Какими свойствами обладает квадрат прямоугольник ромб

Предварительные сведения

Для начала разберемся с таким понятием, как параллелограмм.

Определение 1

Четырехугольником называется многоугольник, у которого $4$ вершины.

Четырехугольник имеет $4$ стороны, $4$ вершины и $4$ угла. Стороны, не имеющие общих вершин, называют противоположными сторона четырехугольника, в противном случае они называются смежными. Углы, не имеющие общих сторон, также называют смежными.

Введем теперь, непосредственно, определение параллелограмма.

Определение 2

Параллелограмм — это четырехугольник, в котором противоположные стороны параллельны между собой.

Напомним основные свойства параллелограмма.

Свойство 1: Противоположные стороны и углы параллелограмма равны, соответственно, между собой.

Свойство 2: Диагонали, проведенные в параллелограмме, делятся пополам их точкой пересечения.

Рассмотрим далее подробно понятия прямоугольника, ромба и квадрата.

Прямоугольник

Определение 3

Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником (рис. 1).

Прямоугольник

Рисунок 1. Прямоугольник

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Очевидно, что в прямоугольнике все четыре угла равняются ${90}^0$

Рассмотрим два свойства прямоугольника.

Свойство 3: Обе диагонали прямоугольника равны между собой.

Доказательство.

Пусть нам дан прямоугольник $ABCD$. Проведем в нем диагонали $AC$ и $BD$ (рис. 2). Докажем, что $AC=BD$.

Какими свойствами обладает квадрат прямоугольник ромб

Рисунок 2.

Так как прямоугольник по определению $1$ является параллелограммом, то по свойству $1$ параллелограмма, имеем

Так как $angle B=angle A={90}^0$, а $AB$ – общая сторона, то по I признаку равенства треугольников, $triangle ABD=triangle ABC$. Следовательно

Свойство доказано.

Свойство 4 (признак прямоугольника): Если обе диагонали параллелограмма равны между собой, то он является прямоугольником.

Доказательство.

Пусть нам дан прямоугольник $ABCD$. Проведем в нем диагонали $AC$ и $BD$. Пусть они пересекаются в точке $R$ (рис. 2).

Из свойства $2$ параллелограмма и равенства его диагоналей, получим

Так как $angle DRC=angle ARB$, как вертикальные, то по $I$ признаку равенства треугольников $triangle DRC=triangle ARB$. Значит, $angle RDC=angle RCD=angle RAB={rm }angle RBA$.

Так как $angle DRA=angle CRB$, как вертикальные, то по I признаку равенства треугольников $triangle DRA=triangle CRB$. Значит, $angle RDA=angle RAD=angle RCB={rm }angle RBC$.

Следовательно, $angle A=angle B=angle C=angle D$.

Так как сумма углов четырехугольника равняется ${360}^0$, то

Значит, по определению $3$, $ABCD$ является прямоугольником.

Свойство доказано.

Ромб

Определение 4

Параллелограмм, у которого все его четыре стороны равны между собой, называется ромбом (рис. 3).

Ромб

Рисунок 3. Ромб

Рассмотрим свойство ромба.

Свойство 5: Диагонали ромба являются биссектрисами его углов и перпендикулярны друг другу.

Доказательство.

Пусть нам дан ромб $ABCD$. Проведем в нем диагонали $AC$ и $BD$. Пусть они пересекаются в точке $E$ (рис. 4).

Какими свойствами обладает квадрат прямоугольник ромб

Рисунок 4.

Так как ромб является прямоугольником с равными сторонами, то

Следовательно, по третьему признаку равенства треугольников,

Это доказывает, что диагонали являются биссектрисами углов ромба.

Так как $AB=AD$, то треугольник $ABD$ равнобедренный, а так как $AE$ – медиана треугольника $ABD$, то $AC$ перпендикулярно $BD$.

Свойство доказано.

Квадрат

Прямоугольник, у которого все его четыре стороны равны между собой, называется квадратом (рис. 5).

Квадрат

Рисунок 5. Квадрат

Очевидно, что квадрат — частный случай ромба. Следовательно, квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника и ромба.

Пример задачи

Пример 1

Найти периметр квадрата, диагональ которого равняется $10$.

Решение.

Обозначим сторону квадрата через $a$. Тогда, по теореме Пифагора

[a^2+a^2=100] [{2a}^2=100] [a^2=50] [a=5sqrt{2}] [P=4a=20sqrt{2}]

Ответ: $20sqrt{2}$.

Источник

ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ФИГУРЫ. ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРЯМОУГОЛЬНИКА, РОМБА, КВАДРАТА.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подготовила

Ученица 7 «В» класса

Шлянина Екатернина

Руководитель:

Атабиева М.И

учитель математики

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

Познакомиться с характеристическим свойством фигуры. Характеристическими свойствами прямоугольника, ромба, квадрата.

ЗАДАЧИ:

Рассмотреть характеристические свойства этих фигур.

ОГЛАВЛЕНИЕ:


  • ВВЕДЕНИЕ

  • Многоугольники

  • Характеристическое свойство фигуры

  • Прямоугольник

  • Ромб  

  • Квадрат

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Геометрия-одна из самых древнейших наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землетрясение» («гео»-по-гречески земля, «метрео»-мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями и построениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей, а в дальнейшем сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. 

МНОГОУГОЛНИКИ

Многоуго́льником  называется геометрическая фигура, состоящая из n(n больше или равно 3) точек плоскости, не лежащих на одной прямой и попарно соединённых не пересекающимися отрезками. Многоугольник – это замкнутая ломаная линия. Существуют три различных варианта определения:


  • Плоские замкнутые ломаные;

  • Плоские замкнутые ломаные без самопересечений;

  • Части плоскости, ограниченные ломаными.

Вершины ломаной называются вершинами многоугольника, а отрезки — сторонами многоугольника.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Прямоугольник – это параллелограмм , у которого все углы прямые (равны 90 градусам)

В 

евклидовой геометрии для того, чтобы четырёхугольник был прямоугольником, достаточно, чтобы хотя бы три его угла были прямые. Четвёртый угол (в силу теоремы о сумме углов многоугольника) также будет равен 90°. В неевклидовой геометрии, где сумма углов четырёхугольника не равна 360° – прямоугольников не существует.

Читайте также:  Какими основными свойствами обладает нервная ткань

РОМБ

Ромб (греч. ρομβος) — это параллелограмм, у которого все стороны равны. Ромб с прямыми углами называется квадратом.

КВАДРАТ

Квадра́т — правильный четырёхугольник или ромб, у которого все углы прямые, или параллелограмм, у которого все стороны и углы равны.

Свойства


  • Квадрат может быть определён как 

  • прямоугольник, у которого две смежные стороны равны

  • ромб, у которого все углы прямые (любой квадрат является ромбом, но не любой ромб является квадратом).

  • Пусть t — сторона квадрата, R — радиус описанной окружности, r — радиус вписанной окружности. Тогда 

  • Радиус вписанной окружности квадрата равен: 

  • ,Радиус описанной окружности квадрата равен: 

,


  • периметр квадрата равен: 

,


  • площадь S равна 

S = t2 = 2R2 = 4r2.


  • Квадрат обладает наибольшей симметрией среди всех четырёхугольников. Он имеет 

  • одну ось симметрии четвёртого порядка (ось, перпендикулярная плоскости квадрата и проходящая через его центр);

Источник

Урок № 9

Тема: Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства

Цель урока:

Обучающие –познакомить с определениями прямоугольника, ромба, квадрата, а также свойствами каждого из них; научить указывать их общие свойства и различия;

Развивающие –развитие любознательности, логического мышления, наблюдательности;

Воспитывающие –воспитание познавательного интереса к предмету.

Тип урока: формирование новых знаний, умений.

Ход урока

1.Орг.момент

Перед изучением нового материала проводится входной контроль умений и навыков учащихся для определения уровня готовности к восприятию новой темы.

2.Повторение теоретического материала

-Определение параллелограмма.

-Свойства параллелограмма.

-Свойство медианы равнобедренного треугольника, проведенной к его основанию.

-Устно по рисунку на доске доказать, что ЕК = АМ, если , ЕМ = КА.

3.Актуализация знаний

Среди параллелограммов есть фигуры, имеющие особые названия. С этими фигурами, их свойствами вам предстоит сегодня познакомиться.

ПРЯМОУГОЛЬНИК. С этой фигурой ты знаком уже давно. Попробуй сформулировать его определение.

Прямоугольником называется параллелограмм, у которого…

Так как прямоугольник по определению является параллелограммом, то для него справедливы и все свойства параллелограмма. Попробуй их сформулировать и запиши в тетрадь.

Но у прямоугольника есть и свое особое свойство, которое тебе предстоит доказать.

ТЕОРЕМА. Диагонали прямоугольника равны.

Дано:

ABCD – прямоугольник

Доказать: AC = BD

Чтобы доказать равенство отрезков AC и BD , надо доказать равенство прямоугольных треугольников ACD и DBA (по двум катетам).

Докажем обратное утверждение (признак прямоугольника): Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм – прямоугольник.

Дано:

ABCD – параллелограмм
AC = BD

Доказать:
ABCD – прямоугольник

Доказательство:

1. Рассмотрим и

AD – общая сторона

AC = BD по условию

AB = CD по свойству параллелограмма

Следовательно, = по …

Значит,

2. ABCD – параллелограмм, следовательно, его противолежащие углы

равны, т.е. , но параллелограмм – это выпуклый четырехугольник, значит сумма его углов равна 360о.

Вывод: все углы данного параллелограмма по 90о, следовательно, он является прямоугольником.

Реши задачу (устно)

В прямоугольнике ABCD диагональ АС образует со стороной AD угол, равный 40о. Найти градусную меру угла ACD

РОМБ.

Определение. Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.

Как на рисунке показать, что
данный параллелограмм – ромб?

Так как ромб – параллелограмм,
То он обладает всеми его
свойствами.

Рассмотри особое свойство ромба.

ТЕОРЕМА. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят углы ромба пополам.

Дано: АВСD – ромб

Доказать:

1) АС BD;

2)

Доказательство:

АВСD – ромб, следовательно АВ = ВС, значит АВС – равнобедренный с основанием АС.

Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам, следовательно, точка О – середина АС, т.е. ВО – медиана АВС.

Вывод: ВО АС; ,т.к. в равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой.

Реши задачи (устно)

Периметр ромба – 56 см. Найти длину стороны ромба.

В ромбе АВСD угол ВАD равен 50о. Найти углы треугольника ABD.

КВАДРАТ. Термин “квадрат” происходит от латинского quadratus, что в переводе означает четырехугольник. Квадрат был первым четырехугольником, который рассматривался в геометрии.

Определение. Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.

Но мы можем дать и другие определения квадрата.

Квадрат – это ромб, у которого…

Квадрат – это параллелограмм, у которого…

Отсюда следует, что квадрат обладает всеми свойствами параллелограмма, ромба и прямоугольника.

Все углы квадрата равны.

Диагонали квадрата равны

Диагонали квадрата точкой пересечения делятся пополам.

Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам.

Реши задачи (устно)

В квадрате АВСD проведена диагональ АС. Определи

вид треугольника АВС и углы треугольника АВС.

Сейчас тебе предстоит оценить свою работу. Для этого вернись к УЭ – 0 и подумай, достиг ли ты цели нашего урока. Если да, то переходи к следующему этапу работы – проверке знаний.

Вопросы для контроля.

Перечисли четырехугольники, обладающие следующими свойствами:

Диагонали точкой пересечения делятся пополам.

Диагонали равны.

Углы, прилежащие к одной стороне, равны.

Диагонали делят углы пополам.

Диагонали взаимно перпендикулярны.

Противолежащие углы равны.

Все углы равны.

Диагонали равны и взаимно перпендикулярны.

Домашнее задание: §

Читайте также:  У какого элемента 3 периода наиболее ярко выражены неметаллические свойства

Источник

«Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

Номинация: Современные образовательные технологии.

Технология: личностно ориентированное обучение.

Ст. Озерки 2014

Тема урока Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

Характеристика класса: В классе обучается 14 человек. Не каждый учащийся способен работать активно, но с заданиями справляется почти каждый. Ребята дисциплинированы, стараются друг другу помогать. В классе сильно развита взаимопомощь.

Цель урока: ознакомление учащихся с понятиями прямоугольника, ромба, квадрата.

Комбинированный урок – сочетает в себе повторение и обобщение знаний, полученных ранее, изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний при доказательстве теорем и решении задач.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник, тетрадь, раздаточный материал, сигнальные карточки.

1. Организационный момент

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность

Задачи: Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Проверяют свою готовность к уроку.

Называют отсутствующих.

Осознание целей урока и настрой на рабочий лад.

Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? Дежурные, назовите отсутствующих.

Итак, начнем сегодняшний урок.

Ребята, на прошлых уроках мы подробно познакомились с параллелограммом. Однако, существуют и другие виды четырехугольников. Сегодня на уроке вы будем исследовать их свойства.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Целеполагание.

Цель: включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока

Задачи: Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их УПД

Ставят цели урока.

-повторить параллелограмм и его свойства,

-узнать определения прямоугольника, ромба, квадрата,

-выявить их свойства.

Посмотрите на тему урока, и скажите, каких целей мы должны сегодня достигнуть?

Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование – (Л)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

3. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Задачи: Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Правильные ответы детей:

1)Параллелограмм. Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

2) Противоположные стороны и углы равны; сумма углов, прилежащих к одной стороне равна 180°; диагонали точкой пересечения делятся пополам.

 3) если противоположные стороны попарно параллельны; если две стороны равны и параллельны.

Ответы:

  1. 3,4,5,6
  1. Потому что либо одна только одна пара сторон параллельна, либо ни одной
  2. 3 – все стороны равны, 5 – все углы прямые, 4 – все стороны равны, все углы прямые

3 вида: прямоугольник (все углы прямые), ромб (все стороны равны), квадрат (все углы прямые и стороны равны.

Ответьте на вопросы:

1) Какие виды четырехугольников вы уже знаете? Дайте определение.

2) Какими свойствами обладает параллелограмм?

3) По каким признакам можно доказать, что четырехугольник – параллелограмм?

Обратите внимание на рисунки, висящие на доске. (Приложение №1)

Вопросы:

  1. Назовите номера тех многоугольников, которые являются параллелограммом.
  2. Почему другие многоугольники не являются параллелограммом?
  3. Чем данные параллелограммы отличаются друг от друга?

Сколько можно выделить видов параллелограммов?

Умение выражать мысли (К).

4. Изучение нового учебного материала.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных понятий о прямоугольнике, ромбе, квадрате 

Задачи: Создание условий для формирования понятий прямоугольника, квадрата, ромба

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Ответ: все углы прямые.

Ответ: один прямой угол 

Ответ: все углы прямые 

Ответ: 1) противоположные стороны равны

 2) противоположные углы равны

 3) диагонали точкой пересечения делятся пополам.

Ответ: диагонали у прямоугольника равны 

Ответ: диагонали равны.

Учащиеся делают чертеж и необходимые краткие записи определения, свойства и признака прямоугольника в тетрадях:

Определение.  Прямоугольник – параллелограмм, у которого все углы прямые

∠ A = ∠C =∠B =∠D = 90

Свойства:

1)AВ = CВ, BС = АD;

2) AB ⏐⏐ CD, BC ⏐⏐ AD

3) BO=DO, AO=OD

Дано: ABCD – пар-мм, BD = AC

Док-во:

1.Треугольники ABC и BAD равны (по трем сторонам): AB – общая сторона, AC = BD,

BC = AD

2. ∠B = ∠A, следует из 1 пункта

3. Но ∠B + ∠A = 180°, значит ∠B = ∠A = 90° , т.е. ABCD – прямоугольник.

Ответ: все стороны равны.

Ответ: равенство смежных сторон.

Ответ: все стороны равны.

Ответ: диагонали ромба перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.

Ответ: все стороны равны

Учащиеся делают чертеж и необходимые краткие записи определения, свойств и признаков ромба в тетрадях.

Определение:

1.Ромб – параллелограмм,  у которого все стороны равны.

AB=BC=AC=AD

Свойства ромба:

1)∠A = ∠C, ∠B = ∠D;

2) AB ⏐⏐ CD, BC ⏐⏐ AD

3) ∠A + ∠B = 180°, ∠C + ∠D = 180°

4) BO=DO, AO=OD

Дано: ABCD – пар-м, BD ⊥ AC

Док-во:

1.Прямоугольные треугольники AOB и AOD  равны (по двум катетам): BO=OD, AO – общий катет.

2. AB = AD, следует из 1 пункта

3. AB=BC=CD=AD, т.е. ABCD – ромб.

Ответ: 1) все углы прямые;

2) все стороны равны

Ответ: квадрат обладает свойствами и параллелограмма, и ромба и прямоугольника.

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладает иван чай

Перед вами первый вид параллелограмма – прямоугольник. Давайте дадим ему определение. Закончите предложение: прямоугольник – параллелограмм, у которого…

А как еще можно определить прямоугольник? Сколько достаточно иметь прямых углов параллелограмму, чтобы он стал прямоугольником?

А можно ли дать определение прямоугольника через четырехугольник? Если да, то продолжите предложение: прямоугольник – четырехугольник, у которого…

Итак, прямоугольник – это параллелограмм, значит какими уже известными вам свойствами, он обладает?

А что вы можете сказать о диагоналях прямоугольника?

Ребята, а теперь подумайте и ответьте на вопрос. А каков признак прямоугольника? Закончите предложение: параллелограмм – прямоугольник, если…

Теорема: Если в параллелограмме диагонали равны, то он является прямоугольником.

Особые свойства прямоугольника:

1)все углы прямые;

2)диагонали прямоугольника равны

Перед вами второй вид параллелограмма – ромб. Давайте дадим ему определение. Закончите предложение: ромб – параллелограмм, у которого…

А как еще можно определить ромб? Равенство, каких сторон параллелограмма достаточно, чтобы он стал ромбом?

А можно ли дать определение ромба через четырехугольник? Если да, то продолжите предложение: ромб – четырехугольник, у которого…

А теперь давайте сформулируем свойства ромба, кроме тех которые он уже имеет, являясь параллелограммом. Новые свойства касаются диагоналей ромба. Что вы скажите про треугольник АВD? Чем является в этом треугольнике отрезок АО? Каковы же свойства диагоналей ромба?

Ребята, а как вы считаете, доказанные выше свойства могут быть и признаками ромба? Закончите предложение: параллелограмм – ромб, если…

Признак ромба:

Если в параллелограмме  диагонали перпендикулярны, то он является ромбом.

Вывод:

1) все стороны ромба равны;

2) диагонали ромба перпендикулярны;

3) диагонали ромба являются биссектрисами углов.

И наконец, самым идеальным видом параллелограмма является квадрат. Посмотрите внимательно на квадрат и давайте дадим ему определение. Закончите предложения: 1) квадрат – ромб, у которого…;

2)квадрат – прямоугольник, у которого …

Ребята, а как вы думаете, почему я назвала квадрат идеальным видом параллелограмма?

Контроль, коррекция, самооценка действий

5. Закрепление учебного материала

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

Задачи: Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Квадрат – это параллелограмм, у которого все углы прямые и все стороны равны:

AB=BC=CD=AD, ∠ A = ∠C =∠B =∠D = 90°

Свойство квадрата: AB ⏐⏐ CD, BC ⏐⏐ AD, BO=DO, AO=OD

Признаки квадрата: Если в параллелограмме все стороны равны и все углы прямые, то такой параллелограмм является квадратом

Особые свойства квадрата: диагонали квадрата перпендикулярны (BD ⊥ AC), диагонали квадрата равны (BD = AC); диагонали квадрата являются биссектрисами углов.

Ученики заполняют пропуски в схеме и проверяют правильность заполнения (Приложение №3) на раздаточном листе и оставляют этот лист у себя, чтобы пользоваться этой схемой на уроках.

Итак, давайте еще раз повторим все, что мы знаем о квадрате.

Ребята, для того, чтобы привести в систему все ваши знания о параллелограммах и их свойствах, посмотрите внимательно на следующую схему. (Приложение №2)

Заполнить в данной схеме пропуски, вместо которых записать, используя математические обозначения, определения или свойства параллелограммов.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Рефлексия способов и условий действия (П)

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

6. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Задачи: Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей в форме полилога

Оценивают свою деятельность, понимая нужную фигуру.

Покажите на сигнальных карточках: квадрат – да, ромб – не очень, прямоугольник– нет:

  1. Доволен ли ты как прошел урок?
  2. Было ли тебе интересно?
  3. Сумел ли ты получить новые знания?
  4. Был ли ты активен на уроке?
  5. Сумел ли ты показать свои знания?

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

7.Задание на дом

Цель: на основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся

Задачи: На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Записывают домашнее задание

Достаньте свои дневники и запишите домашнее задание.

Творческое задание: сочинить мини – сказку о любой геометрической фигуре;

на «3» – №399,

на «4» – №399, №405,

на 5» – №399, №405, №411

Источник