Какими свойствами обладает карта 5 класс

План и карта

    Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом. Какими свойствами обладает географическая карта. Какие бывают географические карты.

Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?

Самая точная пространственная модель Земли — глобус. В переводе с латинского языка слово «глобус» означает «шар». Считают, что первый земной глобус был создан ещё во II в. до н. э., но он не сохранился до наших дней.

Первый сохранившийся глобус был создан Мартином Бехаймом в год открытия Америки (1492). Глобус хранится в Нюрнберге.

Размеры глобуса по сравнению с реальными размерами планеты уменьшены в миллионы раз. Глобус (он есть в каждом кабинете географии) можно вращать, и ось его вращения наклонена под тем же углом, что и земная ось к плоскости земной орбиты. Вверху глобуса находится Северный полюс, а внизу — Южный полюс. На поверхности глобуса без всяких искажений изображены материки и океаны. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на Земле.

На обычном глобусе, к сожалению, все изображения очень мелкие, а с огромным шаром неудобно работать. Поэтому гораздо чаще пользуются географическими картами — плоским изображением поверхности Земли.

Географическая карта — это обобщённое уменьшенное изображение Земли или большого участка её поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

ГЛОБУС — САМАЯ ТОЧНАЯ МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ, НО НА ПРАКТИКЕ УДОБНЕЕ РАБОТАТЬ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ.

Какими свойствами обладает географическая карта?

Географическая карта схожа с планом в том, что поверхность Земли тоже изображается на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков. Однако по сравнению с планом карта обладает рядом очень важных отличительных свойств.

Во-первых, карта далеко не так подробна, как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение и более мелкий масштаб. Одному сантиметру на карте могут соответствовать реальные расстояния от десятка до сотен километров. На карте показаны не все, а только главные объекты или явления.

Во-вторых, многие условные знаки которыми пользуются при составлении карт, отличаются от тех, которые приняты на планах. Например, на плане зелёным цветом изображаются леса, а на физической карте полушарий и России — наиболее низкие места суши — низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде чётко очерченных контуров голубого (синего) цвета, горы в зависимости от их высоты — разными оттенками коричневого. Чтобы показать разную глубину морей и высоту гор, на картах применяют шкалу высот и глубин и метод послойной окраски.

Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты. Слово «легенда» дословно переводится с латинского «то, что читают». Легенда — это ключ, с помощью которого раскрывается содержание карты. Работу с картой всегда нужно начинать с изучения её легенды.

В-третьих, и это главное, у каждой карты есть математическая основа. Эта основа позволила перейти от выпуклого изображения земной поверхности к плоскому и нанести на карту градусную сетку, которую мы будем изучать на следующем уроке.

    Карта озера Байкал, составленная в России в 1805 г.

Наконец, карты очень многообразны по содержанию. На многих картах, кроме изображения поверхности определённой территории, показаны размещение и связи самых разных природных и общественных явлений. Так, на картах России можно отдельно показать национальный состав населения, состав лесов и их состояние и многое другое.

Карту нельзя заменить никаким описанием. Она точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ — ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Окончание >>>

Источник

Предмет

География

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема урока

«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»

Цель урока

-формирование представления о географической карте, свойствах географической карты и видах географических карт.

Задачи урока

Образовательные: углубить знания о географической карте, научить «читать» географическую карту, то есть научить получать информацию с географической карты.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся о географической карте и способах применения карты, развитие умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: умение применять географические карты в различных жизненных ситуациях и профессиях.

УУД

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Читайте также:  Структура и свойства селена в каких приборах его применяют

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать – что такое географическая карта.

  • Уметь – работать с физической картой полушарий и физической картой России, читать легенду карты, работать с текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению,

осознание того, зачем нужна географическая карта и где её можно применять.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Географическая карта, масштаб карты, условные знаки, шкала высот и глубин, метод послойной окраски, содержание карты, легенда карты.

Межпредметные связи

Математика, история, геодезия, геология, сейсмология, метеорология, медицина, биология.

Ресурсы урока

Физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Нижегородской области, карта Дзержинска, карта Африки, карта океанов, карта народов мира, зоогеографическая карта, карта плотности населения мира, глобус, учебник, атлас.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для уча-щихся, выполне-ние которых приведёт к дос-тижению запла-нированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1) Организаци-онный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Самоконтроль готовности к уроку

2) Мотивация учебной деятельности

На протяжении нескольких уроков мы работали с пла-нами местности. Как вы думаете, только ли планы местности могут использо-вать люди в жизни?

Учащиеся задумываются над вопросом учителя и самостоятельно формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Просмотр различных карт.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока.

3) Изучение нового материала

1. Предлагает

определить (по тексту учебника):

– Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?

-Что называют географической картой?

-Какими свойствами обладает географическая карта? Обратимся к учебнику на стр.40.

-Какие бывают географические карты? Чем они отличаются друг от друга?

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.

Внимательно читают учебник на стр.40 раздел 1. Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Внимательно читают учебник на стр.40-41 и выделяют свойства географической карты.

Внимательно читают текст учебника на стр.41-42-43 и выделяют:

1.В зависимости от масштаба карты бывают:

а) крупномасштабные (масштаб от 1:10000 до 1:200000);

б) среднемасштабные (масштаб от 1:200000 до 1:1000000);

в) мелкомасштабные (масштаб мельче 1:1000000)

2.По пространственному охвату выделяют карты мира, материков, океанов, отдельных стран и их частей.

3.По содержанию:

а) общегеографические, на них отображены горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие приро-дные объекты;

б) тематические карты посвящены отдельной теме (например, карта плотности населения мира, зоогеографичес-кая);

в) контурные, на них нанесены только контуры, очертания географических объектов.

Работа с текстом учебника, выделение свойств географической карты.

Работа с текстом учебника, выделение

Работают с разными видами карт для более глубокого понимания

Рассматривают физическую карту полушарий.

Рассматривают физическую карту полушарий.

Рассматривают карту плотности населения мира и зоогеографичес-кую.

В контурных картах рассматривают разные карты.

Узнают свойства географической карты.

Узнают, какими бывают географические карты.

Узнают о разном масштабе карт.

Узнают о пространственном охвате карт.

Узнают о делении карт на группы по содержанию

Понимание значи-мости знаний о геог-рафической карте и значение её свойств. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием. Умение выражать своё мнение, прислуши-ваться к мнению других

4.Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент)

«Стороны горизонта» (игра на внимание)

Говорит утверждения:

1.Тихий океан находится на западе. Левой рукой покажем запад.

2.Австралия находится на востоке. Правой рукой покажем восток.

3.Северный Ледовитый океан находится на севере. Поднимем руки вверх.

4.А теперь потопаем и слегка похлопаем.

5.Сделали глубокий вдох, выдох. Снова вдох, выдох.

Слушают учителя, руками показывают стороны горизонта, немного расслабляются и снимают напряжение урока.

Смена видов деятельности, небольшой отдых необходимы для достижения поставленной цели.

Играют, демонстрируя уже полученные знания.

5. Первичное закрепление нового материала.

Задаёт вопросы классу:

1.Зачем нужен масштаб карты?

2.Зачем на картах нужны условные знаки?

3.О чём говорит легенда карты?

4.Для чего на картах нужна шкала высот и глубин?

Читайте также:  Какие физические свойства характерны для веществ с ионными кристаллическими решетками

5.Какие карты называют крупномасштабными? Покажите такую карту в классе.

6.Какие карты называют среднемасштабными? Покажите такую карту в классе.

7.Какие карты называют мелкомасштабными? Покажите такую карту в классе.

Анализируют вопрос учителя, пользуются учебником и выбирают необходимые сведения.

Обмениваются необходимой информацией, записывают в тетради новые понятия.

Находят ответы в тексте учебника, логически рассуждают.

Использование приобретённых знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение, поиск нужной информа-ции, сравнение и классификация, установление причинно-следствен-ных связей. Формулирование ответов, применяя полученные знания. Умение выражать своё мнение, прислу-шиваться к мнению других.

6.Закрепление новых знаний

Задаёт вопросы классу:

1.Какую информацию несёт легенда физической карты на стр.178-179?

2.Можно ли по физической карте России определить, какие моря омывают нашу страну?

3.Можно ли узнать по физической карте России, где в нашей стране находятся действующие вулканы?

4.Можно ли по физической карте полушарий узнать, где в мире находятся самые высокие горы?

5.Какую информацию несёт легенда физической карты полушарий?

6. Где эти знания нам понадобятся? Есть ли профессии, где используются разные виды карт?

Внимательно слушают вопросы учителя. Демонстрируют знания, полученные на уроке. Формулируют ответы, применяя полученные знания, используя учебник на стр.40-43 и карты географического атласа.

Предлагают варианты профессий: метеоролог, сейсмолог, геодезист, биолог, врач, ландшафтный дизайнер и другие.

Находят ответы на физической карте полушарий или физической карте России

Использование приобретённых знаний и умений, работа с географическими картами атласа и учебника, применение карт в различных профессиях.

Развитие устной речи, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

7.Рефлексия

Подводит итог урока. Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал:

Активно / Пассивно.

2.Свое работой на уроке я:

Доволен / Не доволен.

3.Урок для меня показался:

Коротким / Длинным.

4.За урок я:

Устал / Не устал.

5.Моё настроение стало:

Лучше / Хуже.

6.Материал урока мне был:

Понятен / Непонятен.

7.Какую оценку я ставлю себе за работу 2 3 4 5. Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов.

Оценка достигнутых результатов.

8.Домашнее задание

Параграф 12 выучить, стр.43 зад.6,7,10 выполнить письменно в тетради.

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике.

Записывают домашнее задание в дневник.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Источник

Урок 2.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс

Биология, 5 класс

Учитель

Середина Наталья Ивановна

Тема урока

Свойства живого

Актуальность использования средств ИКТ

Повышение качества изучения учебного материала. Развитие познавательного интереса у учащихся через использование средств ИКТ. Обеспечение наглядности учебного материала.

Цель урока

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

на основе знаний о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм».

развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения;

сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически

воспитать стремление к знаниям, Формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности ( работа с книгой, выделение главного, темп чтения)

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация, таблица.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор.

Microsoft Office Power Point.

Планируемые ОР

Предметные умения: должны уметь описывать основные свойства живых организмов, знать клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение; формулировать

основные термины по теме; применять биологические понятия .

Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему, осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами;

Личностные умения: самоопределениеосознаниеответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявлениелюбознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

Форма урока

Форма проведенияиндивидуальная, фронтальная, парная

План урока

Универсальные учебные действия

(УУД)

Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока)

Актуализация прежних знаний

Формирование новых понятий и способов действия

Вызов

Осмысление

Формирование умений и навыков

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология).

Читайте также:  Какое свойство отличает принципиально кристалл от аморфных тел

Что такое биология?

Какие биологические науки вы знаете?

Каковы задачи биологии?

Что изучает биология?

Что такое живая природа?

Учитель: Что позволит рассмотреть сегодняшняя тема урока?

1.Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

Диалог Незнайки и Биолога (презентация):

Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Биолог: Я изучаю живые организмы.

Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы…

Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.

Незнайка: Так что же у них общего?

Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

– Предположите тему урока.

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Назовите основные свойства живых организмов?

Найдите в учебнике определение понятия питание

2. Предлагает учащимся заполнить первую и вторую графу таблицы.

ЗНАЮ

1. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называют организмами.Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.

Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет (презентация).

приведите еще примеры живых организмов (петух, кошка, белка, заяц, корова и т.д.).

– как вы думаете, почему это – организмы?

– по каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм?

Проверьте свои предположения с помощью рис. на стр. 9.

Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.

СВОЙСТВА ЖИВОГО

Задание 3. Работа в паре.

– с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (презентация);

– прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения;

– найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

– рассмотрев рисунки на стр. 10 объясните, что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику.

– сравните изменения, происходящие с икринкой и гусеницей на рисунке. В чём разница?

– предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту.

– сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы.

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

Читают текст. Анализируют прочитанное. Высказывают предположения. Лучшее предположение:

– какими свойствами обладает любой живой организм;

– тема урока: свойства живого организма.

Вспоминают, что им известно по теме, высказываются. Заполняют таблицу.

Работают с рисунком в учебнике, либо презентации. Классифицируют по очереди изображения на тела живой и неживой природы.

Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.

Оформляют кластер.

Метапредметные УУД:

целеполагание – формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно

Личностные умения: осознают доброжелательные отношения к мнению другого человека

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

– осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные УУД:

– обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

называть основные признаки и свойства живых организмов, органы организма, их функции;

– формулировать основные термины по теме.

Частично-поисковый

Проблемный

Частично-поисковый

наглядный

Частично-поисковый

информационно-коммуникативные технологии

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Рефлексия

1. Самостоятельное применение знаний. Работа в паре.

Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация).

2. Взаимопроверка.

3. Учитель предлагает заполнить третью графу таблицы.

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

4. Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.

Критерии:

Если нет ошибок, оценка «5»;

Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»;

Допущены две ошибки, оценка «3».

Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполненного задания.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные умения:владеют адекватной позитивной самооценкой

Проблемный

Частично-поисковый

наглядный

Домашнее задание

  1. Домашнее задание. Подготовить пересказ на основе базовых понятий, ответить на вопросы стр. 12, (устно).)

Записывают задание в дневники

Проблемный

Частично-поисковый

Источник