойствами обладает вода, находясь в жидком состоянии?
– Какими экологическими факторами характеризуется данная среда обитания?
– Назовите организмы, которые живут в воде?
Ответы учеников.
– Рыбы являются яркими представителями водной среды обитания.
Как же связано строение живых организмов и свойств воды?
Учащиеся работают в группе.
Каждый ряд получает задание об определённом факторе водной среды, пользуясь информацией учебника, параграф № 6, заполняют таблицу.
Слайд 4- Факторы среды
Проверка выполненной работы, дальнейшее составление схемы
Слайд 5-Приспособления к водной среде обитания
обтекаемая форма тела
наличие слизи на теле
плавники,
ласты
подкожный слой жира
Слайд 6-Условия жизни организмов в воде
Слайд 8-Глубины Мирового океана(мелководье,средние глубины,глубоководье)
Слайд 9-Водные животные
6.Отработка учебных действий
Из предложенных организмов выберите тех, кто обитает в водной среде.
( либо на слайде или на доске)
Учащиеся называют животное и его приспособления к данной среде обитания.
7. Рефлексия
Что нового узнал для себя?
Что непонятно?
Меня сегодня заинтересовало?
Домашнее задание. Параграф №6 вопросы на стр. 21
Творческое задание: Составить кроссворд «Вода»
Итог урока. В капельках воды рисуем рожицы.
Оценки обучающимся, активно работавшим на уроке.
Раздаточный материал
1. Составить предложения.
1.Изучить… (особенности, обитания, среды, водной).
2.Выяснить приспособления… (обитания, организмов, среде, к данной)
2. Разделите на два столбика: вода прозрачна, света мало,
вода без вкуса и без запаха, текучесть, температура изменяется, изменение объёма при нагревании и охлаждении, кислорода не хватает, воды достаточно.
Экологические факторы
3. Заполните таблицу, пользуясь информацией учебника, параграф № 6,
Фактор среды
Условия обитания
Приспособления животных
Пример
свет
1 ряд
мало
кислород
2 ряд
Не хватает
Температура
плотность влажность
3ряд
Выше плотности воздуха
Источник
№
Компоненты паспорта
Описание исследовательского проекта
1
ФИО участника
Малая Екатерина Игоревна
2
Тема проекта
«Какими свойствами обладает вода?»
3
Актуальность проекта
Вода – удивительное богатство, которое подарила человеку природа. Она окружает нас с детства. Мы видим её в ручьях, озёрах, реках, морях, океанах, наблюдаем, как капает дождь, мы каждый день пользуемся водой и даже представить себе не можем того, что было бы, если бы вода исчезла. Без воды на нашей планете не было бы жизни, ведь вода нужна всей живой природе: растениям, животным, человеку. Мы все знаем, что вода не имеет цвета, запаха, обладает текучестью.
Не все люди задумываются над тем, какие же свойства имеет обыкновенная вода, находящаяся в жидком состоянии. Нашу работу мы посвятили изучению этой проблемы–выявлению удивительных свойств воды.
4
Проблема исследования
Проблема состоит в том, что роль воды в жизни нашей планеты раскрыта ещё не до конца и о свойствах воды нам известно пока недостаточно.(
5
Объект исследования
Вода
6
Цель проекта
Определение свойств воды в жидком состоянии при взаимодействии с различными веществами.
7
Задачи проекта
Изучить литературу о воде и её свойствах, проверить опытным путём приобретённые знания о воде, опираясь на исследования сделать вывод о свойствах воды.
Экспериментально доказать, что вода – жидкость обладает натяжением, соприкасаясь с другими предметами, обладает движением, находясь в других веществах, и имеет разную массу в зависимости от температуры
–без цвета, без вкуса и без запаха;
– обладает такими свойствами как текучесть, теплоёмкость и является растворителем.
8
Гипотеза исследования
Предположим, что вода при взаимодействии с другими веществами обладает различными свойствами, но для их выявления необходимо не только проанализировать различную литературу, но и провести опыты.
9
Методы исследования
Теоретические методы: анализ учебной литературы; синтез имеющихся материалов.
Эмпирические методы:
– проведение опытов, сравнение, анализ, наблюдение
–просмотр познавательных видеофрагментов;
–поиск дополнительной информации в интернете по исследуемой проблеме.
10
Тип проекта (по продолжительности)
Краткосрочный (1 неделя)
11
Этапы реализации проекта, краткое их описание
1.Подготовительный этап:
- постановка учебной проблемы;
- знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы о свойствах воды).
Предполагаемый результат: будет сформирована мотивация учащихся к занятиям по данному проекту. Предоставление Выбор учащимися необходимой литературы.
2.Поисково-информационный этап:
- найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования «какими свойствами обладает вода?»;
- подготовка необходимого оборудования для проведения опытов.
Предполагаемый результат: у учащихся сформируются теоретические знания о свойствах воды.
3.Опытно-экспериментальный этап:
Опыт №1. «Вода – увеличитель».
В один стакан нальём воду, другой оставим пустым. Положим монетку сначала в пустой стакан, затем в наполненный водой. В пустом стакане размер монеты не изменился, а в сосуде с водой – монетка значительно увеличилась.
Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме.
Опыт №2. «Волшебная радуга»
На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.
Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью. Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.
Опыт №3. «Стакан – непроливайка»
Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.
Вывод: давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.
Опыт №4. Смешивание горячей и холодной воды.
Мы узнали, что вода состоит из молекул, которые движутся. А что произойдет с частицами горячей и холодной воды, если их смешать?
Понадобятся два стакана, красители, лист картона. В одном стакане смешиваем синий краситель с холодной водой, в другом – красный с горячей водой.
1) стакан с холодной водой накрываем картоном, переворачиваем и ставим на стакан с горячей водой, вытаскиваем картон. Красная вода поднимается в стакан с синей водой, смешивается и становится фиолетовой.
2) стакан с горячей водой накрываем и переворачиваем на стакан с холодной водой. Видим, что вода не смешивается.
Вывод: холодная вода тяжелее.
Таким образом, на основе проведённых опытов, мы убедились, что вода обладает различными свойствами при взаимодействии с разными веществами. Общий вывод конкретно, какими свойствами
12
Оборудование для проведения исследования
Презентация, смарт-доска, система голосования, документ- камера, литература, стакан, монетка, фломастеры, вода.
13
Продукт проекта
Компьютерная презентация с видеофрагментами, фото, на которых были зафиксированы проводимые опыты, а также буклет на тему «Вода – источник жизни».
14
Перспектива проекта
Использование данного проекта на конкурсе проектов, проведение данных опытов в домашних условиях
15
Используемые источники
- «Большая энциклопедия эрудита»– Москва, издательство «Махаон», 2004.
- Дж.Эллиот, К.Кинг «Детская энциклопедия» – Москва, Росмэн, 2014.
- Исмаилова С. «Энциклопедия для детей. География» – Москва, Аванта+, 2012.
- Наберухин Ю.И. Загадки воды. – Новосибирск, Химия, 2013.
- Энциклопедия «Что такое. Кто такой» – Педагогика-Пресс, Москва,1. 2014
- «Энциклопедия для детей», том 19, «Экология» – Москва, издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2016.
Сайты в Интернете (видеофрагменты):
https://www.youtube.com/watch?v=NQQbrgjGukI «Необычные свойства воды»
https://www.youtube.com/watch?v=YuyQiBBGxvs – «Великая тайна воды»
Источник