Какими свойствами обладает память человека
Анонимный вопрос
7 декабря 2018 · 1,0 K
Какими витаминами и лекарствами можно улучшить память?
руководитель аналитического отдела газеты «Фармацевтический вестник»
Смотря у кого.
Если у человека есть деменция, есть препараты против нее, которые улучшают функции памяти. А улучшить память здорового человека практически невозможно с помощью лекарств. Люди очень любят волшебство: съесть таблетку — и похудеть или улучшить память. Обещать это могут любые фирмы, но реально витамины на память никак не влияют. Памятью нужно заниматься.
Я работал в компаниях, которые занимались препаратами такого рода и исследования по такого рода препаратам проводятся очень плохо: это наукообразие.
Прочитать ещё 1 ответ
Как Вы думаете, есть ли связь между тем, как человек смеется, и его уровнем интеллекта?
Если человек умеет смеяться, то данная личность имеет чувство юмора, а, для того, чтобы иметь чувство юмора, нужно иметь аналитические способности, которые помогут понять, что хотел сказать этим человек, который пошутил. Также хотелось бы отметить, что чёрный юмор сложнее будет понят теми, у кого слабые аналитические способности, а тот, кто имеет их, поймёт смысл такой шутки. Следовательно, мы можем сделать вывод, чем больше человек смеётся и сам шутит, тем выше его уровень интеллекта.
Прочитать ещё 15 ответов
Может ли в голове человека закончиться место для памяти?
Профессор психологии Северо-Западного университета Иллинойса
Может. Но еще ни один человек не дожил до этого момента. В вашем мозгу памяти примерно 2 квадриллиона байт — если представить, что ваш мозг — это видеокамера, которую включили на круглосуточную запись в хорошем качества, то места там хватит на 300 лет.
Если говорить, скажем, про число языков, которое вы можете выучить за всю жизнь, то оно определяется количеством лет, которые вы проживете, и стараниями, которые приложите.
Лимит — в сроке жизни, а не в памяти. Люди, которые говорят «Мой мозг перегружен», просто не умеют им пользоваться. И их можно понять — представьте сами iPod, на котором миллион песен, — непросто найти ту, которая тебе нужна, если нет хорошей системы навигации. Хорошая навигация есть у тех, кто хорошо учится и работает над собой.
Прочитать ещё 3 ответа
Способен ли человек в здравом уме отрицать существование Бога? Или у всех атеистов искажение восприятия бытия?
интегральная политическая теория; космизм; диалектика
Может, конечно же может, ведь здравый ум – это ум критичный, а значительная часть информации о богах обычно представлена в сомнительной религиозной и мифологической форме. Поэтому вопрос о Боге чаще всего возникает не в качестве философского, а только в связи с нравственной автономией человека от внешнего авторитета (в данном случае религиозного) – а действительно: можно иметь весьма полную и целостную картину мира, в которой однако существование Бога не есть необходимое, и такая картина также может соответствовать здравому смыслу.
Прочитать ещё 54 ответа
Какова роль духовных ценностей в жизни человека?
По образованию социолог. Три года проработал в строительной фирме. Увлекаюсь…
Духовные ценности в жизни человека служат его ориентиром, определяют его поведение. К духовным ценностям относят нематериальные блага, т.е. такие вещи как этика, мораль, преданность, миролюбие и т.п. Соотнося себя с определённым набором ценностей, человек определяет своё место в обществе, относит себя к определенным социальным группам (например, разделяя христианские ценности, человек считает себя христианином). И вследствие этого формируются его поведенческие паттерны.
Прочитать ещё 3 ответа
Источник
Чтобы вспомнить события, факты или процессы, мы должны для начала их запомнить. Процесс формирования памяти включает в себя кодирование, хранение, сохранение и последующее напоминание информации и прошлого опыта.
Память можно описать как процесс сохранения информации с течением времени. Или как способность использовать прошлый опыт для определения нашего будущего пути.
Когда людей просят дать определение памяти, большинство приводят в пример простое запоминание информации для теста или информации где лежат ключи от машины. Однако память важна в нашей повседневной жизни. Мы не сможем функционировать в настоящем или двигаться вперед, не полагаясь на нее.
Как мы формируем воспоминания
Процесс кодирования памяти начинается, когда мы рождаемся и происходит он непрерывно. Чтобы что-то стало памятью, оно должно быть “подхвачено” одним или несколькими нашими чувствами. Память начинается с кратковременного хранения. Например, мы учимся завязывать шнурки на ботинке. Как только мы закончим процесс обучения, это умение переходит в долговременную память, и мы сможем совершать действие не осознанно, не думая при этом о каждом шаге.
Важные воспоминания обычно переходят из кратковременной памяти в долговременную. Переход информации в долговременную память для ее постоянного хранения может происходить разными путями. Информация может быть зафиксирована в долговременной памяти через повторение – например, вы несколько раз читаете текст, чтобы воспользоваться им на экзамене, или же ходите до тех пор, пока не научитесь передвигаться без размышлений о каждом шаге. Также для лучшего запоминания можно связать информацию с другими ранее полученными знаниями – например, вы можете привязать название драгоценного камня, который увидели впервые, с событием, или с именем близкого человека.
Мотивация тоже является способом лучше запомнить данные – если у вас есть большой интерес к чему-либо, то скорее всего, информация, связанная с этим будет храниться в долгосрочной памяти. Вот почему, человек, увлекающийся каким-то спортом, может спустя годы вспомнить статистику игр или назвать всех игроков по имени. А вы можете вспомнить, где и при каких обстоятельствах купили новые кроссовки, ведь они вам очень понравились.
Мы, как правило, не знаем того, что хранится у нас в памяти, до тех пор, пока нам не потребуется использовать этот “бит” информации. Как только появляется необходимость воспользоваться сохраненными данными, начинается процесс извлечения – нужный нам “бит” выходит на передний план. При этом большая часть этого процесса происходит не осознанно – мы не концентрируемся на нем. Особенно ярко это выражается в повседневных задачах, опять же приведу пример – завязывание шнурков. Но есть другие типы воспоминаний, которые требуют большего усилия для того, чтобы выйти на этот передний план.
Потеря памяти часто связана со старением, но есть ряд вещей, которые могут вызвать кратковременную и долговременную потерю памяти, в том числе травмы, лекарства или травматическое событие.
Типы памяти
Несмотря на то, что эксперты дают разные определения кратковременной памяти, обычно под ней подразумевается воспоминание о вещах, которые произошли за несколько дней. Обычно считается, что от пяти до девяти элементов могут храниться в активной кратковременной памяти и могут быть легко извлечены. Пациенты, страдающие кратковременной потерей памяти, не могут вспомнить, кто заходил в комнату пять минут назад, но прекрасно помнят своего друга, которого не видели 50 лет.
Неявная память иногда упоминается как бессознательная или автоматическая память. Неявная память использует прошлый опыт для запоминания вещей, не задумываясь о них. Например, музыканты или спортсмены успешней справляются с задачами, к которым были подготовлены заранее.
Процессуальная память – это подмножество неявной памяти. Она является частью долговременной памяти, ответственной за знание того, как делать вещи, известные как двигательные навыки. Вам не нужно вникать в свою память, чтобы каждый раз, когда вы делает шаг, вспоминать о том, как ходить. Некоторые примеры процедурной памяти:
◾ Игра на пианино.
◾ Катание на коньках.
◾ Игра в теннис.
◾ Плаванье.
◾ Подъем по лестнице.
В то время, как неявная память не требует почти никаких усилий, чтобы что-то вспомнить, явная память, иногда называемая декларативной памятью, требует более согласованных усилий, чтобы вывести воспоминание на поверхность. Декларативная память включает в себя как семантическую, так и эпизодическую память.
Вы можете считать дни и недели с того момента, как впервые вышли на работу – это неявная память. А вот чтобы помнить, что в следующий вторник день рождения вашей матери – это уже явная память.
Семантическая память не связана с личным опытом. Семантическая память включает в себя вещи, которые являются общеизвестными, такие как названия государств, звуки букв, столицы стран и другие основные факты. Некоторые примеры семантической памяти:
◾ Знание о том, что небо голубое.
◾ Знание о том, как пользоваться столовыми приборами.
◾ Знание о том, что такое собака.
◾ Знание о том, что День Победы 9 мая.
Эпизодическая память – это уникальные воспоминания человека о конкретном событии или эпизоде. Люди обычно могут связывать конкретные детали с эпизодической памятью, например, свое самочувствие, время и место нахождения, а также и другие подробности. Некоторые примеры эпизодической памяти:
◾ Где вы были и с кем, в момент, когда узнали, что у вас родился ребенок.
◾ Ваш отдых на курорте прошлым летом.
◾ Ваш первый раз полета на самолете.
◾ Ваш первый рабочий день на новой работе.
◾ Ресторан, в которым вы познакомились с партнером.
Не до конца ясно, почему некоторые воспоминания о событиях в нашей жизни сохранены в памяти, в то время как другие не записываются. Ученые считают, что эмоции играют важную роль в том, что мы запоминаем.
???? ???? ????
Источник
С древних времен людей интересовали свойства памяти. Один греческий миф рассказывает о реке Лета, которая лежит на пути в царство мертвых. Ее воды, дарующие забвение, символизируют окончание, завершение. Умершие – значит, потерявшие память. В противовес, другой миф рассказывает о богине Мнемозине, матери муз. Она символизирует начало. К ней обращаются творческие люди в поисках вдохновения. Жить, развиваться, создавать – значит помнить. Этих два мифа наглядно демонстрируют важность феномена, о котором пойдет речь.
Что такое память?
Память — сохранение, накопление и дальнейшее воспроизведение полученной информации в форме знаний или навыков.
С физиологической точки зрения память – одна из функций головного мозга. Каждое событие «записывается» определенными зонами. В качестве материальных носителей выступают нейроны. Блоку информации соответствуют нейронные связи, которые обновляются или изменяются при необходимости. Количество «носителей» в распоряжении мозга (а значит, объем информации) впечатляет: 20 миллиардов клеток которые создают несколько миллиардов соединений.
С точки зрения психологии свойства памяти глубоко индивидуальны и зависят от врожденных талантов, воспитания, характера, возраста. Но каждый может и должен развиваться. Память — это основа способности к познанию. Познавательный процесс не ограничивается отражением окружающего мира и предполагает реорганизацию имеющегося опыта, а значит, предвидение и создание нового.
Ключевые характеристики
Память характеризуется следующими параметрами:
- объем;
- точность;
- скорость;
- длительность;
- прочность.
Объем показывает сколько может быть усвоено информации. В среднем, человек задействует не более пяти процентов доступного ресурса и этот показатель легко увеличивается.
Под точностью понимается количество запоминаемых незначительных деталей. Например, даты, элементы одежды, интерьера, точные формулировки. Скорость запоминания, усвоения информации во многом врожденный показатель. Если целенаправленно развивать его, возрастут остальные характеристики. То же касается скорости воспроизведения. Чем быстрее мозг воспроизводит необходимую информацию, тем более эффективно используется накопленный опыт.
Следующий параметр — длительность хранения, зависящий от ситуации и целей. Одни моменты вспоминаются годами, другие забываются сразу. То, сколько хранится информация, зависит от эмоционального фона усвоения. Это же правило действует в отношении других характеристик. Приведем такой пример. Каждый день проезжая на автобусе один и тот же маршрут, вряд ли запомните, как выглядят деревья и здания за окном. Представьте теперь, что дверь случайно защемила вас, и транспорт поехал, не заметив этого. Образы, которые попадут в мозг в такой обстановке, запомнятся надолго, вплоть до мельчайших подробностей.
Виды памяти
По срокам активности память разделяют на кратковременную, оперативную и долговременную. Различие между ними в устойчивости связей, которые формируются в мозгу.
- Первая предназначена для ориентации в пространстве, время функционирования не более 30 секунд.
- Оперативная память служит для актуализации информации, необходимой при выполнении определенной задачи. Она функционирует столько, сколько этого требует данный вид деятельности.
Проверить объем оперативной памяти легко. Попросите продиктовать цифры в случайном порядке. Потом повторите услышанное. Задачу нетрудно усложнить: сначала ответить на несколько любых вопросов, затем воспроизведение последовательность. Начните с пяти цифр. Следующий набор будет состоять из шести и так далее. В среднем человек в состоянии запомнить от семи до девяти цифр. Если вы дошли до двенадцати, это показатель очень высокой продуктивности оперативной памяти.
- Долговременная память – запоминание на длительный срок. Как правило, мозг лучше усваивает информацию, в которой человек заинтересован.
По типу психической активности выделяют двигательную, словесно-логическую, образную и эмоциональную память. Первая — основа изучения любых действий и хорошо развита у танцоров, спортсменов. Словесно-логическая направлена на фиксирование абстрактного материала, связана с центром мозга, который отвечает за обработку логической информации. Характеризуется высокой точностью воспроизведения. Образную память, или способность воспроизводить образный материал, разделяют на зрительную, слуховую, осязательную. Лучше всего она развита у детей и отступает на второе место с возрастом. Память на чувства это способность воспроизводить то или иное эмоциональное состояние.
Как улучшить память?
Хорошая память – обязательное условие обучения. Любая деятельность зависит от качества памяти. Повысить качество и объем запоминаемого материала помогут специальные методики, которые основываются на особенностях этой функции мозга.
Переход информации из кратковременной сферы в долговременную связан с биохимическими процессами, для протекания которых необходимо минимум 30 минут. Качество усвоения напрямую связано с количеством повторений, однако, одного зазубривания мало. Логический анализ материала, его структурирование, визуализация, сравнение с чем-то знакомым делает процесс эффективнее, позволяя освоить больший объем. Разбейте информацию на блоки, каждый из которых расположите в определенном месте воображаемого, или нарисованного «футбольного поля» (или придумайте свой вариант). Помогает ассоциация ключевых тезисов с какими-нибудь зрительными или звуковыми образами. Визуализация применима при запоминании цифр – достаточно расположить их в виде картинки, которая будет ассоциироваться с нужным событием. Обобщив, скажем, что фундамент этих методов лежит в наполнении новой и пока чуждой информации содержанием, основанным на прошлом опыте.
Тренировать память нужно регулярно. Когда прекращается освоение новых знаний, эта функция слабеет. Для тренировок, как и для улучшения, необходимо каждый день что-то изучать – пару иностранных слов, стих. Развитая память помогает в занятиях творчеством, делает жизнь насыщенной и осмысленной, а мышление острым.
Автор статьи: Лаухина Екатерина
Загрузка…
Источник
Что такое память человека и как работает этот механизм? Какие процессы, связанные с памятью, происходят? Психология и физиология памяти. Ее теории и законы.
Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.
Что такое память?
Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?
Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.
Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:
- работы нервной системы;
- формирования каждого из процессов запоминания;
- воспитания, уровня обучения;
- темперамента;
- рода деятельности.
Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.
На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.
Пройти тест на темперамент
Самыми распространенными расстройствами считаются:
- гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
- гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
- парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.
Свойства памяти.
- Емкость – количество материала, который можно запомнить.
- Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
- Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
- Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
- Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
- Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.
Процессы памяти.
1. Запоминание.
Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.
Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.
Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.
В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.
2. Сохранение материала.
В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.
3. Воспроизведение.
Существуют четыре формы воспроизведения информации:
- Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
- Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
- Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
- Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
4. Забывание.
Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:
- Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
- Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.
Физиология и психология памяти.
Физиологический аспект.
Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.
Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.
Теории памяти в психологии.
Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.
- Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
- Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
- Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
- Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.
Как работают законы памяти?
- Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
- Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
- Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
- Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
- Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
- Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
- Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
- Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
- Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
- Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
- Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.
Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.
Пройти тест на психологический возраст
Другие статьи подобранные для вас:
Как тренировать память самостоятельно и при помощи современных технологий? Какие есть главные правила и методы тренировки памяти?
Какие существуют способы развития памяти? Какими методами пользуются известные личности? Что такое нейробика и как развивать память в любом возрасте?
Почему возникают проблемы с памятью и как это исправить? Какие бывают проблемы с памятью в разном возрасте? Как можно прокачать свою память?
Как укрепить память и восстановить ее? Какие факторы влияют на состояние памяти? Как предотвратить ухудшение памяти? 17+ рекомендаций и советов.
Какие упражнения для развития памяти самые эффективные? Что влияет на запоминание? Игры для улучшения памяти для взрослых и детей.
Что такое воспоминания и какие есть их виды? Какими бывают приятные воспоминания, и как бороться с неприятными. Для чего служат воспоминания?
Как быстро и легко запомнить важную информацию? Взгляд с точки зрения физиологии и психологии. 15 эффективных методов запоминания.
Какие виды памяти существуют и какие у них особенности? Существует ли срок хранения данных? Все классификации, описание каждого типа, примеры.
Как улучшить свою память и какие есть способы? Методы запоминания Цицерона и Айвазовского. Как наш образ жизни влияет на умение запоминать?
Источник