Какими свойствами обладает организм 5 класс

Какими свойствами обладает организм 5 класс thumbnail

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Какими свойствами обладает организм 5 класс

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Клеточное строение

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Питание

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами

Обмен веществ

Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло

Дыхание

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях

Рост

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Раздражимость

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Размножение

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская

Смерть

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам

Клеточное строение организмов

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:

  • вирусы;
  • бактерии;
  • растения;
  • грибы;
  • животные.

Какими свойствами обладает организм 5 класс

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются наличием листьев и способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, т.к. имеют особое строение и не способны к активному перемещению.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Разнообразие животных

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 2746.

Источник

Тема урока: «Что такое живой организм. Свойства живого»

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие.

I. Организационный момент

Широко всем улыбнулись.

Мы пришли сюда учиться.

Что такое природа (запись в рабочей тетради).

Лес и морской прибой.

Веселый звон ручья.

И все твои друзья.

Всегда ты будешь в нем.

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

– Давайте вспомним, что такое природа? Ответы учащихся.

–  В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

– Посмотрите на фотографии и назовите объекты природы.

Ответы учащихся: облака, цветы, пингвины, скалы, гриб, камни.

– На какие группы вы можете разделить данные объекты природы?

Итак, природа бывает живая и неживая. Чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

– Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.

– Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.

Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна. Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной клеткой.

– Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория- туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка ведет себя как самостоятельный живой организм.

Читайте также:  Какое свойство воды делает ее растворителем для полярных веществ

– Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные организмы.

– Второй признак – это определенный химический состав живых организмов. Запись в тетрадь.

Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.

– Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду.

– Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость. Запись в тетрадь. На слайде вы видите гидру, обитающую в пресных водоемах. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в комочек.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители.

V. Физкультминутка

– Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете показывать движениями.

Закройте глаза. Представь, ты – маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка… И вот вырос такой красивый цветок.

– Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь? Ответы учащихся.

Живые организмы способны двигаться. Запись в тетрадь.

Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.

– Шестой признак – это рост и развитие живой природы. Запись в тетрадь.

Рост – это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.

Посмотрите, как развивается лягушка. Из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут следующим образом: у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег.

– На данном слайде изображено развитие фасоли из семени.

– Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е. воспроизведению себе подобных. Запись в тетрадь.

Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.

– Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых организмов.

Закрепление

стр. 11 читать

Подведение итогов

– Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:

Живая ниточка связала всех навек:

Листок, улиточка, Земля и человек.

Живут на свете как одна семья.

Не обойтись земле без муравья

Воде без рыбы, лесу – без зверей,

А человеку – без природы всей!

И ты за эту ниточку держись,

Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!

X. Домашнее задание

  1. Параграф 1.

  2. Устно ответить на вопросы после параграфа.

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ № 35»)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a

шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(«35 – а ШШ МАВУ»)

Конспект урока по теме

«Живой организм и его свойства»

5 класс

Выполнила Тырышкина Дарья Павловна,

учитель биологии

Сыктывкар

2014 г.

Цели.

Предметные результаты:

  1. Познакомить учеников с учебником.

  2. Сформировать умение перечислять отличительные свойства живого.

  3. Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражительность, приспособленность.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

  3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

I. Оргмомент.

Знакомство с учебником и его условными знаками.

– Как называется учебник? («Обо всём живом».)

– Чему он посвящён? (Живым организмам.)

– Похож ли учебник на учебник начальной школы? (Да, те же самые условные знаки, нам всё знакомо.) 1

Читайте также:  Какие свойствами обладает память человека

Учебник, Рабочая тетрадь.

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Диалог Антошки и Биолога на с. 8.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. (Какими свойствами обладает любой живой организм?) 1

2. – Вспомните, какие свойства живых организмов вы уже знаете из начальной школы.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1

– Какие черты живого есть у герани, гриба, кошки? (3-й класс.)

– Все ли живые организмы дышат? Что они поглощают и выделяют? (3-й класс.)

– Все ли живые организмы питаются? (3-й класс.)

– Что такое фотосинтез? (3-й класс.)

– Какими тремя «профессиями» владеют живые организмы? (3-й класс.)

– Какие вещества мы называем минеральными?

(3–4-й классы.)

Учебник, рисунки животных, растений, грибов.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа в паре. 2

– С помощью рисунка 1.1 предположите, что такое обмен веществ. 2

– Прочтите текст (1-й и 2-й абзац, с. 9) и оцените правильность своего предположения. 3

– Из чего состоит обмен веществ?

– Найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

2. Работа в паре. 2

– Рассмотрев и обсудив рисунок 1.2, объясните, чем отличается дыхание у потребителя, производителя и разрушителя. Где они на рисунке? 2

3. Работа в паре. 2

– Рассмотрите рисунок 1.3, объясните, что поглощают и выделяют растение, корова и гриб. 2

Работа с текстом. 3

– Прочтите последний абзац текста на с. 9. Объясните, какие два типа питания выделяют у растений?

4. – Рассмотрев рисунки 1.4–1.6, объясните, что происходит с дубом, гусеницей, человеком. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику

(с. 11, первое предложение). 2

5. – Сравните изменения, происходящие с человеком и гусеницей на рисунке 1.6. В чём разница?

– Предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту (с. 11). 2

6. Работа в паре. 2

– Ответьте на вопрос: почему ни один вид живых организмов не обходится без размножения?

7. – Что такое раздражимость? Рассмотрите рисунки 1.8–1.11 и ответьте на вопрос: как реагируют на окружающие условия растения, животные и человек? 2

8. Работа в паре. 2

– С помощью текста и рисунков 1.12 и 1.13 ответьте на вопрос: как растения и животные приспособились к среде своего обитания? В чём причина этой приспособленности? 2

9. – Можно ли отличить живой организм от неживого объекта только по одному из признаков? 1 2

– Сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы. Сравните свой вывод с авторским.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Вопросы на с. 14 (выборочно).

Задания из задачника-практикума на выбор учителя. Одно-два задания на необходимом и одно-два задания на повышенном уровне. Самооценка по алгоритму.

V. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем.

ТОУУ

Источник

Конспект урока «Свойства живого»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: биология (рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 5 класс»).

Тема урока: Свойства живого

Цель урока:

Ученик научится выявлять характерные свойства живых организмов, устанавливать основные признаки живых организмов.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания о признаках – свойствах живых организмов;

  • продолжить работу по формированию биологических терминов;

  • сформировать понятие «организм».

Развивающие:

  • научить выявлять характерные свойства живых организмов;

  • развивать самостоятельную деятельность;

  • активизировать мотивацию учения, анализировать, делать выводы;

  • развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные:

  • развивать речевую культуру;

  • воспитывать культуру общения.

Оборудование: мультимедиапроектор, ПК, бумага, ножницы, клей.

Наглядно-демонстрационный материал, ЭОР:

  • презентация «Свойства живых организмов»;

  • раздаточный материал «Индивидуальная карта обучающегося», «Дидактическая карта», «Инструктивная карта»;

  • скрайбинг «Диалог Знайки и Незнайки»;

  • коллаж «Тела живые и неживые», «Признаки живого организма»;

  • тест «Свойства живого»;

Тип урока: изучения нового материала (открытия нового знания).

Урок 2 «Свойства живого»

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка домашнего задания

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

– осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

– слушать и понимать речь других.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним

Что такое биология?

Читайте также:  Какими свойствами обладает фосфатный цемент

Какие биологические науки вы знаете?

Каковы задачи биологии?

Что изучает биология?

Что такое живая природа?

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

Вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

– основы ознакомительного чтения.

Личностные УУД:

обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

Учитель предлагает послушать диалог Незнайки и Биолога:

Скрайбинг

Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Биолог: Я изучаю живые организмы.

Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы…

Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.

Незнайка: Так что же у них общего?

Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

– Предположите тему урока.

«Корзина идей»

Учитель выслушивает предположения детей.

Формулируют тему урока

2. Учитель предлагает учащимся заполнить первую и вторую графу таблицы.

Работа с маркированной таблицей

(слайд 4)

ЗНАЮ

Смотрят и слушают скрайбинг. Анализируют. Высказывают предположения.

Вспоминают, что им известно по теме, высказываются.

Лучшее предположение:

– какими свойствами обладает любой живой организм;

– тема урока: свойства живого организма.

Заполняют таблицу, работа с индивидуальной картой

Осмыс-ление

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

– осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные УУД:

обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

– называть основные признаки и свойства живых организмов, органы организма, их функции;

– формулировать основные термины по теме.

1. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называют организмами.Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.

Коллаж

Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет.

Вопрос

На какие две большие группы можно разделить объекты природы?

– как вы думаете, почему это – организмы?

– по каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм?

Задание 2 Коллаж

С помощью картинок из журналов самостоятельно на листе бумаги изготовить коллаж.

Инструктаж по Т/Б при работе с ножницами.

Какими свойствами обладают все живые организмы?

Задание 3. Оформите свои предположения с помощью кластера.

Для заполнения кластера выполняют задание.

Задание 4. Работа в паре.

– с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (слайд 8 презентации);

прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения;

найдите отличия обмена веществ у коровы и растения, рассмотрев слайды 8 и 10 презентации;

– работая с рисунком на страницах учебника, объясните, что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику.

сравните изменения, происходящие с бабочкой и слоном (слайд 11 презентации). В чём разница?

предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту.

сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы.

2. Физ. минутка (ЦОР)

https://www.youtube.com/watch?

Работают с презентацией. Классифицируют по очереди предложенные изображения на тела живой и неживой природы.

Изготавливают самостоятельно коллаж.

Спикеры каждой группы представляют результат своей работы

Оформляют кластер.

Работают с рисунками. Формируют понятие «обмен веществ».

Работа с текстом учебника.

Делают вывод, что корова поглощает кислород, выделяет углекислый газ и т.д.

Предполагают, что это развитие.

Заканчивают кластер.

Делают вывод, что организмы отличаются по развитию, питанию, движению.

Контроль и самопроверка знаний. Упражнения на усвоение знаний

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

– работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные УУД:

– применять биологические понятия.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

1.Первичная проверка понимания виндивидуальной карте обучающегося:

1 уровень: тест.

2 уровень:кроссворд.

2.Самостоятельное применение знаний.

Работа в группе

Выполните творческое задание в дидактической карте обучающегося.

Работа по дидактической карте обучающегося.

Проверка усвоения материала

Используя слайд, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполненного задания.

Рефлек-сия

1. Самостоятельное применение знаний. Работа в группе.

Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация).

2. Взаимопроверка.

3. Учитель предлагает заполнить третью графу таблицы.

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

4. Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.

Критерии:

Если нет ошибок, оценка «5»;

Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»;

Допущены две ошибки, оценка «3».

5. Домашнее задание. Рабочая тетрадь по биологии стр. 7-8

Задание 5-6

Творческое задание: зарисовать различные виды организмов.

Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполненного задания.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Источник