Какими свойствами обладает игра

Какими свойствами обладает игра thumbnail

Игра (по Ожегову и Шведовой) – занятия, служащие для отдыха ,спортивного соревнования.

Игра (по Далю) – забава.

Игра (по Л. Выготскому) – развитие, воспитание.

По мысли академика Д. И. Узнадзе, играесть совершенно необходимое человеку спонтанное свободное действие его сил. «Игровой элемент» (Й. Хёйзинга) или «игровая модальность» (М. Каган) подобно эстетическому отношению пронизывает все сферы человеческого существования. Отсюда такие понятия, как политические, актерские, биржевые, полевые, олимпийские и т. п. игры; отсюда ощущение высшего мастерства как игры интеллектуальных и физических сил; отсюда широчайшее применение слова «игра» в переносном, метафорическом смысле, вроде игры ума и нервов, мышц и глаз, судьбы и фантазии, форм и пятен, струй и бликов.

Игра с точки зрения исследователя Й. Хёйзинги — это поведение. Она старше культуры, и «все основные черты игры уже воплощены в играх животных». Первое «исконное свойство» — сущность — «состоит в накале», в способности приводить в исступление, напряжение и радостность. Второе свойство как бы раскрывает эту суть: игра «отлична от Обыденного поведения в жизни»

Значение игры невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, как способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

По определению (Г. К. Селевко), игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Для игры особенно важны:

1. Занимательность и интрига, неожиданность поворотов, которые программируются при построении композиции

2. Возможность разной реакции участников, что требует готовности к экспромту в ходе проведения игры

3. Предоставление играющим возможности самостоятельного принятия решения в ходе общих правил игры.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С. А. Шмакову):

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

· творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (“поле творчества”);

· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”);

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

А) роли, взятые на себя играющими;

Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Г) реальные отношения между играющими;

Д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Коммуникативную: Освоение диалектики общения;

Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– функцию коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Гедонистическая.

– Нормативная (правила игры).

– Релаксационная (восстановление физических и психических сил).

– Коллективно-образующая (возникновение игровых отношений).

– Компенсаторная (компенсация того, чего человеку не хватает).

– Обучающая.

– Познавательная (познание себя и мира).

– Воспитательная.

– Самореализации.

Признаки игры по Й. Хейзинги:

1. Игра старше культуры.

2. Игра есть содержательная функция со многими границами смысла. «Игра создаёт временное ограниченное совершенство».

3. Игра занимает важное место в жизни.

4. Игра даёт выход избыточной энергии.

5. Эта функция (игра) помогает развитию инстинктоподражания.

6. Игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разгрузке.

7. Игра является своеобразным тренингом, востребованным жизнью.

8. Игра является упражнением в самообладании.

9. Игра удовлетворяет потребность в соперничестве и главенстве.

10. Игра является невинной компенсацией вредных побуждений.

11. Наличие характера состязательности в игре.

12. Относительная доступность и относительная прогрессивность (так как игра может быть регрессивной и вредной).

Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К. Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З. Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т. п.

Е. А.Аркин, Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Источник

Сущность понятия «игра» и ее характеристика

Читайте также:  Какие полезные свойства есть в помидорах

Определение игры – одна из наиболее сложных проблем в педагогике. Согласно данным Л.С.Выготского существует много различных определений игры. Мы рассмотрим некоторые из них.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у различных педагогов, имеется свой взгляд на понятие «игра».

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и реальнее того, который предлагается игрушечной лавкой». К.Д.Ушинский доказал, что содержание игры влияет на формирование личности воспитанника. [26]

В создании теории игры особая роль отводится исследованиям Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление воспитанника познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для воспитанников – это способ познания окружающего». [16]

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный воспитаннику вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В дошкольном возрасте он впервые становится таким, что моделью его поведения становится взрослый – носитель общественных функций. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может им быть в силу возраста. И тогда «быть взрослым» он может только в игре. В ней воспитанник берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. [2]

А.П.Усова определила, что игра – это особая форма освоения действительности по ориентации в смыслах жизни, форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни. [26]

К.Гросс полагал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. [8]

К.Бюлер считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре воспитанник получает функциональное удовольствие от действий самих по себе. Испытав наслаждение в игре, он старается его возобновить, повторяя действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни. Ребенок живет в тесном мире: квартира, семья, игрушки. И он старается раздвинуть границы этого мира с помощью игры. Он строит наблюдаемый им мир взрослых людей с помощью своей фантазии.[4]

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. [9]

Итак, проанализировав различные подходы к определению игра, мы считаем наиболее полным и содержательным определение, приведенное в педагогическом словаре. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [14]

Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности воспитанников, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы. Изучение данного материала позволяет осмыслить предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. [19, с.10]

На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек – самоделок, которые делают игровые интересы детей более устойчивыми, помогают их объединению в игре. Руководя игрой мы, тем не менее, не должны подавлять инициативу, самостоятельность детей. [20]

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие внимания и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает воспитанника точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Для развития мышления и воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней воспитанник осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. [12, с.14]

В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности. Игра – это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.

С.А.Шмаков выделяет в игре четыре главные черты:

– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

– творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п.;

– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. [25]

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на воспитанника, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

Читайте также:  Какие свойства есть у файлов и папок

– игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

– игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

– игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.[26]

Существуют разные виды игр:

– подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка;

– дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;

– игра-драматизация – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки;

– сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами воспитанники. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения;

– конструктивная игра – где воспитанники отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения, но в обобщенном, схематизированном виде. [9]

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность воспитанников имеет инициативный, творческий характер – дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. [18]

Таким образом, обнаруживается, что у большинства педагогов, таких как Л.С. Выготский, Н.К.Крупская, А.Н. Леонтьев, К. Бюллер, К.Д. Ушинский и др. имеется свой взгляд на понятие игра.

Одни считают, что игра – является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни, другие полагают, что это радость от самого действия, третьи утверждают, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Однако все исследователи сходятся во мнении, что игра является неотъемлемой частью в жизни дошкольников.

5

Источник

Рассмотрим главные свойства игры на примере игры, самой распространенной среди семейных пар, которой можно дать название “Если бы не ты”.

…Жена жаловалась на то, что ее муж постоянно очень строго пытался ограничивать ее светскую жизнь, из-за этого она так и не смогла научиться танцевать. А после того как она полностью излечилась у хорошего психотерапевта, что безусловно повлияло на ее установку, муж теперь стал себя чувствовать менее уверенно и стал ей больше разрешать. Теперь жена могла расширять поле своей деятельности и решительно записалась на уроки танца. Но вдруг она поняла, к своему ужасу, что до смерти боится танцевать перед посторонними людьми, и ей довелось бросить свою затею.

Это неприятное происшествие, так же как и другие, ему подобные, дало понять некие особенности брака этой женщины. Из всех своих ухажеров она выбрала в мужья наиболее деспотичного. В дальнейшем она получила возможность жаловаться на то, что “если бы не он”, то она могла бы заниматься разными делами. У большинства ее подруг мужья также были деспотичными, так что, засиживая за чашечкой кофе, они долго играли в игру “Если бы не он”.

Но вопреки всем ее жалобам стало известно, что муж на самом-то деле оказывал ей огромную услугу, запрещая совершать то, чего она сама чертовски боялась. Причем он по факту не давал ей возможности узнать о своем страхе. Это, наверняка, и стало одной из причин, из-за которой ее Ребенок достаточно прозорливо выбрал именно такого вот мужа.

Однако этим дело не заканчивалось. Жалобы жены и запреты мужа провоцировали появление постоянных ссор, что негативно сказывалось на их интимных отношениях. Муж чувствовал при этом себя виноватым, поэтому всегда дарил подарки своей жене. Если бы все было в порядке, то он этого не делал бы. Когда же муж дал жене намного больше свободы, то его подарки ставали и реже, и дешевле. Кроме дома и детей, у супругов, по существу, было мало общих интересов, и на этом фоне ссоры ставали для них важным событием, во время которых их диалоги выходили за рамки простого обмена репликами. В общем, семейная жизнь этой женщины служила подтверждением мысли, постоянно высказываемую ею: все мужчины – тираны и подлецы. Впоследствии выяснилось, что подобного рода ее установка имела отношение с навязчивыми фантазиями прошлого, в которых она представляла саму себя изнасилованной.

Приведенная игра может быть проанализирована по-разному. Очевидно, что она относится к явлениям из сферы социальной динамики. Получается, что, поженившись, эти мужчина и женщина получили возможность общаться, иными словами смогли установить социальный контакт. Посредством этого их семья приобрела статус социальной группы – в отличие, к примеру, от вагона поезда, где люди пространственно контактируют, но не часто пользуются возможностью социальных контактов и на основе этого создают асоциальную группу. Обоюдное же влияние этих мужа и жены на их реакции и поведение образует социальное действие.

Читайте также:  Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта

Не выходя за рамки разных дисциплин социальное воздействие можно понимать со многих точек зрения. Так как наши интересы находятся в области психодинамики нашей личности, то и такой подход можно отнести к социальной психиатрии. Мы словно в неявной форме рассуждаем о том, насколько эти игры соответствуют понятию “душевное здоровье”.

Подобный подход немного отличается от менее пристрастных и более нейтральных подходов социальной психологии и социологии в целом. В отличие от иных дисциплин психиатрия имеет право вмешиваться и закричать: “Погодите!”. Частью социальной психиатрии является трансакционный анализирование, а анализ игр представляет собой специальный пункт трансакционного анализа.

Объектом практического анализа игр считаются конкретные случаи, которые происходят в конкретных ситуациях. Одновременно с этим теоретическое анализирование игр пытается выделить и обобщить характерные особенности различных игр для того, чтобы их можно было всегда узнавать вне зависимости от их специфического культурного основания и сиюминутного вербального наполнения. К примеру, в теоретическом анализе игры “Если бы не ты” перечисляются ее характерные особенности так, чтобы данную игру можно было бы с легкостью распознать как в манхэттенском особняке, так и в новогвинейской деревне.

Причем сделать это возможно независимо от наличия связи игры с брачной церемонией или же с тем, откуда брать деньги на подарки для внуков, а также независимо от того, насколько тонко или грубо проделаны ходы в этой игре в соответствии с приемлемым уровнем откровенности между супругами.

Распространение той или иной игры в обществе входит в компетенцию этнографии и социологии. Анализ игр в области социальной психиатрии может осуществляться путем описания игр как таковых вне зависимости от того, как часто они встречаются. Возможно, данное разграничение не может быть исчерпывающим. Оно идентично различию между медицинской терапией и статистикой. Первая имеет дело с настоящими случаями малярии, где бы то ни было – в Манхэттене или в джунглях, а вторая интересуется тем, насколько сильно распространена, к примеру, малярия.

Тезис. Содержит общую характеристику игры, включая последовательность событий согласно фактам (социальный уровень), а также информацию об эволюции взаимоотношений, психологическом фоне, об их существенных особенностях (психологический уровень). Название данной игры нам известно – “Если бы не ты”.

Антитезис. Можно лишь предполагать, что некая последовательность трансакций считается игрой, пока не выяснена ее существенная значимость для игрока. В попытке доказать значимость можно воспользоваться отказом от игры или уменьшением “вознаграждения”. В таком случае Водящий постарается предпринять больше энергичных попыток, чтобы игра продолжалась. Но, столкнувшись с полным отказом принимать участие в игре или с заметным уменьшением “вознаграждения”, он может впасть в отчаяние – те есть состояние, в какой-то степени похожее депрессию, но отличающееся от нее определенными существенными чертами. Данное состояние более острое и в нем содержатся элементы растерянности и фрустрации, что может выразиться, например, в приступах безутешного рыдания. После успешной терапии эта реакция со временем может поступиться местом юмористическим подтруниваниям над самим собой, предполагающее Взрослое понимание: “Ну вот, снова я за старое!”

Следовательно, отчаяние находится под руководством Взрослого, а вот депрессия полностью руководствуется Ребенком. Состояние, которое противоположно депрессии – воодушевление, надежда, и живой интерес к окружающему миру, а противоположное состояние отчаяния – смех.

Антитезисом игры “Если бы не ты” считается отсутствие каких-либо запретов. Игра существует до тех пор, пока муж продолжает что-либо запрещать своей жене. Если вместо привычной фразы “Не смей!” он неожиданно скажет “Ради бога!”, ее тщательно скрытые страхи перестанут быть таковыми, и жена не сможет дальше продолжать обвинять во всем своего мужа. Чтобы лучше понимать происхождение игры, следует понимать ее антитезис и доказать его эффективность на практике.

Цель. Здесь описываются общие цели игры. Порой они представляют собой некоторое число альтернатив. К примеру, цель игры “Если бы не ты” формулируется как внушение себе уверенности (“Причина не в моем страхе, просто он мне не позволяет”), или же как самооправдание (“Все дело не в том, что я не пытаюсь, – просто он не пускает меня”). Первое свойство (внушение уверенности) является более очевидной и в большей мере отвечает потребностям в безопасности, которая так необходима жене. Поэтому сильно распространено мнение, что цель игры “Если бы не ты” заключается именно во внушении себе уверенности.

Роли. Как говорилось раньше, состояние Я – это психический феномен, а не роль. Поэтому следует формально находить между ними границы. Игры делятся на требующие присутствия двух, трех и больше участников – в зависимости от того, на сколько ролей они будут рассчитаны. Состояние Я любого игрока порой соответствует его роли, а иногда и нет.

Источник