Какими свойствами обладает акт применения

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 января 2014;
проверки требуют 2 правки.

Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Основные признаки[править | править код]

Некоторые учёные-юристы к внешней форме правоприменения относят и акты-действия (actus)[1][2]. Акты-действия выступают в качестве формы в тех случаях,, когда правоприменительная практика имеет свёрнутую, упрощенную структуру. Они служат тогда как бы генерализирующим компонентом, содержащим в себе большинство или даже все элементы практики. Их существование обусловлено характером определённой правоприменительной практики, и не случайно чаще всего они выражаются устно (устные приказы начальника воинской части…) либо с помощью определённых знаков, жестов и иных конклюдентных действий (жесты сотрудника ОВД, регулирующего движение транспорта…). Иногда акты-действия фиксируются в дальнейшем в письменном документе (удаление свидетелей из зала суда отражается в судебном протоколе…). Однако рассмотрение в качестве формы правоприменительной практики актов-действий не должно вести к отождествлению компонентов её содержания и формы[3].

  • Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.
  • Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
  • Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
  • Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права- документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
  • Правоприменительные акты обычно могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд или иной государственный орган в порядке и сроки, установленные законодательством. При этом, как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.

Виды[править | править код]

по форме:

  • приказы;
  • постановления;
  • указания;
  • представления;
  • резолюции;
  • протоколы;
  • решения;
  • разрешения;
  • предупреждения;
  • приговоры;
  • определения;
  • распоряжения
  • и др.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

  • акты государственных органов и общественных организаций;
  • акты главы государства — Президента РФ;
  • акты федеральных органов власти и управления;
  • акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
  • акты органов правосудия;
  • акты органов прокуратуры;
  • акты органов надзора и контроля;
  • акты коллегиальные и единоличные.

по функциям права:

  • регулятивные (приказ о повышении по службе)
  • охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

  • основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда)
  • вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

  • акты гражданско-правовые,
  • уголовно-правовые,
  • акты конституционно-правовые,
  • акты административно-правовые

по характеру:

  • материальные
  • процессуальные

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на:

  • акты однократного действия (наложение штрафа)
  • длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Общие черты с нормативными актами[править | править код]

Правоприменительные акты обнаруживают следующие общие черты с нормативными актами:

  • представляют собой, как правило, письменные акты-документы
  • исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц
  • обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Отличия от нормативных актов[править | править код]

Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых (НПА), в основном, в следующем:

  • акты применения права принимаются на основе нормативных актов и должны им соответствовать
  • акты применения права не являются источниками права
  • не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА
  • акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.
  • акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц
  • акты применения права рассчитаны на однократное применение
  • они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)
  • акты применения права могут быть выражен не только в письменной, но и в устной форме
Читайте также:  Какие камни подходят близнецам и их свойства

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Примечания[править | править код]

  1. Гарапшин К.М. Правоприменительная практика в советском и общенародном государстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 1985. — С. 60.
  2. Аверин А.В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей. — Саратов, 2003. — С. 79—81.
  3. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т.1. — Ярославль, 2005. — С. 331—332. — 547 с.

См. также[править | править код]

  • Применение права
  • Нормативно-правовой акт

Источники[править | править код]

  • Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2006. — 640 с. — 10 000 экз.

Источник

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение – не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные “казенные бумаги” выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на:

– уголовно-правовые;

– гражданско-правовые;

– административно-правовые;

– финансовые и др.

По субъектам их издания на акты:

– судебных органов, прокурорских, следственных, контрольных;

– органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;

– президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе – на:

– правоохранительные;

– правоисполнительные;

– правовосстановительные;

– правообеспечительные.

По последствиям – на:

– правообразующие;

– правопрекращающие;

– правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения – на:

– письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);

– акты-документы;

– акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.

Читайте также:  Какими свойствами обладает масло чайного дерева

Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

По названию акты применения права могут иметь форму:

– указа;

– постановления;

– приказа;

– распоряжения;

– протокола;

– резолюции;

– разрешения;

– приговора;

– акта о наложении штрафа;

– указания и т.д.

Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.

Дополнительно

Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Виды

1. По форме:

– указы;

– приговоры;

– приказы;

– решения и пр.

2. По субъектам, их издающим:

– акты государственных органов;

– негосударственных органов.

3. По функциям права:

– регулятивные (приказ о повышении по службе);

– охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4. По юридической природе:

– основные (выражают конечное решение по юридическому делу – приговор, решение суда);

– вспомогательные (подготавливают издание основных – постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

5. По предмету правового регулирования:

– акты гражданско-правовые;

– уголовно-правовые и пр.

6. По характеру:

– материальные;

– процессуальные

Признаки:

1. Издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

2. Строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

3. Направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Общие черты с НПА:

– представляют собой письменные акты-документы;

– исходят от государства;

– обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Отличительные черты с НПА

– акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать;

– акты применения права не являются источниками права;

– не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА;

– акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации;

– акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц;

– акты применения права рассчитан на однократное применение;

– они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Акты применения норм права должны отвечать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.

Источник

Определение. Акт применения норм права – это официальный документ, который издается на основе норм права и определяет персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности. Акт применения является разновидностью правовых актов, к которым относятся и нормативные правовые акты.

Общие черты правоприменительных и нормативных актов. Актам применения и нормативным, актом присущи следующие общие черты, они:

Читайте также:  Какими общими свойствами обладают все клетки

1. исходят от государства;

2. обеспечиваются компетентными органами (прежде всего государственными);

3. выступают властными по своему содержанию характеру документами;

4. обладают юридической силой (порождают юридические последствия, защищаются государством).

Признаки акта применения норм права. Правоприменительный акт отличается от других видов правовых актов тем, что он:

1. носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

2. носит разовый характер;

3. регулирует конкретные, определенные отношения;

4. содержит государственно-властное веление, обязательное для всех;

5. имеет собственную структуру.

В юридической литературе называются и другие особенности актов применения норм права. Отмечается, что они:

– применяются на основе норм права; конкретизируют норму права, не являются источником права, выступают юридическим фактом для правоотношений (А.В.Малько);

– представляют решение по конкретному делу официального компетентного органа, имеют определенную форму (Ф.А.Григорьев, А.Д Черкасов).

Сущность актов применения норм права составляет государственная воля, которая складывается из воли “перенесенной” в данный акт из нормы из волевой позиции правоприменительного органа по отношению к рассматриваемой ситуации. Таким образом, в акте синтезируется государственная воля и воля компетентного органа.

Правоприменительные акты могут приниматься не только, в письменной, но и устной форме и даже в форме жестов. Подобная форма, например, широко применяется работниками милиции, осуществляющими регулирование дорожного движения.

Структура правоприменительного акта. Правоприменительные акты состоят из четырех частей:

1. вводной;

2. описательной;

3. мотивировочной;

4. результативной.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и время принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

Описательная (констатирующая) часть. В ней описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется когда, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, т.е. излагается фабула дела.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резулятивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.) т.е. вывод правоприменительного органа.

Акты применения норм права в своей совокупности не создают системы, а в результате издания нормативных правовых актов создается система законодательства.

Юридическая сила правоприменительного акта. Акт применения норм права обладает юридической силой, под которой понимается свойство акта действовать, властно порождать определенные правовые последствия

Юридическая сила правоприменительного акта основана, во-первых, на юридической силе правовых норм (поэтому носит под нормативный характер); во-вторых, на государственно-властной компетенции правоприменителя.

По общему правилу, акты применения права вступают в силу с момента их принятия или в указанное время, или по истечению определенного срока, специально установленного законодателем для некоторых видов актов (например, приговоры, решения судов).

Основные требования, предъявляемые к актам применения, заключаются в том, чтобы акты:

1. строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются;

2. издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

3. содержали глубокую и всестороннюю мотивировку;

4. имели все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.

Виды правоприменительных актов. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

1. по субъектам:

– акты органов государственной власти;

– акты органов государственного управления;

– акты судебных органов;

– акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции);

– акты органов местного самоуправления (распоряжение мера города);

2. по характеру правового воздействия:

– регулятивные (решение суда по гражданскому делу);

– охранительные (приговор суда);

3. по назначению:

– основные (приговор суда) и

– вспомогательные (определение о предании суду);

4. по форме:

– отдельный документ (приговор суда);

– резолюция на материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения);

– устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транопорте);

5. по отраслевой принадлежности:

– акты применения норм уголовного права,

– акты применения норм гражданского права

– акты применения других отраслей;

6. по характеру решения:

– запрещающие;

– обязывающие;

– управомочивающие (поощрительные, удостоверительные);

7. по функциональному признаку:

– правонаделительные;

– правообеспечительные акты;

– акты-регламентаторы;

8. по способу выражения:

– акты-документы;

– акты-действия;

– акты-символы.

Источник