Какими свойствами обладает декальцинированная кость

Какими свойствами обладает декальцинированная кость thumbnail

Вспомните

1. Вопрос

Что такое скелет?

Ответ:

Скелет человека — это совокупность костей человеческого организма, пассивная часть опорно — двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (система рычагов), вместилищем и защитой внутренних органов.

2. Вопрос

Какие типы скелетов встречаются в животном мире?

Ответ:

В животном мире встречаются следующие типы скелетов:

— гидростатический (у моллюсков и круглых червей);

— наружный (у ракообразных и насекомых);

— внутренний (у радиолярий, каракатиц и позвоночных).

Ответы к вопросам лабораторной работы № 4.

1. Вопрос

Какие свойства натуральной кости вы можете назвать?

Ответ:

Натуральная кость обладает прочностью, упругостью, твердостью.

2. Вопрос

Сожмите пережженную кость, попытайтесь ее согнуть. Что при этом происходит? Какими свойствами обладает пережженная кость?

Ответ:

Пережженная кость на сгибается, она рассыпается на твердые частицы, потому что становится хрупкой из — за отсутствия органических веществ.

3. Вопрос

Попробуйте согнуть и растянуть декальцинированную кость. Изменились ли ее свойства?

Ответ:

Декальцинированная кость сгибается и растягивается, но не держит форму, потому что минеральные вещества придающие кости прочность отсутствуют.

4. Вопрос

Объясните, почему кости (натуральные, декальцинированные, пережженные) обладают различными свойствами?

Ответ:

Кости состоят из неорганических и органических веществ, которые по совокупности придают кости прочность, твердость, упругость. Если какого — либо из составляющих компонентов не хватает, то свойства костей изменяются. При недостатке органических веществ кости теряют упругость, при недостатке неорганических — прочность.

1. Вопрос

Какие функции выполняет скелет? На какие части он подразделяется?

Ответ:

Скелет выполняет функции опоры, движения и защиты.

Различают скелет головы — череп, скелет туловища, к которому прикрепляются пояса конечностей — плечевой и тазовый, и кости свободных конечностей — рук и ног.

2. Вопрос

Докажите, что в движении участвуют не только мышцы, но и кости.

Ответ:

Скелет вместе с мышцами составляет двигательный аппарат. Кости в этом аппарате выполняют пассивную роль. Они являются рычагами, которые перемещаются в результате сокращения мышц.

3. Вопрос

Как классифицируют кости по форме?

Ответ:

Кости отличаются друг от друга формой и размерами. Различают длинные, короткие и плоские кости.

Примером плоских костей могут служить кости черепа, лопатки; длинных (трубчатых) — кости плеча, предплечья, бедра, голени; коротких — многие кости кисти и стопы.

4*. Вопрос

Нарисуйте схему строения трубчатой кости.

Ответ:

Нарисуйте схему строения трубчатой кости

5. Вопрос

За счет чего кости растут в длину и в ширину?

Ответ:

В толщину кости растут за счет надкостницы, в длину — за счет замещения хрящевой ткани костной в зонах роста.

6. Вопрос

Как устроено компактное вещество кости?

Ответ:

Компактное вещество пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющее форму костных пластинок. Костные пластинки в несколько слоев окружают полость канальца, образуя цилиндры, вложенные один в другой. Костные клетки располагаются позади каждого ряда. Они соединены между собой, образуя единую систему. Компактное вещество, находящееся под надкостницей, образует наружный слой кости.

7. Вопрос

Чем кости ребенка отличаются от костей пожилого человека?

Ответ:

У детей в костях процент органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, так как в них увеличивается процентное содержание минеральных солей.

8. Вопрос

Приведите примеры неподвижных, полуподвижных и подвижных соединений костей.

Ответ:

Неподвижно соединены кости черепа, кроме нижней челюсти.

Полуподвижное соединение осуществляется с помощью хрящей. Так соединены между собой позвонки, а также 10 пар ребер с грудиной.

Подвижные соединения костей называют суставами

9. Вопрос

Как устроен сустав?

Ответ:

Сустав образуют две или несколько костей, соединенных друг с другом прочными тяжами — связками из соединительной ткани.

Одна из костей образует суставную головку, другая — суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке. Ее стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров.

10*. Вопрос

Внутри суставной сумки давление меньше, чем в окружающем воздухе. Чему это содействует: улучшению подвижности или повышению прочности сустава? Что произойдет, если герметичность суставной сумки будет нарушена?

*для проверки своего предположения проведите следующий контрольный опыт. Возьмите стакан, приложите его ко рту и втяните в себя воздух так, чтобы стакан присосался к лицу. Теперь нажмите на кожу углов рта и впустите атмосферный воздух. Почему присосавшийся стакан отпадает?

Ответ:

Давление в суставе ниже атмосферного (отрицательное давление). Это препятствует расхождению костей и придает суставу прочность.

Синовиальные (суставные) сумки — это небольшие по размеру карманы, которые в своей полости содержат жидкость, которая уменьшает механическую нагрузку на сам сустав, поглощает удар, уменьшает трение поверхностей кости в суставе.

Если нарушить герметичность суставной сумки, то синовиальная жидкость вытечет из нее, давление сравняется с атмосферным, головки суставных костей при трении друг о друга будут стачиваться, в результате сустав потеряет прочность.

При проведении контрольного опыта, можно убедиться, что если мы втянем в себя воздух, то в стакане создается вакуум, как только мы нарушим герметичность, атмосферное давление в стакане и окружающем воздухе сравняется, и в нём пропадёт вакуум — присосавшийся стакан отпадёт.

Источник

I. Свойства декальцинированной и прокаленной кости

Для работы нужны: натуральная, декальцинированная и прокаленная кости, препаровальная ванночка или поднос.

Порядок работы

1. Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть?

2. Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Каким свойством она обладает ?

3. Можно ли растянуть кость, находившуюся в соляной кислоте? Какими свойствами обладает эта кость? Чем различаются декальцинированная и прокаленная кости?

II. Микроскопическое строение крови человека и лягушки

Для работы нужны: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп.

Порядок работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Установите под микроскопом микропрепарат крови человека.

3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты и зарисуйте их.

4. Теперь установите под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека?

Подумайте, чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

III. Подсчет пульса в разных условиях

Для работы нужны часы с секундной стрелкой.

Порядок работы

1. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин в положении сидя.

2. Сделайте такой же подсчет в положении стоя.

3. Подсчитайте пульс после 10 приседаний.

4. Полученные цифры запишите в таблицу:

Таблица
Таблица

5. Сравните и объясните результаты наблюдений.

IV. Условия действия ферментов слюны на крахмал

Для работы нужны: штатив с 3 пробирками, 3 пипетки, термометр, жидкий крахмальный клейстер, пробирка со слюной, разведенной в воде (1:1), слабый раствор иода в воде, слабый раствор НСl, водяная баня, лед.

Порядок работы

1. Возьмите 3 пробирки. В каждую пробирку налейте по 3 мл жидкого крахмального клейстера и столько же разбавленной водой слюны. Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37 °С, вторую – в сосуд со льдом. В третью пробирку добавьте 2 – 3 капли слабого раствора HC1 и поставьте ее на водяную баню при температуре +37 °С.

2. Через 30 мин выньте пробирки из сосудов и добавьте к их содержимому по 2 – 3 капли слабого раствора иода.

3. В чем различие окраски содержимого трех пробирок? Постарайтесь объяснить причины такого различия.

4. Запишите в тетради, какое влияние на действие ферментов слюны оказывают температура и реакция среды.

V. Условия действия ферментов желудочного сока на белки

Для работы нужны: штатив с 3 пробирками, 3 пипетки,термометр, хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5- процентный водный раствор NaOH, водяная баня, лед.

Читайте также:  Какими свойствами обладает метан

Порядок работы

1. Поместите на дно трех пробирок хлопья белка куриного яйца. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока. Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37 °С, вторую – в сосуд со льдом. В третью пробирку добавьте 2 – 3 капли 0,5-процентного раствора NaOH и поставьте ее на водяную баню при температуре + 37°С.

2. Через 30 мин выньте пробирки из сосудов. Как различается содержимое трех пробирок ? В чем причины такого различия ?

3. Запишите в тетради, какое влияние на действие ферментов желудочного сока оказывают температура и реакция среды.

VI. Строение головного мозга человека

Для работы нужны разборные модели головного мозга человека.

Порядок работы

1. Разберите модель головного мозга на 2 половины. Пользуясь цветной таблицей X учебника, на одной из половин разборной модели найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

2. Рассмотрите на модели расположение серого и белого вещества. Вспомните, чем образовано серое вещество и чем – белое.

3. Найдите мозжечок. Как в нем расположено серое и белое вещество ?

4. Рассмотрите большие полушария головного мозга. Пользуясь цветными таблицами X и XII учебника, найдите борозды и извилины, а также доли головного мозга – лобные, теменные, височные и затылочные.

Таблица X
Таблица X

Таблица XII
Таблица XII

5. Соберите модель головного мозга. На ее нижней поверхности найдите места отхода черепно-мозговых нервов.

6. Проработав содержание § 46 учебника, заполните таблицу:

Таблица
Таблица

Источник

Ответ или решение1

Какими свойствами обладает декальцинированная кость

Можно легко согнуть и растянуть кость, которая находилась некоторое время в соляной кислоте. Все из-за того, что эта кислота выводить из кости все минеральные вещества, которые придают прочность. Такая кость теряет свой белый цвет, стает гибкой и немного напоминает резину на ощупь. Прокалённая кость имеет все минеральные вещества, но она не имеет органических веществ. Они придают ей небольшой гибкости. Соответственно, прокалённая кость прочная, но очень ломкая. Её легко можно переломать и раскрошить.

Знаешь ответ?

Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?

Как добавить хороший ответ?

Что необходимо делать:

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Что делать не стоит:

  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Пример вопроса

Аноним

Русский язык

7 минут назад

Какой синоним к слову «Мореплаватель»?

Хороший ответ

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Плохой ответ

Аноним

Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.

Будьте внимательны!

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!

Как добавить хороший ответ?

Что необходимо делать:

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Что делать не стоит:

  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Пример вопроса

Аноним

Русский язык

7 минут назад

Какой синоним к слову «Мореплаватель»?

Хороший ответ

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Плохой ответ

Аноним

Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.

Узнай, что тебя ждёт на ЕГЭ 2020

Регулярно решая тесты, ты сможешь оценить свой уровень знаний и поработать над слабыми местами

Перейти к разделу

Какими свойствами обладает декальцинированная кость

Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?

Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков.Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!

Играть!

Получи подарки и стикеры «Вконтакте»

Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!

Узнать больше

Какими свойствами обладает декальцинированная кость

Источник

Орлова Ольга Александровна

Интегрированный урок по биологии и химии на тему “Химический состав, строение и свойства костей”.
8-й класс

Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей.
Задачи урока:
• образовательная: обобщить знания об основных функциях скелета; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
• развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения); убедить учащихся в единстве живой и неживой природы, целостности научного мировоззрения, используя интеграцию химико-биологических знаний.
• воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).
Проблема, которую призван решить урок: От чего зависит прочность кости?
Планируемые результаты обучения. В результате изучения данной темы учащиеся должны знать: а) химический состав кости, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости; б) особенности строения кости; определение и значение понятий: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг; уметь: характеризовать зависимость свойств кости от её состава и строения.
Подготовка к уроку. Учащиеся вместе с учителем химии заранее готовят прокалённые и декальцинированные кости для опыта. Часть костей прокаливают в муфельной печи (или в духовке), другую часть костей помещают в раствор соляной кислоты (10%) для растворения неорганических веществ.
Оборудование:
• модель скелета человека;
• проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint, фильм созданный в WindowsMovieMaker;
• выставка продуктов питания, необходимых для укрепления костной системы;
• подарки учащимся (молоко и творожные сырки);
• на столах учащихся раздаточный материал: прокаленные, декальцинированные и мацерированные кости, кусочек мрамора, салфетки; печатный материал: инструкционные карты для опыта, оценочный лист, кроссворд, рабочая тетрадь; на столе учителя: стакан с надписью “НСl” (в нем находились декальцинированные кости); карточки с формулами солей: карбонатов и ортофосфатов кальция и магния.
Структура урока:
I. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.
А.Просмотр видеофильма. Целеполагание.
Учитель биологии. Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались из просмотренного фильма, тема нашего урока напрямую связана со строением опорно-двигательной системы. И вы, конечно же, правы! Девизом урока мы выбрали слова Вольтера: “Движение – это жизнь”. Урок не совсем обычный – мы подготовили его совместно с учителем химии, для того, чтобы лучше разобраться в особенностях свойств и строения кости со стороны двух смежных предметов. <Слайд 1>. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: “Химический состав, строение и свойства костей”. <Слайд 2>.
Б. Формулировка цели урока. Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока).
Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей. <Слайд 3>
Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока.
II. Проверка знаний учащихся. Воспроизводящая беседа и тест.
1. Каковы основные функции опорно-двигательного аппарата?
2. Назовите отделы скелета и покажите их на модели скелета человека.
Сегодня мы предлагаем вам самим оценить свою работу на уроке. Нам предстоит выполнить три задания: тест, лабораторный опыт и разгадать кроссворд. Перед вами оценочный лист (приложение 1а), в него вы будете вносить оценки. В конце урока нужно поставить итоговую оценку, а так же оценить урок в целом и написать отзыв о нем. Подпишите свой оценочный лист и приступайте к выполнению теста.
3. Тест. <Слайд 4> Задание (2 мин.). Вам необходимо соотнести перечисленные названия костей с соответствующим отделом скелета. Листочки с заданием лежат у вас на столе.
Отделы скелета: Названия костей
1. Скелет туловища: а) затылочная кость
• Скелет головы: б) грудина
• Скелет конечностей: в) лучевая кость
г) скуловая кость
д) ребро
е) бедренная кость.
Ответы: 1……; 2……….; 3 ……… .
Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду
<Слайд 5>. Переходим к главному этапу урока.
Слайд 5
III.Изучение нового материала. Целеосуществление.
Учитель химии. Биология и химия – естественные науки. Они тесно взаимосвязаны и сегодня мы убедимся в этом на примере данного урока. <Слайд 6>.
Для химиков очень важна логическая взаимосвязь понятий:

Читайте также:  Какие значения могут быть у свойств вид линовки для объекта тетрадь

она является для химиков основной при изучении веществ (учитель прикрепляет карточки схемы на доске, учащиеся записывают в тетради). Интересно проследить эту взаимосвязь на примере веществ, из которых состоит костная ткань. И химия нам в этом первая помощница, ведь химия – это наука о чем? – О веществах. Кость состоит из чего? – Из веществ. Учёные установили, что в состав кости входят многие вещества, химический состав её очень сложен. Кость состоит из воды, органических и неорганических веществ.
<Слайд 8>. Обезжиренная, и обезвоженная кость (мацерированная) состоит на 1/3 из органических веществ, получивших название “оссеин”, и на 2/3 из неорганических. Химики установили, что в состав кости входят соли кальция и магния, среди них – известные нам: CaCO3; MgCO3; Ca3(PO4)2; Mg3(PO4)2. (Учитель показывает карточки с формулами солей – ученики называют вещества). Итак, кость состоит из многих веществ и обладает определёнными свойствами.
– Какие свойства кости позволяют ей выполнять свои функции?
– Твердость, прочность, гибкость. И очень важным свойством кости является прочность.
<Слайд 9>. По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами (медью, железом). Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля!
Кость очень прочна, а почему? (Постановка проблемы урока.)
А. Лабораторный опыт: “Свойства прокалённой и декальцинированной кости”
Мы постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения состава. И для этого проведём лабораторный опыт, ведь “опыт – кратчайший путь познания истины”, а народная мудрость гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, а я бы ещё добавила: “А ещё лучше потрогать”, ведь чтобы определить свойства (твёрдость, гибкость, хрупкость), нужно косточки потрогать (используйте салфетки).
<Слайд 10>. Цель опыта – найти ответы на вопросы: “Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на её свойства? ”.
Вы знаете, что для опыта нам нужны три кости животных: нормальная, прокаленная и декальцинированная. Спасибо всем, кто принял участие в подготовке опыта. Мы выяснили, что кость состоит из органических (ОВ) и неорганических веществ (НВ).
– Давайте вспомним: как мы получили прокаленную кость?
– Мы прокалили её длительное время в духовом шкафу.
– Что происходило с органическими веществами кости при прокаливании?
– Органические вещества сгорали, остались неорганические.
Запись на доске:
– Из каких веществ состоит прокалённая кость?
– Из неорганических.
– Как мы получили декальцинированную кость?
– Мы поместили кость в раствор соляной кислоты.
– Что произошло с неорганическими веществами в соляной кислоте?
– Неорганические вещества растворились, а органические остались.
Запись на доске:
– Как вы понимаете слово “декальцинированная кость?” Из каких веществ состоит декальцинированная кость?
Итак, сравним свойства прокаленной, декальцинированной и нормальной кости и ответим на вопрос: какие вещества определяют прочность кости? Перед вами инструкционная карта (приложение 1б). Читаем задание и выполняем его. Заполняем таблицу и делаем вывод, у вас есть возможность выбрать уровень сложности (на “5” или на “4”).
Проверяем заполнение таблицы по слайду. <Слайды 11, 12>. <Далее Слайд 13>
– Какое свойство наиболее характерно для прокалённой кости?
– Хрупкость.
– Какие свойства характерны для декальцинированной кости?
– Упругость, гибкость.
– Для нормальной?
– Твёрдость, упругость, гибкость, прочность.
– Какие вещества входят в состав кости?
– Органические и неорганические.
– Какое свойство кости зависит от органических веществ?
– Гибкость.
– Какое свойство кости зависит от неорганических веществ?
– Твёрдость.
– Уместно сказать о единстве живой и неживой природы, ведь в состав кости входит карбонат кальция, он же – мрамор, потрогайте, какой он твердый!
– Сочетание твёрдости и гибкости определяют прочность кости.
Вывод. Свойства кости определяются её составом. Прочность кости определяется единством органических и неорганических веществ. Оцените свою работу. Итак, мы убедились, что свойства кости зависят от состава. Но только ли состав влияет на свойства?
– От чего еще зависят уникальные свойства кости?
– От строения.
Б. Объяснение нового материала по теме: “Строение кости”.
Учитель биологии. Рассмотрим строение кости, и докажем что ее свойства зависят от строения. По ходу моего объяснения вы будете выполнять задание № 61 на стр. 27 в рабочих тетрадях на печатной основе (обозначение частей кости на рисунке).
– Ребята, назовите основную ткань, из которой построена кость?
Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение. <Слайды 14, 15>.
Снаружи кость покрыта надкостницей – тонкой, но весьма прочной оболочкой. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний – более грубый, волокнистый, с множеством кровеносных сосудов и нервов, и внутренний – тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний – образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в росте кости. Под надкостницей находится плотное компактное вещество – костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы. Ученые установили, что костные пластинки, входящие в состав костной ткани, располагаются не хаотично, а по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.
За компактным веществом прячется губчатое. В губчатом веществе есть ячейки, в которых расположен красный костный мозг. У взрослых он содержится в плоских костях, в губчатых, и на концах (эпифизах) трубчатых костей. Приведите примеры указанных типов костей. В красном костном мозге находятся клетки крови и их предшественники, жировые клетки, кровеносные сосуды и межклеточное вещество. Красный костный мозг – орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость в диафизах заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.
Губчатое вещество – более пористое по строению, и состоит из тонких перекладин. Они в основном параллельны костной оси и многократно соединяются друг с другом. Именно такие костные трубочки работают на сжатие и на изгиб, поэтому кости обладают значительным запасом прочности. Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни – Эйфелевой. <Слайд 16>.
Повторим основные понятия по строению кости: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг. <Слайд 17>.
4 Итак, мы рассмотрели строение кости, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли свойства кости от ее строения?”.
4 Вывод: Сегодня на уроке мы убедились, что свойства кости зависят не только от состава, но и от строения.
IV.Закрепление.
Учитель химии. Переходим к заключительному этапу урока. Мы предлагаем вам разгадать кроссворд, в который входят основные понятия урока. Впишите по вертикали нужные слова и по горизонтали вы получите слово, расшифруйте его смысл. Вариант 1 – отвечает на вопросы 1-5, вариант 2 – 6-10.
Кроссворд к уроку по теме: “Состав, строение и свойства костей”.

Читайте также:  Какое свойство характерно для жиров

З а д а н и е
Впишите нужные слова по вертикали. В выделенных клетках по горизонтали вы прочитаете слово, расшифруйте его смысл.
1. Свойство кости, обусловленное единством органических и неорганических веществ.
2. Неорганические вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.
3. Вещество кости, состоящее из костных перемычек и балок, которые образуют многочисленные ячейки. В ячейках находится красный костный мозг.
4. Совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.
5. Вещества, которые обеспечивают твёрдость кости.
6. Химический элемент, входящий в состав костей.
7. Наружный слой кости.
8. Красный костный ………… .
9. Свойство кости, которое зависит от органических веществ.
10. Разновидность соединительной ткани, из которой образован скелет.
Кто первым разгадает кроссворд, поднимите руку. Вас ожидает приз! После ответа “остеология” учащиеся проверяют кроссворд по слайду. <Слайд 18>.
– А как вы думаете, что означает слово “остеология”?
– Учение о костях.
Победителям вручается приз – молоко.
– Как вы думаете, изменяется ли состав костей с возрастом? Каким образом? Рассмотрим диаграммы “Возрастные изменения состава костей”. <Слайд 19>.
С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
– Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?
– Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?
– Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. В нашей школе по данным медосмотра у 36 учащихся нарушение осанки, в среднем звене – 18 человек уже испортили свою осанку. Не попадайте в их число! Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание. Об этом расскажет учитель биологии. <Слайд 20>.
Учитель биологии. Выдающийся русский анатом П.Ф. Лесгафт проделал интересный опыт. Он кормил четыре группы щенков разной пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков, которых кормили молоком и мясом, соотношение неорганических и органических веществ было примерно 1:1. Несколько меньше неорганических веществ в кости при смешанном питании, и особенно при питании растительной пищей, где это соотношение выражается 1:2. При недостатке неорганических веществ в кости, а именно солей фосфора и кальция, развивается заболевание, которое носит название – рахит. Соли не усваиваются из-за недостатка витамина D и солнечного света. В результате в такой кости соотношение неорганических веществ к органическим составляет 1:4, тогда как в нормальной кости 3:1. Кости ребенка, страдающего рахитом, мягкие, гибкие. Кости черепа, таза, грудной клетки, нижних конечностей деформируются. Профилактикой такого заболевания служит правильное сбалансированное питание, направленное на нормализацию нарушенных обменных процессов. Необходимо вводить в питание овощные продукты, белки и жиры, также употреблять фруктовые и овощные соки, крупяные каши, яйца и витамины группы B и D. Все перечисленные продукты представлены на нашей выставке здорового питания.
VI. Подведение итогов урока.
Подведем итог урока. Как вы считаете, цель урока нами достигнута? Если да, то ответьте на вопрос: “Так от чего же зависят свойства кости?”.
– Свойства кости определяются физико-химическим единством состава и строения. <Слайд 21>.
VI. Домашнее задание: стр. 93, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию об опорно-двигательной системе под рубрикой “Это интересно”.
А сейчас заполните лист учета, поставьте себе оценку за урок, а так же напишите отзыв об интегрированном уроке.
VII. Заключение, просмотр фрагмента фильма, вручение подарков.
Учитель химии. На память об этом уроке мы угощаем вас творожными сырками. Победителю викторины мы вручили молоко. Как вы думаете, почему мы выбрали такие подарки?
– Молочные продукты содержат кальций, он необходим для укрепления костей.
Надеемся, что старания химиков и биологов не напрасны. Следите за своей осанкой, занимайтесь физической культурой и правильно питайтесь. Желаем, чтобы ваши косточки были здоровы, а вы были всегда такими гибкими и пластичными.
Урок заканчивается демонстрацией фрагмента фильма, где показана красота и пластичность танца или спортивных упражнений

Приложение 1а.

Оценочный лист
Уч-ся 8 ____ класса.
Фамилия, имя уч-ся_________________________________________

Оцените свою работу на уроке.

№ Вид деятельности: Оценка Итоговая оценка
1. Тест
2. Лабораторный опыт
3. Кроссворд
4. Оцените интегрированный урок, напишите свой отзыв об уроке

Приложение 1б
Фамилия уч-ся ________________________________________
8 класс. Инструкционная карта. Лабораторный опыт.
Тема: «Свойства прокалённой и декальцинированной кости».
Цель. Найти ответы на вопросы:
• Чем определяется прочность кости?
• Влияет ли состав кости на её свойства?

Для работы нужны:
• прокалённая кость (1);
• декальцинированная (2);
• натуральная (3).
Ход работы:
1. Попробуйте согнуть прокалённую кость? Что происходит при попытке согнуть прокалённую кость? Каким свойством она обладает?
2. Можно ли согнуть кость, которая находилась некоторое время в соляной кислоте? Какими свойствами обладает эта кость?
3. Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли вы её растянуть?
4. Заполните таблицу (отметьте знаками + или -).
5. Сделайте вывод, выбрав уровень сложности.
6. Оцените свою работу и внесите оценку в оценочный лист.

Вид кости

Свойства
кости 1.
Прокалённая
кость 2.
Декальцинированная
кость 3.
Нормальная
кость
(Учтите тот факт, что живая кость отличается от выданной вам обезжиренной и обезвоженной кости).
Из каких веществ состоит кость?

твёрдость
хрупкость
упругость
гибкость
прочность
Вывод.
Уровень 1 (оценка 5).
Ответьте на вопросы:
1. От каких веществ зависит эластичность и упругость (гибкость) кости?
2. От каких веществ зависит твёрдость кости?
3. От каких веществ зависит прочность кости?
4. Влияет ли состав кости на её свойства?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 2 (оценка 4).
Вставьте пропущенные слова в предложении: «Свойства кости определяются единством ………………………… и …………………. веществ. Органические вещества обеспечивают …………………………. кости, неорганические ……………….., а их сочетание прочность кости. Мы убедились в том, что свойства кости зависят отеё …………………..».

Внесите свою оценку в оценочный лист.

Словарь. БЭС.
Твёрдость – сопротивление вдавливанию или царапанию.
Хрупкость – свойство тел разрушаться после незначительной деформации.
Упругость – свойство тел восстанавливать свою форму и объём после прекращения действия внешних сил.
Эластичность – способность матер?