Какими свойствами обладает голос
Методическая разработка
педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДШИ №12
Асеевой Ольги Олеговны
(структурное подразделение «Детский Епархиальный Образовательный центр» при храме в честь Святых Царственных мучеников)
Тема: «Свойства голоса. Понятие о голосе, силе голоса, высоте голоса, тембре, диапазоне голоса, вибрато, резонатор».
ГОЛОС – это совокупность разнообразных звуков, возникающих в результате колебаний воздух в дыхательных путях человека и распространяющихся в виде волн во внешнюю среду. Как всякий звук, голос имеет определенные свойства: Силу или громкость, высоту или частоту, тембр или окраску, диапазон, вибрато. В двух проявлениях человеческого голоса – разговоре и пении – эти свойства различны и певческий голос имеет свои особенности.
СИЛА ГОЛОСА (громкость) – это размах, амплитуда колебательных движений воздуха, зависит от силы звука, появляющихся в гортани и степень его усиления при прохождении по дыхательным путям. Она имеет большое значение для словесного общения на расстоянии, а в певческой работе особое значение при работе на сцене. Сила голоса может изменяться в зависимости от необходимости. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Сила голоса или громкость изменяется в децибелах.
ВЫСОТА ГОЛОСА – это способность органов слуха человека воспринимать частоту колебания воздушной струи, которая в свою очередь прорывается через колеблющиеся голосовые складки гортани в процессе голосообразования. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении, а в пении приобретать способность выражать музыкальные мысли. Высота звука – это частота движения голосовых складок за 1 секунду. Чем чаще совершается колебания складок и воздуха, тем более высокий мы слышим звук. Высота звука измеряется в герцах. У мужчин она колеблется от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. Таким образом, основным определяющим моментом для высоты голоса человека является пол человека, а если более точно сказать – гармональный фон – качество и уровень половых гармонов организма. Последний может меняться с возрастом, в связи с этим может и измениться и высота голоса. В процессе голосообразования высоты (или частоты) колебание голосовых складок регулируется напряжением их и зависит от размеров гортани – длины, ширины. Толщины упругости складок т. е. от «природы», но она может меняться в процессе обучения певца.
ТЕМБР или окраска звука – важное выразительное качество голоса, особенно певческого голоса, определяется различными терминами «светлый, «темный», «серебристый», «бархатный», «металлический», «мягкий» и др. В физическом значении тембр зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки голоса сложные и состоят из основного тона и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, высоты. Вершина обертонов называется формантами. Наличие в звуке высотных формант (высокая певческая форманта) делают голос серебристым полетным звонким. Низкочастотные форманты (низкая певческая форманта)глубоким мягким матовым. Таким образом обертоны и форманты обеспечивают характерное звучание голоса у каждого певца индивидуально. При современном уровне записи если вырезать певческую форманту голос обедняется и узнать кто поет не возможно. С физиологической точки зрения, тембр – это результат тонких процессов в психике, создающих основу для большого разнообразия модуляций тонов по высоте. Тембр может передавать состояние человека. С научной точки зрения у человека существует 2 тембровые разновидности: Вокальный тембр, определяющий гласные звуки Экстровокальный тембр – индивидуальная особенность голоса, характерная для разговорного голоса. По вокальному тембру мы определяем что говорит человек, по экстровокальному тембру мы определяем кто говорит. Певческий голос отличается особым тембром «поставленного голоса», звучащим звонко, ярко, объемно. Тембр определяет основной признак ценности голоса – качество звучания, на тембр обращают особое внимание при отборе в специальные учебные заведения – музыкальные училища, училища искусств, консерватории, академии музыки. Тембр – природное качество голоса, но он может улучшаться в процессе обучения. Вокальный тембр характеризуется такими элементами как: блеском (это как правило врожденное качество), объемом, плотностью, окраской. Умение певца изменять тембровую окраску звука – создавая различные оттенки тембра – имеет в певческом искусстве огромное значение для создания художественного образа. Самые блестящие способности и самые тембрально красивые голоса нуждаются в развитии, правильной постановки голоса, системной работы. Только разумное и упорное обучение может сделать ясным тембр, усовершенствовать гибкость и усилить силу голоса. И совершенно ясно что в тембрах будет столько оттенков сколько эмоций, переживаний в это будет вкладывать певец.
ДИАПАЗОН ГОЛОСА – объем тонов, которые могут быть воспроизведены голосом в приделах границ между самым низким и самым высоким звуком. Зависит он от возраста, пола, природных данных, вокального образования, развития голоса. Разговорный и певческий голос различается по диапазону: первый имеет тоновую чистоту в приделах одной октавы, а тоновый диапазон певческого голоса значительно шире и зависит от вокального образования. В процессе профессионального обучения диапазон должен расширяться т. Е. развиваться по возможности голосового аппарата до максимальной степени. Это как правило развитие крайней верхней части диапазона. Мужские голоса достигают диапазона в 2 – 2,5 октавы, а женские могут превышать 3 – 4 октавы (перуанская певица Има Сумак использовала 4 октавы). Такой большой диапазон это результат развития голоса и тщательной работы над ним. Увеличение диапазона – процесс тонкий, требующий осторожной, длительной работы и постепенного развития голосового комплекса.
ВИБРАТО – это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона. Певческий голос имеет приятную, ровную пульсацию, вибрирование голоса по силе и высоте – вибрато. Естественное вибрирование складок по амплитуде частоте зависит от их тонуса. Это индивидуальное качество голоса может меняться во время обучения. Оно может меняться в зависимости о тесситуры, силы звука, от психоэмоциональных переживаний певца и характера исполняемой оперной партии, произведения. Вибрато создает у слушателя ощущение богатства звучания, эмоционального исполнения и делает звук полетным. Отсутствие вибрато («прямой звук») превращает пение в безжизненное напряженное звучание. Изменение вибрато бывает при заболеваниях или при не правильном режиме работы голосового аппарата такие как: длительная форсировка, неустойчивое положение гортани что может привести к тремоляции, пение в высокой тесситуре не свойственной для природы голоса. Профессиональный певческий голос не может звучать качественно без использования резонаторов.
РЕЗОНАТОР – это полое тело, заполненное воздухом, имеющее стенки и выходные отверстия. В голосовом аппарате это грудная клетка (самый большой резонатор), полость глотки, рта, носа, и придаточных пазух носа. Необходимо сказать, что певец может сохранить свой голос молодым и свежим только тогда, когда будет постоянно присоединять головной резонатор ко всем остальным положениям звука. В этом и кроется великая тайна певцов сохранивших свой голос молодым и свежим до глубокой старости. В этом и заключается сложность достижения совершенства выбранной профессии.
Заключение.
Данная методическая разработка раскрывает понятие о голосе, о его свойствах: силе голоса, высоте голоса, тембре, диапазоне голоса, вибрато, резонатор, что помогает учащимся на занятии быстрее и легче справиться с поставленными перед ними задачами. Может использоваться в работе в качестве раздаточного материала учащимся старших классов отделений сольного пения в ДШИ и ДМШ, студентами средних и высших профессиональных учебных заведений, а также педагогами хормейстерами для ознакомления с теоретическими аспектами свойств голоса на занятиях с хором.
Список основной литературы
1. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» Москва 1968 год;
2. Кошкин Н. И., Ширкевич М.Г.: «Справочник по элементарной физике»; 10-е изд., 1988г.
3. Назаренко И.К. «Искусство пения» Москва 1968 год;
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Владос, 2002.
5. Трофимова С.Н.«Физиология голосообразования» Екатеринбург 2009 год;
6. Большая советская энциклопедия.
Источник
Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембр голоса — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Благозвучность голоса — чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять c благозвучием речи.
Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.
Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: “в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри”; нанизывание слов c несколькими согласными подряд: “всех чувств взор есть благороднее”; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: “и у Иоанна”. Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.
Полетноcть голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Тон голоса — эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего, его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создаётся c помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.
При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.
Источник
Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.
Главные качества любого голоса – это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса – это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах – нижних (трахея, бронхи) и верхних ( полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений.
Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Под последним понимается отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: В нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри; нанизывание слов с несколькими согласными подряд : всех чувств взор есть благороднее; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: и у Иоанна. Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.
Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Под тоном подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
Правильно поставленный, обладающий всеми необходимыми качествами голос – это одна из составляющих выразительного чтения. Второе необходимое условие – понимание задачи чтения произведения, цели произнесения речи. Выбор тона, темпа, даже тембра при произнесении речи или при чтении художественного произведения определяется именно содержанием текста и намерением говорящего. Принадлежность текста к определенному жанру также налагает свои требования на манеру чтения.
В рамках данного пособия не рассматриваются правила выразительного чтения. Мы ограничимся лишь приведением памятки для подготовки к выразительному чтению (см.: Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. М., 1990. С.55).
Как подготовиться к выразительному чтению
– Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
– Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
– Мысленно представь себе их.
– Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
– Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
– Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен.
– Прочитай текст выразительно.
Источник
Развитие голоса: высота, полетность, благозвучность, подвижность, тон”, январь 2012г.
1.
Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием
приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением
выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота,
тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства,
как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и
речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от
условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как
громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его
диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако
в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение
диапазона делает речь выразительнее.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена
строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся
в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость
носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то
использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Под благозвучностью голоса понимается
чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости,
гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего
звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части
полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим
и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его
концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности
губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и
свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи,
отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается
ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с
благозвучием речи
Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого
повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает
наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для
слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно
звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих
звуков без специальных стилистических целей: “в нашем классе много
учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и
лодыри”; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: “всех
чувств взор есть благороднее”; не рекомендуется строить фразы так, чтобы
получалось зияние гласных: “и у Иоанна”. Однако к технике речи
проблемы ее благозвучности не относятся
Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на
значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по
силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у
опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует
определенную цель.
Под тоном голоса подразумевают
эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи
говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым,
восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких
средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или
замедление темпа речи.
Темп речи
не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение
варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно
отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина
«Техника речи».
Развитие силы
голоса
Упражнение 1. Произнесите
тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Скажи погромче слово
«гром» –
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах! —
Затыкает уши.
Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу
расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!
Иду вперед (тирлим-бом-бом) —
И снег идет (тирлим-бом-бом).
Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные
или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению,
можно использовать для тренировки силы голоса.
Изменение
высоты голоса, то есть расширение его диапазона
Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь,
повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу:
“Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!”
Упражнение
5. Прочитайте стихотворение
таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало
содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным
регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Упражнение
6. “Рисуйте” голосом линию
движения прыжка в высоту:
Отработка
благозвучности голоса
Упражнение
7. Добейтесь звонкости,
собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.
Упражнение
8. Произнесите протяжно и плавно
(как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.
Тренировка
полетности голоса
Упражнение
9. Это упражнение надо выполнять
вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое
расстояние (хотя бы 6-10
метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но
отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением
упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что
рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать
известным содержание вашей беседы.
Упражнение
10. Придумайте речевую ситуацию,
когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии
и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.
Выработка
подвижности голоса
Упражнение
11. Произносите слова сначала
медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим
замедлением: “Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали…
быстро ехали”.
Упражнение
12. Прочитайте приговорку с
постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на солнышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Упражнение
13. Прочитайте стихотворение в
заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле – –
-(медленный темп)
Завертелись карусели. – – -(медленный темп)
А потом, потом, потом – – -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! – – -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, – – -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! – – -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите – – -(средний темп)
Карусель остановите. – – -(средний темп)
Раз, два, раз, два – – -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. – – -(медленный темп)
Упражнение
14. Укажите, в каком темпе надо
читать строчки стихотворения:
Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали —
и молчок!
Работа над тоном
речи
Упражнение 15. Произнесите фразу “Какая у него профессия” так, чтобы
выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть;
вопрос-переспрос; удивление.
Упражнение 16. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:
Пришла?! Мне
страшно за тебя! – – -(со страхом)
Во всем вини саму себя! – – -(со страхом)
Пришла?! А самолюбье где? – – -(с
осуждением)
За ним как верный пес везде! – – -(с осуждением)
Пришел!? Так обмануть меня! – – -(с
презрением)
Ты не мужик, а размазня! – – -(с презрением)
Пришел?! Вот и попался, друг! – – -(с
ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! – – -(с ехидством)
Пришла! Знать, так тому и быть! – –
-(радостно)
Нам друг без друга не прожить! – – -(радостно)
Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. – – -(с
тревогой)
Я поступила с ним так гадко! – – -(с тревогой)
Ушел! Гора свалилась с плеч! – – -(с
облегчением)
Избави бог от этих встреч! – – -(с облегчением).
Источник