Какими свойствами характеризуется развитие
На основе рассмотренных выше положений Ч. Дарвина относительно особенностей развития организмов, можно выделить некоторые выводы о свойствах развития в целом, так как живые существа являются наиболее сложным природным образованием и в их свойствах отражаются и общие свойства и всеобщие черты развития и движения материальных систем. Рассмотрим основные свойства.
1. Развитие — это всегда сторона проявления движения. Дарвин называл свою теорию «теорией развития путем изменения», подчеркивая универсальный характер развития. Развитие как переход из одной стадии в другую, от одного качества — к другому слагается из стадии разрушения и стадии возникновения, созидания. Импульс к развитию содержится внутри самой системы.
2. Развитие проявляется в одновременном возникновении новой формы устойчивости и соответствующей ей изменчивости. Одно предполагает другое. Изменчивость представляет собой результат взаимодействия внутренних свойств объекта (организма) и свойств окружающей среды. С чем большей энергией сохраняется данное состояние объекта, с тем большей энергией и быстротой происходят его изменения, кото-
214
рые по мере своего оформления приобретают устойчивость, но уже иного характера.
3. Развитие отличается ритмичностью, т.е. имеет свою
структуру, связанную с природой объекта. Наличие
внутренней логики, последовательности стадий про-
цесса определяет путь развития не только прогрессивных, но и регрессивных изменений системы.
4. Развитие связывается с ненаправленной изменчивостью, т.е. именно она служит основой для развития направленной тенденции как необходимости. Развитие, по Дарвину, есть переход случайных явлений, свойств в необходимые.
5. Развитию сложноорганизованной системы способствует сочетание нескольких факторов:
■ времени;
■ изоляции;
■ постоянства окружающей среды;
■ числа компонентов;
■ уровня дифференциации системы.
Дарвин подчеркивал, что сам естественный отбор только сохраняет полезные свойства в данных условиях среды. Важными компонентами являются:
а) продолжительность времени, в которое осуще
ствляется естественный отбор, так как она уве
личивает шансы благоприятных изменений;
б) изоляция организмов друг от друга;
в) численность подвергающихся изменению особей.
6. Чем разнообразнее качества взаимосвязанных объектов, тем богаче спектр слагаемых изменений, тем более содержательным и результативным является объединяющий их процесс развития. Но диапазон этих связей имеет предел, за которым утрачивается специфика данного конкретного вида развития.
7. Сложный процесс развития гасит слабые качественные изменения, которые, исчезая, усиливают общую тенденцию развития.
8. Возникновение направленности движения как условия развития связано с пространственно-временными свойствами объектов. Развитие объекта происходит именно в тот отрезок времени, в котором существует данный объект. И наоборот: пространство и время несут на себе печать природы объекта и его специфики.
9. Интенсивность роста как проявления развития является функцией времени: чем короче период развития системы, тем оно интенсивнее (например, грибы растут очень быстро, так как время их жизни ограниченно).
10. Развитие характеризуется не только приобретением системой более совершенных свойств, но и наличием условий для их реализации.
11. Для биологической организации является характерным отмеченный Дарвином «принцип экономии»:сокращение тех частей, которые стали излишними при изменившихся условиях среды, но при этом другая часть получает соответственно ускоренное развитие. Выражение «Природа щедра на разнообразие, но крайне скупа на нововведения» подтверждает то, что биологическое развитие, как и другие формы развития систем материального мира, характеризуется наличием взаимосвязанных стадий, подчиняющихся закону сохранения и превращения энергии. Если одно звено или стадия в процессе эволюции интенсивно развивается, то связанное с ним звено замедляет темп своего развития. Данное свойство реализуется лишь благодаря целостности и является следствием организации.
12. Организация и дезорганизация — диалектически связанные противоположности, позволяющие системе эволюционировать. Совершенствование системы связывают с повышением ее организованности, упорядоченности, т.е. с ростом ее информационного содержания.
13. Свойства самого процесса развития находятся между собой в системном единстве.
ТЕМА 14. ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ
Общепризнано, что отражение как всеобщее свойство материи существует лишь в непосредственной и неразрывной связи с движущейся материей. Поэтому особенно важно определить характер, содержание этой связи.
Отражение— это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления реагировать тем или иным способом на воздействие извне сопровождается определенными изменениями своей структуры, в результате чего между отражаемым и отражающим объектами устанавливается соответствующее структурное отношение.
Отражениезаключается в воспроизведении особенностей отражаемого объекта. Поэтому отражение присуще:
■ всем телам неорганической природы, например, след, произведенный воздействием одного тела на другое;
■ простейшим организмам, например, у протоплазмы, «раздраженной» тем или иным способом, появляется мутность и возникают определенные видимые изменения структуры. Эта внешняя ответная реакция протоплазмы на раздражение извне обуславливается внутренними изменениями, происходящими в протоплазме, — уменьшением дисперсных коллоидов, входящих в состав протоплазмы и ядра. Она свидетельствует о том, что противодействие отражающего объекта, возникающее в ответ на действие отражаемого, является сложным процессом, имеющем как внутреннюю, так и внешнюю стороны;
■ растениям, например, чувствительная мимоза свертывает свои лепесточки при приближении руки человека, комнатный цветок герань начинает очень сильно пахнуть, если до него дотронуться, и т.п.;
■ животным, например, ежик сворачивается «клубочком» при грозящей ему опасности, собака, находящаяся за оградой, начинает лаять на проходящего мимо человека и т.п.;
■ человеку, у которого отражение проявляется в раз
дражимости.
Получение знаний об окружающей действительности связано с отражением (вспомните, как дети во всем стараются копировать взрослых): при сдаче экзамена или зачета студент должен выразить отраженные или трансформированные в его мозгу знания, ранее изложенные преподавателем, и о степени адекватности отражения свидетельствует полученная оценка и т.д. Психическое отражение — это свойство высокоорганизованной материи.
ОТРАЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ
Отражение как всеобщее свойство материи существует потому, что все материальные объекты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Процесс взаимодействия предполагает взаимоотражение. Однако последнее не всегда возможно между взаимодействующими объектами, так как условия могут быть такими, что обратное действие отражающего не достигает отражаемого.
В процессе отражения материальные объекты взаимоотражают друг друга в соответствии со своей природой, ее спецификой. Отражение порождается во взаимодействии и сопровождает процесс взаимодействия материальных объектов. Процесс отражения является не только результатом процесса взаимодействия, но и моментом всякого движения.
Отражение как всеобщее свойство материи обнаруживается при всех формах воздействия. Взаимодействие есть единый процесс действия одного тела на другое и противодействия последнего. Отражение является необходимой основной частью любого противодействия, а значит, и взаимодействия. Существует мнение, что под действием отражаемого тела в отражающем происходят соответствующие внутренние изменения, а именно:
■ внутренние изменения во взаимодействующих телах;
■ внутренние изменения, адекватные воздействию извне;
■ необходимые изменения для активного реагирования тела на внешний фактор, которые и представляют собой процессы отражения.
В процессе отражения ответное действие отражающего всегда строго специфично и точно соответствует
218
характеру полученного воздействия. Эта особенность отражения имеет большое значение и выражает специфику формы движения материального объекта.
Когда говорят о движении объекта, то подразумевают при этом тот или иной материальный процесс взаимодействия его с другими телами. Когда же называется его то или иное свойство, имеется в виду способность данного объекта вступать в определенные процессы взаимодействия. Если материальный объект попадает в какую-то иную систему связи, то при этом у него может появиться свойство, способность реагировать специфическим образом на новые внешние воздействия. Проявление специфических свойств объекта возможно лишь в специфических взаимодействиях, в которые может вступать объект.
Источник
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей дочери.
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:
– Развитие как рост – процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной науке такое определение не встречается, так как рост – всего лишь одна из сторон развития, его внешний показатель и количественная характеристика.
– Развитие как созревание – морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое определение не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон развития.
– Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая.
– Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития, но при этом невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные.
– Развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. В данном случае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.
– Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».
– Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.
Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:
– количественными (качественными);
– непрерывными (дискретными), скачкообразными;
– универсальными (индивидуальными);
– обратимыми (необратимыми);
– целенаправленными (ненаправленными);
– изолированными (интегрированными),
– прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).
Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:
– Филогенез – развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
– Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.
– Онтогенез – индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
– Микрогенез – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задач) и т. п.
Основными свойствами развития являются:
– необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;
– направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
– закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
В современной психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.
Основные области психического развития:
1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
2) психосоциальная область развития, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;
3) когнитивная область развития, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных — субъект деятельности.
В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:
– динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);
– структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления;
– каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;
– онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.
Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.
Выделяют следующие виды развития:
– преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен;
– непреформированное развитие — тип развития, который не предопределен заранее;
– психическое развитие — развитие познавательных психических процессов;
– личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.
Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность . Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.
Рассмотрим каждый из факторов подробнее.
1. Наследственность – свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают, что генотип (генетическая конституция организма) содержит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
2. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Фенотип – совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда — понятие очень широкое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминантам психического развития относят обучение.
На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников).
3. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.
Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Источник