Какими свойствами характеризуется внимание
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Внимание характеризуется следующими свойствами:
а. объемом; Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам, не связанным между собой.
б. распределением; Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания. Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.
в. концентрацией; Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.
г. устойчивостью; Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.
д. переключением. Переключение внимания – это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.
Билет №8 ПАМЯТЬ. Определение, теории, виды и питы памяти
Память – это познавательный когнитивный процесс, который состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим.
Греки называли память – Мнемозина считали ее матерью 9 муз (Музы греч. Μοῦσα — мыслящие). В греческой мифологии Мнемозина была женою Зевса и родила ему 9 дочерей: Каллиопа – муза эпической поэзии. Эвтерпа – муза лирической поэзии. Эрато – муза любовной поэзии. Мельпомена – муза трагедии. Талия – муза комедии. Полигимния – муза пантомимы и гимнов. Терпсихора – муза танцев. Клио – муза истории. Урания – муза астрономии.
Память можно изучать с помощью приборов – энцефалографов. Электроэнцефалография (ЭЭГ) (электро- + греч. encephalos — головной мозг + греч. grapho — писать, изображать) — раздел электрофизиологии, изучающий закономерности суммарной электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, а также метод записи таких потенциалов. Для диагностики процессов памяти с помощью энцелографов записывают результаты биоэлектрической активности мозга.
В истории известны люди с феноменальной памятью – Александр Македонский знал тысячи своих воинов по именам. Шахматист Алехин обладал такой памятью, что мог одновременно вести шахматные партии на 32 досках и помнил все шахматные ходы внутри каждой партии.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Внимание – самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств:
– объем,
– распределение,
– устойчивость,
– концентрация,
– переключение.
Объем внимания – количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания развивается довольно тяжело. У большинства людей он составляет от трех до семи единиц включительно. Следует учесть, что это касается только зрительного восприятия. В опытах с кратковременной (несколько десятков миллисекунд) демонстрацией зрительных объектов разным людям был выведен этот диапазон в 3-7 единиц. Объем внимания здесь можно рассматривать как объем восприятия, потому что одно отделить от другого невозможно.
Устойчивость внимания – способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте, не отвлекаясь на другие объекты. Устойчивость внимания – системообразующее его свойство. При полной неустойчивости внимания была бы невозможна любая интеллектуальная деятельность. На устойчивость внимания оказывает влияние:
– индивидуальные особенности человека,
– степень трудности материала,
– степень знакомства с материалом,
– понятность его,
– субъективное отношение.
Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на
другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро
ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Если бы внимание было сверхустойчивым, тогда человек не смог бы обратить свой взор на более важное в настоящий момент. Именно поэтому без переключения внимания не обойтись.
Степень развитости переключения внимания неодинакова у людей, зависит от целого ряда условий:
– индивидуальных особенностей,
– соотношения между предшествующей и последующей деятельностью,
– субъективного отношения к каждому из двух направлений деятельности.
Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Однако известно, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость тренируется, например, у летчиков и операторов.
Однако устойчивости и переключения внимания недостаточно для сложных видов деятельности. Существует еще распределение внимания – в буквальном смысле это способность распределить ресурсы внимания между несколькими параллельно исполняемыми действиями. Как компьютер может одновременно выполнять сразу несколько приложений, так и человек может быт занят сразу несколькими делами, каждое из которых требует внимания. Пример: женщина, одновременно вяжущая шарф, разговаривающая по телефону, смотрящая по телевизору сериал и краем глаза следящая за готовящимся на плите борщом. Распределение внимания тесно связано с общей интеллектуальной активностью человека.
Для самых сложных видов деятельности требуется предельная мобилизация интеллектуальных возможностей. И именно в этой связи появляется такое понятие, как концентрация внимания – способность мобилизоваться на восприятие одного сложного объекта, участие в одной сложной деятельности.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Внимание
- Виды внимания
- Внимание как условие сознательной деятельности
- Внимание, его диагностика и развитие
- Концентрация внимания
- Общие вопросы развития внимания
- Определение внимания
- Основные виды внимания
- Основные свойства внимания
- Понятие внимания
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присматриваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рис.7).
Рис. 7.Двойственное изображение (усеченная пирамида)
Следующее свойство внимания — концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат
феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства — переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство внимания — его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.
Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др.
Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов – воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.
Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, – это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей – это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.
Существует два основных вида классификации видов памяти – по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл.3).
Таблица3. Классификация видов памяти
Обе эти классификации являются независимыми друг от друга – например, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного характера.
Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две группы – объективные и субъективные (рис. 8). Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая – человека, запоминающего эту информацию.
Рис. 8. Факторы, влияющие на продуктивность памяти
Исследования психологов выяснили, что на прочность запоминания больше всего влияют два фактора: активность и осмысленность (рис. 9).
Рис. 9. Факторы, способствующие успешному запоминанию материала
Закон забывания Г. Эббингауза(выведенный при запоминании бессмысленных трехбуквенных слогов): «В течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее 20 % информации».
Закономерности запоминания, обнаруженные Г. Эббингаузом, показаны на рис. 10.
Рис. 10. Кривая запоминания Эббингауза
Закономерности работы памяти, обнаруженные Г. Эббингаузом
При запоминании материала лучше всего воспроизводится его начало и конец – «эффект края». Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз – через несколько дней. Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию. Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются. Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся. Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информации и подвергается изменениям. Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, и только потом – более сложные и недавние.
Источник
Общая характеристика внимания
Виды внимания
Свойства внимания
Психические состояния непатологической дезорганизации сознания
Общая характеристика внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида[1].
Критериями внимания выступают:
1) внешние реакции:
- моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
- вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);
2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;
3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);
4) избирательность (селективность) информации;
5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).
Основные функции внимания
Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов
Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями
Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности
Рис. 1. Функции внимания
Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:
- точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
- прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
- направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.
В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.
Виды внимания
Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности
(рис. 2).
Непроизвольное
Произвольное
Послепроизвольное
Виды внимания
Рис. 10.2. Классификация внимания
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.
Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика видов внимания
Вид внимания | Условия | Основные | Механизмы |
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителя | Непроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-ния | Ориентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляет | Ведущая роль вто-рой сигнальной системы |
Послепроизвольное | Вхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интерес | Сохраняется целе-направленность, сни-мается напряжение | Доминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес |
Свойства внимания
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3).
Объем
Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов
Переключение
Распределение
Устойчивость
Избирательность
Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому
Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)
Определяется длительностью концентрации внимания на объекте
Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели
Концентрация
Выражается в степени сосредоточенности на объекте
Свойства внимания
Рис. 3. Свойства внимания
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.
Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.
Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы[2]. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.
Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутрен-
няя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.
Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.
Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисципли-нированность, выдержка, настойчивость и самообладание.
Для сосредоточения внимания необходимо:
- концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
- не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
- отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.
Психические состояния
непатологической дезорганизации сознания
Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.
Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:
- во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность, поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
- во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.
Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние. Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность. Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.
Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.
Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.
[1] См.: Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.
[2] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. – С. 115.
Источник