Какими свойствами обладает память человека информатика 5 класс ответы
55. Впишите в клеточки слова-ответы.
а) Самый первый инструмент хранения информации.
Память.
б) Собственная (внутренняя) памят человека.
Оперативная память.
в) Внешняя память – записные книжки, справочники, энциклопедии и т.д.
Долговременная память.
г) Любой материальный объект, используемый для фиксации и хранения в нем информации.
Носитель информации.
56. Для хранения информации человек придумал различные информационные носители. Ни рисунке изображены некоторые из них. Обведите эти носители.
57. Воспользуйтесь текстом учебника, а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.
58. Составьте пары. Для каждого примера информации из левого столбика подберите соответствующий носитель информации.
59. Заполните таблицу. Укажите для каждого примера информационный носитель и форму представления информации.
60. Укажите компьютерные устройства для хранения информации.
61. Догадайтесь, о каких носителях информации идет речь.
Диск, камень, кассета, книжка, дискета, бумага, флеш, винчестер.
62. Что обеспечит самый оперативный доступ к информации о дате рождения человека?
Память этого человека.
63. Заполните схему “Хранение информации”.
64. Впишите в клеточки слова-ответы.
а) Информация, ханящаяся во внешней памяти и обозначенная именем.
Файл.
б) Контейнер для файлов.
Папка.
65. Выберите цепочки символов, которые могут использоваться в качестве имен файлов.
66. Выберите наиболее удачное имя для файла с письмом другу.
Письмо_Пете
67. Установите соответствие между компьютерами и аналогичными им некомпьютерными объектами.
68. Разгадайте кроссворд “Хранение информации”.
По горизонтали. 1. Информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. 3. Память является инструментом … информации. 5. Хранящаяся в этой памяти информация воспроизводится достаточно быстро. 7. Носитель информации, позволяющий сохранять для потомков лица людей, пейзажи и т. д. 8. Один из самых распространённых носителей информации с давних времён до наших дней. 10. Страна, где изобрели бумагу. 11. Древний носитель информации, сделанный из кожи животных.
По вертикали. 1. Первый прибор для записи и воспроизведения звука. 2. Носитель информации в Древней Руси. 4. Записные книжки и другие внешние хранилища информации можно назвать: … память. 6. Любые сведения об окружающем мире. 9. Носитель информации из стеблей тростника.
69. Девочки Аня, Маша и Варя купили себе флешки синего, белого и красного цветов. На вопрос, у кого из них какая флешка, одна из девочек ответила: “У Ани флешка синяя, у Маши – не синяя, а у Вари – не белая”. Впоследствии выяснилось, что в овете верно сказано о цвете флешки только у одной девочки. Какого цвета флешки у каждой из девочек?
По условию мы имеем:
У Ани флешка синяя, у Маши – не синяя, а у Вари – не белая.
Если будем считать, что девочка верно ответила про Аню и у нее действительно синяя флешка, тогда у Маши тоже синяя, а у Вари – белая. У двух девочек одинакового цвета и такого не может быть.
Если же правда, что у Маши не синяя флешка, тогда у Ани не синяя и у Вари белая. В этом случае мы только можем сказать про Варю, что у нее белая флешка, а узнать флешки у Ани и Маши не сможем.
Если правда, что у Вари не белая флешка, то у Ани белая, а у Маши синяя. Этот вариант нам подходит.
Ответ: У Ани – белая, у Маши – синяя, у Вари – красная
Источник
Анонимный вопрос
7 декабря 2018 · 1,1 K
Может ли человек больной Альцгеймером вспомнить что-либо?
Вопрос задан не совсем корректно, как по мне, поэтому если кратко, то да, человек при данной болезни может вспомнить очень многое. Но здесь важно понимать суть данного заболевания, а именно то, что дебют начинается с распада памяти, но это не значит, что человек в одну секунду забывает всё. Старт начинается с явлений фиксационной амнезии, когда утрачивается память на настоящие события: человек не может вспомнить, что читал несколько часов назад, не помнит, куда ходили вчера, иногда даже могут забывать поели они или нет, не может вспомнить, кто его навещал и навешал ли вообще, в больнице постоянно забывают свою палату, врача, соседей по палате и т.п. И вот тут важно понимать, что память на отделенные события не только сохранена, но и даже бывает усилена – это называется законом Рибо, поэтому больные часто могут отлично помнить, как доехать до старого места работы, помнят то, что читали ранее или места, где когда-то были, помнят старые места жительства, людей, которых знали в далеком прошлом. При этом при болезни Альцгеймера на начальных этапах имеется критика к своему состоянию, больные чувствуют дефект памяти, поэтому прорастает плодородная почва для развития депрессий. Память и интеллект стремительно распадаются и в итоге наступает глобарная деменция – теряется ядро личности, нивелируется характер, преобладают только низшие инстинкты, выпадают высшие корковые функции (навыки счета, письма, узнавания предметов и умение пользоваться ими и т.п.). На этапе психического маразма, как правило, больные истощены, серьезно больны соматическими заболеваниями,и да, тут, уже вспомнить что-то прозаическое больной уже не сможет.
Прочитать ещё 2 ответа
Какую роль играет память в качестве психического здоровья человека?
Это очень сложный вопрос, не знаю, представляете ли вы насколько.
Есть разные точки зрения на роль памяти в формировании того, что принято называть здоровьем.
Скажем, Ницше подробно описал психический механизм фиксации ударов, и в этом смысле память – это запись всех травм и всей пережитой боли, потому что вы можете хорошо запомнить что-то, что причинило вам боль, чтобы держаться от него подальше. И во многом так работали древние системы воспитания и обучения: хочешь внушить знания и преподать урок – накажи, потому что удар хлыста хорошо запомнится.
С другой стороны психоаналитики хорошо изучили механизмы инфантильной амнезии. Фрейд находил этот феномен невероятно удивительным: как получается, что мы почти полностью забываем раннее детство, хотя по рассказам родителей уже умели хорошо говорить, заучивали стишки и поражали гостей своим красноречием?
В психоанализе инфантильная амнезия объясняется через защитный механизм вытеснения. В нежном возрасте человеку сложно управляться со своей сексуальной энергией – не только потому что не развились нужные органы и сексуальные практики пока не доступны, но и в целом первое обнаружение у себя этого желания повергает детей в шок.
Такое непросто усвоить, поэтому психика “дренирует” себя, чтобы не разрушиться от перенапряжения – происходит вытеснение сексуальных влечений и связанных с ними переживаний в бессознательное. И тогда по цепочкам ассоциаций и связанных эмоций могут вытесниться и другие переживания и воспоминания о них.
Так наступает период особой стыдливости, который мы называем “переходный возраст” – большая часть жизни до этого момента забывается в результате вытеснения. Но все сохраняется в бессознательном, поэтому через специальные техники, вроде психоанализа, можно все вспомнить.
В этом смысле память работает совершенно иначе: стирает негативный опыт, чтобы сохранить стабильность психики.
- Сохраняет позиции более научная, позитивистская точка зрения, согласно которой память работает по принципу аккумулятора – накапливает, распределяет и хранит знания, чтобы выдавать их по запросу сознания. Сложно воспринимать этот взгляд слишком серьёзно, особенно после наблюдений Фрейда и Ницше, хотя безусловно, что-то отвечающее действительности в этом есть.
Прочитать ещё 4 ответа
Какими витаминами и лекарствами можно улучшить память?
руководитель аналитического отдела газеты «Фармацевтический вестник»
Смотря у кого.
Если у человека есть деменция, есть препараты против нее, которые улучшают функции памяти. А улучшить память здорового человека практически невозможно с помощью лекарств. Люди очень любят волшебство: съесть таблетку — и похудеть или улучшить память. Обещать это могут любые фирмы, но реально витамины на память никак не влияют. Памятью нужно заниматься.
Я работал в компаниях, которые занимались препаратами такого рода и исследования по такого рода препаратам проводятся очень плохо: это наукообразие.
Прочитать ещё 1 ответ
Перестает ли существовать наше сознание(личность, память, мысли) после смерти?
Религиоведение, египтология, диалог мировоззрений. Нападенческие комментарии…
Главное, что нужно знать на эту тему – что это науке неизвестно и никакого, в строгом смысле слова, научного ответа на этот вопрос не существует. Ни положительного, ни отрицательного. Поэтому когда кто-то сверхуверенно декаларирует какую-то позицию – выглядит это со стороны довольно нелепо. Что касается иных областей знания, то есть такая вещь как религиозная танатология – тот раздел вероучения, который описывает посмертную участь и переживания человека. Есть книги, посвящённые именно этому вопросу. Есть также паранаучные, парапсихологические исследования явления смерти – в этой области прославился доктор Раймонд Моуди, известный своей серией книг, некоторые из которых были даже экранизованы (к примеру, фильм “Спасённый светом” с Эриком Робертсом в главной роли).
Прочитать ещё 9 ответов
Какова роль духовных ценностей в жизни человека?
По образованию социолог. Три года проработал в строительной фирме. Увлекаюсь…
Духовные ценности в жизни человека служат его ориентиром, определяют его поведение. К духовным ценностям относят нематериальные блага, т.е. такие вещи как этика, мораль, преданность, миролюбие и т.п. Соотнося себя с определённым набором ценностей, человек определяет своё место в обществе, относит себя к определенным социальным группам (например, разделяя христианские ценности, человек считает себя христианином). И вследствие этого формируются его поведенческие паттерны.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник
>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>
Учебник для 5 класса
Информатика
- память человека
- память человечества
- носитель информации
- файл
- папка
- Ключевые слова:
Память человека и память человечества
Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память — самый первый инструмент хранения информации.
Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.
Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.
Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью записи нот. В 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф.
В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.).
Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.
Дополнительные сведения о том, как хранили информацию раньше, можно найти в электронном приложении к учебнику.
Оперативная и долговременная память
Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации — внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.
Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.
В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.
С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.
Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:
- технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
- даже тонкая бумага прочна и долговечна;
- бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.
Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.
Файлы и папки
Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок, ведомость и т. д.
Файл — это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера и обозначенная именем.
Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов; в нём можно использовать буквы латинского и русского алфавитов, пробелы и практически все другие символы, имеющиеся на клавиатуре.
Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. От имени расширение отделяется точкой.
Например, имя файла расписание.txt говорит о том, что в файле может содержаться текстовая информация о расписании.
Уточните, каких правил при именовании файлов необходимо придерживаться в ОС, установленной на вашем компьютере.
На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов — десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.
Папка — это контейнер для файлов.
Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки). Пусть, например, на жёстком диске компьютера записано несколько игр. Игра представляет собой набор файлов. Каждая игра хранится в отдельной папке, при этом все папки с играми для удобства могут быть вложены в одну общую папку с именем «Игры».
Система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке (рис. 13).
Рис. 13
Для каждого из вас на жёстком диске создана папка, где будут храниться файлы с вашими текстами и рисунками.
Много полезной информации вы сможете почерпнуть из видеолекции «Файлы и папки», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).
Самое главное
Существует память отдельного человека и память человечества. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.
Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.
Файл — это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт.
Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируются в папки.
Вопросы и задания
- Какими свойствами обладает память человека?
- Чем отличается память человека от памяти человечества?
- Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
- Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
- Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
- Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
- В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) найдите тренажёр «Определение носителя информации» (вариант ученика). Выполните тренировочные упражнения.
- В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:
- а) табличка с номером дома;
б) почтовая открытка;
в) билет на поезд;
г) газета;
д) диск со сборником мультфильмов. - Что такое файл?
- Какие правила именования файлов вам известны?
- Сравните хранение файлов в компьютере и книг в библиотеке.
Компьютерный практикум
Работа 3 «Создаём и сохраняем файлы»
Источник
§ 1.3. Хранение информации
Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации — внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.
Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.
Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.
В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и так далее).
Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью записи нот.
В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны широко применяются для записи и воспроизведения звуковой информации.
Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.
О том, как хранили информацию раньше, прочитайте в § 3.1.
Самое главное
Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.
Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.
Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую и графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию .
Вопросы и задания
Как человек хранит информацию?
Какими свойствами обладает память человека?
Чем отличается память человека от памяти человечества?
Как люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры.
Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.
§ 1.4. Носители информации
Выйдя из пещер и других естественных укрытий, самую важную информацию (о разливах рек, солнечных и лунных затмениях и так далее) люди стали наносить на поверхности создаваемых ими монументальных каменных построек — гробниц, ритуальных сооружений. Чтобы получить нужную информацию, человек вынужден был совершать достаточно утомительные путешествия к этим сооружениям. Возникла потребность в носителях информации, пригодных для транспортировки. Камень, глина, дерево использовались когда-то разными народами в качестве носителей информации. Но камень слишком твёрд в обработке и неподъёмен, глина — хрупка, дерево быстро сохнет и трескается. Требовались новые материалы-носители: лёгкие и долговечные, компактные и удобные для нанесения записей.
Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей росшего в долине Нила высокого тростника — папируса. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкую поверхность в ряд, одну возле другой, в продольном направлении. Далее сверху укладывали второй ряд полосок, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, — его тоже называли папирусом.
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку — свиток. В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится папирусный свиток длиной более 5 метров, в котором содержатся решения 25 математических задач.
Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её специальным образом выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы. Когда на Востоке научились ткать шёлк, его стеши использовать не только для шитья одежды, но и для письма. Перечисленные носители информации были либо дороги в изготовлении (папирус, пергамент), либо неудобны в использовании (шёлк, бамбук, берёста).
Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда, её секрет так тщательно оберегали, что до Европы бумага дошла в XI веке, а на Руси появилась только в XVI веке.
Свойства бумаги как носителя информации поисти- не уникальны:
во-первых, она была значительно дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;
во-вторых, даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
в-третьих, бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.
О носителях информации, созданных в XX веке, вы можете узнать из § 3.2 и § 3.3.
Самое главное
Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нём информации.
Носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них. Основным носителем информации до настоящего времени остаётся бумага.
Вопросы и задания
Объясните своими словами, что такое носитель информации.
Какие носители информации вам известны?
Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:
Носитель
Пример
Форма
представления
Бумага
Письмо от друга
Текстовая информация
Табличка с номером дома
Билет на самолёт
Газета
Кинофильм
§ 1.5. Передача информации
Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.
Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой:
В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передаёт информацию (источник информации), и тот, кто её получает (приёмник информации).
Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютер, с помощью которых люди обмениваются информацией. Информационным каналом можно считать письмо или записку.
Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с передачей информации.
При переходе дороги на регулируемом перекрёстке вы (приёмник информации) воспринимаете зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией.
Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды. В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает ваши команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры.
В случае просмотра телепередачи всей семьёй источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи). А вот когда вы (приёмник) готовите сообщение, например, по истории, то желательно иметь как можно больше источников информации (энциклопедии, мемуары, карты, фотографии, телепередачи).
Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.
В живой природе постоянно происходит приём и передача информации: лесные и луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив заодно и пыльцу для опыления других цветов. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже передают информацию, а растения и животные воспринимают её и используют как управляющие сигналы в своей жизни. Так, свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда — сбрасывать листву, готовясь к зиме. Для нас выглядит чудом, как, зимуя в жарких странах, птицы догадываются, что пора возвращаться домой. Видимо, они тоже получают информацию от Солнца.
Удивительным способом приёма и передачи информации о том, где много цветов и можно собрать мёд, пользуются пчёлы. Это язык танца. Пчела, которая нашла цветущую поляну или липовую рощу, прилетает к своему улью и начинает «танцевать» в воздухе перед своими собратьями, которые наблюдают за ней. После чего весь пчелиный рой отправляется в «указанное» место за нектаром и пыльцой.
К сожалению, современный человек разучился воспринимать природные сигналы и понимать «язык»
природы. Однако с давних времён люди изучают и используют «идеи» природы при создании различных технических устройств. Так, ещё в XV веке великий итальянский учёный Леонардо да Винчи, изучив строение птиц, разработал проект летательного аппарата. Сегодня созданы совершенные навигационные устройства, средства локации, ориентации и связи, основанные на принципах, подмеченных в живой природе.
Как передавали информацию в прошлом и о научных открытиях в этой области вы можете узнать из § 3.4 и § 3.5.
Самое главное
Человек постоянно участвует в действиях, связанных с приёмом и передачей информации.
Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой: источник информации => информационный канал => приёмник информации.
Телефон, телеграф, телевидение, Интернет — современные информационные каналы.
Современный человек разучился понимать «язык» природы. Однако с давних времён он наблюдает за природой и использует при создании различных технических устройств её «идеи», то есть информацию.
Вопросы и задания
Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что — приёмником?
Приведите пример источника информации и расскажите о нём.
Чем отличается источник информации от приёмника?
Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.
Вспомните сказку А. С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына — царевича Гвидона:
… Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого …
Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А. С. Пушкина:
царевич Елисей, искавший свою невесту;
злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;
царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах;
царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках;
царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?
Определите источник и приёмник информации, а
также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации в следующих ситуациях:
школьник читает текст в учебнике;
бабушка читает письмо;
мальчик просыпается от звонка будильника;
разговаривают подруги: Таня и Лена;
учитель объясняет новый материал всему классу;
регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;
человек читает объявление в газете;
завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков;
диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется;
вывешен знак, запрещающий проезд по улице;
мальчик получил пригласительный билет на ёлку.
Заполните таблицу:
Носитель
информации
Как его сделать источником
Вид
воспринимаемой
информации
Книга
Снять с полки, открыть и читать
Зрительная
Кассета
Вставить в магнитофон и включить воспроизведение, слушать
Звуковая
Запись на доске мелом
Фотография
Дискета
Источник