Понять, что такое управляющее воздействие.

Научиться узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях, приводить свои примеры.

Чтобы понять, что такое управляющее воздействие, рассмотрим пример.

Завёл барин кузницу; велел лакею мехи раздувать. Стоит, ждёт заказчиков, хочет деньги заработать. Едет мимо мужик на телеге, громыхает деревянными колёсами.

— Эй, стой! Заезжай сюда! Сделаем на все четыре колеса твоей телеги мягкие шины, — крикнул барин.

Проанализируем ситуацию и определим, что позволяет барину воздействовать на проезжающего мимо мужика и завлечь его в свою кузницу. Результат анализа представим в виде таблицы.

Здесь управляющее воздействие на мужика — это звук, звуковая информация.

На вокзалах, в аэропортах и речных портах, на стадионах и в других общественных местах управляющее воздействие на пассажиров может быть:

  • в виде звуковой информации (голос диктора);

  • в виде зрительной информации (табло, где указаны номера рейсов, пункты назначения и время отправления и прибытия транспортных средств и другая важная информация).

Управляющее воздействие на человека — это информация,
которую он получает от управляющего объекта с помощью своих органов чувств.

Для создания управляющего воздействия на посетителей в различных учреждениях, где обычно бывает много людей и выстраивается длинная очередь (в сберегательных банках, поликлиниках и так далее), ввели автоматизированное управление очередью. Человек приходит в учреждение и на входе получает талончик с номером. Затем он садится и ждёт, когда на табло высветится его номер рядом с номером обслуживающего окна. Это значит, что подошла очередь, и человек идёт к указанному на табло окну.

Электронные табло предназначены для создания управляющего воздействия на посетителей. На основе этого управляющего воздействия человек принимает решение: что ему делать, куда идти, в какое окно обращаться.

Данные на электронном табло могут служить, а могут не служить управляющим воздействием на человека в зависимости от того, ищет ли человек информацию, чтобы принять решение.

Управляющим воздействием на техническое устройство тоже может быть звук, свет или иной сигнал (изменение температуры, влажности, давления и так далее). У технического устройства нет органов чувств. Поэтому оно содержит специальные датчики, «чувствующие», например, световой луч или изменение температуры.

Очень часто используются устройства — сканеры, которые считывают данные, представленные в виде штрих-кода.

Штрих-код преобразуется сканером в двоичную последовательность нулей и единиц (0 и 1). Каждой чёрной линии соответствует 1, а белой — 0. Последовательность нулей и единиц обрабатывается компьютером и используется для управления.

Рассмотрим пример — работу пропускных устройств.

Алгоритм работы автоматического пропускного устройства, управляемого компьютером, может быть, например, таким.

1. Створки закрыты, пройти нельзя.

2. Пассажир вставляет в специальное отверстие билет со штрих-кодом.

3. Специальное устройство считывает код и направляет данные в компьютер, который обрабатывает эти данные и посылает команду «открыть створки», если полученный код совпадает с правильным

Пропускные устройства — это автоматические средства управления пассажирами, с помощью автоматических створок.

План действий

1. Рассмотри фотографию.

2. Создай таблицу в рабочей тетради и заполни её.

3. Заполни схему отношений между составляющими процесса управления.

4. Создай таблицу и схему в текстовом редакторе.

5. Сохрани файл под именем «Управляющее воздействие» в папке «Моё портфолио».

  • Управляющее воздействие — это информация для человека или сигнал для технического устройства.

  • Управляющее воздействие направлено на объект управления с целью на него повлиять, например остановить, направить в определённую сторону, пропустить/не пропустить и так далее.

Понять 1 §22. Управляющее воздействие

Понять 2 §22. Управляющее воздействие

1. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось оказывать управляющее воздействие. Что это было и с какой целью? Расскажи.

2. Что такое управляющий сигнал? Какие они бывают? Приведи пример.

3. Расскажи про турникет и про табло, которые тебе приходилось видеть или которыми ты пользовался.

4. Попробуй придумать волшебное устройство управления школьниками на входе в школу, чтобы выявлять тех, у кого не выполнено домашнее задание.

Выполни:

Задания к §22. Управляющее воздействие

Уметь 1 §22. Управляющее воздействие

Уметь 2 §22. Управляющее воздействие

Тест к §22. Управляющее воздействие