Какими свойствами обладает материальный мир

Какими свойствами обладает материальный мир thumbnail

Понятие материи. Свойства материи

Материя (от лат. materia — вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это — категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.

Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так:

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них[1].

В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.

Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам — неживая природа, живая природа, общество (табл. 5.1).

Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

1. Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, указывая, что отличительными чертами материи является величина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глубину. Материя также протяженна во времени. Таким образом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве.

Таблица 5.1. Уровни материи

Неживая природа

Живая природа

Общество

Элементарные частицы

Доклеточные формы

Индивид

Ядра

Одноклеточные организмы

Семья

Атомы

Многоклеточные организмы

Группа

Молекулы

Виды

Этнические общности

Макромир

Популяции

Государства

Планеты и их системы

Биоценозы

Союзы государств

Галактики и их системы

Биосфера в целом

Человечество в целом

Относительно проблемы взаимосвязи времени, пространства и материи существуют две противоположные точки зрения. Первая из них — классическая, описанная в механике Исаака Ньютона (1643—1727). Здесь время, пространство и материя рассматриваются как независимые друг от друга сущности, а отношения между ними — как отношения между различными субстанциями. Основания второй разработал в теории относительности Альберт Эйнштейн (1879—1955). Согласно теории относительности, пространство и время несамостоятельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования материи, выражающие соответственно длительность как последовательность смены состояний (время) и трехмерность как способ сосуществования вещей (пространство).

|Если из мира изъять материю, то, согласно Ньютону, время и пространство сохранятся, а согласно Эйнштейну, они исчезнут вместе с материей. [2]

воды. В современной философии в зависимости от сферы материального мира выделяют три формы движения материи — неорганическое, органическое и социальное. К первому относится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц, тепловые процессы и т.д. вплоть до изменения космических систем (планет, звезд, галактик). В живой природе движение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов — от клеточных до биосферных. Наконец, социальное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности.

  • 3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент — понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов — индивидов и одновременно элемент более крупной системы — общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи — от неживой природы до общества — могут рассматриваться как особые материальные системы.
  • 4. Способность к самоорганизации — неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917—2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может произойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуществляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе образуются аттракторы — центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем — систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок[3].

Выводы синергетики обладают особой важностью — они разрешают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация — важное и неотъемлемое свойство материи как системы.

  • 5. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы, например:
  • 0 физическое отражение — на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха, зеркальная поверхность отражает лучи света;
  • 0 химическое отражение — появление изображения на фотобумаге под воздействием реактивов, катализ и т.п.;
  • 0 биологическое отражение — подсолнух поворачивает свое соцветие вслед за солнцем, животное ощущает холод, запах, цвет ит.д.
Читайте также:  Благодаря какому свойству возрастает число и масса живых организмов

Выделяют три вида биологического отражения — раздражимость, чувствительность и психическое отражение. Для материалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понимается как способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Многообразие материального мира представлено в виде табл. 5.2.

Таблица 5.2. Многообразие материального мира

Вид материи

Сфера материального

Свойство материи

Вещество

Поле

Неживая природа Живая природа Общество

Протяженность

Движение

Системность

Самоорганизация

Отражение

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материя – философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность.
  • 2. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

ЗАДАНИЯ

  • 1. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.
  • 2. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.

Источник

Материя
– фундаментальная философская категория.

С
позиции материализма она является
первичной относительно сознания.

С
позиции идеализма материя – это
произвольное образование от духовной
субстанции. Для субъективного идеализма
материя – это постоянная возможность
ощущения.

Существует
три концепции материи:

1.
Субстанциональная: материя определяется
через вещи. Эта концепция реализуется
у древнегреческих философов (Демокрит).
Они понимали материю через вещество.

2.
Атрибутивная: материя определялась
через свойства, через первичные качества
(масса, размеры) и через субъективные
свойства, т.е. через вторичные качества
(вкус, цвет).

3.
Диалектико-материалистическая: материя
определяется через отношение с сознанием.
Представители этой концепции – Маркс,
Ленин. Материя – это философская
категория для обозначения реальности,
которая существует независимо от нашего
сознания и которая копируется нашими
органами чувств. Это определение
устраняет противоречия между философией
и наукой. Эта концепция возникла в конце
19 века вместе с прорывом научного знания.

Вместе
с открытием электрона произошел крах
материализма. В материю входят не только
вещества, но и поля. Основными свойствами
материи являются:

·
Обьективность.

·
Познаваемость.

·
Структурность.

·
Субстанциональность.

Материя
существует через дискретные материальные
структуры, материи вообще не существует.
Важнейшие свойства материи – это
атрибуты. Главный атрибут материи –
это движение. Движение – это способ
существования материи. Важнейшие
характеристики движения:

·
Всеобщность.

·
Универсальность

·
Объективность.

·
Абсолютность (нет вещей неподвижных).

·
Противоречивость (движение есть единство
устойчивости и изменчивости, устойчивость
относительна, а изменчивость – абсолютна).

Для
Аристотеля движение было внешним по
отношению к материи. Материя – это
самодвижущаяся реальность. В
нематериалистической концепции движение
понимается как проявление объективного
духа.

Атрибуты
материи:

1.
Движение существует в 3-ех формах.

2.
Пространство и время.

Движение
существует по трем основаниям:

а.
По носителю

б.
По взаимодействию.

в.
По законам.

Существуют
три основные формы движения материи:

1.
социальная

2.
биологическая (носители – клетка,
организм)

3.
химическая (носитель – молекула)

4.
физическая (вакуум, поля, элементарные
частицы, атомы, молекулы, макротела,
планеты, галактики и т.д.; на всех
вышеперечисленных уровнях существуют
формы взаимодействия: например,
межмолекулярное взаимодействие).

Билет6
Вопрос
1.
Платон
и Аристотель – «вершины» древнегреческой
философии

Философия
Платона.

1.
Общая
характеристика личности и творчества
Платона.

Платон
(427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ
Древней Греции, ученик Сократа, основатель
собственной философской школы –
Академии, основоположник идеалистического
направления в философии. Платон – первый
древнегреческий философ, оставивший
после себя ряд фундаментальных философских
произведений, наиболее важными из
которых являются «Апология Сократа»,
«Пармелид», «Горгий», «Федон»,
«Государство», «Законы». Большинство
произведений Платона написано в форме
диалогов.

2.
Платон – основоположник идеалистического
направления философии.

Платон
является основателем идеализма. Главными
положениями его идеалистического учения
являются следующие:

материальные
вещи изменчивы, непостоянны и со временем
прекращают свое существование;

окружающий
мир («мир вещей» также временен и изменчив
и в действительности не существует как
самостоятельная субстанция;

реально
существуют лишь чистые (бестелесные)
идеи (эйдосы);

чистые
(бестелесные) идеи истинны, вечны и
постоянны;

любая
существующая вещь является всего лишь
материальным отображением первоначальной
идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони
рождаются и умирают, но они лишь являются
воплощением идеи коня, которая вечна и
неизменна и т.д.);

весь
мир является отображением чистых идей
(эйдосов).

3.
«Триада» Платона – «единое», «ум»,
«душа».

Также
Платон выдвигает философское учение о
триаде, согласно которому все сущее
состоит из трех субстанций:

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»:

является
основой всякого бытия;

не
имеет никаких признаков (ни начала, ни
конца, ни частей, ни целостности, ни
формы, ни содержания, и т.д.);

есть
ничто;

выше
всякого бытия, выше всякого мышления,
выше всякого ощущения;

первоначало
всего – всех идей, всех вещей, всей
явлений, всех свойств (как всего хорошего
с точки зрения человека, так и всего
плохого).

«Ум»:

происходит
от «единого»;

разделен
с «единым»;

противоположен
«единому»;

является
сущностью всех вещей;

есть
обобщение всего живого на земле.

«Душа»:

подвижная
субстанция, которая объединяет и
связывает»единое – ничто» и «ум – все
живое», а также связывает между собой
все вещи и все явления;

также
согласно Платону душа может быть мировой
и душой отдельного человека; при
гилозоическом (одушевленном) подходе
душу могут иметь также вещи и неживая
природа;

Читайте также:  Какими могут быть свойства контрагентов

душа
человека (вещи) есть часть мировой души;

душа
бессмертна;

при
смерти человека умирает только тело,
душа же, ответив в подземном царстве за
свои земные поступки, приобретает новую
телесную оболочку;

постоянство
души смена телесных форм – естественный
закон Космоса.

4.
Гносеология (учение о познании) Платона.

Касаясь
гносеологии (учения о познании), Платон
исходит из созданной им идеалистической
картины мира:

поскольку
материальный мир является всего лишь
отображением «мира идей», то предметом
познания должны стать прежде всего
«чистые идеи»;

«чистые
идеи» невозможно познать с помощью
чувственного познания (такой тип познания
дает не достоверное знание, а лишь мнение
– «докса»);

высшей
духовной деятельностью могут заниматься
только люди подготовленные – образованные
интеллектуалы, философы, следовательно,
только они способны увидеть и осознать
«чистые идеи».

5.
Проблема государства в философии
Платона.

Особую
роль в своей философии Платон уделил
проблеме государства (что было нетипично
для предшественников – «досократиков»
Фалеса, Гераклита и др., которые занимались
поисками первоначала мира и объяснением
явлений окружающей природы, но не
общества). Платон выделяет семь типов
государства: идеальное «государство
будущего», которого пока не существует
и в котором отпадает необходимость в
государственной власти и законах, и
шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном
указываются:

монархия
– справедливая власть одного человека;

тирания
– несправедливая власть одного человека;

аристократия
– справедливая власть меньшинства;

олигархия
– несправедливая власть меньшинства;

демократия
– справедливая власть большинства;

тимократия
– несправедливая власть большинства,
власть военных вождей, армии.

Поскольку
тирания, олигархия и тимократия являются
несправедливыми формами государства,
а демократия – власть большинства –
редко бывает справедливой и, как правило,
вырождается в тиранию, олигархию или
тимократию, двумя стабильными и
оптимальными формами государства могут
быть только аристократия и монархия.

6.
Платоновский проект государства.

Также
Платон выдвигает собственный план
государственного устройства, согласно
данному плану:

все
население государства (полиса) делится
на три сословия – философы, воины,
работники;

работники
(крестьяне и ремесленники) занимаются
грубым физическим трудом, создают
материальные блага, могут в ограниченных
размерах владеть частной собственностью;

воины
занимаются физическими упражнениями,
тренираются, поддерживают в государстве
порядок, в случае необходимости –
участвуют в военных действиях;

философы
(мудрецы) – разрабатывают философские
теории, познают мир, учат, управляют
государством;

философы
и воины не должны иметь частной
собственности;

жители
государства вместе проводят свободное
время, вместе едят (проводят трапезы),
вместе отдыхают;

не
существует брака, все жены и дети общие;

допускается
и приветствуется труд рабов, как правило,
варваров, захваченных в плен.

В
дальнейшем Платон пересмотрел некоторые
идеи своего проекта, допустив небольшую
частную собственность и личное имущество
для всех сословий, однако другие положения
данного плана были сохранены.

7.
Значение философии Платона.

Историческое
значение философии Платона в том, что

впервые
философом оставлено целое собрание
фундаментальных произведений;

положено
начало идеализму как крупному философскому
направлению (так называемая «линия
Платона» – противоположность
материалистической «линии Демократа»);

впервые
глубоко исследованы проблемы не только
природы, но и общества – государство,
законы и т.д.;

были
заложены основы понятийного мышления,
произведена попытка выделить философские
категории (бытие – становление, вечное
– временное, покоящееся – движущееся,
неделимое – делимое и др.);

была
создана философская школа (Академия),
просуществовавшая около 1000 лет, где
выросли многие видные последователи
Платона (Аристотель и др.).

8.
Академия Платона.

Академия
Платона – религиозно-философская школа,
созданная Платоном в 387 г. в природе Афин
и просуществовавшая около 1000 лет (до
529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми
воспитанниками академии являлись:
Аристотель (учился у Платона, основал
собственную философскую школу – Ликей),
Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах
Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель
Цицерона). Академия была закрыта в 529 г.
византийским императором Юстинианом
как рассадник язычества и «вредных»
идей, однако за свою историю успела
добиться того, что платонизм и неоплатонизм
стали ведущими направлениями европейской
философии.

Философия
Аристотеля.

1.
Этапы творчества Аристотеля и его
основные произведения.

Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий
философ классического периода, ученик
Платона, воспитатель Александра
Македонского. В своей философской
деятельности Аристотель прошел три
основных этапа:

367-347
гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с
17-летнего возраста, в Академии Платона
и был его учеником (до момента смерти
Платона);

347-335
гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле
– столице Македонского государства по
приглашению царя Филиппа; воспитывал
Александра Македонского;

335-322
гг. – основал собственную философскую
школу – Ликей (перипатетическую школу)
и работал в ней до своей смерти.

К
наиболее известным произведениям
Аристотеля относятся: «Органон»,
«Физика», «Механика», «Метафизика», «О
душе», «История животных», «Никомахова
этика», «Риторика», «Политика», «Афинская
полития», «Поэтика».

2.
Классификация философии, данная
Аристотелем.

Философию
Аристотель разделил на три вида:

теоретическую,
изучающую проблемы бытия, различных
сфер бытия, происхождения всего сущего,
причины различных явлений (получила
название «первичная философия»);

практическую
– о деятельности человека, устройстве
государства;

поэтическую.

Считается,
что фактически Аристотелем как четвертая
часть философии была выделена логика.

Читайте также:  Какими общими физическими свойствами обладают простые вещества металлы

3.
Критика Аристотеля как способ объяснения
сути бытия.

Рассматривая
проблему бытия, Аристотель выступил с
критикой философии Платона, согласно
которой, окружающий мир делился на «мир
вещей» и «мир чистых (бестелесных идей),
и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь
в отдельности, являлся лишь материальным
отображением соответствующей «чистой
идеи».

Ошибка
Платона, по Аристотелю, в том что он
оторвал «мир идей» от реального мира и
рассматривал «чистые идеи» вне всякой
связи с окружающей действительностью,
которая имеет и свои собственные
характеристики – протяженность, покой,
движение и др.

Аристотель
дает свою трактовку данной проблемы:

не
существует «чистых идей», не связанных
с окружающей действительностью,
отображением которых являются все вещи
и предметы материального мира;

существуют
только единичные и конкретно определенные
вещи;

данные
вещи называются индивидуумы (в переводе
– «неделимые»), то есть существует
только конкретная лошадь в конкретном
месте, а не «идея лошади», воплощением
которой данная лошадь является, конкретный
стул, находящийся в конкретном месте и
имеющий свои признаки, а не «идея стула»,
конкретный дом, имеющий точно определенные
параметры, а не «идея дома», и т.д.;

индивидуумы
являются первичной сущностью, а виды и
роды индивидуумов (кони вообще, дома
вообще и т.д.) – вторичной.

4.
Категории Аристотеля как способ
объяснения сути бытия.

Поскольку
бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы»)
и их материальное отражение («вещи»),
возникает вопрос: что такое бытие?

Дать
ответ на этот вопрос (что такое бытие)
Аристотель пытается через высказывания
о бытие, то есть через категории (в
переводе с древнегреческого –
высказывания).

Аристотель
выделяет 10 категорий, которые отвечают
на поставленный вопрос (о бытии), причем
одна из категорий говорит о том, что
такое бытие, а 9 остальных дают его
характеристики. Данными категориями
являются:

сущность
(субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

Иначе
говоря, по Аристотелю, бытие – это
сущность (субстанция), обладающая
свойствами количества, качества, места,
времени, отношения, положения, состояния,
действия, страдания.

Человек,
как правило, способен воспринимать лишь
свойства бытия, но не сущность. Также
согласно Аристотелю категории – это
высшее отражение и обобщение окружающей
действительности, без которых немыслимо
само бытие.

5.
Проблема материи в философии Аристотеля

Важное
место в философии Аристотеля занимают
проблемы материи. Что есть материя? По
Аристотелю, материя – это потенция,
ограниченная формой (например, медный
шар – это медь, ограниченная шарообразностью,
и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ
также приходит к выводам о том, что:

все
сущее на Земле обладает потенцией
(собственно материей) и формой;

изменение
хотя бы одного из этих качеств (либо
материи, либо формы) приводит к изменению
сущности самого предмета;

реальность
– это последовательность перехода от
материи к форме и от формы к материи;

потенция
(материал) есть пассивное начало, форма
– активное;

высшей
формой всего сущего является Бог, имеющий
бытие вне мира.

6.
Проблема души и человека в философии
Аристотеля.

Носителем
сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души:

растительная
душа;

животная
душа;

разумная
душа.

Являясь
носителем сознания, душа также ведает
функциями организма.

Растительная
душа отвечает за функции питания, роста
и размножения. Этими же функциями
(питание, рост, размножение) ведает и
животная душа, однако благодаря ей
организм дополняется функциями ощущения
и желания. И только разумная (человеческая)
душа, охватывая все вышеперечисленные
функции, ведает еще и функциями рассуждения
и мышления. Именно это выделяет человека
из всего окружающего мира.

Аристотель
материалистически подходит к проблеме
человека. Он считает, что человек:

по
биологической сущности является одним
из видов высокоорганизованных животных;

отличается
от животных наличием мышления и разума;

имеет
врожденную склонность жить вместе с
себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно
последнее качество – потребность жить
в коллективе – приводит к возникновению
общества – большого коллектива людей,
занимающегося производством материальных
благ и их распределением, проживающего
на одной территории и объединенного
языком, родственными и культурными
связями.

Регулирующим
механизмом общества (защита от врагов,
поддержание внутреннего порядка,
содействие экономике и т.д.) является
государство.

7.
Классификация Аристотеля форм государства.

Аристотель
выделяет шесть типов государства:

монархия;

тирания;

аристократия;

крайняя
олигархия;

охлократия
(власть толпы, крайняя демократия);

полития
(смесь умеренной олигархии и умеренной
демократии).

Подобно
Платону Аристотель разделяет «дурные»
формы государства (тирания, крайняя
олигархия и охлократия) и «хорошие»
(монархия, аристократия и полития).

Наилучшей
формой государства, по Аристотелю,
является полития – совокупность
умеренной олигархии и умеренной
демократии, государство «среднего
класса» (идеал Аристотеля).

8.
Историческое значение философии
Аристотеля в том, что он:

внес
существенные коррективы в ряд положений
философии Платона, критикуя учение о
«чистых идеях»;

дал
материалистическую трактовку происхождения
мира и человека;

выделил
10 философских категорий;

дал
определение бытия через категории;

определил
сущность материи;

выделил
шесть типов государства и дал понятие
идеального типа – политии;

внес
существенный вклад в развитие логики
(дал понятие дедуктивного метода – от
частного к общему, обосновал систему
силлогизмов – вывода из двух и более
посылок заключения).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник