Какими свойствами обладает материальный мир
Понятие материи. Свойства материи
Материя (от лат. materia — вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это — категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.
Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так:
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них[1].
В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.
Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам — неживая природа, живая природа, общество (табл. 5.1).
Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.
1. Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, указывая, что отличительными чертами материи является величина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глубину. Материя также протяженна во времени. Таким образом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве.
Таблица 5.1. Уровни материи
Неживая природа | Живая природа | Общество |
Элементарные частицы | Доклеточные формы | Индивид |
Ядра | Одноклеточные организмы | Семья |
Атомы | Многоклеточные организмы | Группа |
Молекулы | Виды | Этнические общности |
Макромир | Популяции | Государства |
Планеты и их системы | Биоценозы | Союзы государств |
Галактики и их системы | Биосфера в целом | Человечество в целом |
Относительно проблемы взаимосвязи времени, пространства и материи существуют две противоположные точки зрения. Первая из них — классическая, описанная в механике Исаака Ньютона (1643—1727). Здесь время, пространство и материя рассматриваются как независимые друг от друга сущности, а отношения между ними — как отношения между различными субстанциями. Основания второй разработал в теории относительности Альберт Эйнштейн (1879—1955). Согласно теории относительности, пространство и время несамостоятельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования материи, выражающие соответственно длительность как последовательность смены состояний (время) и трехмерность как способ сосуществования вещей (пространство).
|Если из мира изъять материю, то, согласно Ньютону, время и пространство сохранятся, а согласно Эйнштейну, они исчезнут вместе с материей. [2]
воды. В современной философии в зависимости от сферы материального мира выделяют три формы движения материи — неорганическое, органическое и социальное. К первому относится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц, тепловые процессы и т.д. вплоть до изменения космических систем (планет, звезд, галактик). В живой природе движение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов — от клеточных до биосферных. Наконец, социальное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности.
- 3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент — понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов — индивидов и одновременно элемент более крупной системы — общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи — от неживой природы до общества — могут рассматриваться как особые материальные системы.
- 4. Способность к самоорганизации — неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917—2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».
В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может произойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуществляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе образуются аттракторы — центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем — систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок[3].
Выводы синергетики обладают особой важностью — они разрешают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация — важное и неотъемлемое свойство материи как системы.
- 5. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы, например:
- 0 физическое отражение — на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха, зеркальная поверхность отражает лучи света;
- 0 химическое отражение — появление изображения на фотобумаге под воздействием реактивов, катализ и т.п.;
- 0 биологическое отражение — подсолнух поворачивает свое соцветие вслед за солнцем, животное ощущает холод, запах, цвет ит.д.
Выделяют три вида биологического отражения — раздражимость, чувствительность и психическое отражение. Для материалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понимается как способность высокоорганизованной материи отражать материю.
Многообразие материального мира представлено в виде табл. 5.2.
Таблица 5.2. Многообразие материального мира
Вид материи | Сфера материального | Свойство материи |
Вещество Поле | Неживая природа Живая природа Общество | Протяженность Движение Системность Самоорганизация Отражение |
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
- 1. Материя – философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность.
- 2. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.
ЗАДАНИЯ
- 1. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.
- 2. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.
Источник
Материя
– фундаментальная философская категория.
С
позиции материализма она является
первичной относительно сознания.
С
позиции идеализма материя – это
произвольное образование от духовной
субстанции. Для субъективного идеализма
материя – это постоянная возможность
ощущения.
Существует
три концепции материи:
1.
Субстанциональная: материя определяется
через вещи. Эта концепция реализуется
у древнегреческих философов (Демокрит).
Они понимали материю через вещество.
2.
Атрибутивная: материя определялась
через свойства, через первичные качества
(масса, размеры) и через субъективные
свойства, т.е. через вторичные качества
(вкус, цвет).
3.
Диалектико-материалистическая: материя
определяется через отношение с сознанием.
Представители этой концепции – Маркс,
Ленин. Материя – это философская
категория для обозначения реальности,
которая существует независимо от нашего
сознания и которая копируется нашими
органами чувств. Это определение
устраняет противоречия между философией
и наукой. Эта концепция возникла в конце
19 века вместе с прорывом научного знания.
Вместе
с открытием электрона произошел крах
материализма. В материю входят не только
вещества, но и поля. Основными свойствами
материи являются:
·
Обьективность.
·
Познаваемость.
·
Структурность.
·
Субстанциональность.
Материя
существует через дискретные материальные
структуры, материи вообще не существует.
Важнейшие свойства материи – это
атрибуты. Главный атрибут материи –
это движение. Движение – это способ
существования материи. Важнейшие
характеристики движения:
·
Всеобщность.
·
Универсальность
·
Объективность.
·
Абсолютность (нет вещей неподвижных).
·
Противоречивость (движение есть единство
устойчивости и изменчивости, устойчивость
относительна, а изменчивость – абсолютна).
Для
Аристотеля движение было внешним по
отношению к материи. Материя – это
самодвижущаяся реальность. В
нематериалистической концепции движение
понимается как проявление объективного
духа.
Атрибуты
материи:
1.
Движение существует в 3-ех формах.
2.
Пространство и время.
Движение
существует по трем основаниям:
а.
По носителю
б.
По взаимодействию.
в.
По законам.
Существуют
три основные формы движения материи:
1.
социальная
2.
биологическая (носители – клетка,
организм)
3.
химическая (носитель – молекула)
4.
физическая (вакуум, поля, элементарные
частицы, атомы, молекулы, макротела,
планеты, галактики и т.д.; на всех
вышеперечисленных уровнях существуют
формы взаимодействия: например,
межмолекулярное взаимодействие).
Билет6
Вопрос
1. Платон
и Аристотель – «вершины» древнегреческой
философии
Философия
Платона.
1.
Общая
характеристика личности и творчества
Платона.
Платон
(427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ
Древней Греции, ученик Сократа, основатель
собственной философской школы –
Академии, основоположник идеалистического
направления в философии. Платон – первый
древнегреческий философ, оставивший
после себя ряд фундаментальных философских
произведений, наиболее важными из
которых являются «Апология Сократа»,
«Пармелид», «Горгий», «Федон»,
«Государство», «Законы». Большинство
произведений Платона написано в форме
диалогов.
2.
Платон – основоположник идеалистического
направления философии.
Платон
является основателем идеализма. Главными
положениями его идеалистического учения
являются следующие:
материальные
вещи изменчивы, непостоянны и со временем
прекращают свое существование;
окружающий
мир («мир вещей» также временен и изменчив
и в действительности не существует как
самостоятельная субстанция;
реально
существуют лишь чистые (бестелесные)
идеи (эйдосы);
чистые
(бестелесные) идеи истинны, вечны и
постоянны;
любая
существующая вещь является всего лишь
материальным отображением первоначальной
идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони
рождаются и умирают, но они лишь являются
воплощением идеи коня, которая вечна и
неизменна и т.д.);
весь
мир является отображением чистых идей
(эйдосов).
3.
«Триада» Платона – «единое», «ум»,
«душа».
Также
Платон выдвигает философское учение о
триаде, согласно которому все сущее
состоит из трех субстанций:
«единого»;
«ума»;
«души».
«Единое»:
является
основой всякого бытия;
не
имеет никаких признаков (ни начала, ни
конца, ни частей, ни целостности, ни
формы, ни содержания, и т.д.);
есть
ничто;
выше
всякого бытия, выше всякого мышления,
выше всякого ощущения;
первоначало
всего – всех идей, всех вещей, всей
явлений, всех свойств (как всего хорошего
с точки зрения человека, так и всего
плохого).
«Ум»:
происходит
от «единого»;
разделен
с «единым»;
противоположен
«единому»;
является
сущностью всех вещей;
есть
обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
подвижная
субстанция, которая объединяет и
связывает»единое – ничто» и «ум – все
живое», а также связывает между собой
все вещи и все явления;
также
согласно Платону душа может быть мировой
и душой отдельного человека; при
гилозоическом (одушевленном) подходе
душу могут иметь также вещи и неживая
природа;
душа
человека (вещи) есть часть мировой души;
душа
бессмертна;
при
смерти человека умирает только тело,
душа же, ответив в подземном царстве за
свои земные поступки, приобретает новую
телесную оболочку;
постоянство
души смена телесных форм – естественный
закон Космоса.
4.
Гносеология (учение о познании) Платона.
Касаясь
гносеологии (учения о познании), Платон
исходит из созданной им идеалистической
картины мира:
поскольку
материальный мир является всего лишь
отображением «мира идей», то предметом
познания должны стать прежде всего
«чистые идеи»;
«чистые
идеи» невозможно познать с помощью
чувственного познания (такой тип познания
дает не достоверное знание, а лишь мнение
– «докса»);
высшей
духовной деятельностью могут заниматься
только люди подготовленные – образованные
интеллектуалы, философы, следовательно,
только они способны увидеть и осознать
«чистые идеи».
5.
Проблема государства в философии
Платона.
Особую
роль в своей философии Платон уделил
проблеме государства (что было нетипично
для предшественников – «досократиков»
Фалеса, Гераклита и др., которые занимались
поисками первоначала мира и объяснением
явлений окружающей природы, но не
общества). Платон выделяет семь типов
государства: идеальное «государство
будущего», которого пока не существует
и в котором отпадает необходимость в
государственной власти и законах, и
шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном
указываются:
монархия
– справедливая власть одного человека;
тирания
– несправедливая власть одного человека;
аристократия
– справедливая власть меньшинства;
олигархия
– несправедливая власть меньшинства;
демократия
– справедливая власть большинства;
тимократия
– несправедливая власть большинства,
власть военных вождей, армии.
Поскольку
тирания, олигархия и тимократия являются
несправедливыми формами государства,
а демократия – власть большинства –
редко бывает справедливой и, как правило,
вырождается в тиранию, олигархию или
тимократию, двумя стабильными и
оптимальными формами государства могут
быть только аристократия и монархия.
6.
Платоновский проект государства.
Также
Платон выдвигает собственный план
государственного устройства, согласно
данному плану:
все
население государства (полиса) делится
на три сословия – философы, воины,
работники;
работники
(крестьяне и ремесленники) занимаются
грубым физическим трудом, создают
материальные блага, могут в ограниченных
размерах владеть частной собственностью;
воины
занимаются физическими упражнениями,
тренираются, поддерживают в государстве
порядок, в случае необходимости –
участвуют в военных действиях;
философы
(мудрецы) – разрабатывают философские
теории, познают мир, учат, управляют
государством;
философы
и воины не должны иметь частной
собственности;
жители
государства вместе проводят свободное
время, вместе едят (проводят трапезы),
вместе отдыхают;
не
существует брака, все жены и дети общие;
допускается
и приветствуется труд рабов, как правило,
варваров, захваченных в плен.
В
дальнейшем Платон пересмотрел некоторые
идеи своего проекта, допустив небольшую
частную собственность и личное имущество
для всех сословий, однако другие положения
данного плана были сохранены.
7.
Значение философии Платона.
Историческое
значение философии Платона в том, что
впервые
философом оставлено целое собрание
фундаментальных произведений;
положено
начало идеализму как крупному философскому
направлению (так называемая «линия
Платона» – противоположность
материалистической «линии Демократа»);
впервые
глубоко исследованы проблемы не только
природы, но и общества – государство,
законы и т.д.;
были
заложены основы понятийного мышления,
произведена попытка выделить философские
категории (бытие – становление, вечное
– временное, покоящееся – движущееся,
неделимое – делимое и др.);
была
создана философская школа (Академия),
просуществовавшая около 1000 лет, где
выросли многие видные последователи
Платона (Аристотель и др.).
8.
Академия Платона.
Академия
Платона – религиозно-философская школа,
созданная Платоном в 387 г. в природе Афин
и просуществовавшая около 1000 лет (до
529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми
воспитанниками академии являлись:
Аристотель (учился у Платона, основал
собственную философскую школу – Ликей),
Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах
Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель
Цицерона). Академия была закрыта в 529 г.
византийским императором Юстинианом
как рассадник язычества и «вредных»
идей, однако за свою историю успела
добиться того, что платонизм и неоплатонизм
стали ведущими направлениями европейской
философии.
Философия
Аристотеля.
1.
Этапы творчества Аристотеля и его
основные произведения.
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий
философ классического периода, ученик
Платона, воспитатель Александра
Македонского. В своей философской
деятельности Аристотель прошел три
основных этапа:
367-347
гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с
17-летнего возраста, в Академии Платона
и был его учеником (до момента смерти
Платона);
347-335
гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле
– столице Македонского государства по
приглашению царя Филиппа; воспитывал
Александра Македонского;
335-322
гг. – основал собственную философскую
школу – Ликей (перипатетическую школу)
и работал в ней до своей смерти.
К
наиболее известным произведениям
Аристотеля относятся: «Органон»,
«Физика», «Механика», «Метафизика», «О
душе», «История животных», «Никомахова
этика», «Риторика», «Политика», «Афинская
полития», «Поэтика».
2.
Классификация философии, данная
Аристотелем.
Философию
Аристотель разделил на три вида:
теоретическую,
изучающую проблемы бытия, различных
сфер бытия, происхождения всего сущего,
причины различных явлений (получила
название «первичная философия»);
практическую
– о деятельности человека, устройстве
государства;
поэтическую.
Считается,
что фактически Аристотелем как четвертая
часть философии была выделена логика.
3.
Критика Аристотеля как способ объяснения
сути бытия.
Рассматривая
проблему бытия, Аристотель выступил с
критикой философии Платона, согласно
которой, окружающий мир делился на «мир
вещей» и «мир чистых (бестелесных идей),
и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь
в отдельности, являлся лишь материальным
отображением соответствующей «чистой
идеи».
Ошибка
Платона, по Аристотелю, в том что он
оторвал «мир идей» от реального мира и
рассматривал «чистые идеи» вне всякой
связи с окружающей действительностью,
которая имеет и свои собственные
характеристики – протяженность, покой,
движение и др.
Аристотель
дает свою трактовку данной проблемы:
не
существует «чистых идей», не связанных
с окружающей действительностью,
отображением которых являются все вещи
и предметы материального мира;
существуют
только единичные и конкретно определенные
вещи;
данные
вещи называются индивидуумы (в переводе
– «неделимые»), то есть существует
только конкретная лошадь в конкретном
месте, а не «идея лошади», воплощением
которой данная лошадь является, конкретный
стул, находящийся в конкретном месте и
имеющий свои признаки, а не «идея стула»,
конкретный дом, имеющий точно определенные
параметры, а не «идея дома», и т.д.;
индивидуумы
являются первичной сущностью, а виды и
роды индивидуумов (кони вообще, дома
вообще и т.д.) – вторичной.
4.
Категории Аристотеля как способ
объяснения сути бытия.
Поскольку
бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы»)
и их материальное отражение («вещи»),
возникает вопрос: что такое бытие?
Дать
ответ на этот вопрос (что такое бытие)
Аристотель пытается через высказывания
о бытие, то есть через категории (в
переводе с древнегреческого –
высказывания).
Аристотель
выделяет 10 категорий, которые отвечают
на поставленный вопрос (о бытии), причем
одна из категорий говорит о том, что
такое бытие, а 9 остальных дают его
характеристики. Данными категориями
являются:
сущность
(субстанция);
количество;
качество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
страдание.
Иначе
говоря, по Аристотелю, бытие – это
сущность (субстанция), обладающая
свойствами количества, качества, места,
времени, отношения, положения, состояния,
действия, страдания.
Человек,
как правило, способен воспринимать лишь
свойства бытия, но не сущность. Также
согласно Аристотелю категории – это
высшее отражение и обобщение окружающей
действительности, без которых немыслимо
само бытие.
5.
Проблема материи в философии Аристотеля
Важное
место в философии Аристотеля занимают
проблемы материи. Что есть материя? По
Аристотелю, материя – это потенция,
ограниченная формой (например, медный
шар – это медь, ограниченная шарообразностью,
и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ
также приходит к выводам о том, что:
все
сущее на Земле обладает потенцией
(собственно материей) и формой;
изменение
хотя бы одного из этих качеств (либо
материи, либо формы) приводит к изменению
сущности самого предмета;
реальность
– это последовательность перехода от
материи к форме и от формы к материи;
потенция
(материал) есть пассивное начало, форма
– активное;
высшей
формой всего сущего является Бог, имеющий
бытие вне мира.
6.
Проблема души и человека в философии
Аристотеля.
Носителем
сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души:
растительная
душа;
животная
душа;
разумная
душа.
Являясь
носителем сознания, душа также ведает
функциями организма.
Растительная
душа отвечает за функции питания, роста
и размножения. Этими же функциями
(питание, рост, размножение) ведает и
животная душа, однако благодаря ей
организм дополняется функциями ощущения
и желания. И только разумная (человеческая)
душа, охватывая все вышеперечисленные
функции, ведает еще и функциями рассуждения
и мышления. Именно это выделяет человека
из всего окружающего мира.
Аристотель
материалистически подходит к проблеме
человека. Он считает, что человек:
по
биологической сущности является одним
из видов высокоорганизованных животных;
отличается
от животных наличием мышления и разума;
имеет
врожденную склонность жить вместе с
себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно
последнее качество – потребность жить
в коллективе – приводит к возникновению
общества – большого коллектива людей,
занимающегося производством материальных
благ и их распределением, проживающего
на одной территории и объединенного
языком, родственными и культурными
связями.
Регулирующим
механизмом общества (защита от врагов,
поддержание внутреннего порядка,
содействие экономике и т.д.) является
государство.
7.
Классификация Аристотеля форм государства.
Аристотель
выделяет шесть типов государства:
монархия;
тирания;
аристократия;
крайняя
олигархия;
охлократия
(власть толпы, крайняя демократия);
полития
(смесь умеренной олигархии и умеренной
демократии).
Подобно
Платону Аристотель разделяет «дурные»
формы государства (тирания, крайняя
олигархия и охлократия) и «хорошие»
(монархия, аристократия и полития).
Наилучшей
формой государства, по Аристотелю,
является полития – совокупность
умеренной олигархии и умеренной
демократии, государство «среднего
класса» (идеал Аристотеля).
8.
Историческое значение философии
Аристотеля в том, что он:
внес
существенные коррективы в ряд положений
философии Платона, критикуя учение о
«чистых идеях»;
дал
материалистическую трактовку происхождения
мира и человека;
выделил
10 философских категорий;
дал
определение бытия через категории;
определил
сущность материи;
выделил
шесть типов государства и дал понятие
идеального типа – политии;
внес
существенный вклад в развитие логики
(дал понятие дедуктивного метода – от
частного к общему, обосновал систему
силлогизмов – вывода из двух и более
посылок заключения).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник