Какими свойствами должна обладать налоговая система
Налоговая система– это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система включает в себя такие элементы, как:
1) система налогов и сборов, установленных в стране;
2) система налогового законодательства;
3) система налоговых органов.
Налоговая система должна обладать двумя свойствами: продуктивностью и эластичностью.
Продуктивность означает, что налоговые поступления должны полностью покрывать обыкновенные расходы государства. Исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают половину от величины налоговых поступлений. На продуктивность влияет размер налоговой ставки. Есть определенная зависимость между величиной налоговой ставки и суммой поступлений в бюджет. Эта зависимость отражена Кривой Лаффера, в соответствии с которой, при увеличении ставок налогов, поступления от данного вида платежа в бюджет будут расти, однако, при увеличении ставки сверх определенного уровня повлечет за собой сокращение доходов, т.к. налог становится непомерно большим. Плательщик в данной ситуации прекращает свою деятельность, либо уводит свою деятельность «в тень», либо переводит ее в другую страну.
На продуктивность налоговой системы влияет неотвратимость платежа, т.к. всегда есть эффект уклонения, когда субъект обложения не уплачивает налог и при этом не переносит эту уплату на другое лицо.
Уклонение может быть непреднамеренным, например, в результате незнания обязанностей или преднамеренным (например, вследствие заведомого обмана или через отказ от покупки товаров, на которые налагается сбор).
Масштабы уклонений зависят от следующих факторов:
– уровня профессионализма работников налоговых служб;
– степени информированности хозяйственных агентов о действующем законодательстве;
– эластичности спроса и предложения;
– границ деятельности теневой экономики;
– высоты ставок обложения;
– размера налагаемых штрафов и др.
Эластичность характеризует способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства.
Существует несколько путей увеличения эластичности:
– путем простого повышения ставки изъятий нескольких налогов (например, подоходного c граждан, на имущество предприятий);
– путем увеличения доли косвенных налогов (таможенных пошлин, акцизов) в общей величине фискальных поступлений.
Эластичность налоговой системы имеет свои пределы. По расчетам западных специалистов, если налоговые изъятия превышают 50-70% от совокупного дохода плательщика, то налоговая система становиться неспособной к дальнейшему расширению.
Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
Основные экономические показатели налоговой системы:
1.Налоговое бремя. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени – 40-45%. Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, который отчуждается в бюджет. В макроэкономическом плане налоговое бремя – это процентное отношение всей суммы собираемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту.
2.Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. Этот показатель зависит от состояния экономики страны в целом. Чем больше развита промышленность, тем в больших объемах страна экспортирует готовый продукт. Правительства, заинтересованные в развитии национальной промышленности, уменьшают или вовсе ликвидируют экспортные пошлины, поэтому их поступления незначительны и наоборот, выше доля доходов бюджета от внутреннего налогообложения. В менее развитых странах-экспортерах сырья, протекционистская политика состоит в увеличении таможенных сборов, поэтому доля доходов от внешнеэкономической деятельности в этих странах выше.
3. Соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые налоги. Они не требуют развитого налогового аппарата и сложной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.
4. Структура прямых налогов. Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. В данном случае учитывается, какая сумма налогов поступает в бюджет от налогов, взимаемых с прибыли (дохода) и с других объектов налогообложения. Если доля налогов с прибыли (доходов) незначительна, то это означает, что плательщики не обладают достаточными доходами и государство вынуждено добирать налоги с других объектов.
Политико-правовой показатель отражает соотношение компетенции центральных и местных органов власти в вопросах введения налогов. Существует три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней по формированию доходов:
1) разные налоги – каждый уровень власти вводит свои налоги, при этом существует два варианта:
– полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установление налогов;
– не полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов, т.е. местные органы власти вводят местные налоги по своему усмотрению, но центральные органы власти устанавливают исчерпывающий перечень местных налогов;
2) разные ставки – основные условия взимания того или иного конкретного налога устанавливают центральные органы власти, а местные органы власти определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый конкретной местный бюджет. При этом общий размер налоговый ставки также может ограничиваться центральными органами власти.
3) разные доходы. При данной форме свобода местных органов власти не значительна, ибо в данном случае между бюджетами различных уровней делится сумма собранного налога. Порядок и условия раздела определяются центральной властью.
Налоговая система Республики Беларусь строится исходя из следующих принципов:
1. Единства налоговой системы. Этот принцип закреплен в Налоговом кодексе Республики Беларусь в статье 2 пункт 4-”Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушении Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствии для осуществления предпринимательской и другой деятельности организации и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами”;
2. Подвижности налоговой системы- налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отмены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощение данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы;
3. Стабильность налоговой системы. Налоговую систему можно считать стабильной и благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).
4. Множественности налогов. Согласно этому принципу налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения таким образом, чтобы комбинация различных налогов и облагаемых объектов образовывала такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
В теории существуют два вида налоговых систем:
1. Шедулярная–весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из них облагается особым образом – для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы, другие элементы налога.
2. Глобальная – все доходы физических, юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчеты налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. В чистом виде в Республике Беларусь ни она из них не преобладает.
2. Налоговая политика государства. Налоговое планирование предприятия
Налоговая политика государства – система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию конкретных задач, стоящих перед обществом.
Существует три типа налоговой политики:
1. Политика максимальных налогов. Существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и не сопровождается приростом государственных доходов.
2. Политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.
3. Политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.
Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговый механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитее или сдерживать его. Цель регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.
Исходя из налоговой политики государства, субъекты хозяйствования могут осуществлять налоговое планирование, которое представляет собой использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующего законодательства. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государством. В связи с эти, налоговое планирование необходимо отличать от уклонения от уплаты налогов.
Минимизация налоговых платежей может быть проведена по нескольким направлениям:
1. Выбор оптимальной организационно-правовой формы с точки зрения налогообложения (малые предприятия; недавно созданные предприятия по переработке, производству сельскохозяйственной продукции; индивидуальный предприниматель, а не юридическое лицо);
2. Выбор места для размещения и регистрации фирмы (разные регионы, СЭЗ);
3. Тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью (использование новых технологий, фирмы-экспортеры, включение в штат определенной категории работников);
4. Оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики (вложения в государственные ценные бумаги, реинвестирование прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, инновационные разработки).
Кроме того, налоговое планирование подразумевает использование всех возможностей хозяйственных договоров, безупречное ведение бухгалтерского и налогового учета, использование законных способов защиты нарушенных прав.
При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать и возможность для субъекта хозяйствования использовать особые режимы налогообложения. В частности, в соответствии со ст. 10 НК особый режим налогообложения применяется для плательщиков:
1) налога при упрощенной системе налогообложения;
2) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
3) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
4) налога на игорный бизнес;
5) налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
6) налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
7) сбора за осуществление ремесленной деятельности;
8) сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с определением налога,
видами налогов и историей налогообложения в
России; - научить выполнять расчёты по показателям
деятельности предприятия.
Развивающие:
- развивать культуру речи учащихся, умение
оперировать экономическими понятиями.
Воспитательные:
воспитание экономической грамотности;
России.
Оборудование и наглядность:компьютер,
мультимедийный проектор, экран,
демонстрационные слайды, рабочая тетрадь,
учебник.
Урок построен по методике развивающего
обучения.
Программно-методическое обеспечение:
- Программа по технологии. Автор В.Д. Симоненко
- Технология: учебник для учащихся 10 класса
общеобразовательной школы/Под ред. Симоненко.-М.:
Вентана-Графф, 2002.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
- Проверка посещаемости учащихся.
- Выравнивание знаний.
Учащиеся отвечают на вопросы (Слайд 1)
1. Какими признаками должен обладать
трудовой коллектив?
Ответы учащихся:
- должен иметь общую цель;
- наличие определённых правил и норм;
- свою организационную структуру и систему
коммуникаций (т.е. связи, взаимопонимания).
2. Между кем составляется контракт, и
какие основные пункты он включает?
Ответы учащихся:
- между руководителем предприятия (фирмы) и
отдельным работником
Включает в себя:
- функции сторон
- права и обязанности
- сроки контракта
- основания для расторжения контракта по
инициативе руководителя или рабочего - заработная плата
- рабочий день (с … до …)
- рабочую неделю с выходным днями (указать какими)
- ежегодный отпуск продолжительностью …
календарных дней - льготы и гарантии
- страхование
- забота о здоровье
3. Как рассчитывается производительность
труда токаря, швеи, каменщика?
- количество деталей, изготовленных за сутки/
количество часов работы = деталей / час - количество изготовленных деталей одежды за
сутки (например, карман, рукав, манжета) - выложенных квадратных метров в сутки
4. Какие формы оплаты труда могут быть
применены при начислении заработной платы.
швеи:
- сдельная, сдельно-премиальная, договорная
токаря:
- сдельная, сдельно-премиальная
учителя
- повременная
директора предприятия
- договорная
– Молодцы, ребята! Тему прошлого урока вы
усвоили хорошо. А теперь поработаем в группах. Мы
пришли к выводу, что все работники за свой труд
получают заработную плату. В нашей стране
зарплата является основным источником дохода
семьи. Существуют и другие виды источников
дохода граждан. Назовите их пожалуйста.
– доходы от собственности (сдача в аренду
гаража, квартиры на временное проживание и др.)
– доходы от акций и других ценных бумаг
(дивиденды)
– доходы от предпринимательской деятельности
(прибыль)
– доход от вложения денег на хранение в банк
(процент)
На что тратится заработанные членами семьи
деньги?
Выслушать ответы учащихся.
А имеет ли свои доходы и расходы государство?
Выслушать ответы учащихся.
На что нужны государству деньги?
Выслушать ответы учащихся.
А из чего складываются доходы государства?
Из налогов.
Что такое налог? Какие бывают налоги?
Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос.
Сегодня мы с вами займёмся обсуждением данного
вопроса. А теперь оцените, пожалуйста, свои
ответы, выставив оценку в Лист оценок.
Обоснуйте, почему поставили эту оценку.
Запишите тему урока “Налогообложение в
России” (Слайд 2). Презентация
II. Операционально-исполнительный этап.
1. Влюбой стране всякий вид деятельности,
приносящий доход, облагается налогом.
Налоги — обязательные платежи, взимаемые
государственными органами в бюджет и
внебюджетные фонды с граждан, предпринимателей,
предприятий. (Слайд 3)
2. Бюджет необходим государству для решения: (Слайд
4)
1) социальных задач – систем образования,
здравоохранения, науки, культуры;
2) для целей управления государством, т. е.
фискальных задач – содержания правительства,
армии, милиции, судов и других служб управления;
3) для повышения эффективности народного
хозяйства с помощью налоговых льгот.
3. Налоговая служба – одна из важнейших в
государстве с рыночной экономикой.
4. Назначение налогов и их отмена, их размеры,
льготы по налогам находятся в ведении
Федерального собрания России. (Слайд 5)
5. Общие принципы налоговой системы, права,
обязанности и ответственность тех, кто платит
налоги (их принято называть
налогоплательщиками), содержатся в Законе
Российской Федерации “Об основах налоговой
системы в РФ”.
6. Есть два важнейших принципа построения
налоговой системы: (Слайд 6)
предприятий различных форм собственности и
организационно-правовых форм;
возможностью его выплаты плательщиком – с его
имуществом и доходами.
Если налог превышает возможности предприятия,
оно может разориться.
7. В зависимости от соответствия доходов и
налогов, налоги бывают: прогрессивные,
регрессивные и пропорциональные. (Слайд 7)
Прогрессивные налоги – с увеличением дохода
ставка налога увеличивается;
Регрессивные – с увеличением дохода
налоговая ставка уменьшается; (Этот вид налога
стимулирует развитие производства товаров и
услуг и предпринимательства в целом)
Пропорциональные – налоговая ставка
одинакова для любых размеров дохода. Примером
является подоходный налог. Назовите,
пожалуйста, ставку подоходного налога в России.
(13 %)
8. Налогами облагаются: доходы и прибыль
предприятий, граждан; стоимость отдельных
товаров; определенные виды деятельности;
операции с ценными бумагами; пользование
природными ресурсами, имущество граждан и
предприятий; передача имущества; добавочная
стоимость продукции и др. объекты. Один и тот же
объект может облагаться налогом только один раз.
9. Различают прямые и косвенные налоги.
(Слайд 8)
Прямой налог взимается с плательщика.
Косвенный налог включается в стоимость
товара и перекладывается на покупателя.
Плательщиками налогов (налогоплательщиками)
являются юридические лица и физические лица.
10. По своему уровню налоги в России
подразделяются на: (Слайд 9)
– федеральные; (Слайд 10)
– налоги республик, краев, областей, округов;
(Слайд 11)
– местные налоги. (Слайд 12)
11. Рассмотрим наиболее важные из налогов для
предпринимательской деятельности: (Слайд 13)
Налог на прибыль предприятий.
1) Предприятие может получать прибыль:
сооружений, складов и т.д.);
акциям (дивиденды) и другим ценным бумагам, из
доходов от долевого участия в других
предприятиях на территории России).
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг
(Пр) рассчитывается по формуле:
Пр = Вр – Зр ,где
Вр – выручка от реализации, аЗр
– затраты на производство и реализацию
Сумма налога на прибыль определяется
плательщиком налога самостоятельно на основании
бухгалтерского учёта и отчётности. Налог
выплачивается ежеквартально.
2) Льготы по налогообложению прибыли.
израсходована на техническую реконструкцию,
перевооружение, расширение, освоение
производства. Эта льгота касается предприятий,
работающих в приоритетных направлениях
(нефтяная, угольная промышленность, производство
медицинской техники, продовольствия,
медикаментов). На 30% сокращается облагаемая
прибыль, израсходованная на создание
природоохранных объектов.
которую предприятие расходует на содержание
своих объектов здравоохранения, образования,
культуры и спорта, детских и дошкольных
учреждений.
предприятием на благотворительные цели, в
экологические и благотворительные фонды.
предприятиям (с численностью до 100 человек),
предприятиям, устраивающим на работу инвалидов.
Налог на доходы физических лиц.
Выплачивают все граждане (физические лица),
постоянно или временно проживающие на
территории России.
Данным налогом облагается общий доход,
полученный в календарном году, от источников в
России и за её пределами в денежной либо
натуральной форме. В последнем случае
учитываются рыночные цены на доход. Рассмотреть
и обсудить данные за 1999 г, представленные в
табличной форме. (Слайд 14)
В облагаемую налогом сумму дохода не
включаются:
- государственные пособия (по уходу за ребёнком,
по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.) - все виды пенсий;
- пособия по безработице;
- выигрыши по облигациям государственных займов
и лотереям; - проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный
банк; - алименты и др.
Налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС – косвенный налог, который представляет
собой изъятие определённого процента прироста
стоимости, который создаётся на всех стадиях
производства товаров, работ и услуг и вносится в
бюджет по мере их реализации.
НДС включается в цену реализуемого товара и
уплачивается предприятием в бюджет ежемесячно,
исходя из фактического оборота по реализации
товаров, работ и услуг.
12. Выполнение практических работ (стр. 34, 35).
1) Предприятие опубликовало рекламу в
периодическом издании, заплатив за это 1,3 тысяч
рублей. Определите налог на рекламу, если ставка
налога составляет 3 % от затрат.
Решение: 1,3*0,03=0,39 тыс. руб.= 390 рублей
2) Показатели деятельности предприятия
приведены в таблице (Слайд 15). Заполните
таблицу, сделав недостающие расчёты.
Всего валовой доход = 5760+65+3,5= 5828,5 д. е.
Всего расходов = 340+2,5+1,5+0,3+1,2= 345,5 д.е.
Чистая прибыль, подлежащая налогообложению до
её распределения = 5828,5 – 345,5= 5483 д.е.
Налооблагаемая чистая прибыль до её
распределения = 5483 – 10,5 = 5472,5 д.е.
Сумма налога на прибыль = 5472,5/100*32 = 1751,2 д.е.
Учащиеся делают самооценку работы на данном
этапе урока, комментируя поставленные оценки.
Рефлексивно-оценочный этап
Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового.
Давайте проверим, как вы усвоили новую тему.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Что такое налог?
- Для чего государству необходим бюджет?
- В ведении какого государственного органа
находятся назначение налогов и их отмена, их
размеры, льготы по налогам? - Какими свойствами должны обладать налоги?
- Какие налоги включает в себя налоговое
законодательство? - Какие налоги выплачивают предприниматели?
- Куда используются средства налогоплательщиков?
- Какие учреждения и организации занимаются
надзором за сбором налогов?
А теперь выполните самооценку,
прокомментировав поставленные оценки.
Поставьте оценку за урок.
III. Анализ урока. Сообщение оценок.
IV. Домашнее задание.
§ 5, стр. 28-36, ответить на вопросы, стр.36
Написать сочинение “Как использовать систему
налогообложения для повышения экономической
активности населения?” (Слайд 16)
Лист самооценки и слайд “Налогообложение в
России” прилагаются (Приложения 1, 2)
Источник