Какими свойствами обладает память человечества

Какими свойствами обладает память человечества thumbnail

Чтобы вспомнить события, факты или процессы, мы должны для начала их запомнить. Процесс формирования памяти включает в себя кодирование, хранение, сохранение и последующее напоминание информации и прошлого опыта.

Память можно описать как процесс сохранения информации с течением времени. Или как способность использовать прошлый опыт для определения нашего будущего пути.

Когда людей просят дать определение памяти, большинство приводят в пример простое запоминание информации для теста или информации где лежат ключи от машины. Однако память важна в нашей повседневной жизни. Мы не сможем функционировать в настоящем или двигаться вперед, не полагаясь на нее.

Как мы формируем воспоминания

Процесс кодирования памяти начинается, когда мы рождаемся и происходит он непрерывно. Чтобы что-то стало памятью, оно должно быть “подхвачено” одним или несколькими нашими чувствами. Память начинается с кратковременного хранения. Например, мы учимся завязывать шнурки на ботинке. Как только мы закончим процесс обучения, это умение переходит в долговременную память, и мы сможем совершать действие не осознанно, не думая при этом о каждом шаге.

Важные воспоминания обычно переходят из кратковременной памяти в долговременную. Переход информации в долговременную память для ее постоянного хранения может происходить разными путями. Информация может быть зафиксирована в долговременной памяти через повторение – например, вы несколько раз читаете текст, чтобы воспользоваться им на экзамене, или же ходите до тех пор, пока не научитесь передвигаться без размышлений о каждом шаге. Также для лучшего запоминания можно связать информацию с другими ранее полученными знаниями – например, вы можете привязать название драгоценного камня, который увидели впервые, с событием, или с именем близкого человека.

Мотивация тоже является способом лучше запомнить данные – если у вас есть большой интерес к чему-либо, то скорее всего, информация, связанная с этим будет храниться в долгосрочной памяти. Вот почему, человек, увлекающийся каким-то спортом, может спустя годы вспомнить статистику игр или назвать всех игроков по имени. А вы можете вспомнить, где и при каких обстоятельствах купили новые кроссовки, ведь они вам очень понравились.

Мы, как правило, не знаем того, что хранится у нас в памяти, до тех пор, пока нам не потребуется использовать этот “бит” информации. Как только появляется необходимость воспользоваться сохраненными данными, начинается процесс извлечения – нужный нам “бит” выходит на передний план. При этом большая часть этого процесса происходит не осознанно – мы не концентрируемся на нем. Особенно ярко это выражается в повседневных задачах, опять же приведу пример – завязывание шнурков. Но есть другие типы воспоминаний, которые требуют большего усилия для того, чтобы выйти на этот передний план.

Потеря памяти часто связана со старением, но есть ряд вещей, которые могут вызвать кратковременную и долговременную потерю памяти, в том числе травмы, лекарства или травматическое событие.

Типы памяти

Несмотря на то, что эксперты дают разные определения кратковременной памяти, обычно под ней подразумевается воспоминание о вещах, которые произошли за несколько дней. Обычно считается, что от пяти до девяти элементов могут храниться в активной кратковременной памяти и могут быть легко извлечены. Пациенты, страдающие кратковременной потерей памяти, не могут вспомнить, кто заходил в комнату пять минут назад, но прекрасно помнят своего друга, которого не видели 50 лет.

Неявная память иногда упоминается как бессознательная или автоматическая память. Неявная память использует прошлый опыт для запоминания вещей, не задумываясь о них. Например, музыканты или спортсмены успешней справляются с задачами, к которым были подготовлены заранее.

Процессуальная память – это подмножество неявной памяти. Она является частью долговременной памяти, ответственной за знание того, как делать вещи, известные как двигательные навыки. Вам не нужно вникать в свою память, чтобы каждый раз, когда вы делает шаг, вспоминать о том, как ходить. Некоторые примеры процедурной памяти:

◾ Игра на пианино.

◾ Катание на коньках.

◾ Игра в теннис.

◾ Плаванье.

◾ Подъем по лестнице.

В то время, как неявная память не требует почти никаких усилий, чтобы что-то вспомнить, явная память, иногда называемая декларативной памятью, требует более согласованных усилий, чтобы вывести воспоминание на поверхность. Декларативная память включает в себя как семантическую, так и эпизодическую память.

Вы можете считать дни и недели с того момента, как впервые вышли на работу – это неявная память. А вот чтобы помнить, что в следующий вторник день рождения вашей матери – это уже явная память.

Семантическая память не связана с личным опытом. Семантическая память включает в себя вещи, которые являются общеизвестными, такие как названия государств, звуки букв, столицы стран и другие основные факты. Некоторые примеры семантической памяти:

◾ Знание о том, что небо голубое.

◾ Знание о том, как пользоваться столовыми приборами.

◾ Знание о том, что такое собака.

◾ Знание о том, что День Победы 9 мая.

Эпизодическая память – это уникальные воспоминания человека о конкретном событии или эпизоде. Люди обычно могут связывать конкретные детали с эпизодической памятью, например, свое самочувствие, время и место нахождения, а также и другие подробности. Некоторые примеры эпизодической памяти:

◾ Где вы были и с кем, в момент, когда узнали, что у вас родился ребенок.

◾ Ваш отдых на курорте прошлым летом.

◾ Ваш первый раз полета на самолете.

◾ Ваш первый рабочий день на новой работе.

◾ Ресторан, в которым вы познакомились с партнером.

Не до конца ясно, почему некоторые воспоминания о событиях в нашей жизни сохранены в памяти, в то время как другие не записываются. Ученые считают, что эмоции играют важную роль в том, что мы запоминаем.

???? ???? ????

Источник

Что такое память человека и как работает этот механизм? Какие процессы, связанные с памятью, происходят? Психология и физиология памяти. Ее теории и законы.

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Читайте также:  Каким свойством обладают серединные перпендикуляры к сторонам треугольника

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Пройти тест на психологический возраст

Другие статьи подобранные для вас:

Какими свойствами обладает память человечества

Как тренировать память самостоятельно и при помощи современных технологий? Какие есть главные правила и методы тренировки памяти?

Какими свойствами обладает память человечества

Какие существуют способы развития памяти? Какими методами пользуются известные личности? Что такое нейробика и как развивать память в любом возрасте?

Какими свойствами обладает память человечества

Почему возникают проблемы с памятью и как это исправить? Какие бывают проблемы с памятью в разном возрасте? Как можно прокачать свою память?

Какими свойствами обладает память человечества

Как укрепить память и восстановить ее? Какие факторы влияют на состояние памяти? Как предотвратить ухудшение памяти? 17+ рекомендаций и советов.

Какими свойствами обладает память человечества

Какие упражнения для развития памяти самые эффективные? Что влияет на запоминание? Игры для улучшения памяти для взрослых и детей.

Какими свойствами обладает память человечества

Что такое воспоминания и какие есть их виды? Какими бывают приятные воспоминания, и как бороться с неприятными. Для чего служат воспоминания?

Читайте также:  Какое свойство относится к свойству алгоритма

Какими свойствами обладает память человечества

Как быстро и легко запомнить важную информацию? Взгляд с точки зрения физиологии и психологии. 15 эффективных методов запоминания.

Какими свойствами обладает память человечества

Какие виды памяти существуют и какие у них особенности? Существует ли срок хранения данных? Все классификации, описание каждого типа, примеры.

Какими свойствами обладает память человечества

Как улучшить свою память и какие есть способы? Методы запоминания Цицерона и Айвазовского. Как наш образ жизни влияет на умение запоминать?

Источник

Алена Лепилина
Алена Лепилина

— Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
— А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните ????

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

фото на телефон

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная память отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения — и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память, в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память — к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая — она касается различных событий и жизненных переживаний.

Структура долговременной памяти

Наконец, мы добрались до проспективной памяти — она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание — это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

горы зимой

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми — да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания — внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. Мозг работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

велосипед

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, — эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом — упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

книги

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.
Читайте также:  Какие свойства жидких кристаллов

тест на проверку памяти

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, — то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

мальчик Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей — тренируйте ее. Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.

Книга Память не изменяет
1. Безумствуйте!

Некоторые вещи лучше всего запоминаются при помощи безумных ассоциаций. Представьте, что вы собираетесь отвести своего сына на футбольный матч на Бетховен-стрит. Чтобы не забыть эту информацию, вообразите себе Бетховена, сидящего за роялем, наигрывающего сонату и одновременно удерживающего у себя на голове футбольный мяч, а рядом — своего сына, с восхищением наблюдающего
за этим.

2. Создавайте хорошее настроение

Как показало исследование, проведенное профессором Ричардом Риддеринкхофом из университета Амстердама, позитивное настроение тоже способствует запоминанию. Если вы хорошо себя чувствуете, то и информация усваивается лучше. Как этого добиться? Кто-то вспоминает самые счастливые моменты своей жизни, кто-то ставит свою любимую музыку, а кто-то обещает себе награду (обязательно полезную!) за выполненное задание

3. Карандаш в помощь

И еще один лайфхак: не можете что-то вспомните — нарисуйте это. Если вы не помните этого сейчас, это не значит, что не помните совсем. Майкл Микалко уверен: рисунок и схематическое изображение полезны для извлечения из памяти информации, которая иначе могла быть не использована. Например, помните ли вы количество окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет увидеть и сосчитать окна.

А еще рисунки или схематическое изображение проблемы хорошо стимулируют творческое мышление, поскольку помогают заметить некоторые особенности, которые могут быть пропущены.

4. Упражнение «пирамида цифр»

Анхельс Наварро в книге «Память не изменяет» рекомендует попробовать это упражнение одним из первых. Оно несложное, но эффективное.

Упражнение на развитие памяти

5. Упражнение «Сочини историю»

Прочитайте следующий список слов. Придумайте историю, где все эти слова будут фигурировать. Когда почувствуете, что запомнили все до одного слова, запишите их на листе бумаги. Не забудьте себя проверить.
Упражнение на развитие памяти

6. Упражнение «Точки-линии»

Это задачка посложнее. Запоминайте в течение 1 минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строчках.

Упражнение на развитие памяти

7. Упражнение «В зоопарке»

Запоминайте группу животных, изображенных на картинке, в течение одной минуты. Дальше пока не подглядывайте ????

Упражнение на развитие памяти

Теперь, не заглядывая на рисунок, запишите названия животных в алфавитном порядке.

Разрушительная нехватка воды

Любопытный факт. Оказывается, даже незначительное обезвоживание может крайне негативно повлиять на структуры мозга, ответственные за внимание, психомоторные и регулирующие функции, а также мышление, память и восприятие.

освежающий напиток

Нехватка воды, как уже было доказано, замедляет реакцию рабочей памяти, снижает внимание и концентрацию и повышает усталость и тревожность у взрослых людей.

И самое плохое, что, как подтверждают некоторые исследования на крысах, когнитивные нарушения, возникающие вследствие обезвоживания, скорее всего, необратимы, поскольку ущерб наносится мозгу на клеточном уровне. По мере старения риск обезвоживания неуклонно растет: об этом тоже не стоит забывать.

Подушка — всему голова

Сон — это сама память, изменяющаяся прямо на глазах.
Берт Стейтс

Ночью мозг поразительно активен, и не только когда подсовывает нам сценарий, согласно которому мы обретаем способность летать — сами по себе, без помощи аэроплана. Используя те же нейронные цепи, которые позволяют нам существовать в дневном мире, мозг, заступая в ночную смену, принимается выполнять грандиозный набор важных когнитивных задач.

Например, когда мы только засыпаем, нам видятся некие лишенные сюжета образы, связанные с одной из важнейших функций, выполняемых мозгом по ночам. Он заново прокручивает все, что мы испытали в период бодрствования, дабы извлечь из этого опыта самое существенное, то, что будет отправлено в долговременную память.

щенки спят

Так обновляется внутренняя модель мира, которая руководит нашим дневным поведением.

Ученый Мэтью Уилсон провел эксперимент, в ходе которого ему привалила редчайшая удач