Какими свойствами обладает научная
Глава 5. Научное знание
Что такое наука?
Наука — форма познавательной деятельности человека наряду с искусством, религией и т.д. Специфическая функция науки — выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие «наука» включает в себя деятельность по получению нового знания — научное исследование, и результаты этой деятельности — научное знание, объективно-ис- тинное и обоснованное.
Что представляет собой современное научное знание?
Наука сегодня — это совокупность огромного числа разнообразных исследований как в масштабах отдельной страны, так и на международном уровне. За последнее столетие масштабы научной деятельности возросли многократно. Если в 1900 году в мире насчитывалось около ста тысяч профессиональных ученых, то в конце XX века их было свыше пяти миллионов. Около 90 процентов научных открытий и изобретений, когда-либо свершенных человечеством, пришлось на XX век. Так называемый «кризис» науки на рубеже XIX—XX веков знаменовал собой переход науки от классической фазы своего развития в постклассическую.
Какие характеристики имеют классическая и постклассическая наука?
Для наглядности можно сопоставить основные характеристики классического и постклассического научного познания следующим образом:
Классическая наука | Постклассическая наука |
Глубокое познание связей между элементами мира | Углубление специализации |
Объект изучения – макромир | Объект изучения – макро-, микро- и мегамир |
Чёткая грань между естественными и гуманитарными науками | Стирание граней между естественными и гуманитарными науками |
Установка только на рациональность | Учёт интуитивных ощущений, озарений |
Безусловная наглядность | Условная наглядность |
Эксперимент | Моделирование |
Что лежит в основе научного знания?
Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, который формируется во время непосредственного практического отношения к внешнему миру. Обыденное знание слабо отражает глубинные связи предметов, поэтому здравый смысл наряду с объективно-истинными положениями включает в себя массу поспешных обобщений. Гегель характеризовал здравый смысл: «такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки своего времени».
Какими свойствами обладает научное знание?
Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание имеет следующие свойства: системность, направленность на отражение основных свойств изучаемого объекта, опережение практики. Однако все эти свойства являются вторичными по отношению к истинности и обоснованности, производными от них.
Что такое субъектность знания?
Современная постклассическая наука признает субъектность научного знания. Субъектность означает, что человек (познающий субъект) воздействует на изучаемый объект. В большинстве случаев мы изучаем не объект в чистом виде, а взаимодействия человека с изучаемым объектом. Признание того, что человек есть неотъемлемая часть той реальности, которую он изучает, и составляет субъектность научного знания.
Что такое объективность познания?
Объективность современного научного познания следует понимать как взаимоотношение объекта (то, что познается) и субъекта (кто познает). Понимание объективности имеет связь с практикой: зная ответные реакции объекта, можно прогнозировать практическую деятельность, создавать технические устройства, использовать научные достижения для людских нужд.
Какие этапы проходит научное познание?
Научное познание проходит в своем развитии ряд этапов. Основными из них являются: факт, проблема, гипотеза, программа, теория.
Что понимается под научным фактом?
Факт — это достоверное знание о единичном. Научные факты связаны с практической деятельностью человека: в повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент научного знания. Наука начинается с фактов. Каждая научная дисциплина проходит достаточно длительный период накопления фактического материала.
Фактом признается не всякий полученный результат. Чтобы прийти к знанию, которое можно назвать фактом, необходимо провести множество исследовательских операций, при которых получаются одинаковые результаты.
Что такое теория?
Теория дает целостное представление о той или иной сфере действительности. Положения теории отображают существенные связи действительности. Но, в отличие от фактов, теории представляет эти связи в обобщенном виде. Обобщая факты и опираясь на них, теория согласуется с господствующим мировоззрением, картиной мира, которые направляют ее возникновение и развитие.
Какие типы теорий существуют?
Теории разделяют по разным основаниям. Исходя из области науки, выделяют математические, физические, химические, биологические, социологические и др. теории.
С логической точки зрения выделяют дедуктивные и не дедуктивные теории. В основе дедуктивной теории — логическое следование: для фундамента дедуктивной теории отбираются положения соответствующего знания, которые не противоречат одно другому. Дедуктивное построение теории используется в математике, логике, естествознании.
Не дедуктивные теории характерны для опытных наук, где при изучении действительности используются наблюдения и эксперименты.
Можно выделить теории завершенные и незавершенные. Завершенные теории представляют собой окончательную модель некоторого фрагмента реальности. Положения завершенной теории — это научные законы, в которых отображается сущность познаваемых процессов.
Незавершенную теорию можно дополнять и расширять.
Что понимают под гипотезой?
Гипотеза — это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе: она должна проверяться фактическим материалом. Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или научным законом.
Возможно ли расхождение теории с фактами?
Да. Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания. Вместе с тем такое противоречие дает толчок дальнейшему развитию знаний, его совершенствованию: выдвигаются новые гипотезы, формируются новые законы.
В чем роль вероятностно-статистических методов?
В современной науке, наряду с динамическими закономерностями, все большую роль играют закономерности вероятностно-статистические. В отличие от динамических, вероятностно-статистические закономерности не позволяют делать абсолютных предсказаний. Кроме того, они применимы не к единичному телу или событию, а к их множеству. Вероятностно-статистические закономерности описывают и объясняют поведение больших совокупностей (элементарных частиц, атомов, молекул, сообществ людей и т.д.).
Какова роль моделирования в современной науке?
Эксперимент не всегда пригоден для изучения объектов микромира и мегамира. Поэтому в современной науке особая роль отводится моделированию. Модель замещает реальный объект, воспроизводя его особенности. Построение и изучение модели позволяет выявить и анализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир. Наиболее перспективным является математическое моделирование, так как математические модели безразличны к материальному основанию — будь то процессы в живой природе или общественные и духовные.
Как проявляется интеграция в научном познании?
Появились физическая химия, биогеохимия, геофизика и другие науки, которые лежат на стыке классических наук. Созданы общенаучные дисциплины и методы, применимые для большинства наук, сюда следует отнести теорию систем, структурный метод, синергетику и т.д.
Источник
Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основой научной картины мира, поскольку описывает законы его развития.
Сущность научного знания[править | править код]
Научное знание — это:
- когнитивная основа человеческой деятельности;
- социально обусловленная деятельность;
- знание, имеющее разную степень достоверности.
Будучи специфическим видом знания научное знание должно отвечать ряду критериев, среди которых предсказательная сила, верифицируемость (проверяемость на практике), системность и согласованность результатов[1].
Эмпирический и теоретический уровни[править | править код]
Научное знание обычно рассматривается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Каждый из этих уровней пользуется своими особыми методами исследования и имеет разное значение для научного знания в целом.
Эмпирическое знание[править | править код]
Эмпирическое знание накапливается в результате непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Наука опирается на твердо установленные факты, полученные эмпирическим, то есть опытным, путем. На эмпирическом уровне происходит накопление фактов, их первичная систематизация и классификация. Эмпирическое знание делает возможным формулирование эмпирических правил, закономерностей и законов, которые статистически выводятся из наблюдаемых явлений.
Основные методы эмпирического знания это:
- Эксперимент — наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик;
- Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, что исследуется;
- Измерение — выявление количественных характеристик изучаемой реальности. В результате измерения происходит сравнение объектов по определенным свойствам;
- Сравнение — одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков;
- Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях.
Информация, полученная с помощью эмпирических методов, подвергается статистической обработке. После этого учёные могут делать определенные обобщения. Полученная информация должна быть верифицированной, поэтому учёные обязаны подробно описать источники информации и использованные методы.
Теоретическое знание[править | править код]
Эмпирическое знание само по себе редко может исчерпывающе объяснить определенное явление. Такое знание малоэвристично, то есть оно не открывает новых возможностей научного поиска. Именно поэтому необходим теоретический уровень знания, на котором полученные эмпирические данные вписываются в определенную систему. В то же время без определенных теоретических принципов невозможно начать ни одно эмпирическое исследование.
Таким образом, суть теоретического знания — описание, объяснение и систематизация процессов и закономерностей, выявленных эмпирическим путем, а также попытка целостного охвата действительности.
Основные методы теоретического знания — это:
- Формализация — построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений;
- Аксиоматизация — теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно;
- Гипотетико-дедуктивный метод — построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.
Основные компоненты теоретического знания — это:
- Проблема — форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания — постановку и решение.
- Гипотеза — форма знания в виде предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Одни гипотезы впоследствии превращаются в теории, тогда как другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как ложные. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, тогда как логический (теоретический) критерий истины играет вспомогательную роль.
- Теория — знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится с целью объяснения объективной реальности. Главная задача теории – описание, систематизация и объяснение всех имеющихся эмпирических данных. Однако теория не описывает непосредственно окружающую действительность. При формулировании теории исследователи оперируют идеальными объектами, которые в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а ограниченным количеством свойств.
Теоретический уровень знания имеет две составляющие — фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, опираясь на соответствующие фундаментальные теории.
Метатеоретический уровень[править | править код]
Является более общим уровнем научного знания по сравнению с эмпирическим и теоретическим уровнями, внутренне связан с ними в процессе развития научного знания и конкретизирован для каждой научной теории.
В качестве основных составных частей включает в себя общенаучное знание (общенаучная картина мира, общенаучные методологические, логические и аксиологические принципы) и философские основания науки.
Метатеоретический уровень в математике образуют метаматематика и металогика. В естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень состоит из соответствующих картин мира, а также общенаучных и философских принципов[2].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Алексашина И. Ю., Галактионов К. В., Дмитриев И. С. и др. Естествознание: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Под ред. И. Ю. Алексашиной. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 270 с. — (Лабиринт: Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-018918-7. (недоступная ссылка)
- В. В. Косолапов Гносеологічна природа наукового факту. — К., 1964.
- Б. С. Грязнов Теория и ее объект. — М.,1973.
- В. Л. Чуйко Рефлексія основоположень методологій філософії науки. -К., 2000.
- К. Р. Поппер Логика и рост научного знания. — М.,1983.
- Tarski А. O ugrontowani v naukowej semantyki // Przeglad filozoficzny. — R.XXXIx (1936), — z.I.1936. — s.50-57.
- Н. И. Тюрин Введение в метрологию. — М.,1973.
- Кузанский Н. Апология ученого незнания // Соч. в 2х тт. — Т.2. — М., 1980.
- И. Ф. Шишкин Теоретическая метрология. — М.: Издательство стандартов, 1973.
- Popper K. R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach.- Oxford, 1979.
См. также[править | править код]
- Наука
- Научное исследование
- Учёный
- Знание
- Эпистемология
- Гносеология
- Социология научного знания
- Теория
Источник
Термин “информация” происходит от латинского слова “informatio“, что означает сведения, разъяснения, изложение.
Информация – это настолько общее
и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово
вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.
Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. “Информировать” в этом смысле означает “сообщить нечто, неизвестное раньше”.
Информация
– сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах,
свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы
(живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе
жизнедеятельности и работы.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может
содержать разное количество информации для разных людей – в зависимости
от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и
интереса к нему.
Так, сообщение, составленное на
японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему
этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего
японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное
на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.
В случаях, когда говорят об
автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо
технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не
содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.
Применительно
к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую
последовательность символических обозначений (букв, цифр,
закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую
нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый
символ в такой последовательности символов увеличивает информационный
объём сообщения.
Более развёрнутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в:
11. Гейн А.Г. Земля Информатика: спецвыпуск газеты “Информатика”, 20, 22, 24, 26, 36, 38, 1996.
41. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. – М.: Наука, 1989.
42. Цымбал В.П. Информатика и индустрия информации. – Киев: Выща школа, 1989.
1.3. В каком виде существует информация?
Информация может существовать в самых разнообразных формах:
-
- в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- в виде световых или звуковых сигналов;
- в виде радиоволн;
- в виде электрических и нервных импульсов;
- в виде магнитных записей;
- в виде жестов и мимики;
- в виде запахов и вкусовых ощущений;
- в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Предметы, процессы, явления
материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки
зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.1.4. Как передаётся информация?
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
канал связи | ||
ИСТОЧНИК | ———–® | ПРИЁМНИК |
Примеры:
- 1. сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника – специалиста-метеоролога посредством канала связи – телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;
2. живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.1.6. Что можно делать с информацией?
Информацию можно:
|
|
|
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
1.7. Какими свойствами обладает информация?
Свойства информации:
|
|
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.
Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.
Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.
Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.
Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.
Источник