Какими свойствами обязательно обладает этнос
Общество состоит из социальных групп: родственных, производственных, поселенческих, социально-классовых, этнических, политических, досуговых и т.д. Группы, составляющие общество, взаимопересекаются и накладываются друг на друга. Требования, предъявляемые отдельными группами к индивиду, могут быть трудносовместимыми и даже противоречить друг другу.
Тем не менее, каждая социальная группа, составляющая общество, поддерживает какую-то часть целостной культуры. Некоторые из больших групп и социальных категорий играют особую роль. Важнейшей из таких групп является этнос.
Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или поздно распадаются или меняют свои границы; резко меняется состав граждан – вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиграция, разделение единого общества или наоборот объединение некогда самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к формированию этносов – больших социальных категорий, групп или квазигрупп, представители которых не обязательно образуют целостное общество (то есть, этнос, как правило, не обладает всеми свойствами общества). Например, этнос не обязательно занимает компактную территорию или обладает политическим суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соответствуют характеристикам общества. Этнос может быть частью какого-либо общества, или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу какого-либо общества, включающего, наряду с ним, относительно малочисленные этнические группы (“меньшинства”).
Таким образом, этнос – это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой, и отличающая себя от других таких же общностей.
Свойства, которыми обязательно обладает этнос.
1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, которые дают этому народу представители их этнического окружения. Например, армяне называют себя “хай”.
2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп. Однако этническая история ведется только от восточных славян.
3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык не обязательно должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.
4. Общность культуры.Здесь в первую очередь имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и коммуникации: обрядность, фольклор, мифология, и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от крестьянства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической культуры является профессиональное искусство.
Свойства, которыми не обязательно обладает этнос
1. Наличие государственности. Бывают этносы, имеющие свое государство, и не имеющие его в настоящее время, или не имевшие никогда.
2. Компактность проживания. Имеется в виду как территориальная компактность (то есть, проживание на взаимно граничащих территориях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного государства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.
3. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно связана с какой-либо одной конфессией. Однако в составе большинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкультуры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; например, православные чехи и поляки, русские-баптисты, евреи-протестанты, и т.д.
Этнос, по сравнению с обществом, обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на исторической арене. Он гораздо более стабилен по составу. Невозможно (или почти невозможно) насильно “инкорпорировать” иноэтническую группу в состав этноса, в то время как с обществами такие “операции” проделываются постоянно. Эта устойчивость границ, передача “этничности” по наследству от поколения к поколению через систему воспитания, обуславливает важнейшую социальную функцию этноса в современном обществе – он служит своеобразным “информационным фильтром”, позволяющим людям, принадлежащим к каждому конкретному этносу, идентифицировать себя с определенной социальной группой и ориентироваться на ее нормы и ценности, вопреки постоянно меняющемуся социальному окружению. Эта его функция осуществляется именно благодаря устойчивому социальному составу – ведь постоянство норм и ценностей при смене поколения может обеспечить только относительно постоянная по составу социальная группа.
Культура этноса не обязательно обладает свойством системности. Связано это с тем, что границы этноса в наше время весьма редко совпадают с границами общества. Поэтому этнос совсем не обязательно обладает собственной системой жизнеобеспечения. Нельзя построить в Якутии (или любой другой автономной республике РФ) собственную якутскую экономику – система жизнеобеспечения неизбежно должна опираться на совместные усилия представителей других этносов и других регионов РФ. Отметим, что в конце 80-х, начале 90-х гг. ХХ в. идеи построения самостоятельных “национальных” экономических систем на основе “традиционных трудовых навыков” весьма активно выдвигались представителями национальной интеллигенции ряда этносов России.
Этнос и нация
Значение понятия “нация” различается в русском языке и в западных языках.
В английском, немецком, французском под “нацией” понимается совокупность граждан какого-либо государства, то есть в это понятие вкладывается прежде всего политическое содержание; принадлежность к нации не предполагает этнокультурного единства. Баски – часть испанской нации. Северные ирландцы – часть британской нации.
В российской традиции под “нацией” понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этнического государства, или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.
Обычно этносы, давшие название государственным и другим территориально-административным образованиям (округам, автономным областям, и т.д.) называются титульными.Такое наименование означает тот факт, что именем этноса называется государство, либо автономная республика или округ, и ничего более.
Русская нация – это совокупность людей, причисляющих себя к русской культуре, и являющихся гражданами РФ. Остальное русское население мира входят в состав русского этноса. То же самое относится к армянам, евреям, и представителям многих других этнических образований.
Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего государства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами.
С этой точки зрения проблемным представляется вопрос, считать ли нациями титульные этносы автономных республик РФ. В Конституции РФ нет прямых указаний на то, что республики и округа должны обеспечивать воспроизводство культуры и самосознания титульных этносов. Однако законодательство большинства таких территориальных образований, а также реальная политика их руководства фактически такие функции осуществляет. Поэтому они могут считаться нациями.
Таким образом, нации являются этнополитическим общностями, в то время как этносы – этнокультурными.
Этнополитические общности имели свою историю развития. Принято выделять три исторические формы этнополитических общностей:
Источник
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
Предпосылки складывания этнической общности:
1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).
2) Общность языка.
3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Виды этнических общностей:
Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.
Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.
Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном и психологическом единстве.
Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.
Производным от понятия «нация» является термин «национальность».
Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.
Этническое (национальное) самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).
Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Этнонациональные общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации-государства.
Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о её новом качественном состоянии.
Основные тенденции развития наций в современном мире: | |
Межнациональная дифференциация | Межнациональная интеграция |
Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах. | Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. |
Формы | |
|
|
Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.
Межнациональные отношения — это:
1) отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;
2) отношения между различными нациями.
Формы межнациональных отношений:
1) мирное сотрудничество;
2) этнические конфликты.
Способы мирного сотрудничества:
1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции.
Этносоциальный (межнациональный) конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооруженных столкновений и войн.
Национальный вопрос — это вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.
Корни национального вопроса — в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов.
Причины межнациональных конфликтов:
1) несовпадение этнических и территориальных границ;
2) ухудшение экономического положения;
3) социальные противоречия;
4) национализм и шовинизм, возведённые в ранг официальной политики;
5) национальные и религиозные различия;
6) прошлые национальные обиды.
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Виды национализма:
1) этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности;
2) державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счёт малых народов;
3) бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (от гр. xenos — чужой и phobos — страх);
Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.
Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.
Геноцид (от гр. genos — род и лат. caedre — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Примером геноцида является холокост (от гр. holos — всеобщий и kaustos — сжигающий) — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939−1945).
Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений:
1) отказ от насилия и принуждения;
2) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ.
Основные направления национальной политики в России:
1) Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.
2) Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.
3) Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.
4) Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.
5) Поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.
Основные принципы национальной политики в России:
1) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
2) Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.
4) Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
5) Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
6) Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
7) Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
8) Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
9) Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
10) Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Темы эссе:
1. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
«Патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же — учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут считать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении».
Л. Н. Толстой
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Прошлым и настоящим народов (этносов) занимаются многие науки: археология, история, география, философия. Но есть и специальная дисциплина, главная задача которой — изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. Ее называют иногда этнологией, иногда народоведением. У нас эта дисциплина больше известна как этнография, что в буквальном переводе с древнегреческого означает “описание народов” (от греч. ethnos — “племя”, “народ” и grapho — “пишу”).
Этнос — исторически возникший вид социальной группировки людей, обладающий совокупностью признаков: единством территории, культуры на базе общего языка, хозяйственно-бытовых особенностей, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием и самоназванием.
Сразу следует сказать, что ни один из компонентов определения не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в третьих — религии и т. д. Не случайно все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех случаев, этнодифференци-рующий признак оказывается обреченным на неудачу.
Этносы — исторически возникшие социальные группировки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы).
Племя — появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. В основе — кровнородственные связи. Затем они заменяются территориальными, появляются союзы племен, на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Категория это историческая и примерами всегда приводят часть населения ряда бывших колониальных стран находящихся, якобы, на стадии племенной общности. Но, например, у австралийских аборигенов еще перед приходом европейцев насчитывалось около 500 племен со своим языком (диалектом), бушмены — жители пустыни Калахари — насчитывают более 20 племен, да плюс готтентоты, образующие с бушменами малую расу. Конечно нее, они образуют союзы племен (готтентотов — 130 тыс.). По Л. Н. Гумилеву, все это — этносы, находящиеся на разных стадиях этногенеза.
Народность — следующая историческая фаза этноса. Этническая общность, характерная для докапиталистических этапов развития человечества, ныне сохраняющаяся в большинстве стран Африки и ряде государств Азии и Латинской Америки. Нечто промежуточное между племенем и нацией.
Нация — наиболее развитая этническая общность с развитой системой экономических отношений, наличием литературного языка, национального самосознания, психологии и ряда других признаков, отличающих народы большинства государств мира. Считается, что английская нация, например, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., немецкая — к XIX в.
Чаще всего выражения “нация”, “национальность”, “народность” используются как синонимы слов “этнос”, “народ”.
Таких народов насчитывается на Земле до четырех тысяч. В большинстве своем это малочисленные народы — ме ее одной тысячи человек каждый. В то лее время, по под-четам ученых-этнографов, десять народов, каждый из ко-орых насчитывает более 100 млн человек, составляют око-:о 50% всего населения Земли.
В порядке убывания: китайцы-ханъ (население Китая остоит более чем из 50-ти народов, хань составляют 94% :аселения, остальные — чжуаны, уйгуры, тибетцы, мяо, :уэй и т. д.); хиндустанцы (на языке хинди это — название 1ндии, всего в Индии насчитывается около 1500 народов); .мериканцы США; бенгальцы (основное население Банг-[адеш и индийского штата Западная Бенгалия); русские; ‘разилъцы; японцы (самоназвание — нихондзин); пенджабцы, или панджабцы (в основном — жители индийского шта-‘а Пенджаб); бихарцы (Индия — штат Бихар, Бангладеш, 1епал); мексиканцы.
В ходе поступательного развития человечества процессы ‘тнического разъединения сменялись процессами этническо-о объединения. Наиболее интенсивно процессы объедине-шя развивались с появлением государств. Специалистами ъщеляются два вида этнического объединения — консоли-щция и ассимиляция.
Консолидация — процесс объединения родственных птносов и образование более крупных. Так, из родствен-[ых славянских племен сформировались русская, украинс-;ая и белорусская нации.
Ассимиляция — поглощение более крупным и разви-пым этносом менее крупного. Ассимиляция бывает на-:ильственной и ненасильственной. В качестве примера мож-го привести Россию до революции, где царизм насильствен-ю русифицировал другие народности, что проявлялось в гасаждении русского языка, православия, русской письмен-юсти.
В результате сложных объединительно-разъединительных фоцессов появились разные типы этносов по величине (так-юномические уровни): суперэтносы (метаэтносы), этносы, губэтносы. Например: суперэтнос — славяне, этнос — рус-
ские, субэтнос — казаки, поморы, вятичи, ярославцы и т. д. Казалось бы — очень четкое деление, но, к примеру, рУс-ские, украинцы, белорусы значительно ближе между с°-бой, чем, скажем, те же славяне — поляки, словаки, болгары.
Единство территории. Обязательно ли оно для этноса? Ведь в этнос входят и диаспоры (от греч. diaspora — “рассеяние”) — часть этноса, живущая в других странах, вне страны своего происхождения. Следовательно, надо разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса, важнейшее условие его формирования, и как фактор существования. Сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять: калмыки (самоназвание — хальмг) всего четыре века назад жили в Центральной Азии; венгры (самоназвание — мадьяр) за последние полторы тысячи лет сменили четыре, а возможно и пять территорий поселения (одно из них — на Урале, что сказывается на сходстве языка с башкирским, ханты и манси).
По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных территориях и имеющие сходные отдельные этнические признаки. Такие территории называются историка-этническими областями. К ним относятся, например, Западная Европа, Северная Европа, Восточная Европа, Северная Африка, Полинезия и т. д.
Культура на базе общего языка. Язык — важнейший отличительный признак этноса. Это как будто бы не нуждается в особых доказательствах, однако англичане и австралийцы, например, говорят на одном языке. На нем же говорят жители США и большая часть канадцев, и население Ямайки, и новозеландцы, и ирландцы. И все это разные этносы.
Другие примеры: одна часть швейцарцев говорит на немецком языке, другая — на французском, третья — на итальянском, а четвертая даже на рето-романском, на которомговорили древние ретийцы — племя, родственное вымершим этрускам. Мордовский народ сейчас говорит, по существу, на трех языках: мокша, эрзя (лесной и луговой), а так лее на русском, который стал для трети населения родным. То есть, общность языка не является обязательным признаком этноса.
По языку проводится классификация народов, называемая лингвистической. Учитывается генеалогия языка (т. е. его происхождение, общность праязыка), устанавливаемая при сравнении словарного состава и грамматического строя. Например, латынь Древнего Рима послужила основой группы романских языков (от лат. — romanus — “римский”): испанского, румынского, французского, итальянского, португальского, молдавского. Связано это с тем, что именно на эти земли распространялась власть Римской империи. Эту группу языков также называют латинской — от названия италийских племен (латины), заселявших современный Ла-цио — область в центральной Италии.
Русский, белорусский и украинские языки имеют много однокоренных слов, что позволяет этим народам свободно понимать друг друга. Следовательно, выделение этносов в самостоятельные произошло сравнительно недавно. Есть сходство между русским, польским, чешским языками, однако , оно значительно меньше, следовательно, и родство является более отдаленным.
По степени родства языки объединяют в семьи, группы, ветви. В названии семей отражается название предполагаемого района возникновения древнейшей основы языка. Всего в мире насчитывается свыше 2000 языков, входящих в 35 семей. Почти половина человечества говорит на языках индоевропейской семьи.
Пример структуры индоевропейской семьи.
Славянская группа:
западнославянская ветвь (или подгруппа) — поляки, чехи, словаки;
восточнославянская ветвь — русские, украинцы, белорусы;
южнославянская ветвь — болгары, сербы, хорваты и др.
Балтийская группа: литовцы, латыши.
Германская группа: американцы, англичане, немцы, шведы и др.
Романская группа: валлоны, итальянцы, испанцы, румыны и др.
Всего в состав семьи входят 11 групп.
На втором месте по численности населения находится китайско-тибетская семья, включающая более 20% населения Земли. Еще 5-7% населения, живущего в странах Африки и Азии, разговаривает на языках семито-хамитской семьи. Следовательно, на языках этих трех семей разговаривает 4/5 всего населения Земли.
По языковой принадлежности народы России группируются в 9 языковых семей, но подавляющая часть населения относится к четырем из них: индоевропейской (87% населения), алтайской (8), северокавказской (2), уральско-юкагирской (2%).
В индоевропейской семье самая большая группа — славянская (наиболее многочисленны русские, украинцы, белорусы), в алтайской — тюркская (татары, чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы), is северокавказской — нахско-дагестанская (чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины), в уральско-юкагирской — финская (мордва, удмурты, марийцы, коми).
Хозяйственно-бытовые особенности, этнические черты образа жизни. Между этносами существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище и т. д. и т. п.
Пища. Знакомство с каким-либо народом этнографы рекомендуют начинать с типичных для него трапез как в будни, так и в праздники, поскольку национальные особенности обязательно проявляются в кухне. У земледельческих народов (например, славян) основу пищевого рациона составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (например, народов Севера) — мясо; у занимающихся рыболовством (например, нанайцев, нивхов, ульчей на Амуре) — рыба. В Вос точном Китае и Японии рыба также является одним из важнейших продуктов питания, однако в Японии много блюд готовят из сырой рыбы, а китайцы даже хорошо просоленную рыбу не станут есть сырой. Напротив, монголы и тибетцы в Азии, зулусы в Африке не едят рыбу. Коренные народы Сибири, леса которой богаты грибами, не собирают их, а используют только мухоморы, и то в качестве наркотика. Индийцы не употребляют в пищу говядину, а мусульмане — свинину.
Вразумительного объяснения неприятию мусульманами
свинины никто дать не может, в основном ссылаются на то,
что свинья — грязное животное, мало разборчивое в пище.
Но географы должны понимать, что на сухих безлесных тер
риториях, исконно населяемых арабами-мусульманами, ос- !
новными домашними животными являются верблюд и осел,
а вовсе не свинья — животное влажных лесистых природ- ;
ных зон. Она для них — “чужая”. I
Для населения всей Средней Азии плов является национальным видом пищи, а для населения Кавказа — шашлык. ] Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде больших тол- } стых блинов (лаваш), а в Средней Азии — в виде лепешек.
Быт.Болгары, например, совершенно иначе, чем боль-шинство других народов, кивают при произношении “да” и | “нет”; американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколот- } кой); англичане — не умываются под текущей струей воды 1 (как, скажем, русские).
По особенностям быта донские казаки близки к украин- | цам, но говорят на русском языке и считают себя русскими. 3
Похожесть людей одного этноса также не всегда обяза- | те льна. Например, большинство латиноамериканских наро- j дов состоят из представителей трех разных рас. При разви- 1 тии этносов резкие расовые различия облика людей посте- J пенно исчезают в результате эндогамии — заключения ] браков внутри своего этноса.
Этническое самосознание — один из наиболее надежных показателей этноса, поскольку в нем как бы аккумули- |
руются и ощущение человеком своего происхождения, и близость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией.
Внешним признаком этноса является самоназвание — собственное имя, этноним. Именно самоназвание, поскольку имена, даваемые этносу другими народами, нередко существенно отличаются не только от этнонима, но и друг от друга. Например, этнос, называющий себя “дойч”, по-русски именуется “немцы”, по-французски — “алеман”, по-английски — “джемен”, по-итальянски — “тедеско”, по-фински — “саксаляйнен”, по-сербски — “шваб” и т. д.
Даже в том случае, если диаспоры, к примеру, русских, армян, поляков проживают в разных странах, любая из них осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самоназвание. И мы, русские, всегда знаем, что отличаемся от немцев, японцев, от любого другого на-
! рода.
! Каждый человек на вопрос: “Кто ты?” ответит, не заду-
мываясь: “русский”, “француз”, “перс”, “масаи”. Однако и лдесь бывают исключения, например, когда человек, родители которого имеют разную национальность, относит себя то к одному, то к другому этносу. Действительно, как, например, определить этническую принадлежность человека, отец которого — кумык из Дагестана, мать — из обрусевшей украинской семьи, а сам он родился и всю жизнь живет в Москве? По существовавшему в советское время и отмененному сейчас законодательству в паспорте он мог указать национальность или отца, или матери.
Вот, что говорил по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был русским писателем, этнографом, создателем “Толкового словаря живого великорусского языка”: “Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и >
принадлежит. Я думаю по-русски”. (Мать Даля была немка, ;
отец — датчанин, принявший российское подданство.) [
Следует, однако, заметить, что и эта формула не явля- 1
ется абсолютной, и здесь могут быть исключения. j
Национальное самосознание нередко принимает уродли- j
вые формы национального превосходства и национальной |
исключительности — национализма, шовинизма. Шовинизм 1
(франц. shauvinisme — от имени Н. Шовена, солдата, по- I
клонника завоевательной политики Наполеона I) — крайняя 1
агрессивная форма национализма. (“А я — Шовен, фран- j
цуз, солдат, / Бью бедуинов всех подряд”.) 1
Следует добавить, что этническое самосознание — явле- j
ние вторичное, производное от объективных факторов. Эт- 1
носы возникают не по воле людей, а в результате объектив- |
ных исторических процессов. 1
2. Прогнозы специалистов: тенденция |
к самоопределению этносов ]
I
В канун XX столетия существовало 60 государств. Сей- 1
час их более 200. XX век стал веком крушения великих им- |
перий: после первой мировой войны исчезли Оттоманская и 1
Австро-Венгерская, после второй — развалились колониаль- I
ные империи Великобритании и Франции, последними рас- 1
пались ЧССР, СФРЮ, СССР. I
Многие специалисты считают, что ныне существующие 1
государственные границы все более будут терять свое зна- 1
чение, если они не соответствуют языковому и территори- I
альному тождеству проживающих там народов. Ведь суще- ]
ствует “право наций на самоопределение, вплоть до отделе- I
ния”, закрепленное в Уставе ООН. Пройдет 20-30 лет и число 1
государств может увеличиться процентов на пятьдесят — |
более 300 независимых стран будет на политической карте I
мира. На самом верху многоярусной системы управления будет находиться ООН, более могущественная, чем теперь, или подобное ей образование, ответственное за мир на планете, ла защиту окружающей среды и другие глобальные проблемы. Второй ярус составят региональные группировки, подобные Европейскому Союзу. Сфера их деятельности — вопросы торговли, миграции, заключение договоров о коллективной безопасности. Не исключено и существование общего парламента. Именно в этом направлении, считают ученые-специалисты, мы эволюционируем. Этнические общины все •юлыпе ищут альтернативы традиционному государству, стремятся создать национальные образования, которые им более приемлемы, понятны и учитывают их исторический опыт. Т