Какими свойствами обладает этнос

Понятие этноса

Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая группа людей разных возрастов и обоих полов, проживающая на определённой территории и связанных между собой единым языком и общими культурными признаками, отличающими её от других групп.

Примеры этносов: башкиры, коми, шотландцы, марийцы, тунгусы, вьетнамцы, калмыки, бенгальцы, зулусы, турки, армяне, французы, карелы, мордва, дагестанцы, татары, уйгуры, зыряне, нанайцы, ненцы, корейцы, немцы.

Нация, национальность. В чём отличие от «этноса»?

В иностранных языках понятие «нация» всегда означало население государства. Например, внутри немецкой нации есть представители разных этносов: немцы, турки, арабы и др. Таким образом, слово «немец» может означать как этническую, так и государственную (то есть «национальную») принадлежность. В этой системе понятий этнический араб может быть немцем по «национальности».

Слово «нация» было принесено в русский язык во времена Петра I и сначала имело то же значение, что и за рубежом.

Однако, постепенно, начиная с XIX века, понятия «нация» и «национальность» в России стали всё чаще использоваться в значениях «этнос», «этничность». Завершился этот процесс с началом советского исторического периода в 1917 году. С этого времени термины «нация» (чаще использовалось «народ»: «татарский народ», «грузинский народ») и «национальность» в нашей стране стали официально идентичны терминам «этнос» и «этничность».

В XIX веке в русском языке также появилось понятие «народность», означающее субэтнос, своего рода, зародыш нового этноса. Понятие «народность» стало официальным термином в советский период, принадлежность к какой-либо народности тоже называлось «национальностью».

После крушения советской системы (и даже несколько раньше) с резким увеличением иностранного информационного влияния в России начался обратный процесс – понятие «нация» часто стало использоваться для обозначения государственной, а не этнической принадлежности. Тем не менее, этот процесс практически не затронул понятие «национальность». Хотя в 1990-е годы из личных данных россиян официально исчезла «национальность», в нашей языковой культуре этот термин обосновался прочно и продолжает жить и активно использоваться вместо слова «этничность».

Что такое «народ»?

Что касается ёмкого и очень важного в России слова «народ», то в современном русском языке оно может иметь разные значения:

а) этнос;

б) население государства;

в) население какой-либо части (региона) государства;

г) население вообще;

д) основная часть населения государства (те, кто не входит в правящую элиту), часто также используют выражение «простой народ»;

е) просто «люди».

Этничность и гены

Большим заблуждением является смешивание понятий этничности и генетического (расового) родства. По понятным причинам, эти категории часто совпадают, но это бывает далеко не всегда. На самом деле в одном этносе могут встречаться представители разных генетических ветвей. Часто это относится к полностью ассимилировавшим представителям других этносов: так, негр, полностью выросший в России, в местной культурной среде, является этническим русским.

У некоторых европейских этносов (французы, итальянцы, болгары, сербы и др.) широко распространены генетически разные типы: как с почти чисто европеоидными признаками (светлые кожа, волосы и глаза), так и с выраженными монголоидными чертами (смуглая кожа, тёмные глаза, чёрные волосы). Также, например, генетиками установлено, что татары и башкиры, которые почти не отличаются по языку и культуре, относятся в целом к разным генетическим ветвям.

Таким образом, выражение типа «славянская внешность» не имеет смысла: славяне ­– понятие этническое (этноязыковая общность), а не расовое (внешность славян очень разная, часто даже внутри одного этноса).

Этноязыковые общности

Несколько схожих этносов составляют этноязыковую общность. Она может возникать как при разделении этноса на части, так и при длительном соседстве разных этносов. В последнем случае родственные этносы могут значительно отличаться в генетическом (расовым) отношении. Примеры этноязыковых общностей: арабы, тюрки, финно-угры, германцы, славяне.

Проблемы терминологии, неоднозначность этнических рамок

Необходимо отметить, что любая терминология и любая классификация по отношению к живой природе или обществу являются несовершенными, в этих теоретических системах всегда будут исключения и неоднозначности. Примеры:

– нет чёткой границы между понятиями субэтноса (народности) и этноса;

– нет чёткой границы между диалектом и отдельным языком;

– нет чёткой границы между этничностью и гражданством:

· не всегда чётко можно определить, в какой момент этнический араб становится этническим французом,

· непонятно, можно ли считать этносом основную часть населения США и если да, то где здесь граница между какой-либо диаспорой и «титульным» этносом государства;

– иногда люди как бы относятся к двум этносам сразу: например, в России многие одновременно ощущают себя и татарином и русским, при этом одинаково знают оба языка и думают на любом из них;

– непонятно, считать ли одним этносом группы с одинаковой культурой, но с совершенно разными языками.

Основные выводы

1) Этнос – это условное (теоретическое) объединение людей в группу по культурно-языковым и территориальному признакам независимо от расового происхождения.

2) Человек может быть жителем (гражданином, подданным) какого-либо государства (то есть относиться к определённой нации), кроме этого иметь определённую этническую принадлежность (этничность) и относиться к определённой генетической (расовой) группе.

Читайте также:  Какие свойства общие для всех металлов

3) Понятия «нация» и «этнос», «национальность» и «этничность» идентичны только на территории стран постсоветского пространства. Но в настоящее время есть тенденция к возвращению слову «нация» его исконного значения. Для дальнейшего движения к прекращению существующей терминологической путаницы, по-видимому, было бы также разумно внедрять в живой русский язык слово «этнос», например, предлагая гражданам по желанию указывать в личных данных «этническую принадлежность».

Источник

Этническая психология — междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это «наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях» (Н. М. Лебедева,1999).

Если в западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот – кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели – глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности: кросс-культурная психология находится внутри этнической.

Цели этнической психологии

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. Необходимо понять и объяснить этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры культуры, типы ее социальной организации, принципы внутри- / внешнегруппового взаимодействия. Представитель данной культуры должен понять нормы и правила своей культуры, что поможет понять причины интолерантности, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур – это непонятная оборотная сторона очень ценных позитивных качеств. Формирование стойкой и позитивной этнической идентичности является надежным щитом на пути этнической маргинальности и психических расстройств, формирования иррациональной этнической нетерпимости.

2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, т.к. они общие у всего человечества.

Основные задачи этнической психологии

  • исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия: особенности межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности, явление этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии, особенности этнических миграций, аккультураций…;
  • изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности;
  • создание и апробация программ и методов социальнопсихологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;
  • развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Иерархия этносов

  • субэтносы – входят в состав тех или иных этносов,
  • суперэтносы – охватывают несколько этносов
  • по ряду исторических, культурных, психологических свойств, относительно близких друг другу.

Таким образом, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей различного уровня.
Можно считать себя русским (основное этническое подразделение), казаком (субэтнос) и славянином (суперэтнос).

Характерные признаки этноса

  • общность территории проживания,
  • наличие общего исторического прошлого,
  • единого языка, культуры, особенностей психики,
  • самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, что находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей,
  • в наличии самоназвания и общего имени для своей группы.

Уровни характеристик этноса

  • этнообразующие факторы
  • общность территории,
  • эндогамия;
  • этнические признаки, отражающие реальные различия
  • язык,
  • культура;
  • этническое самосознание (высший уровень, производное от первых двух).

Основные определения этнической психологии

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в т. ч. и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием. Каждый из этносов имеет собственное имя – этноним. Содержание этноса не сводится к самоназванию.

Этноним – именно самоназвание. Имя, данное своей общности, может отличаться от имен, присвоенных данному этносу другими народами (экзоэтноним). Например, этнос, называемый себя «дойч», порусски именуется «немцы», по-сербски – «шваб» и т. д.

Топоним – название территории, где проживает тот или иной этнос. Но этноним не имеет, в отличие от топононима, географического характера. Этноним устойчив, передается из поколения в поколение и напрямую не связан с территорией первоначального расселения этнической общности.

Этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно попытки определить этнос через ряд признаков терпят неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается (что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями). Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В итоге формирования этой системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. Этническое самосознание – часть этнического сознания. Этническое сознание – общность мнений, оценок, представлений, установок, ценностей, в которых выражено отношение к этническим проблемам. Оно регулирует поведение членов группы через своих характеристики: этнические интересы, потребности, нормы, ценности и цели этнической группы (В. В. Волкова, 1992).

Читайте также:  Какие свойства могут характеризовать простое вещество

Проявления этнического самосознания

  • осознание особенностей этнической культуры;
  • осознание психологических особенностей своего этноса;
  • осознание собственных этнопсихологических особенностей;
  • осознание тождественности с этносом;
  • осознание себя в качестве субъекта этнической общности;
  • социально-нравственная самооценка этничности.

Выделяют типы самосознания:

  • этническое самосознание и
  • этнологическое самосознание.

Этническое самосознание действует на уровне обыденного сознания, фиксирует принадлежность к тому или иному этносу. Это выражается в выборе этносом наименования (этнонима), свидетельствующего об осознании членами этноса их единства и отличия от членов других этносов. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий:

  • осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференциация его от других этнических общностей, противопоставление «мы» – «они»;
  • осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентичности;
  • осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает формироваться этнологическое самосознание.

Этнологическое самосознание – осознание принадлежности к этносоциальной общности; осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры, понимание своего места в социальном мире. В результате развития актуализируется потребность в самоопределении нации, в создании собственной государственности. В крайнем своем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы этноцентризма и национализма. Главная задача этнологического самосознания – формирование национальной идеи. Как только идея оформляется, отражая основные потребности и интересы этнической группы, становится известной и доступной людям, принимается ими, у большинства членов этноса создается впечатление о нации как едином целом, отличном от других, т. е. в сознании людей начинается процесс национального самоопределения. Этнологическое самосознание основывается и на осознании сходства с другими этносами. Поиск общих интересов и взаимовыгодный обмен культурами и материальными ценностями – наиболее перспективный путь развития межнациональных отношений.

Понятие этническое самосознание близко к понятию «этническая идентичность» и «этничность» – терминам, наиболее принятым в западной научной традиции.

Довольно часто понятие этническое самосознание отождествляется с понятием этническая идентичность (ЭИ), считается синонимом. Однако это не совсем так. По мнению Г. У. Солдатовой (1998), ЭИ, с одной стороны, более узкое понятие, т. к. представляет когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой – более широкое, т. к. содержит слой бессознательного. ЭИ должна изучаться в двух аспектах – как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и как его «изнанка» – этническое бессознательное.

Психологический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след.

Этнографы в качестве определяющего фактора формирования этнопсихических свойств народа выделяют влияние культурной среды. Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограничения, т. к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе развития каждый народ создает собственную однородную систему ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самоопределения.

Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования психики этноса рассматривают влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа.

В антропологических исследованиях характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов как статичных психических особенностей народов. Исследования национального характера осуществляются при помощи понятий «базовая» и «модальная» личность.

Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса в результате всей совокупности специфических условий его существования. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.

Элементы психологического склада этноса:

  • этнический характер (ЭХ);
  • этнический темперамент (ЭТ);
  • этнические обычаи и традиции (ЭОТ).

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Определяется совокупностью социально-экономических, исторических, географических условий существования этноса. Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее ЭХ. Черты ЭХ могут преобразовываться или вовсе исчезать. Они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты ЭХ кажутся четко зафиксированными, закрепленными в ПСЭ. ЭХ объективируется в культуре народа (литературе, искусстве, танцах…), поскольку, с одной стороны, формируются культурой, с другой – оказывают существенное влияние на ее развитие.

Некоторые ученые сводят вопрос об ЭХ к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу: русские – широта души и удаль, грузины – гордость и горячность, латыши – холодность и скрытность. Но все эти черты в разной степени имеются у каждого народа. В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса. Специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретного этноса. Специфические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей общности.

Читайте также:  Какое из свойств алгоритма описывает возможность применения алгоритма к целому классу задач

Таким образом, уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими. Речь идет не о том, что этническая общность монопольно обладает той или иной чертой, а лишь о различиях между народами в степени ее проявления.

Этнический темперамент внешнее выражение ЭХ. ЭТ – это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части. У народов с относительно одинаковыми условиями жизни различия в глубине и быстроте реакций незначительны.

ЭТ максимально выражается в особенностях вербального и невербального общения, что отражается на темпе речи, количестве и энергичности движений, величине социальной дистанции, открытости в проявлениях чувств…

ЭТ обусловлен не силой нервной системы (ее подвижностью и возбудимостью), как это принято рассматривать в общей психологии, а установившимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.

Этнические обычаи и традиции – «статические элементы» ПСЭ. Обусловлены как объективными социальными отношениями, так и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. В них объективируются субъективные представления о нормах и правилах поведения.

Многие нормы и правила поведения усваиваются людьми с помощью механизма подражания. Изначально эти нормы предлагаются и внедряются в общность специально и сознательно. Последующие поколения утрачивают представление о цели и необходимости выполнения конкретного правила, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данного типа поведения уходит в подсознание. На уровне сознания закрепляется лишь ритуал, обычай или традиция. Именно поэтому мы точно не знаем, для чего нужно постучать по дереву, пустить в дом первой кошку, одеть невесте белое платье и фату.

Таким образом, обычаи и традиции объективны и субъективны одновременно, иначе они не сохранились бы, а исчезли быстро и безвозвратно. Они закреплены и зафиксированы в сознании и подсознании.

Этнические обычаи – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму.

Этнические традиции – обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Это определенные обственные установления, нормы и правила поведения, отношение к моральным и нравственным ценностям. Традиции влияют на психику прямо и опосредованно. Например, при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневной жизни и отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Этнические обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются в зависимости от условий, в которых живет этнос. Одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму.

Этническое – это целостная система отношений личности к природе, обществу, идеологии и морали.

В связи с этим Л. Н. Гумилев классифицировал этнические общности следующим образом:

1) по отношению к природе (к миру вещей):

– этносы, которые пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно (народы Крайнего Севера);

– динамически развивающиеся этносы за счет покорения, разрушения природы;

2) по отношению к обществу (к миру людей):

– комплементарные этносы, которые симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести основных этнических установок;

– некомплементарные этносы, у которых преобладают негативные оценки и страхи различной степени друг к другу;

3) по отношению к миру идей (дополнение Л. Г. Почебут):

– креативные этносы, создающие и продуцирующие идеи (эти идеи могут быть связаны с созданием новой религии, нового права, уникальной культуры, могут предлагать создание новых технологий);

– аккомодативные этносы, не склонные к продуцированию новых идей, а ориентированные на заимствование их у других этносов, могут быть:

• активными (завоевывают территории, перекупают ученых);

• пассивными (спокойно и дружественно принимают дары цивилизации, перерабатывают идеи и адаптируют их к своей национальной культуре и традициям, т. е. они разгружают мир от переизбытка идей и культур). Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей (например, христианская религия в Африке – африканизация религиозных ритуалов).

Бывает, что люди не только не считают свою культуру, нравы и обычаи лучшими, но и обнаруживают нечто вроде неполноценности и благоговеют перед всем чужеземным. Одно из исследований показало, что финны отдали предпочтение не своей культуре, а американской и датской. С другой стороны, люди способны объективно относиться к своей национальной культуре и позитивно оценивать не только свое, но и что-то чужое. Важно, что позитивно оценивая культурные достижения другого этноса, люди могут быть ориентированы на использование чужих идей для развития своей общности, что не рассматривается как унижение национального достоинства. Национальные интересы в таком случае гармонично включаются в систему общечеловеческих интересов, происходит взаимовыгодный обмен идеями и культурными ценностями.

Автор текста: С. Трифонова

Материал создан: 01.07.2016

оригинал статьи

Источник