Какими свойствами обладает память

Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

Определение 1

В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Виды памяти

На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
  2. Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
  3. Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
  4. Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.

На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.

Определение 2

Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.

Определение 3

Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.

Психологические процессы в структуре памяти

Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:

  1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
  2. Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
  3. Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
  4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.

Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.

Источник

Анонимный вопрос

7 декабря 2018  · 894

Эффективный репетитор по математике, физике, химии. Автор книг и консультант по обучению…  · repetitor-5.ru

Память – идеальный механизм записи, который работает без тренировок и 25 раз в секунду записывает всё, что человек видит, слышит, ощущает. Память безгранична и она не хранится в мозгу, что бы не заявляли психологи.

Но вот с извлечением данных из памяти могут быть индивидуальные сложности…

Каковы начальные симптомы болезни Альцгеймера ?

Мы помогаем Вам достойно заботиться о Ваших близких, обеспечивая им жизнь + в собственном…  · lifeplus-spb.ru

К сожалению, очень сложно порой определить, что с близким человеком что-то не так. Часто родственники списывают изменения в поведении на возраст и не придают этому значение. Это самая большая ошибка. Вот на что надо обратить внимание еще до того, как начали появляться серьезные проблемы с памятью:

  • снижение интереса к жизни, любимым раньше занятиям и хобби, проявление равнодушия по отношению к близким людям, избегание контакта с другими людьми;
  • изменения настроения, частое проявление раздражительности, нетерпимости, сварливости, грубости по отношению к близким, что раньше никогда не наблюдалось;
  • пугливость, робость, в новом месте (например на отдыхе в отеле, пансионате) проявление потерянности, боязнь не найти нужную дверь, выход, отказ куда-то ехать в малознакомое место;
  • забывчивость в отношении назначенных встреч, могут путать даты и время.

Ваши близкие скорее всего не признают, что с ними что-то не так, наоборот они мастерски будут это скрывать, прикладывая серьезные усилия. Задача близких людей не игнорировать эти симптомы и показаться врачу. Чем мы раньше диагностируем заболевание, тем больше сможем затормозить его прогрессирование, а значит улучшить качество жизни больного человека.

Прочитать ещё 2 ответа

Какой объем памяти способен вместить мозг человека?

На разных сайтах дают цифры колеблющиеся на 1 или 2 порядка. Решил поточнее посчитать.

Предполагается, что память хранится в синапсах. 1 бит на синапс. Если она там действительно может храниться.

В мозге примерно 100 млрд нейронов 10^11. На каждый нейрон приходится от 1000 до 10000 синапсов. Во всем мозге получается от 10^14 до 10^15 синапсов. Размер синапса примерно 1 мкм и если считать его кубиком, 10^15 синапсов будут занимать объем 1 литр и этот вариант не проходит по размеру, потому что серое вещество занимает 0.75 литра в мозге.

10^14 синапсов будут занимать объем 100 куб см и этот вариант проходит по объему.

Тогда получается 10^14 бит или примерно 10 Тбайт.

Средненькое видео имеет поток примерно 500 килобит в секунду. В 1 году 31 млн секунд.

10^14 бит составит примерно 6.5 лет видеопамяти.

На 100 лет видеозаписей не хватает. 

Как там Черниговская “образно” представляет 300 лет, я не знаю.

Прочитать ещё 6 ответов

какие существуют по-настоящему действенные способы натренировать память?

студентка, очень любознательный человек

Приведу из собственного опыта. Старайся максимально самостоятельно решать такие задачи, как операции с числами, расчеты инж. формул самостоятельно. Различные онлайн-решебники отупляют, да и тебе тогда нет смысла держать в голове разные формулы и уметь быстро и логически мыслить.  Далее, стоит расширять свой кругозор,больше читать и узнавать нового,причем делать это систематично. Мозг привыкает работать с большим количеством информации и меньший объем её не будет представлять собой проблему, да и весомейший плюс – расширится список тем для разговор, и опять же, ты будешь напрягать и развивать память,когда захочешь рассказать тот или иной прочитанный  факт.
А если всё плохо,то можно начинать укреплять свою память с различных игр-упражнений вроде назвать по порядку или в обратном порядке слова из определенного списка,  учить стихотворения(причем вдумчиво, так тебе будет легче запомнить),

Источник

Что такое память человека и как работает этот механизм? Какие процессы, связанные с памятью, происходят? Психология и физиология памяти. Ее теории и законы.

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Пройти тест на психологический возраст

Источник

Igor Preobrajensky

Профи

(902)

11 лет назад

многие перечислили уже свойства памяти, дополнять не буду – скажу одно, самое плохое в свойствах памяти то, что нет инструкции к применению, заложенной, как врождённая память

Елена Комарова

Оракул

(84287)

11 лет назад

Память – это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.)) )

Различают три уровня памяти: непосредственную, кратковременную и долговременную. В непосредственной памяти следы сохраняются очень недолго – около 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются, и непосредственная память заполняется новыми сигналами. В том случае, если информация привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.

Igor PreobrajenskyПрофи (902)

11 лет назад

не стоит так же забывать о памяти наследственной, при определённых обстоятельствах она может сильно влиять на все вышеперечисленные

Анатолий

Мастер

(2370)

11 лет назад

Сегодняшнее философское понимание “Процесса познания”, аналитически учитывающее проявление феноменальной психической деятельности (чтение с завязанными глазами и т. д. ) не нуждается в ранее созданной концепции обозначаемой термином “Память”

yurmas

Оракул

(60211)

11 лет назад

Существует врожденная (не благоприобретенная) способность механизма памяти, которая обозначается в Дианетике термином “возвращение”. Это слово употребляется в своем обычном словарном смысле с добавлением того, что ум обладает нормальной функцией вспоминания – может “посылать” часть сознания в период прошлого на умственной либо одновременно на умственной и физической основах. Так человек может снова пережить инциденты, которые случились в прошлом, с теми же ощущениями, которые он тогда имел. В свое время искусство, известное как гипнотизм, применяло так называемый процесс “регрессии”. Гипнотизер отправлял своего пациента назад в прошлое одним из двух способов. Это делалось при помощи введения в транс, наркотиков и довольно сложной технологии. Человек под гипнозом мог оказаться в прошлом “полностью” и подавать все признаки пребывания в том возрасте, куда он был возвращен, проявлять только те способности и испытывать те впечатления, которые он имел в тот момент. Это было названо “ревификацией” – “повторным переживанием”. Регрессия отличалась от первого способа тем, что часть сознания оставалась в настоящем времени, а другая часть возвращалась в прошлое. Считалось, что эти способности ума присущи исключительно гипнотизму и используются только этим искусством, которое уходит корнями в тысячелетия и существует сегодня в Азии в том же самом виде, что и в незапамятные времена.
Замена термина “регрессия” на “возвращение” производится по той причине, что это два разных понятия, а также потому, что слово “регрессия” имеет некоторую отрицательную окраску и для многих людей это затруднило бы его применение. “Повторное переживание” заменяет в Дианетике “ревификацию”, потому что Дианетика объясняет принципы гипнотизма, но не применяет их в своей терапии. Но об этом позже.
Итак, разум обладает еще одной способностью вспоминать. Часть сознания в состоянии “возвратиться” в прошлое и пережить во всех деталях какие-то его моменты, даже когда человек бодрствует. Если хотите убедиться, проверьте это на нескольких людях, пока не найдете человека, которому это легко сделать. Полностью отдавая себе в этом отчет, он сможет “вернуться” в моменты своего прошлого. Пока вы его не попросили об этом, он, может быть, даже не подозревал, что в состоянии это сделать. А если отдавал себе отчет в этой способности, то, наверное, предполагал, что все вокруг тоже это умеют делать (такого рода предположения как раз и мешали вытащить на свет спрятанную информацию) . Он может возвратиться к моменту, когда он однажды плавал и полностью воскресить все, что он тогда слышал, видел, обонял, осязал и так далее.
Однажды некий ученый муж потратил несколько часов, доказывая собравшимся, что повторно ощутить, например, запах из прошлого невозможно, поскольку “неврология доказала, что обонятельные нервы не соединяются с таламусом” (часть мозга, где расположены нервы, ответственные за ощущения) . Двое из слушателей обнаружили в себе способность к возвращению, но несмотря на это, джентльмен настаивал на своем. Проверка всех присутствующих показала, что, независимо от способности возвращаться, половина из них могла вспомнить запах, вдохнув его снова.
Возвращение – это полное действие образной памяти. Память в целом в состоянии заставить органы опять почувствовать раздражители, воздействие которых было испытано в прошлом. Частичное возвращение не редкость, но и не настолько часто, чтобы его можно было назвать обычным явлением. В связи с тем, что данное явление достаточно распространено, возникает необходимость изучать это свойство, так как проявления его довольно разнообразны.

Источник: “Дианетика — современная наука о разуме”. Рон Хаббард

Igor PreobrajenskyПрофи (902)

11 лет назад

Рон Хаббард – человек исключительный. Только он смог, опубликовав практическое пособие по управлению сознанием – дать в руки управляемое сознание

ВольдеМАВР

Мыслитель

(7126)

11 лет назад

Основное свойство – запоминать ВСЁ И НАВСЕГДА.. . а достать эти воспоминания, из памяти, человек не всегда в состоянии…

Источник: Память – лучшее в человеке…

AN.NIK.I.

Гений

(75623)

11 лет назад

АндНик. психолог
Человек – не совсем то, а если быть точнее – совсем не то, чему учит материалистическа наука, отрицающее такие понятия, как “душа”…
Наталья Бехтерева, Директор Института Мозга, знаменитая женщина-академик, дочка великого и одаренного человека и ученого В. М. Бехтерева, часто говорила, что “память не содержится в мозге” и есть некое поле, которое действует с мозгом по принципу суперпозиции, накладываясь на него и являясь как бы файловой системой, к которой мозг имеет доступ, соответствующий мере духовного и интеллектуального развития личности обладателя. Существуют феномены, обладающие эйдетической памятью, способные воспроизвести целое по его части, феномены, запоминающие все и навсегда в полноте впечатлений. Такие люди, как В. Шерешевский, Р. Арраго, В. Мессинг демонстрировали возможности памяти на сцене, безмерно поражая зрителей точностью и длительностью запоминаемого.. .
Нередко удивляет то, что люди, перенесшие травмы мозга, связанные с поражением значительной его части, не только не страдали амнезией, но напротив – вспоминали то, что, казалось, давно забыто. Возможности ретроградного гипноза, открывающего доступ к хранилищу памяти пациента, указывают на абсолютную сохранность всех воспоминаний и возможность не только доступа к ним, но и их коррекции. Заикание снимается, если в процессе коррекции “удаляется” воспоминание о стрессе или испуге, вызывающих логоневроз.. .
Доступ к памяти не всегда полностью принадлежит ее обладателю. Память не есть нечто сугубо личное, она принадлежит Вечности и есть составная часть духовной оболочки Земли, которая и сформирована совокупностью воспоминаний различных людей, объединяемых Замыслом Творца для некоей нам непостижимой, но очень интересной и важной цели – создания Вечности, в котором мы посильно призваны принимать участие, но увы, зачастую уклоняемся от этого…

Источник